Главные вкладки

    Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
    методическая разработка (6 класс) по теме

    Ключкина Ирина Сергеевна

    Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного исторического наследия»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc272 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №2

    с. Большая Джалга

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

    по теме:

     « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного исторического наследия»

    классного руководителя 6 класса

    Ключкиной Ирины Сергеевны

    2013 год

       «Люби Россию, ибо она мать твоя и никто в мире не заменит её»

                   (Из казачьих заповедей)

    Начать хотелось бы с высказывания мысли о том, что, кто желает  создать условия для эффективной и плодотворной работы, тот найдёт пути и средства и достигнет поставленной цели. И напротив, кто не хочет ничего, тот обязательно найдёт причину, чтобы этого не делать.

       При желании можно достичь всего, чего захочется. Для этого необходимо правильно и продуманно  организовать свою работу.

      Классным руководителем я работаю 2-й год в 6 классе казачьей направленности. Свою работу я строю следующим образом.

    Условие возникновения, становления опыта 
    В настоящее время возрастает роль воспитания молодого поколения. В духовном становлении личности молодых жителей Ставрополья может помочь воспитание у молодёжи традиционных казачьих норм и моральных принципов.

    Я составила программу воспитательной работы класса казачьей направленности, в которой предпринята попытка создания педагогической системы, включающей в себя систему традиционных казачьих ценностей и целей по гармоничному развитию учащихся

    Целями и задачами воспитательной работы класса казачьей направленности в данной программе я ставлю:

    - воспитание патриота, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего культуру, природу, традиции Ставропольского края;

    - формирование духовной зрелости и христианской нравственности юных казачат;

    - подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах России в духе военно-патриотических традиций терского казачества

    - сформировать у учащихся понимание ценностей казачьей культуры;

    -формирование понимания казачества. Как носителя идеи целостности Российской государственности и державной опоры Отечества;

    -формирование у учащихся понимания ценности здорового образа жизни;

    -формирование веротерпимости, гуманности, толерантности в современном обществе;

    -формирование личности патриота не только через пассивную передачу знаний из области обязательных основных предметов, но и через активное участие школьников в проектировочной, игровой, исследовательской, спортивной деятельности.

    На мой взгляд, программа воспитания учащихся класса казачьей направленности «Патриот России» отвечает современным требованиям воспитания молодого поколения.

    Класс казачьей направленности МКОУ СОШ №2 образован 1 сентября 2011г. 

    Организация учебно-воспитательного процесса


    1. методы обучения, воспитания и развития


    ^ Методы и приемы духовно – нравственного воспитания школьников 

    Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания. 

    Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей. 

    Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. 

    Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

    Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.

    Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

    Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

    Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. 

    В своей работе я применяю следующие методы: 

    -Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

    -Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

    -Методы стимулирования поведения и деятельности. 

    Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.

    К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности

    Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. 

    Методы этой группы можно назвать короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

    Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. 


    Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание  любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей  «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.

           Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения  краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков.

                     Задачи программы:

    1)      формировать у детей желания поступать в соответствии  с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);

    2)      развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;

    3)      воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;

    4)      приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;

    5)      дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;

    6)      развивать физические способности учащихся, используя заложенный в них потенциал.

    В соответствии с программой  класса казачьей направленности  используются следующие формы работы :

    1)      работа с родителями учащихся;

    2) введение регионального компонента на уроках литературы, изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры

    2)      работа на спецкурсах «История казачества» и «Основы православной культуры и светской этики»;

    3)      занятия кружка «Наследники земли Ставропольской»;

    4)  занятия вокального кружка «Запевай казачок»;

    5)       занятия кружка «Казачья школа»;

    6)      занятия  спортивного кружка «Казачьи игры»;

    7) занятия кружка для девочек-казачек «Сундучок молодой казачки»;

    7)       организация воспитательной внеурочной работы в классе;

    8)      участие во всех районных и сельских мероприятиях, связанных с работой казачьего общества.

         Чтобы организовать класс казачьей направленности, необходимо заручиться поддержкой родителей. Еще до поступления детей в школу, во время подготовительной работы, было проведено родительское собрание, на котором  родители познакомились с основными идеями предстоящей работы. Решение о создании казачьего класса было принято родителями с пониманием. Многие родители оказывают постоянную поддержку в организации мероприятий в классе, помогают детям в поиске  интересных сведений, связанных с историей их семей, историей села. Лектории для родителей тоже часто связаны с казачьей тематикой.

         Жизнь в классном коллективе строится на выполнении казачьих заповедей .

    Казачьи заповеди.

    Никогда не обижай слабого, не воюй с ним.

    Не трать своей души на ненависть, зависть.

    Будь послушным, будь опрятным.

    Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое.

    Храбрые всегда добрые, потому как они сильные.

    Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.

    Люби все, что с ранних лет ты  впитал в кровь и плоть в вольных степях твоего Ставрополья.

    Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет.

    У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:

                                  -родная земля,

                                  -родной язык,

                                  -родная культура,

                                  -родная история.

      Важен и   Устав казачьего класса . Эти документы были разработаны  учениками, их родителями и учителем  в ходе совместной работы.

    Устав казачьего класса.

    Юные казачата обязаны:

    1.Выполнять устав казачьего класса.

    2.Добросовестно учиться, изучать историю родного Ставрополья, его традиции праздники, культуру, обычаи.

    3.Знать свою Родословную.

    4.Соблюдать школьную дисциплину.

    5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.

    6.Защищать младших и помогать им.

    7.Бережно относиться к окружающей среде.

    8.Беречь имущество школы.

    9.Принимать активное участие в жизни школы и села.

