Классный час в 7 классе "Улыбка Джоконды"
классный час (7 класс) на тему

Мойсеева Елена Иннокентьевна

Классный час направлен на эстетическое воспитание обучающихся. В течение классного часа ученики будут рассматривать репродукции, слушать музыку, читать стихи - словом, соприкасаться с прекрасным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ulybka_dzhokondy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Улыбка Джоконды

«Джоконда» подобна древнему

загадочному сфинксу, который

таинственно улыбается из рамы

картины Леонардо да Винчи и,

кажется, предлагает восхищённым

столетиям загадку, которую они

ещё не решили.

                                           Т.Готье

   

- Прочитайте, пожалуйста, тему классного часа и эпиграф.

  Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня?

- Леонардо да Винчи… Творчество этого гиганта эпохи Возрождения всегда волнует воображение. Его творчество является высочайшим пиком культуры Ренессанса. Леонардо – изысканно и богато одетый красавец, очаровывающий, располагающий к себе все сердца. Он всегда невозмутим, непроницаемо приветлив. Он – человек без корней. Без матери и, по сути, без отца. Без семьи, без родины, вне политики, вне истории и вне религии. Ему, кажется, всё равно, где жить и кому служить – Лоренцо Великолепному, папе или французскому королю, - лишь бы ему позволили заниматься тем, чем он хочет.

- Прослушайте стихотворение Дмитрия Мережковского «Леонардо да Винчи» (читает заранее подготовленный ученик):

О Винчи, ты во всём единый:

Ты победил старинный плен.

Какою мудростью змеиной

Твой страшный лик запечатлен!

Уже, как мы, разнообразный,

Сомненьем дерзким ты велик,

Ты в глубочайшие соблазны

Всего, что двойственно, проник.

И у тебя во мгле иконы

С улыбкой сфинкса смотрят вдаль

Полуязыческие жёны, -

И не безгрешна их печаль.

Пророк, иль демон, иль кудесник,

Загадку вечную храня,

О Леонардо, ты – предвестник

Ещё неведомого дня.

Смотрите вы, больные дети,

Больных и сумрачных веков:

Во мраке будущих столетий,

Он, непонятен и суров, -

Ко всем земным страстям бесстрастный,

Таким останется навек –

Богов презревший, самовластный,

Богоподобный человек.  

- Как вы думаете, что особенно выделяет Мережковский в этом великом художнике?

  Ребята называют, а классный руководитель записывает слова на доске.

Получается примерно так:

              мудрость,  сомненье дерзкое,  печаль,  загадка,  неведомый день,     богоподобный человек

- О чём говорят вам эти слова? Какие ассоциации вызывают?

- Леонардо ежемесячно получал от Пьера Содерини содержание. Однажды, когда он пришёл в банк, чтобы получить причитающееся, кассир хотел выдать ему несколько кульков с грошами, но Леонардо не пожелал их брать, заявив: «Я – не грошовый живописец». В то время к художникам относились так же, как к плотникам, каменщикам, чулочникам и прочим ремесленникам. Но потом это отношение меняется, это видно из трактата флорентийского философа IV века Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека». В трактате говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, чтобы «был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы её красоту, восхищаясь её размахом: «Принял Бог человека и сказал: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь».

- Какое слово является ключевым в данной истории?

  Правильно, Человек. Давайте запишем это слово на доску к уже написанным там.

- Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека? (В центр мира)

- Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа? (свободным и славным мастером, который сформирует себя в тот образ, который сам предпочитает)

- Ещё раз посмотрите на ключевые слова. Вспомните, какая картина у Леонардо да Винчи самая загадочная, мудрая в своей таинственности?

- В образах, создаваемых Леонардо, всегда ощущается какая-то загадочность, в них присутствует тайна его личности; именно это, в первую очередь, волнует, манит зрителя, заставляя его напряжённо вглядываться в картину; в леонардовских образах есть какая-то неуловимость.

Показать репродукцию картины «Джоконда»

    Этот портрет сегодня самое знаменитое живописное произведение на земле. Трудно в наши дни найти человека, который не знал бы об этом портрете или не видел его репродукции. А в крупнейшем музее мира, Лувре, где «Джоконда» хранится уже почти пять веков, в каждом зале помещён указатель с краткой надписью: «К «Джоконде», к главному сокровищу музея.

