Описание опыта работы классного руководителя
учебно-методический материал по теме

Елена Александровна Ватутина

Материал содержит накопленный за 3 года работы классным руководителем опыт работы с классным коллективом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы классного руководителя 7А класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» города Курска

Самареновой Елены Александровны

Я, Самаренова Елена Александровна, окончила Курский государственный университет в 2007г. по специальности учитель французского и  английского языков по специальности «Иностранный язык» с дополнительной специальностью «Второй иностранный язык». Общий педагогический стаж составляет 6 лет, все это время работаю в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» города Курска. Опыт работы в качестве классного руководителя составляет 2,5 года.

     Главное в работе классного руководителя, на мой взгляд, - помочь ребенку обрести свое лицо, сделать так, чтобы он понял свою уникальность, осознал свои возможности и поверил в успех. Старинная русская мудрость гласит: «Перестань искоренять недостатки, лучше помоги  ученику  увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам.»  Я стараюсь содействовать саморазвитию личности, реализации ее индивидуального потенциала, стараюсь оказывать моральную поддержку и помощь своим ученикам в решении различных проблем – вот, по моему мнению, каждодневная невидимая работа классного руководителя. Мои воспитанники – это ученики II   ступени обучения. Именно в подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности.  Я в полной мере разделяю ответственность за то, какими дети станут в будущем, с их родителями, педагогами, окружающей средой.

              В своей работе с детьми я стараюсь придерживаться ряда основных принципов воспитания: принцип  личностного подхода, принцип  педагогической целесообразности, принцип  природосообразности и культуросообразности,  принцип  событийности, принцип  интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся, принцип социальной адекватности.

          Принцип личностного подхода, в моем понимании, это  уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.

          Принцип педагогической  целесообразности -  это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.

          Принцип природосообразности я вижу как воспитание   с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.

           Принцип культуросообразность рассматривается мной  как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.

          Принцип событийности, по моему мнению, это введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.

          Принцип интеграции и дифференциации  моей  совместной деятельности, как  классного руководителя и обучающихся,  предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа я вижу определение общих  целей:  моих и обучающихся, организация нашей  совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Конечным результатом своей работы я хотела бы видеть своих выпускников Людьми (именно с большой буквы «Л») духовными, стремящимися к познанию и поиску смысла жизни; гуманными, находящимися в мире и гармонии с окружающим миром, милосердными и сострадающими; мыслящими, способными найти выход из нестандартных ситуаций; творческими, обладающими многогранными способностями и развитым интеллектом; свободными, обладающими чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания; любящими свое Отечество, знающими и хранящими традиции; умеющими адекватно оценивать реальную действительность и успешно существовать в ней.

      Согласно традиции, сложившейся в нашей школе, знакомство с новым классом я начала  еще за год до непосредственной работы с ним, то есть в 4 классе. Я посещала уроки, классные мероприятия, знакомилась с детьми, их родителями. Это помогло мне увидеть общую социально-психологическую обстановку в классе ( 1/3 обучающихся класса – дети с асоциальным поведением), что положительно повлияло  на организацию адаптационного периода  взаимопривыкания.  Когда дети пришли ко мне в 5 класс, передо мной стояла задача, предложить им программу воспитания, которая бы полностью отвечала уровню их развития, интересам и потребностям, помогла детям перейти из категории «трудных» и успешно социализироваться в обществе.  В этот период началось  более глубокое изучение коллектива и отдельных учеников с использованием разнообразных исследовательских методик. В сентябре месяце я провела  тест «КИТ», предназначенный для исследования уровня интеллектуального развития, что позволило мне на основе полученных данных выстроить  развивающую работу и спрогнозировать успех каждого ребенка. Анкета «Школьная мотивация» позволила оценить степень «увлеченности» младшего подростка школьной жизнью, ведь положительная мотивация – необходимое условие успешности обучения в школе. Методика изучения уровня школьной тревожности Филлипса позволила мне  изучить уровень тревожности обучающихся, связанной со школой, оценить эмоциональные особенности отношений ребёнка со сверстниками и учителями.  Также анкету по оценке социально-психологической адаптации детей к школе я провела  и для родителей. Уже с 5 класса одной из основных задач воспитательной работы с детьми для меня явилось  формирование коллектива и основ классного ученического самоуправления. Формы работы по этому направлению определила исходя из результатов исследований на основе методики определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (подготовлена профессором М.И. Рожковым). Тест по изучению уровня сформированности толерантного сознания школьников помог мне в создании гуманистической атмосферы в классе как одного из условий воспитания нравственных ценностей подростков.

Класс, с которым  в настоящее время я работаю, проявляет большой интерес к походам, экскурсиям, исследованиям в области этнографии, краеведения. Это интересует и меня. Так, 4 года назад,  на основе наших общих интересов, родилась авторская программа «Край, в котором я живу». Я считаю, что работа по этой программе помогает моим ученикам не только знакомиться с историей Курского края, города и микрорайона, но и становиться достойными гражданами своей страны.