            Очень много знаний о казачьей культуре, обычаях  и традиций дети получают на кружке «Наследники земли Ставропольской. На занятиях этого кружка казачата учатся  самостоятельно находить интересующий его материал, пользуясь при этом всеми современными способами. Получают первые навыки исследовательской работы. На этих занятиях дети узнают о жизни, быте, обычаях терских казаков не только из книг, но и видят наглядно с помощью презентаций, смотрят фильмы. На этих занятиях с детьми проводят беседы взрослые казаки из поселкового казачьего общества, которые на личном примере показывают детям, каким должен быть настоящий казак. Мы посещаем церковь, участвуем в концертах в сельском Доме культуры. Чтобы занятия не были скучными, на них применяются и игровые формы работы. (Приложение 1).

         Возможность включать региональный компонент есть у учителя практически на каждом уроке. И особенно легко это сделать на уроках литературы. Литература Ставрополья богата и разнообразна. Это  пословицы, сказания, легенды, поэтические и эпические произведения ставропольских авторов. Они дают представление детям об особенностях ставропольской культуры, ставропольского  говора. Творчеству ставропольских поэтов может быть посвящен и целый урок , и просто небольшая его часть. (Приложение 2)

    На уроках изобразительного искусства дети делают рисунки, посвященные быту, службе, обрядам терских казаков. На уроке музыки они разучивают казачьи песни. На уроках физической культуры знакомятся с некоторыми казачьими играми и забавами.

              Введение спецкурса Основы православной культуры и светской этики в классах казачьей направленности позволяет на более высоком уровне проводить духовно–нравственное оздоровление и воспитание учащихся.
          Этот спецкурс – это культурологический (светский) курс, который не ставит перед собой цели привлечь детей к религии, он  знакомит учащихся с нравственными и духовными основами православия как культурообразующей религии. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Она  отличает русскую цивилизацию от иных мировых традиций. Изучение православной традиции позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём состоит её уникальность.

        Опыт показывает, что дети часто не готовы воспринимать знания духовно-нравственного характера. Поэтому нужно попытаться через знакомые им образы  показать все доброе и красивое в нашем порой жестоком мире. Постепенно нужно подвести ребенка к мысли, что традиции добра и красоты связаны с христианством.

         Чтобы решать задачи физического развития детей, необходимо, помимо уроков физкультуры, чтобы дети посещали спортивный кружок. Кружок «Казачья школа» посещали 100% учащихся класса. При его планировании  учитывались возрастные особенности детей. ( Приложение 3)

     

     В основном это игровая тематика, что  способствует повышению интереса детей к школьным занятиям, а соответственно и школьной мотивации. Но самое главное – дети в любое время года имеют возможность укреплять свое здоровье, занимаясь играми на свежем воздухе.

          Строевая подготовка- это неотъемлемая часть работы в казачьем классе. Для выполнения этой задачи использовались возможности уроков музыки, физической культуры и кружка «Казачья школа»

         Воспитательная работа в классе планируется по следующим направлениям:

    «Мой дом, моя семья, мои друзья». Запланированы мероприятия, связанные с семейными отношениями, праздниками, родословной, отношениями с друзьями:

    - День пожилого человека (подготовка к поздравлению пожилых людей в сельском Доме престарелых, помощь закрепленному ветерану),

    -«День матери-казачки» ( ко Дню матери) (Приложение 4)

    -Друг в беде не бросит. Игра.

    -Мероприятие ко Дню Защитника Отечества.(Приложение 5)

    - Классный час « Мои обязанности в семье»

    -Классный час « К тебе в гости пришёл друг»

    - Концерт к Дню Победы.

            В раздел «Моя школа, мой класс» входят все общешкольные мероприятия, работа по организации самоуправления в классе, распределение обязанностей между членами коллектива, классные праздники.

    1)      «Я имею право». Мероприятия этого раздела относятся к правовому воспитанию. Работа базируется на знакомстве с книгой А.Усачева «Приключения маленького человечка («Всеобщая декларация прав человека» в пересказа для детей)»

    3)      «На зарядку становись!» Каждое утро на утреннем построении казачата делают зарядку.

    4) «Чтобы не было беды» Мероприятия, посвященные противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам безопасности в быту, медиабезопасности.

    5) «Здоровый образ жизни – выбор современной молодежи». Мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни.

    6) «Жизнь в обществе» Мероприятия по формированию здорового коллектива, работа органов самоуправления класса, классные часы, посвященные укреплению дружеских отношений, толерантности к другим людям.

    4)      «Казачий край». Это основной раздел воспитательного плана класса казачьей направленности. Здесь запланировано участие во всех районных  и сельских мероприятиях, связанных с казачеством, классные праздники данной тематики, поездки и экскурсии по историческим местам края, семейные конкурсы, связанные с казачьей направленностью.

               Целенаправленная работа приносит свои плоды. Казачата стараются показать себя только с лучшей стороны. Наши казачата демонстрируют выправку, дисциплину, слаженность, умение держать строй – все это основано на любви и уважении к истории и культуре своего народа. 

       Мы рады, что наш труд востребован молодым поколением. Все мероприятия, проводимые в казачьем классе, оставляют в душах ребят неизгладимый след, что позволяет им быть  неравнодушными к родному краю, терскому казачеству, быть добрее по отношению друг к другу. Можно с уверенностью сказать, что эти дети вырастут настоящими патриотами своей малой родины.

        Девиз казаков: Честь. Слава.  Православие. Любовь к Отечеству. Наши ребята, мы надеемся, будут следовать этому девизу на протяжении всей жизни!

