Описание опыта работы классного руководителя.
статья (11 класс) по теме

Бородкина Наталья Евгеньевна

Тема:

«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта классного руководителя.225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Описание опыта работы

Бородкиной Наталии Евгеньевны,

классного руководителя 11 а класса

МОУ «СОШ №1»

по теме:

«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии».

г. Губкинский

2010

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии».

Информация об опыте

Сведения об авторе опыта: 

Бородкина Наталья Евгеньевна, учитель музыки, искусства, мировой художественной культуры  

МОУ «СОШ №1»

             Условия возникновения, становления опыта.

           Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

             Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего – в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами, учащимися и родителями. Основу этих отношений всё в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнёрство.

МОУ «СОШ № 1»  расположена в микрорайоне 2, где находятся общежития, в которых проживает 45 % учащихся, обучаются также дети  близлежащих  микрорайонов № 1, 2, 3 и панели  №4 промышленной зоны. Особенность инфраструктуры микрорайона в том, что  на обслуживаемой школой территории отсутствуют какие-либо социально-культурные учреждения, спортивно-оздоровительные комплексы, досуговые центры.  Таким образом, школа является единственным источником не только получения образования, но и  дополнительного образования и творческого развития, которое предоставляется учащимся    через кружковую деятельность, спортивные секции, внеклассные мероприятия.  

Кроме того, специфика нашего региона заключается в пестром национальном составе.   Национальный состав учащихся нашей школы тоже достаточно разнообразен: представлен 25 национальностями. 

Высоким остается показатель  количества детей  из семей, находящихся в социально-опасном положении, детей из малообеспеченных и многодетных семей, которые также требуют пристального внимания со стороны классных руководителей, социально-психологической службы школы.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 класса,  очень разного и по социальному, и по интернациональному составу, и по уровню общительности ребят.   Именно поэтому и возникла мысль: выстроить внеклассную работу так, чтоб каждый был погружен в деятельность, нашел себя, проявил себя как личность, и, в то же время,  была поставлена задача сформировать коммуникабельный, дружный коллектив единомышленников с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания воспитательной системы, направленной на обеспечение благоприятных условий для обучения, развития и социализации каждого ребенка. Технология коллективной творческой деятельности в сочетании с личностно ориентированной технологией как нельзя лучше способствует реализации всех этих задач.

           

 Актуальность опыта.

         В современном мире возросла  ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей.  Поэтому классический вариант коллективной деятельности, предложенный И.П.Ивановым еще в середине прошлого века,  несколько утратил свое назначение. За последние несколько десятков  лет страна стала другой, ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения. Общение с детьми показало, что многие из них стремятся к лидерству в различных видах деятельности. В настоящий момент идея лидерства в рамках личностно-ориентированного КТД понимается нами широко: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве.

Что значит воспитать гражданина современной России? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом. Исходя из неоднородности контингента класса, пришла к необходимости сделать  акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитывая то, что основное направление образования и воспитания в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе,  а модель личности выпускника школы предполагает гармонично развитую личность, считаю, что применение коллективной творческой деятельности в сочетании с личностно ориентированной технологией  очень актуально на сегодняшний день.

        В основе ведущей педагогической идеи опыта лежит  использование идеи воспитания лидерских качеств личности. Так как лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно-ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Поэтому  считаю, что развитие лидерских качеств  может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации научного проекта. А главное – это поступательное движение вперед: от простого – к сложному, от личности – к коллективу. А еще – идея сотрудничества и сотворчества.

        Длительность работы над опытом. В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.  В классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.  Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классе осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

          Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

Работая классным руководителем больше 20 лет, я 16 лет работаю в нашей школе. Опытом работы в рамках коллективной творческой деятельности заинтересовалась давно, элементы же личностно ориентированной технологии я включила в свою воспитательную деятельность чуть более 5-ти лет назад, когда в печати появилась первая информация  об экспериментах педагогов-новаторов в этой технологии. Тем более, что потребность в изменениях в работе уже возникла: изменился социум, изменились требования к личности выпускника школы, меняются формы воспитательной деятельности.

