В помощь классному руководителю
материал (5 класс) на тему

Бутрова Ольга Александровна

Предлагаю материал для классных руководителей , который я активно использую .

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фамилия, имя ребенка ____________________________________

1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

2. Какие игры он выбирает?

3. Любит ли спорт? Какие виды предпочитает?

4. Кто его партнеры в игре (мальчики или девочки)?

5. Как ведет себя в детском коллективе (застенчив, агрессивен, пассивен, активен, гиперактивен)?

6. Есть ли у него обязанности в семье? Какие?

7. Кто в вашей семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?

8. Какие трудности в воспитании вы испытываете?

9. Какими методами воспитания вы пользуетесь?

Дата заполнения анкеты ___________________


(вариант)

(Ненужный ответ вычеркнуть)

1. Можете ли вы оставить ребенка дом одного? (Да, нет.)

2. Стремится ли ваш ребенок к уединению дома? (Да, нет.)

3. Может ли он вступить в разговор с незнакомыми людьми? (Да, нет.)

4. Опасен ли маршрут вашего ребенка из дома в школу? (Да, нет.)

5. Проходили ли вы вместе с ребенком этот маршрут? (Да, нет.)

6. Способен ли ваш ребенок защитить себя? (Да, нет.)

7. Знаете ли вы друзей своего ребенка? (Да, нет.)

8. Существует ли в семье правило предупреждать об отсутствии дома ребенка в назначенный час? (Да, нет.)

9. С кем ваш ребенок в дни каникул? (Да, нет.)

Дата заполнения анкеты _______________________



Предварительный просмотр:

МЕРОПРИЯТИЕ : «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Ход мероприятия

1-й ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Как хорошо, что мы с вами собрались все вместе. У вас, дорогие родители, несомненно, много неотложных забот, дел. У ребят много уроков. Но, сегодня – мы все вместе только отдыхаем!

2-й ведущий. Дети – это чудо света.

        Я увидел это сам.

        И причислил чудо это

        К самым чудным чудесам.

1-й ведущий.         Мы пред будущим в ответе:

        Наша радость, боль и грусть.

        Наше будущее – дети…

        Трудно с ними, ну и пусть.

2-й ведущий.        В наших детях наша сила.

        Внеземных миров огни.

        Лишь бы будущее было

        Столь же светлым, как они.

1-й ведущий. Когда-то папы и мамы были детьми и тоже ходили в школу. А мы сейчас посмотрим, как помнят они то, что изучали. Первый урок – урок рисования. Все присутствующие должны коллективно нарисовать портрет своей семьи: сын или дочь рисуют папу и маму, а родители – своих детей.

(Ведущие раздают всем бумагу и фломастеры.)

(Звучит фонограмма песни «Рисуйте, рисуйте» из кинофильма «Фантазия Веснухина».)

Рисунки отдают жюри.

2-й ведущий. Рисунки вы увидите на выставке.

Дорогие родители, перед вами выступают ребята. (Школьники читают стихи, поют, танцуют.)

1-й ведущий. А сейчас состоится второй урок. На нем родители ответят на вопросы анкеты. (Ведущие раздают родителям анкеты.)

Анкета для родителей

1. Сколько времени в день вы уделяете своим детям?

2. Где и как вы предпочитаете проводить с ними свободное время?

3. Какой последний кинофильм вы смотрели вместе с детьми?

4. Как дети помогают вам?

5. Гордитесь ли вы своими детьми?

(Звучит фонограмма песни «Никогда» Н. Андреева.)

(Ведущие собирают анкеты с ответами и отдают жюри.)

2-й ведущий. Уважаемые родители, незадолго до нашей встречи, почти на такие же вопросы устно отвечали ваши дети. Предлагаем вашему вниманию их ответы в записи на магнитофоне. (Звучит фонограмма. В ней не называются имена и фамилии ребят, отвечающих на вопросы, но родители узнают голоса своих детей.)

Анкета для детей

1. Много ли времени ты проводишь вместе с папой и мамой?

2. Где и как ты проводишь свободное время?