     

     

     

    Проблемы казачьего образования и воспитания

       Наряду с достигнутыми результатами выявились и проблемы в системе казачьего образования и воспитания:

    1 Для дальнейшего совершенствования взаимодействия учебно-воспитательного процесса с этнокультурными особенностями региона необходимо в классах казачьей направленности дополнительные ставки: по изучению основ православной культуры, по истории терского казачества, по преподаванию традиционных ремесел Ставрополья, должна быть и ставка освобождённого классного руководителя. Без этих дисциплин развитие классов казачьей направленности сталкивается с определенными трудностями, так как труд учителей-энтузиастов не безграничен и нуждается в поддержке.

    2.     Необходимо разработать и утвердить штатное расписание для классов казачьей направленности с соответствующим финансированием.

    3.     Проводить ежегодно смотры-конкурсы классов казачьей направленности,  семинары, конференции по обмену опытом работы между образовательными учреждениями района и края.

    4. Необходим транспорт для совершения экскурсий в музеи и памятные места терского казачества.

     

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    1. Викторина по истории казачества.

    1. Кто был инициатором строительства Азово-Моздокской оборонительной линии?

    2. В каком городе КМВ сохранились остатки крепостной стены?

    3. Кто приказал начать строительство Азово-Моздокской оборонительной линии?

    4. Кто из знаменитых полководцев XVIII века участвовал в строительстве Ставропольской крепости?

    5. В каком году была построена Ставропольская крепость?

    6. Что означает название краевого центра «Ставрополь»?

    7. Кто написал повесть «Казаки»?

    8. Сколько казачьих войск насчитывалось к началу ХХ века?

    9. Какие казачьи войска зародились на С.Кавказе?

    10. Казаки какого войска служили в личном конвое Императора?

    11. В каком году было основано наше село?

    12. В каком году соседняя с нами станица Суворовская получила это название?

    13. Как раньше называлась, соседняя с нами, станица Суворовская?

    14. Кому принадлежат слова «Казачество создало Россию»?

    15. Какую веру должен исповедовать казак?

    16. В каком году родился М.Ю. Лермонтов?

    17. Кто в дореволюционной России был Верховным Атаманом всех казачьих войск?

    18. Как называется традиционное холодное оружие казаков?

    19. Как называется традиционная верхняя зимняя одежда казаков?

    20. Как называется традиционный казачий головной убор?

    21. Кто во время Великой Отечественной войны командовал кавалерийским корпусом ставропольских казаков?

    22. Как называется высший орган управления казаков?

    23. Назовите самых знаменитых казаков (не менее 3-х).

    24. Кто является предводителем казаков?

    2. Сканворд

    Название сканворда в ключевом слове в выделенной колонке.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,

    Лишь с собою говорит.

    2. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма!

    По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

    3. Дом по улице идет,

    На работу всех везет.

    Не на курьих тонких ножках,

    А в резиновых сапожках!

    4. Без ног бегут, дороги не знают, а других провожают.

    5. Этот конь не ест овса,

    Вместо ног два колеса,

    Сядь верхом и мчись на нем!

    Только лучше правь рулем.

    6. В поле лестница лежит,

    Дом по лестнице бежит.

    7. Несется и стреляет, ворчит скороговоркой.

    Трамваю не угнаться за этой тараторкой.

    8. Что за дом по реке плывет и людей везет?

    9. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

    И горят в глазах жука два блестящих огонька.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    1. Поэт Ставропольского края.

    Владимир Гнеушев родился на Ставрополье и прожил нелегкую жизнь. Он рос сиротой, испытал на себе голод и холод, тяжелый физический труд. Он автор многих сборников, посвященных ВМФ. Любовь к морю, интерес к боевой истории российского флота зародились, когда в боях под Севастополем в годы Великой Отечественной войны погиб отец поэта. Неоднократно в интервью Владимир Гнеушев признавался, что, несмотря на долгую жизнь в столице, он остаётся верным своей малой родине - Ставрополью, Ипатовскому району, где родился и вырос. Первая книжка стихов «В дальних морях» была издана в 1954 году Ленинградским отделением Детгиза. В последующие годы в Ставрополе, Черкесске, Москве вышло около двадцати поэтических сборников.  

    Много писал и прозу. Сначала очерки, а затем книги о защитниках Кавказа. В соавторстве с А. Попутько вышли многими изданиями в Ставрополе и в Москве книги: «Тайна Марухского ледника», «Дыхание лавин», «Партизанский заслон».  

    В книге «Дорога на перевал» собраны лучшие стихотворения поэта раннего периода его творчества. В поэтическом сборнике «Южные города» В.Гнеушев продолжает и развивает тему активной гражданской позиции, тему человеческого братства. Взволнованы, лиричны его стихи о нелегкой службе на флоте, о трудовой героике, о любви, о южных и северных городах.  

    В сборнике лирических стихотворений «Кресты и пьедесталы» поэт продолжает развивать тему активной гражданской позиции, тему человеческого братства.

    Книга «Над озером чаечка вьется…» - новое явление в литературной жизни Ставрополья. Честное и доброе слово поэта вновь заиграло разноцветьем поэтических красок. О чем бы не говорил поэт в этой книге, о службе в армии, море, горах – мы слышим его слова: «За мной один флаг, одна присяга и единая верность им».

    Владимир Гнеушев является членом союза писателей России, состоит в Ставропольском краевом отделении СП России.

    2. Писатель Ставропольского края, житель города Минеральные Воды

            На Ставрополье хорошо знают имя нашего земляка писателя Владимира Янгазова. В 2009 году ему исполнилось 75 лет. За эти годы писатель создал огромное количество очерков, рассказов, новелл которые печатали в краевых и центральных газетах страны. Долгое время Владимир Янгазов был корреспондентом нашей городской газеты «Время».