Диапазон опыта

Коллективная творческая деятельность — важнейший путь гармонизации педагогической жизни любого образовательного учреждения. В нашей школе идея реализации КТД осуществляется на протяжении многих лет, она прописана в Концепции Программы воспитательной системы школы, в соответствии с которой строится работа во всех классных коллективах, а это значит, что в ОУ создано единое воспитательное пространство. Идея внедрения этой формы работы была одобрена, поддержана администрацией школы, самое главное, принята ребятами школы.

Так в моем плане воспитательной работы как классного руководителя появился ряд мероприятий, которые перекликались с школьными делами:  деловые игры, мозговой штурм, коллективные и групповые выездные мероприятия (в Санкт-Петербург, Тюмень для участия в Школе лидера, совместный досуг, который проводился как при участии родителей, так и совместные мероприятия с ребятами других классных коллективов,  «Дни открытых дверей», Дни самоуправления, встречи с интересными людьми в импровизированном художественном салоне и др.).

Кроме того, в основе работы с классным коллективом лежит не только сотрудничество, взаимодействие воспитанников, их родителей и педагогов, но и социальное партнерство, которое помогает в реализации многих интересных дел: так, совместно с представителями волонтерской организации нашего города, наш класс принял участие в реализации проектов «Сверстник глазами сверстника», «Краски мира в нас самих».  

Воплощая в жизнь фразу «Школа – наш второй дом», на одном из классных часов было принято решение стать активными участниками большого школьного коллективного творческого дела в рамках социального проекта «Уютный школьный дворик», целью которого было благоустройство школьного двора. Таким образом, классная система воспитательной работы является неотъемлемой частью системы воспитательной работы школы.

Теоретическая база опыта.

В последнее время в педагогике все чаще встречается слово «технология». В сфере обучения для многих стал убедительным тот факт, что с помощью технологического подхода удается гарантировано достигать желаемый результат. В сфере воспитания же сама возможность использования технологий подвергается сомнению. Между тем структура многих воспитательных дел, проводимых с определенными педагогическими задачами, может быть весьма технологична, то есть гарантировать получение определенного педагогического результата.      

В основе системы моей работы лежит опыт работы группы учителей-энтузиастов (А. А. Плигина, Е. А. Саяпиной, А. А. Бойкова,  Е. Э. Гавриловой, Е. Е. Горлановой, С. В. Орловой  и др.), многие из которых были воспитаны на традициях теории коллективного творческого дела И.П.Иванова,  основу методики которого составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах деятельности – от планирования до анализа.  Взяв за основу работу с коллективом и в коллективе, педагоги-новаторы совместили эту работу с технологией личностно-ориентированного обучения.

Эта система работы привлекла не только реально доступными формами работы с обучающимися  и максимальной вовлеченностью каждого из ребят в то или иное дело, но и высокой эффективностью и результативностью.

Успех КТД зависит от того, насколько оно будет творческим, а значит, будет делаться не по шаблону или заранее  подготовленной заготовке, а всякий раз будет выступать в разных вариантах, всегда выявит разные возможности, это дело, в котором всегда есть место импровизации.

В основу своей работы я взяла основные принципы коллективной творческой деятельности, которую предлагаю детям в начале каждого нового дела:

  • сами планируем;
  • сами организуем;
  • сами проводим;
  • сами анализируем.

 КТД от других воспитательных мероприятий отличается постановкой воспитательных задач. Стараюсь ставить задачи, делая это незаметно для детей в процессе реализации дела.

Технология опыта

Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, на мой взгляд, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятельности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и принципов организации, которые разработаны И.П. Ивановым и его последователями.

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого;

2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

4) данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии, как правило, педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе же коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Коллективная творческая деятельность в сочетании с личностно-ориентированной технологией отражает как нельзя лучше социальному заказу общества, т.к. сегодня востребована коммуникабельная личность, обладающая лидерскими качествами, умеющая презентовать себя в коллективе, а значит, имеющая активную жизненную позицию и могущая реализовать свои способности.

  Стараюсь следовать технологии, организация которой предусматривает шесть стадий. Рассмотрим технологию работы с  коллективом на каждой стадии.