3. Какой последний кинофильм ты смотрел со своими родителями?

4. Помогаешь ли ты папе и маме?

5. Что тебе больше всего нравится в твоих родителях?

6. Гордишься ли ты своими родителями?

7. Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для них?

Ведущий. Итак, родители услышали ответы своих детей на предложенные им вопросы и, конечно же, лучше узнали их мнение о себе. Ведь не каждый ребенок отважится сказать отцу и матери об их достоинствах и недостатках, о том, каким бы он хотел видеть своих родителей. А это знать родителям необходимо.

(Далее член жюри читает лучшие ответы родителей на вопросы анкеты.)

2-й ведущий. Сейчас мы проведем конкурс: «Я помогаю маме». В нем определятся школьники, которые действительно помогают родителям.

На сцену выходят 2 команды из 4–5 девочек и мальчиков. Им предлагается выполнить такие задания.

1. Рассказать, как сварить борщ, В руках карточки, на которых нарисованы продукты, необходимые для приготовления борща, а также лишние, например, салат, яблоки и т. д. Ребята должны назвать и показать те из них, из которых готовится борщ и сообщить рецепт его приготовления.

2. Рассказать, как испечь пирог. На листке ватмана, прикрепленном к доске, перечислить продукты, необходимые для его изготовления, а также лишние. Ребята должны зачеркнуть названия ненужных продуктов и сообщить рецепт выпечки пирога.

3. Заплести сестричке косичку. Один представитель от каждой команды выполняет это задание.

4. Покормить сестричку. Один представитель от каждой команды кормит девочку пирожным. Жюри определяет, у кого это лучше получается. (Во время конкурсов звучат записи веселых песен.)

Победители получают сувениры, призы.

1-й ведущий. Уважаемые родители, ребята очень готовились к этой встрече. Они сами изготовили для вас сувениры. (Дети вручают сувениры своим родителям.)

2-й ведущий. Предлагаем вашему вниманию концертные песни, исполняемые для вас вашими детьми.

1-й ученик.         Люблю тебя, мама,

        За что, я не знаю.

        Наверно, за то,

        Что дышу и мечтаю,

        И радуюсь солнцу

        И светлому дню –

        За это тебя я,

        Родная, люблю.

        За небо, за ветер,

        За воздух вокруг…

        Люблю тебя, мама,

        Ты – лучший мой друг.

2-й ученик.        Ни усталости не зная,

        Ни покоя, каждый час,

        День и ночь, родная мама,

        Все тревожишься о нас.

        Нас баюкала, кормила,

        У кроватки пела нам.

        Первой нас она учила

        Добрым, радостным словам.

        Сколько ночек не спалось ей,

        В комнатушке, среди тьмы.

3-й ученик.        Как кручинится, когда мы

        Опечалены подчас.

        Сколько радости у мамы,

        Если кто-то хвалит нас.

        Сколько мук ей было с нами.

        И наград не надо ей,

        Об одном мечтают мамы –

        О любви своих детей.

Звучит песня «Поговори со мною, мама».

1-й ведущий. Мы приглашаем наших гостей на экскурсию в прошлое. Ребята приготовили фотогазету. (Родители рассматривают фотографии своих детей в раннем возрасте. Под фотографиями шутливые надписи, например: «Надоело мне в манеже, я хочу на воздух свежий!», «Без поддержки и опоры мне сидеть еще не скоро», «С папой я своим дружу, каждый день гулять хожу», «Папе радостно, мне тоже, мы ведь очень с ним похожи». Во время просмотра родителями фотогазет, звучат записи детских песен Вл. Шаинского, Е. Крылатова, С. Никитина, В. Леонтьева.)

2-й ведущий. Уважаемые родители, наш праздник вряд ли получился бы, если бы не наши учителя. Они открывают перед детьми удивительный мир знаний, помогают вам растить их крепкими, здоровыми, умными.

Школьники.   1.  Ты помнишь, было вокруг

        Море цветов и звуков.

        Из теплых маминых рук

        Учитель взял твою руку.

        2.  Он ввел тебя в первый класс.