            В 2008 году вышел пятитомник собраний сочинений в который вошли такие знаменитые произведения как:

    - «Александр Македонский»

    - «Крест и меч»

    - «Бунтари»

    - «Куница» идет на таран»

    - «Прощальное сказание»

    Имя писателя Владимира Янгазова – автора 19 книг, изданных в Москве и Ставрополе, золотыми буквами вписано в «Энциклопедию советских греков». Талант писателя В.Янгазова в своих выступлениях оценил доктор исторических наук доцент Московского университета им. М.Ломоносова Анатолий Коцонис.

    Писатель Владимир Янгазов с благоговейной нежностью, любовью и гордостью писал о наших предках и соотечественниках, о людях с цельным характером, сильным духом и непоколебимой любовью к Родине.

    Владимир Янгазов  является членом союза писателей России, состоит в Ставропольском краевом отделении СП России.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Программа кружка «Казачья школа» 

                             «Казачьи забавы»

    Дата.

    Тема занятия.

    Примечания.

     

     

    Строевая подготовка

     

     

    1.

    Строевая подготовка. Казачьи заповеди.

    2ч.

     

    3.

    Строевая подготовка. Разучивание отрядной песни.

    2ч.

     

    5.

    Строевая подготовка. Эстафеты с мячом.

    2ч.

     

    7.

    Строевая подготовка. Игра «Лапта».

    2ч.

     

    9.

    Строевая подготовка. Выполнение команд в строю.

    2ч.

     

     

     Групповые игры без разделения на команды.

     

     

    11.

     

     Игра «Хозяюшка и гостья». Игра «Черного и белого не брать, да и нет не говорить».

    2ч.

     

    13.

    14.

     «Пятнашки».

    «Салки».

    2ч.

     

    15.

    16.

    «Салки в два круга».

    «Ловушка».

    2ч.

     

    17.

    18.

    «Капканы».

    «Коршун и наседка».

    2ч.

     

    19.

    20.

    «Охотник и сторож».

    «У медведя во бору…»

    2ч.

     

    21.

    22.

    «Мы – ребята-казачата…»

    «Два мороза».

    2ч.

     

    23.

    24.

    «Воробьи – попрыгунчики».

    «Второй лишний».

    2ч.

     

     

    Командные игры.

     

     

    25.

    26.

     «Успей взять кеглю».

    «Сбей мяч».

    2ч.

     

    27.

    28.

    «Перестрелка».

    «Передача мяча по кругу».

    2ч.

     

    29.

    «Мяч среднему».  «Перемена мест».

    2ч.

     

     

                    Игры-эстафеты.

     

     

    31.

    32.

    «Бег по кочкам».

    «Посадка овощей».

    2ч.

     

    33.

    «Скорый поезд». «Бег сороконожек».

    2ч.

     

    36.

    Эстафеты с мячом.  «Рак пятится назад».

    2ч.

     

    38.

    «Эстафета со шваброй». «Иголка и нитка».

    2ч.

     

     

    В пути. На привале. На отдыхе.

     

     

    40.

    41.

    Строевая подготовка.

    Разучивание речёвок.

    2ч.

     

    42.

    43.

    «Круговорот».

    «Бегом вокруг колонны».

    2ч.

     

    44.

    45.

    «Горелки на ходу».

    «Посмотри и запомни».

    2ч.

     

    46.

    47.

    «Нас не слышно и не видно».

    «Друг-дружок, уступи дубок».

    2ч.

     

    48.

    49.

    «Невидимки».

    «Найди флажок».

    2ч.

     

     

    Забытые игры.

     

     

    50.

    51.

    «Ямки».

    «Чиж».

    2ч.

     

    53.

    54.

    «Игра в камешки».

    «Попади в ямку».

    2ч.

     

     

    Игры  разных народов.

     

     

    55.

    56.

    Русская игра «Лунки».

    Украинская игра «Аисты».

    2ч.

     

    57.

    58.

    Белорусская игра «Золотое зернятко».

    Молдавская игра «Чут-Гут».

    2ч.

     

    59.

    60.

    Казахская игра «Мыршим».

    Таджикская игра «Сафед-Чубак».

    2ч.

     

    61.

    62.

    Туркменская игра «Аксак-Таук».

    Узбекская игра «Чапан-Куль».

    2ч.

     

    63.

    64.

    Киргизская игра «Аркан-Тартыш».

    Литовская игра «Квинта».

    2ч.

     

    65.

    66.

    Эстонская игра «Тетушка из Таллина».

    Латышская игра «Балтени».

    2ч.

     

    67.

    68.

    Грузинская игра «Саке-Бурты».

    Азербайджанская игра «Чухур».

    2ч.

     

    69.

    Армянская игра «Берд».Полюбившиеся игры разных народов.

    2ч.

     

     

    Подражательные игры.

     

     

    71.

    72.

    «Угадай, что делали».

    «Пантомима».

    2ч.

     

    73.

    74.

    «Мы тоже можем так».

    «Гостьюшка».

    2ч.

     

     

    Строевая подготовка.

     

     

    75.

    Шаг в строю с речевкой

    и песней.

    2ч.

     

    77.

    Выполнение поворотов на месте и в движении.

    2ч.

     

    79.

    80.

    Просмотр фильма. Казачья выправка.

    Казачья форма.

    2ч.

     

    81.

    82.

    Шаг в строю.

    Выполнение команд.

    2ч.

     

    83.

    Состязания юных казачат.

    2ч.

     

    85.

    День любимых игр.

    2ч.

     

    87.

    Игры – шутки.

    2ч.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Сценарий классного часа «День матери – казачки»

    Классный час "День матери-казачки"

    Цель: 
    - Передача  школьникам социально значимых знаний, направленных на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников. . 
          