Первая стадия — предварительная работа. Необходимо установить место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определить конкретные воспитательные задачи, выяснить различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумать способы проведения своих замыслов, наметить действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определить возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом важно не диктовать, не  навязывать, а размышлять вместе.  

Так, при подготовке презентации классного коллектива  «Знакомьтесь: это мы!» в форме коллективного творческого дела, которое проходит в нашей школе в начале учебного года, мы с ребятами обязательно проводим мозговой штурм, или Аукцион интересных идей, в котором участвуют все ребята класса. Поскольку это дело проводится в школе не первый год, цели им уже знакомы. Они предлагаюттакие формы представления коллектива, которые будут наиболее интересны и смогут презентовать класс необычно. Так решается вопрос «Что сделать?». Вопрос «С кем?», как правило, в этом конкретном деле не стоит, однако при подготовке других событийных классных дел коллектив чаще всего приглашаются к сотрудничеству либо ребята из других классных коллективов, либо сверстники из других ОУ, реже – родители, так как на сегодняшний день мои ученики – это одиннадцатиклассники, и им интереснее общение со сверстниками.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела, внутри которого, равно как и внутри каждой микрогруппы задание выбирает себе каждый член коллектива. Обсуждение планирования дела происходит таким образом, чтобы значимое дело нашлось для каждого по его возможностям и интересам.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, пытаюсь по-товарищески побуждать детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Пытаюсь увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях подсказываю варианты выполнения работы, даю совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами. Мои воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Стараюсь, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направить детей, регулировать их настроение, помочь сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Как правило, у нас это общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД иногда провожу и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Беру все это на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД стараюсь приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.

Результативность опыта

Эффективность такой технологии очень велика. Результатом работы является положительная динамика уровня воспитанности, мониторинг которого я провожу регулярно по методике  Третьякова П.И. и Щурковой Н.П. Динамику показатели уровня воспитанности можно проследить в таблице:

Анализ результатов по отдельным направлениям показал, что имеется положительная динамика в отношении к общественной работе:

Уровень сознательного отношения к общественной работе, количество участников остается стабильно высоким – 86%. Наблюдается рост отношения и к коллективу сверстников (до 89%), положительная динамика отмечена и в отношении к моральным нормам, и в отношении к самому себе. Кроме того, на 27% снизился уровень тревожности коллектива, повысилась учебная мотивация, происходят изменения в развитии уровня общительности учащихся (показатель повысился на 38% по тесту В.Ф. Ряховского), коэффициент сплоченности классного коллектива  изменился с 0,51до 0,81за последние 3 года, что свидетельствует о положительной динамике в формировании классного коллектива. Эти результаты получены по данным социометрического теста, который ежегодно проводится мной совместно с психологом школы с целью мониторинга результатов деятельности как классного коллектива в целом, так и каждого обучающегося в отдельности.

Такая методика является  эффективным средством для стимулирования самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого ученика. Если подключить учащихся к оценке самих себя, то методика побуждает их глубже анализировать свои действия и поступки, формируя у них адекватную личностную самооценку.  

Таким образом, приходим к выводу, что эффективность реализуемой мной технологии и форм работы с классным коллективом достаточно эффективна, о чем свидетельствуют не только собственные наблюдения за классным коллективом, но и результаты, полученные моими единомышленниками, педагогами-новаторами в разных уголках России, которые используют эту технологию.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Описание опыта работы классного руководителя

Материал содержит накопленный за 3 года работы классным руководителем опыт работы с классным коллективом...

Описание опыта работы классного руководителя 9 «а» класса

1. Тема инновационного педагогического опыта«Профориентационная компетенция как одно из условий успешной социализации выпускника»2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, нов...

Описание опыта работы классного руководителя 8"В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

Описание опыта работы классного  руководителя я проделала для участия в конкурсе "Самый классный классный" в 2015г. муниципальный тур. К описанию смотрите приложение и презентацию....

Приложение к описанию опыта работы классного руководителя 8 "В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

Презентацию закачать не могу, слишком объемная, но она созвучна с приложением, т.е. построена по такому же принципу....

Описание опыта работы классного руководителя

Главный результат своей работы я вижу во взаимовоспитании.  ...