В чём же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Вглядитесь в образ моны Лизы.

  Ученики рассматривают портрет под музыку Шумана или Шуберта «Ave, Maria»

 

 Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе. Тем не менее это факт: в наше время «Мона Лиза» выглядит не так, как тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Когда на них смотрели, становилось ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется. Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминается в исторических источниках, теперь совершенно не просматриваются, тёмная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный эффект. Эти изменения скорее досадны, чем трагичны: шедевр сохранился, и мы должны быть благодарны, что он в таком прекрасном состоянии.

- Что вы, ребята, увидели в Джоконде?  О чём вам говорит  её улыбка? Что, как вы думаете,  могло вызвать такую милую, тихую, таинственную улыбку на лице моны Лизы?

- К какому жанру можно отнести эту картину? (Портрет на фоне пейзажа)

- А что интересного в колорите картине?  (Спокойный, тёплый, как и улыбка этой женщины, присутствие светотени так же таинственно, как и героиня).

-Ребята, а как вы думаете, почему художник поместил её в центр  картины?

(Она – центр мироздания, за ней Вселенная, она – мадонна, женщина и значит мать, создательница и хранительница будущего).

-Давайте представим события, предшествующие мигу, запечатлённому на картине, или минуты, последовавшие после этого.

- А вот что говорит о происхождении улыбки на лице Джоконды известная писательница Маргарита Владимировна Ямщикова:

«…Леонардо работал упорно, со всем увлечением, на которое был способен, и внимательно следил за настроением своей модели. Ему так важно было разбудить эту застывшую в своём равнодушии, апатичную женщину, усыплённую скучным обиходом банкирского дома с его однообразным благополучием!..

  …Модель, большею частью молчаливая и робеющая перед этим высоким человеком с серо-голубыми глазами, полными глубокой проницательной мысли, однажды заговорила. Она стала спрашивать об уме человека творящего, как, например, художник, поэт или изобретатель, и о разуме, который бывает у людей дела и который нужен только для повседневной жизни, наконец, об уме животных, которые порою жертвовали жизнью для спасения своих детей, а собаки, например, даже и для спасения человека.  Она бросила неопределённый вопрос:

- Я не знаю, как это и почему это… на свете много непонятного, интересного.. и… и как понять и оценить человека? Есть люди, которых не понимают окружающие, а они понимают многое… Есть даже предсказатели погоды… и совсем верно предсказывают… я таких видела…

   Леонардо чуть усмехнулся, а потом сказал серьёзно:

- Если сеньора хочет, я расскажу ей сказку…

«Сказку? Вот странно!» - подумала мона Лиза. Она кивнула утвердительно головой и приготовилась слушать.

- Ну, сеньора, прошу съесть этот сладкий миндаль в сиропе и не очень соскучиться моей стародавней небылицей. Случилось это очень давно, когда ещё не было положено ни одного камешка в постройки нашей Флоренции, не было и Рима. Жил-был один бедный человек, и у него было четыре сына: три умных, а один и так и сяк, ни ума, ни глупости. Да, впрочем, о его уме не могли судить как следует – он больше молчал и любил ходить в поле, к морю, смотреть, слушать и думать про себя; любил и ночью смотреть на звёзды. И вот пришла за отцом смерть. Перед тем как расстаться с жизнью, он призвал к себе детей и говорит:

  «Сыны мои, скоро я умру. Как только вы меня схороните, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастье. Пусть каждый чему-нибудь научится, чтобы мог кормить себя».

   Отец умер, а сыновья, похоронив его, пошли на край света добывать своё счастье и сговорились, что через три года вернутся на полянку родной рощи, куда ходили за валежником, и расскажут друг другу, кто чему выучился за эти три года.

   Ну вот, прошло три года, и, помня уговор, вернулись братья с края света на полянку родной рощи.  Пришёл первый брат, что научился плотничать. От скуки срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину. Отошёл немного и ждёт. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину и, так как он был портной, решил одеть её и тут же в одну минуту, как искусный мастер, сделал ей красивую шёлковую одежду. Пришёл третий сын, украсил деревянную девушку золотом и драгоценными камнями – ведь он был ювелир и сумел накопить большое богатство.