     I. Организация начала занятия. 
    - Здравствуйте, уважаемые ребята! Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё доброе настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, начнем наше необычное занятие. Присаживайтесь. 

    II. Актуализация знаний. 
    - Старая казачка пред иконой 
    Вечером лампаду разожгла, 
    И легко, натруженной ладонью 
    Со свечи нагар она сняла. 
    Молится, склоняется в поклоне, 
    Просит благодати для семьи, 
    Чтобы внучек – казачок зеленый 
    Одолел все трудности свои. 
    (учитель зажигает лампаду перед иконой)
    Д.: - Есть ли у человека кто-нибудь на Земле ближе родной мамы? «Мама» – это первое слово, которое произносит маленький казачок. Пока ребенок маленький, мама кормит его, и поит, и укачивает в люльке. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. С матери начинается род казачий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое понятие на нашей земле. 
    У.: День Матери в России был введен Указом Президента РФ в 1998 году и отмечается теперь в последнее воскресенье ноября. 
    Д.: – День матери – это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей. 
    Д: – Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. 
     Но она не уснет, продолжая нас ждать. 
     Я сегодня хочу до земли поклониться 
    Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. 
     Д,: – Той, которая жизнь подарила нам в муках, 
     Той, что с нами, порой, не спала по ночам. 
     Прижимали к груди ее теплые руки. 
     И молилась за нас всем Святым Образам. 
     Д, – Той, которая Бога просила о счастье, 
     За здоровье своих дочерей, сыновей. 
     Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. 
     И больнее ей было от боли детей. 
    Д: – Из родного гнезда вылетаем, как птицы: 
     Поскорее нам хочется взрослыми стать. 
    Я сегодня хочу до земли поклониться. 
     Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. 

    .Д.: – Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат. Главная суть женщины, ее предназначение стать матерью, хранительницей очага. Мать всегда почиталась людьми, как святыня, ведь она самый дорогой человек в жизни каждого. По данным министерства здравоохранения и социального развития России, сегодня матерями в нашей стране являются более 50 миллионов женщин, из них более 1 миллиона 700 тысяч – многодетными.   - Празднование Дня-матери казачки совпадает с другим православным праздником “Введение во храм Пресвятой Богородицы”. 

    Д.: – Над кроватью, чуть в сторонке, 
    Божьей матери иконка. 
    Добрый взгляд ее лучится, 
    Если мама отлучится, 
    То не страшно мне одной - 
    Матерь Божия со мной. 

    - Добрая праведная Дева Мария стала матерью Самого Господа. Ее жизнь на земле была нелегкой. Ей пришлось много трудиться и много страдать, прятать младенца от смертельной опасности, расставаться с Ним, когда Он ходил по городам , проповедуя слово Божие. А сколько боли перенесла она, когда сына обвинили неправедно, судили, мучили и убили. Все перенесла Она с кротостью и смирением, посвятив себя служению Богу и людям. 
    - Богоматерь – символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной любви и… конечно же, Матери.

    (Рассказ учителя сопровождается показ ом слайдов с изображением святого лика Богородицы, звучит песня «Богородица дева, радуйся!») 
    Д.: — Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, хозяйству. И все ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство осталось самой счастливой порой жизни! 
    Д.– А ведь многие мамы работают, а значит, и встают намного раньше своих детей и ложатся позже, и при этом все успевают: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить чистую одежду, чтобы никто не назвал сына или дочку неряхой или замарашкой. Этот день – хороший повод устроить праздник для наших мам. 
    Д.: – Нелегко жилось нашим предкам-казакам, которые по указу Екатерины II были переселены с берегов Волги на Северный Кавказ. Истоки чествования казачек ведутся с 1774 года, времени турецкой войны, когда девятитысячный отряд татар и турок вторгся в российские пределы на Тереке и окружил станицу Наурскую. Все строевые казаки находились в походе, и основную часть обороны взяли на себя их отважные жёны вместе со стариками и ребятишками. В честь той победы в станице Наурской потом насыпали курган Славы, а светлый этот день окрестили
    Днём матери – казачки. 
    - Как же мать – казачка переживает за судьбу своего ребенка, зная о непростой казачьей судьбе! И это ли не настоящий материнский подвиг! 
    Инсценировка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Казачья колыбельная песня»  - Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю. 
     Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою. 
     Стану сказывать я сказки, песенки спою. 
     Ты же дремли, закрывши глазки, баюшки-баю. 
     Богатырь ты будешь с виду и казак душой. 
     Провожать тебя я выйду – ты махнешь рукой… 
     Сколько горьких слез украдкой я в ту ночь пролью!.. 
     Спи, мой ангел, тихо, сладко, баюшки – баю. 
     Стану я тоской томиться, безутешно ждать; 
     Стану целый день молиться, по ночам гадать; 
     Стану думать, что скучаешь ты в чужом краю… 
     Спи ж, пока забот не знаешь, баюшки – баю. 
     Дам тебе я на дорогу образок святой: 
     Ты его, моляся Богу, ставь перед собой; 
     Да готовясь в бой опасный, помни мать свою… 
     Спи младенец мой прекрасный, баюшки – баю. 

     Д.: – Трудно, горестно, но зато красиво и свободно жили наши деды и прадеды. В лихую годину дружно вставали на защиту родной земли-матушки, в мирное время работали на ней с утра до ночи. 
    Д.: – Дорожили казачьим братством, вставали друг за друга спиною, делили на всех и беду и радость. 
    - Сказывают, в былые времена своё Отечество мужественно защищали не только казаки, но и их жёны. Без сомнения, смелость и сила кубанских женщин заставляют восхищаться ими. 