        Торжественно и почтительно.

        Твоя рука и сейчас

        В руке твоего учителя.

        3.  Желтеют страницы книг,

        Меняют названья реки.

        Но ты – его ученик:

        Тогда, сейчас и навеки.

        4.  И если в жизни большой –

        Вольно или невольно –

        Ты вдруг покривишь душой,

        Ему будет очень больно.

        5.  А если в суровый час

        Ты выстоишь как мужчина.

        Улыбка хлынет из глаз

        Лучами добрых морщинок.

        6.  Дай на свежем ветру

        Ярче ей разгореться…

        Из теплых маминых рук

        Учитель взял твое сердце!

Ученики вручают цветы учителям, которые присутствуют на вечере.

1-й ведущий. Мы получили необычную почту. Ребята прислали нам письма из своего «будущего». Нам кажется, уважаемые родители, что вам небезынтересно заглянуть в их мечты. (Ребятам заранее было дано задание написать письмо-сочинение: «Каким я себя вижу через 10 лет».) Звучит запись песни «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».

Родителям раздают письма, используется танцевальная импровизация под музыку.

2-й ведущий. Может быть, некоторые ребята хотят познакомить всех участников нашей встречи со своими письмами «из будущего»?

(Несколько ребят инсценируют отрывки из сочинений.)

1-й ведущий. А сейчас – урок русского языка. На сцену приглашаются две команды: первая – 4 мамы, 4 папы. Вторая – 4 мальчика, 4 девочки. Каждой команде дают планшетки с написанными на них крупными буквами: Г, Р, А, М, О, Т, Е, И.

Ведущий называет слова, которые можно составить из этих букв. Участники игры, на чьих планшетах написаны соответствующие буквы, делают шаг вперед и составляют названное слово. Можно составить такие слова: грамотеи, тема, том, атом, грот, море, гора, метр, маг, рота. Слов должно быть столько, чтобы не утомить играющих (не более десяти).

Игра на время – кто быстрее сложит слова.

Приглашается другой состав команд из зрителей: конкурс шарад, – кто быстрее ответит, например,

                1.  Начало деревом зовется.

        Конец – читатели мои.

        Здесь, в книге, целое найдется,

        И в каждой строчке есть они.

                                                (Буквы.)

                2. Мое начало – буква алфавита,

        Оно всегда шипит сердито,

        Второго – корабли боятся,

        И обойти его стремятся.

        А целое весной летает и жужжит,

        То сядет на цветок, то снова полетит.

                                                                (Шмель.)

3.  Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоименье – слог второй,

А в целом школьный столик твой.

(Парта.)

4.  Предлог стоит в моем начале.

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

(Задача.)

5.  На первом стоит часовой,

Второе в лесу зеленеет.

На целое, только стемнеет,

Ты ляжешь и кончен

Твой день трудовой.

                                                                        (Постель.)

6. Только два предлога,

                 А волос в них много.

                                                                                (У-с.)

7. Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.

                                                                        (Картина.)

8. Начало – нота,

Потом оленя украшение.

А вместе – место

Оживленного движения.

                                                                        (Дорога.)

Для следующего состава команд можно использовать скороговорки. Чья команда без ошибки быстро проговорит:

  • Три свиристели еле-еле свистели у ели.
  • Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У пеньков опять пять опят.
  • Полпогреба репы, полколпака гороху.

1-й ведущий. Кто же сегодня всех умнее, всех быстрее – дети или их родители?

– А сейчас проведем контрольную по математике.

На сцену выходят две команды по десять человек. Одна команда родители, другая – дети. Каждой команде дают планшеты с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Ведущий предлагает решить пример. Участники команды, у которых на планшете нужные для составления ответа цифры, делают шаг вперед.

(Подводятся итоги. Выступает член жюри.)

2-й ведущий. Молодцы папы и мамы! Молодцы, ребята! Мы поздравляем все команды.

Затем снова выступление учащихся (концерт).

2-й ведущий. А сейчас объявляется конкурс для пап и сыновей. Им предстоит показать свои умения в очистке картофеля.