   И пришёл четвёртый брат. Он не умел ни плотничать, ни шить – он умел только слушать, что говорит земля, говорят деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных планет и ещё умел петь чудесные песни. Он увидел деревянную девушку в роскошной одежде, в золоте и драгоценных камнях. Но она была глуха и нема и не шевелилась. Тогда он собрал всё своё искусство – ведь он научился разговаривать со всем, что есть на земле, научился и оживлять своей песней  камни… И он запел прекрасную песню, от которой плакали притаившиеся за кустами братья, и песней этой вдунул душу в каменную женщину. И она улыбнулась и вздохнула….

   Тогда братья бросились к ней, и каждый кричал одно и то же:

- Я тебя создал, ты должна быть моей женою!

- Ты должна быть моей женою, я тебя, голую и несчастную, одел!

- Я тебя сделал богатой, ты должна быть моей женою!

   Но женщина отвечала:

- Ты меня создал – будь моим отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте моими братьями. А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один будешь мне мужем на всю жизнь…

  И деревья, и цветы, и вся земля вместе с пташками запели гимн любви…

   Окончив сказку, Леонардо взглянул на мону Лизу. Что сделалось с её лицом! Оно точно озарилось светом, глаза сияли… Потом, точно пробудившись ото сна, она вздохнула, провела по лицу рукою и без слов пошла и села на своё место, сложила руки и приняла обычную позу.

   Но дело было сделано – художник пробудил равнодушную статую: улыбка блаженства, медленно исчезая с её лица, осталась в уголках рта и трепетала, придавая лицу изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение, как у человека, который узнал тайну и, бережно храня её, не может сдержать торжество…

  …Навещавшие иногда Леонардо художники и любители искусства видели «Джоконду» и приходили в восторг.

- Каким чародейским мастерством обладает мессир Леонардо, изображая этот живой блеск, эту влажность глаз!

- Она точно дышит…

- Она сейчас засмеётся…

- Какая у неё странная улыбка! Точно она думает о чём-то и не досказывает…

Кто-то заметил:

- За неё доскажет Леонардо…»

- Мона Лиза и сейчас волнует души людей своей тайной. Об этом говорят стихи (читают дети):

Шестнадцать строк Джоконде

                                                             М. Дудин

Сквозь сотни оттисков и копий

Я сердцем не воспринимал

Прекрасней сказок и утопий

Живой любви оригинал.

 

И вот оно – души горенье,

Открытых глаз живая ртуть.

Передо мной, как откровенье,

Вся человеческая суть.

 

И страсть, и власть. Любовь и жалость.

Порыв, надежда и добро.

И от восторга сердце сжалось,

Заколотилось о ребро.

Оно полно такого гула!

Оно навек подвластно ей.

Мне прямо в душу заглянула

Любовь людей и мать людей.

 Улыбка Джоконды

                        М.Лисянский

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож под рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками –

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты,

Пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло всё,

Всё притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Моны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её венце

Измученного Леонардо

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Интересуется земля.

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стёкол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурёх.

Смеётся флейта,

Плачет скрипка –

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня, сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

- А теперь снова всмотритесь в лицо этой женщины, запечатлённой художником на века.

  (Молча всматриваются в картину под музыку Шумана или Шуберта «Ave, Maria»)

Рефлексия.  Скажите своё мнение, поделитесь впечатлениями, продолжив любую фразу:

 - Теперь я могу сказать…

- Мне всё-таки…

- Я радуюсь…

- …(что-то своё).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

В помощь родителям: "Как рассказать детям о Джоконде?"

В доступной для детей форме рассказывается о самом известном портрете....

Презентация к опере "Джоконда" Амилькаре Понкьелли. Танец часов.

Презентация содержит биографию итальянского оперного композитора, аннотация к балетной сюите "Танец часов"....

Презентация по МХК "Улыбка Джоконды"

Презентация по МХК "Улыбка Джоконды" рассказывает о истории и  загадках картины Леонардо да Винчи. Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована н...