    Д.: – Вспомним хотя бы Елену Чобу,которая в Первую мировую войну под мужским именем и в мужском обмундировании наравне с мужчинами противостояла врагу, получила два Георгиевских креста (3-й и 4-й степени) и три медали . Свой первый Георгиевский крест она получила за то, что с боями вывела из немецкого окружения две казачьи артиллерийские батареи . А казачка Матвеева в эту войну стала первым Георгиевским кавалером среди женщин . Елена Игнатова воспитала двух замечательных сыновей, Гения и Евгения, сражавшихся с фашистами во время Великой Отечественной войны и посмертно получившие звание Героев Советского Союза. 
    Как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, боевую подругу воспитывали девочек-казачек. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например, езду на лошади. 
    - Недаром казачья пословица гласит: “Казак силён корнями своими”. В любой семье бережно хранят и с удовольствием показывают гостям семейные альбомы. Сегодня и мы с вами обратимся к фотографиям, которые, возможно, кому-то хорошо известны. Постарайтесь на снимках узнать свою маму, но не удивляйтесь. Они ведь совсем, кажется, недавно были такими же, как мы сейчас… 
      – Заглянем в семейный альбом (презентация, составленная заранее). 
    Внимание на экран: проводим конкурс «Узнай свою маму» 
    Дети отгадывают, на какой фотографии их мама. 
    - П.C. Поляков в своем стихотворении «Казачья легенда» очень правдиво и тонко описал характер, жизненные принципы матери-казачки и казачьего народа. 
    Казачья легенда 
    Давно, страсть давно, ах, и в те времена 
    Морила, губила, сжигала война. 
    Несчетные вражьи сходились полки 
    И шли безудержно до Дону-реки. 
    Казачья им сила навстречу пошла 
     И в схватке неравной в степи полегла. 
    А враг, нагруженный добром не своим, 
     Шляхами небитыми тронулся в Крым. 
    И вышла Наталья, казачья мать, 
     Ах, сына Степана по Полю искать. 
    В соседней станице, сожженной дотла, 
     Мать мертвого сына под вязом нашла. 
    А рядом, сраженный казачьим копьем 
     Татарин израненный, с мертвым конем. 
    Метался в предсмертной борьбе на траве 
    И кровь, ох, на бритой его голове. 
    Он шепчет чегой-то – су-бер аль су-бар… 
    Напиться так просят у них, у татар. 
    И кинулась мать, чтобы сына обмыть, 
    Татарина хочет она напоить, 
    Могилку бы вырыть -да руки дрожат, 
     И катятся горькие слезы, как град. 
    И бредит татарин. И солнышко жжет. 
    А ворон-могильщик и кружит, и ждет. 
    И кинулась снова казачья мать, 
    Татарина хочет она приподнять, 
    Он в латы закован, подбитый орел, 
    И ей не под силу. Тяжел, ох, тяжел! 
    Татарскою саблею, слабой рукой, 
    Мать роет могилку, а слезы – рекой. 
    Но дело свое до конца довела, 
    И сына зарыла, и Отче прочла. 
    И снова к татарину: «Боже ты мой, 
    Никак не поднять – он громадный такой! 
    Поди, у него-то маманя его 
    Все ждет – не дождется сынка своего. 
    Хоть нет его, Степушки, Господи, нет, 
    Нехай очунеется этот Ахмет! 
    Ох, нету в живых моего казака, 
    Нехай хучь татарка дождется сынка!» 
    И хочет татарина вновь приподнять… 
    И все это видела Божия Мать. 
    И кинулась к Богу-Отцу в небесах, 
    Просила Его со слезами в глазах 
    И сбилась… и начала горько рыдать, 
    И хочет Наталью Ему показать, 
    Что сына зарывши в землице сырой, 
    Татарина поит водой ключевой. 
    И видит: Господнею волей святой 
    Поднялся Степан из земли из сырой, 
    Подходит к сраженному в битве врагу 
    И матери шепчет: «Постой, помогу» 
    И с матерью вместе Ахмета подняв, 
    Кладет на ковер из лазоревых трав. 
    Не знает Наталья, казачья мать, 
    Смеяться ли ей иль от счастья рыдать: 
    Господь бесконечных неведомых сил 
    Степана ей, сына ее, воскресил! 
    Татарин спокойно лежит на траве, 
     Нет крови на бритой его голове. 
    Уснул он, спокойно Ахметка уснул, 
     Вернется он снова в родимый аул, 
    Расскажет: в далекой стране казаков 
     Сраженных на землю не мучат врагов. 
    Дадут и поесть, и напиться дадут, 
     У них, казаков, там – лежачьих не бьют! 
    И если кто думал – народ их убит, 
     Напрасно – Господь казаков воскресит. 
    И в мирном труде, не в кровавом бою, 
     Державу Казачью построят свою. 

    - Все любовь и переживания отражаются в глазах наших мам. В нашем классе прошла фотовыставка «Мамины глаза». Внимание на экран. (Презентация «Мамины глаза») 
    Звучит песня в исполнении В.Толкуновой «Поговори со мною, мама!» - В русском народе о матери сложены песни и сказания, пословицы и поговорки. Итак, первое задание участникам нашего праздника: назовите известные вам пословицы и поговорки о маме.
    Дети называют пословицы и поговорки. 
    Следующий конкурс называется «Найди свою половину». При этом напечатанные крупным шрифтом пословицы разрезаются, конкурсантам предлагается вытянуть билетики и найти другую половину фразы. 
    1. При солнышке тепло, при матери – добро. 
    2. Нет лучше дружка, чем родная матушка. 
    3. Птица рада весне, а младенец – матери. 
    4. Материнская ласка конца не знает. 
    5. Отцов много, а мать одна. 
    6. Материнская гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да быстро тает. 
    7. Родная мать сильно замахивается, да небольно бьет. 
    8. Слепой щенок, и тот к матери и вся сирота. 
    9. Без отца – полсироты, без матери и вся сирота. 
    10. Мать кормит детей, как земля людей. 
    11. Мать праведна – ограда камена. 
    12. Все купишь, мать богом дается. 
    13. Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец. 
    14. Материнское сердце в детях, а детское – в камне. 
    15. Молодая жена плачет до росы утренней, сестрица – до золотого кольцо, мать – до веку. 
        II. Рефлексия. 
    У.: – Сейчас я попрошу вас заполнить правую колонку ваших дневников открытий. Запишите, что вы узнали нового о Дне матери – казачки. 
     III. Итог урока: 