Актуальность этой программы основана на том, что в современных условиях глобализации и интеграции общества формируется особый тип личности, для которого характерны мобильность, информативность, прагматизм, способность легко адаптироваться в новых жизненных условиях. При этом, однако, существует опасность утраты духовной связи с исконной культурой Отечества, рушатся национальные устои, формировавшиеся на протяжении тысячелетий. Сегодня становится все более очевидным, что без таких базовых ценностей и понятий, как любовь к своей родине, уважение национальных традиций, глубокое знание истории страны и своего края, невозможно формирование гуманистически развитой личности, способной к созиданию, к самопознанию, к духовному росту.

В основу программы положена идея о том, что приобщение к национальным истокам и духовно-нравственным традициям малой родины, знание и уважение своих корней позволит обучающимся осознать себя неотъемлемой частью нашего народа, сформировать ведущие нравственные качества личности.

Целью программы «Семь Я» является создание и развитие воспитательной среды,  максимально благоприятных условий способствующих самовыражению,  становлению и  успешной социализации каждой отдельной личности ,  раскрытию и развитию способностей каждого ребенка.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

  1. Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  3. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  4. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  5. Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  6. Дальше развивать национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

Программа состоит из 3 последовательно реализующихся ступеней, основанных на возрастных и психофизиологических особенностях обучающихся в период с 5 по 7 класс. В каждом разделе выделены направление работы  и содержательные линии воспитательной деятельности.

В 5 классе содержание программы («Мой дом – моя крепость») было  посвящено семье, школе, микрорайону, в котором проживают дети. В ходе ее реализации, учащиеся освоили территорию и инфраструктуру района, ближе познакомились с экспозицией школьного музея, провели исследовательскую работу по изучению истории, традиций, интересов, обычаев своей семьи. Результатом этой работы был проект «Моя родословная».  В результате чего происходило развитие самосознания в причастности к жизни своей семьи, школы, микрорайона.

В следующем году в разделе «Мир человеческих чувств» мы с ребятами изучили территорию и инфраструктуру города, знакомились с музеями и выставками, изучали вклад города и области в развитие всей страны. Это способствовало формированию готовности детей к активному участию в жизни города и края, воспитанию уважительного и бережного отношения к окружающим нас людям, к историческому и культурному наследию. На завершающем этапе этого раздела были разработаны проекты «Загляни в глаза», «Сохраним».

В настоящее время реализуется завершающая  3-я ступень  программы «Культура человеческих отношений», которая посвящена  изучению человеческих отношений, возникающих в разные периоды жизни ребенка. Она направлена на воспитание уважительного и бережного отношения к героическому наследию, формирование гуманистических отношений к окружающему миру и друг к другу, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание  чувства сопричастности к сохранению исторического наследия.

Конечно же, нельзя не затронуть вопрос о том, что же меняется в моих учениках в результате реализации этой программы. С одной стороны, отмечается положительная динамика в поведении детей: они  из пассивных наблюдателей постепенно занимают активную позицию,  заметно увеличилось число учащихся, которые стремятся активно реализовать себя в деятельности, выдвигают новые идеи, предлагают темы для новых проектов. С другой стороны, объективно возросли показатели уровня воспитанности обучающихся, заметно повысилась успеваемость по предметам гуманитарного цикла. У большинства учащихся сформированы основные морально-этические нормы поведения в обществе, позитивное отношение к сверстникам, к окружающим людям, наблюдается возрастание духовных потребностей.

Я надеюсь, что в конечном итоге мои ученики осознают свою сопричастность судьбе своего микрорайона, города и страны в целом, будут испытывать чувство гордости за свой край, живо интересоваться его историческим прошлым, народными обычаями, традициями; будут готовы к активному участию в улучшении благосостояния города, проявляя при этом инициативу; познакомятся с литературой и искусством Курского края; воспримут как личностно-значимые такие ценности, как патриотизм, гуманизм, гражданское самосознание; овладеют навыками самостоятельной познавательной деятельности, создания и представления социально значимых проектов, связанных с малой родиной; станут частью сплоченного коллектива, готового к совместной творческой деятельности.

Таким образом, программа «Край, в котором я живу» ориентирована на реализацию базовых компонентов содержания воспитания: мировоззренческого, деятельностного, культурологического, поведенческого, личностного.

В ходе участия нашего класса в различных городских и школьных акциях, возникла потребность в более подробном изучении таких понятий, как право, обязанность, в знакомстве с документами, регулирующими права и обязанности людей. Это привело к разработке и проведению серии классных часов по правовому воспитанию в 7 классе. Работа началась с микроисследования на данную тему. Ее результаты показали, что у учащихся не сформулированы четко понятия права и обязанности, они путают эти понятия, подменяют одно другим. При этом прослеживается понимание, что без соблюдения прав и обязанностей не будет порядка, равноправия.