    - У.: Издревле в русских семьях воспитание детей в основном лежало на женских плечах. Князь Константин Всеволодович, чье «Наставление о детях» дошло до нас в изложении В.Н. Татищева, так обращался к своим чадам: «Почитайте мать, сохраните поведение ея, учредите покой ей и довольство, чтобы не терпела недостатка». 
    Д.: – «Свет – государыня, матушка!», «Госпожа моя, родна матушка!» – таковы обращения детей к матери в русских песнях и былинах. С ними перекликаются слова великой Ольги: «Ахце кто матери не послушае – в беде впадет». 
    У.: – Берегите своих мам! Помните, что мама самый близкий человек в вашей жизни. Говорите почаще маме слова благодарности. Пусть в это день улыбка не сходит с уст вашей мамы. У нашего класса есть традиция: собираться вместе на Праздник Матери-казачки, посвятив это день нашим любимым мам. Медали со словами благодарности, кукол, сделанных своими руками на уроках труда, мы вручим мамам на собрании. 
    Д.: – Есть самое нежное слово на свете: 
     Его произносят в младенчестве дети, 
     Его вспоминают в разлуке и муке – 
     “Мама!” 
    Д.: – Пускай наши чувства наружу – 
     Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу, 
     Всё могут твои материнские руки – 
     Мама! 
     Д.: – Прости за обиды невольные наши, 
     За ночи без сна, что не делают краше. 
     О, как мы порой бываем упрямы, 
     Мама! 
    Д.: – В долгу пред тобою мы будем извечно, 
     За всё благодарны тебе бесконечно. 
     Будь самой счастливой, любимою самой, 
     Мама!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    Классный час на 23 февраля "Сыны Отечества - защитники земли русской".

    I. Вступительное слово.
    - Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
    У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.
    Вы, конечно, знаете, что 23 февраля мы отмечаем праздник - день Защитника Отечества. И сегодня на классном часе, в преддверии этого праздника, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое.

    II. Рассказ об Александре Невском.
    - "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель, смиренный инок - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современ-ник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем на-зван князь Александр Невский.
    Послушайте рассказ о нём.

    Выступление учащегося  

    III. "Богатырская застава".
    - Героическое прошлое нашей Родины ярко отразилось в устном народном творчестве. Поэтому, следующая наша страничка "Богатырская застава".
    Но для начала, каких героев богатырей - защитников земли русской, вы знаете?

    (Ответы детей. Например: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Волк Всеславович, Святогор - Колыван и др.)
    - А теперь, я задам вам вопросы о богатырях, а вы должны угадать, о ком идёт речь.

    1. Угадайте, кто из богатырей смог сказать о себе такие слова:
    Я сижу на лавке недвижен,
    Пуще всех на свете обижен.
    Соседи мне прозвище кидают -
    "Сиднем Илюхой" обзывают.
    (Илья Муромец)
    2. Откуда родом был богатырь Илья?
    (Из Мурома, из села Карачарова)
    3. Каким был первый подвиг Ильи?
    (Схватка с Соловьём - разбойником)
    4. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.
    (Добрыня Никитич)
    5. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алёша Попович)
    6. Богатырь, умевший превращаться в различных животных.
    (Волк Всеславович)
    7. Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не смогла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
    8. Богатырь, заставивший одноглавого змея принести живую воду.
    (Михайло Потых)
    9. А про какого богатыря отец его князю Владимиру говорил: "Есть у меня один сын меньшой дома… С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками…" (Никита Кожемяка)

    - Молодцы!

    IV. Рассказ об Александре Суворове. ______
    - Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя Александра Васильевича Суворова. Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Разработал солдатский учебник "Наука побеждать". Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
    Александр Васильевич во времена войны со Швецией и Францией совершил небывалый по сложности переход наших войск через Альпы и одержал несколько побед.
    Благодаря его военному таланту, русские войска смогли взять неприступную турецкую крепость Измаил. Про которую турецкие защитники говорили: "Скорее Дунай потечёт вспять, чем она падёт". И всё-таки Суворов и здесь оказался победителем.
    Послушайте небольшой рассказ об Александре Васильевиче Суворове.

    * Выступление учащегося

    - А сколько крылатых выражений принадлежит Александру Васильевичу! Может быть, вы знаете некоторые из них?

    (Ответы детей. Например: "Тяжело в ученье - легко в бою". "Пуля дура - штык молодец". "Сам погибай, а товарища выручай". "Воюют не числом, а уменьем". "Истинная слава не может быть отыскана; она проистекает из самопожертвования на пользу блага общества".)

    V. Исторические высказывания. 
    - А ведь таких мудрых высказываний, полных любви к своей родине, в истории осталось очень много. Попробуем вспомнить, кто сказал следующие слова?!
    Для вас задание на карточках.
    (Вытащить карточку, прочитать высказывание, попытаться ответить.)