Первым в серии мероприятий по правовому воспитанию стал классный час «Права детей – забота государства», где  состоялся довольно серьезный разговор на важную тему и на основе практической исследовательской деятельности учащиеся сделали осознанные выводы о важности знания и разумного использования своих прав и свобод.

Целью второго классного часа «Чтобы жить достойно» было донести до учащихся идею о необходимости не только ответственно использовать свои права и свободы, но и неукоснительно выполнять  обязанности перед обществом.

Получив теоретическую подготовку на этих классных часах, учащиеся подготовили и провели правовую минутку в начальных классах под названием «Наши права». Ученики нашего класса  составили несколько сообщений по вопросам прав ребенка, подготовили информационные карточки с основными статьями Конвенции и красочные слайды с иллюстрациями к ним, используя сцены из мультфильмов. Вместе с младшими школьниками они обсудили вопросы о нарушениях прав некоторых сказочных героев и помогли малышам сделать верные выводы.

Так актуальные проблемы, возникающие в ходе воспитательной деятельности, позволили углубиться в вопросы гражданско-правового воспитания. И не удивительно, что в этом учебном году команда именно моего класса представляла школу на правовой игре среди молодежи общеобразовательных школ города Курска «Кто, если не мы?», показав неплохие знания в области права.

Как классный руководитель я активно сотрудничаю с учителями-предметниками: оказываю помощь в решении проблем, связанных с успеваемостью подростков, организую взаимодействие учителей и родителей, включаю обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по различным учебным предметам с целью повышения интереса к учебе.

Совместно с педагогом-психологом  изучаю личность каждого из своих учеников, процесс их адаптации и интеграции в обществе, анализирую развитие коллектива класса, помогаю подросткам определиться в выборе профессии, координирую связь педагога-психолога с родителями.

Родители моих учеников представляют собой сообщество разнонаправленных личностей. Поэтому кроме взаимодействия с педагогом-психологом, я способствую их взаимодействию с социальным педагогом школы, педагогами дополнительного образования, специалистами различных учреждений, занимающихся вопросами, связанными с жизнедеятельностью подростков. При этом я и сама стараюсь превратить их в своих союзников и единомышленников. Стало привычным, что родители активно участвуют в жизни класса и школы. Именно так появилась традиция проведения совместных спортивных праздников, акции «Подари мамам улыбку» в праздник мам, новогодних огоньков.    

Такое взаимодействие особенно важно в работе с «трудными» детьми.  Именно здесь дети чувствуют себя комфортно, ощущают свою востребованность, получают возможность для раскрытия своих   Поэтому мне кажется, что трое моих воспитанников из категории «трудных» постепенно перерастают свои трудности.

Считаю необходимым формирование активной деятельностной позиции классного коллектива в образовательном пространстве школы. Во всех общешкольных делах мы непременные участники, а зачастую и организаторы. Это помогает коллективу сплотиться, обрести свое лицо, утвердиться в школьном сообществе.

Развитию индивидуального личностного потенциала моих учеников способствует их включение в различные творческие объединения по интересам. Они активные участники работы школьного молодежного клуба «Фортуна», игроки футбольной команды сборной микрорайона, завсегдатаи психологической студии «Отражение» при городском дворце пионеров и школьников, танцоры студии «Феникс». Я стараюсь поддерживать их разнообразные интересы и организую работу с классом так, чтобы дети везде успевали. Чудо происходит на моих глазах: успешные ученики становятся более уверенными в себе, а неуспешных учеников просто нет. Каждый находит применение своим способностям.

Все годы моей работы с классом я постоянно задаюсь вопросом: какими же станут на самом деле мои ученики, когда вырастут? На этот вопрос помогает ответить мой личный опыт. Среди моих выпускников есть успешные бизнесмены, юристы, врачи. Приятно осознавать, что некоторые их моих бывших воспитанников выбрали профессию педагога и в настоящее время являются моими коллегами и даже работают в одной школе со мной. Хочется надеяться, что нынешние ученики станут еще успешнее. В этом будет и моя заслуга. Несмотря на трудности и проблемы, я верю, что моя работа – это лестница вверх. Поднимаясь по этой лестнице вместе с учениками, я становлюсь опытнее, мудрее, увереннее в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Описание опыта работы классного руководителя.

Тема:«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии». ...

Описание опыта работы классного руководителя 9 «а» класса

1. Тема инновационного педагогического опыта«Профориентационная компетенция как одно из условий успешной социализации выпускника»2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, нов...

Описание опыта работы классного руководителя 8"В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

Описание опыта работы классного  руководителя я проделала для участия в конкурсе "Самый классный классный" в 2015г. муниципальный тур. К описанию смотрите приложение и презентацию....

Приложение к описанию опыта работы классного руководителя 8 "В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

Презентацию закачать не могу, слишком объемная, но она созвучна с приложением, т.е. построена по такому же принципу....

Описание опыта работы классного руководителя

Главный результат своей работы я вижу во взаимовоспитании.  ...