    1. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет - на том стояла и стоять будет русская земля. (Александр Невский)

    2. Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиною найду серебро и золото… (князь Владимир Святославович)

    3. Больше побеждает разум и искусство, нежели множество… (Пётр I)

    4. Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и при-мером - последний есть вернейший. (Павел Степанович Нахимов)

    - И в годы Великой Отечественной войны защитники нашей страны не раз произносили очень значимые слова, которые навечно остались в народной памяти.

    * В первые же дни войны нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов в об-ращении к советскому народу произнёс: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".

    * Насмерть стояли защитники Москвы в танковом сражении под Прохоров-кой. Политрук Клочков из Панфиловской дивизии, поднимая бойцов в атаку, прокричал: "Отступать некуда - за нами Москва!"

    * А защитники Сталинграда, не отступившие ни на шаг от Волги, говорили:
    "За Волгой для нас земли нет".

    - Вы слышали эти высказывания, читали где-то об этом? (Ответы детей)
    - Многие из исторически важных сражений и побед в нашей стране объявлены Днями воинской славы. Вот и 2 февраля, в память о разгроме немецко - фашистских войск под Сталинградом, в память о погибших назван Днём воинской славы. Надеюсь, вы по телевизору об этом слышали. И надеюсь, читаете материалы, которые я помещаю на стендах к этим историческим датам.

    VI. Рассказ о М. И. Кутузове. 
    - Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
    - Если вы хотите ещё больше узнать про военный талант Михаила Илларионовича, обратитесь к книгам, к энциклопедиям. Но в истории всё ж таки его имя неразрывно связано с победой русского народа над Наполеоном в Отечественную войну 1812 года.

    VII. Рассказ о К. Г. Жукове. 
    - А сейчас вопрос на засыпку. За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза? И за какие заслуги?

    (Маршалу Георгию Константиновичу Жукову. Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин - Гол в 1939 г.; второе - за успешно проведённую летом 1944 г. стратегическую операцию "Багратион", в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле - мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин. В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой Золотой Звездой Героя Советского Сою-за.)

    Послушайте небольшой рассказ о детстве Георгия Константиновича.

    * Выступление учащегося

    VIII. Итоги. Закрепление материала. 
    - Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей - защитников нашего Отечества, сегодня мы вспомнили?
    (Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков; флотоводцы П. С. Нахимов и император Пётр I; полководцы Багратион, Раевский; князь Владимир Святославович; русские богатыри; защитники Москвы и Сталинграда.)

    IX. Заключение. 
    - О всех ли защитниках Отечества мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. Но, наверное, для каждого истинного защитника земли русской, как завет звучат такие слова: "О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить своё Отечество, землю русскую…"

    И закончить наш классный час мне хотелось бы отрывком из стихотворения Сергея Васильева:

    Где б ты ни был, честный русский воин,
    Помни: о тебе гремит молва.
    Будь всегда в крови носить достоин
    Гневный жар великого родства.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Деникин А.И. Очерки русской службы: крушение власти и армии. – Москва, 1991.
    2. История казачества России. Ростов-на-Дону.2001
    3. Истоки. Опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений./ Сост. Лазарева А.Т. – Ставрополь,2001.
    4. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. – Ставрополь,2001.
    5. Наш край: Документы, материалы, 1777-1917гг. – Ставрополь,1977.
    6. Наш край: Документы, материалы, 1917-1977гг. – Ставрополь,1983.
    7. Нелепин Р.А. История казачества. – СПб, 1995.
    8. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. – Ставрополь,1994.
    9. Потто В.А. Два века терского казачества.- Ст.1996
    10. Пятигорск в исторических документах 1803-19117гг. Сборник документов и материалов./ Сост. С.И. Несмачная. – Ставрополь,1985.
    11. Ставропольцы в Великой Отечественной войне. – Ставрополь,1995.
    12. Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945г. Сборник документов ставропольского края. 1962
    13. Чекменев С.А. Переселенцы: Очерки заселения и освоения Предкавказья русским и украинским казачеством и крестьянством в конце XVIII- первой половине XIX в. – Пятигорск, 1999.
    14. Шкуро А.Т. Записки белого партизана.- Москва, 1991.
    15. Яковкин Е.И. Замечательные люди на КМВ. – Ставрополь,1977.
    16. Алферов В.И., Чекменев С.А. Степная вольница. – Ставрополь, 1978.
    17. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжала А.П. Казаки.- СПб,1999
    18. Бентковский И.В. Статистико-географический путеводитель по Ставропольской губернии. – Ставрополь, 1883.
    19. Гниловский В.Т. Занимательное краеведение. – Ставрополь, 1974.  
    20. Гриценко В.Б. История земли Минераловодской. – Минеральные Воды, 1998.
    21. Гриценко В.Б. Дорога на курорты. – Минеральные Воды, 1994.
    22. Губенко О.В. Станичники. – Минеральные Воды, 2000.
    23. Губин А.Т. Молоко волчицы. – Ставрополь,1994

    ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

    1. http://nsportal.ru/
    2. http://festival.1september.ru/
    3. http://pedsovet.su/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

    В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

    Описание опыта работы классного руководителя.

    Тема:«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии». ...

    Описание опыта работы классного руководителя

    Материал содержит накопленный за 3 года работы классным руководителем опыт работы с классным коллективом...

    Описание опыта работы классного руководителя 9 «а» класса

    1. Тема инновационного педагогического опыта«Профориентационная компетенция как одно из условий успешной социализации выпускника»2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, нов...

    Описание опыта работы классного руководителя 8"В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

    Описание опыта работы классного  руководителя я проделала для участия в конкурсе "Самый классный классный" в 2015г. муниципальный тур. К описанию смотрите приложение и презентацию....

    Приложение к описанию опыта работы классного руководителя 8 "В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

    Презентацию закачать не могу, слишком объемная, но она созвучна с приложением, т.е. построена по такому же принципу....