Желающие составляют две команды: три папы и три сына. По сигналу ведущего включается фонограмма «Польки» или другой быстрой мелодии, и участники начинают чистить картофель. Его складывают в одну тарелку, отходы – в другую. Когда музыка прекращается, в каждой команде обе тарелки взвешивают (вес пустых тарелок установлен заранее) и определяют количество очищенного картофеля и очисток. Побеждает команда, которая начистила больше картофеля и имеет меньше отходов.

1-й ведущий. А теперь мамам и дочерям предлагается составить композиции из цветов и дать им названия.

(Команды состоят из 2-х мам и 2-х дочерей.)

Итоги конкурса.

2-й ведущий. А теперь, когда все уроки, конкурсы прошли, мы сядем за столы и отведаем пироги, плюшки, сдобные ватрушки, пирожные, конфеты. Все это приготовили к сегодняшнему дню мамы и дочери.

А папы и сыновья угощают участников нашего праздника мороженым. Приятного всем аппетита!

(Звучит фонограмма популярных песен.)

1-й ведущий. Поблагодарим всех тех, кто нас так вкусно накормил (все аплодируют).

Звучит «Вальс» Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Все танцуют вальс.

Затем ведущий объявляет Танец маленьких утят.

2-й ведущий. Дорогие друзья! Благодарим вас всех за то, что вы пришли к нам, и надеемся, что мы еще не раз встретимся. До новой встречи!

Учитывая возможности школы, такие праздники можно проводить по параллелям, лучше в конце или начале учебного года. Конкурсы можно придумать другие, а также и другие уроки.



Предварительный просмотр:

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

(Тематический семейный вечер)

Подготовка: нарисовать два генеалогических древа с фотографиями, о которых потом будут рассказывать две семьи; подобрать фонограммы песен «Родительский дом» из репертуара Л. Лещенко, «Улыбка», «Чунга-Чанга», «Чебурашка», «Кузнечик» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, Э. Успенского, Н. Носова, Ю. Энтина).

Ход вечера

1. Рассказ о родословном дереве.

Учитель. Дорогие друзья! Бабушки, дедушки, папы и мамы! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на вечере, – семья.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

А рисовалось оно так. (Показ на доске плаката.) Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того чтобы составить родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли, откуда она родом?

Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе неуважительно относятся к людям, которые не знают и не чтят своих родовых корней, не роднятся с родственниками. Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом (отличительный знак сословия), чтобы нарисовать свое генеалогическое древо. Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек и постарайтесь продлить ветви родства как можно дальше.

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо; прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим на примере двух семей. (Представление выступающих.)

Выступление двух родителей: рассказ о своих предках, о генеалогическом древе, показ фотографий.

Учитель. Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, что из Сергея и Ани вырастают папа с мамой, а из них – бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос Сергей. И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала достойным членом семьи и общества.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идет о предках, а если мы говорим о потомках какого-нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше – правнуки.

Для любого человека можно нарисовать и родословный корень и родословное дерево, если мы знаем его предков и потомков.

Много интересного можно узнать от своих дальних предков, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьей. Семья, по определению, данному в словаре С. Ожегова, – это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Ученик читает стихотворение «Раз, два, три, четыре». А. Кардашова.

Кто живет в большой квартире?         Своей любимой внучкой,

Четверо мужчин.                                  Дочкой дорогой

Живет в квартире дедушка,                 Зовет ее другой,

И папа, и прадедушка,                         А третий – милой Машей

И Миха, папин сын.                             И хозяйкой нашей!

Еще красавица живет                           И называет мамой,

С родными неразлучно.                      Милой, славной самой,

Один из них ее зовет                           Мужчина – младший сын.

II. Конкурс «Семейная песня».

Учитель. «Легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда…» – поют герои нестареющей комедии «Веселые ребята» вместе с Леонидом Утесовым.

Давайте и мы не будем скучать на нашем празднике и проведем конкурс «Семейная песня». (Каждый исполняет песню по очереди. Кто больше споет, тот и победитель.)

III. Конкурс мини-рассказов и сочинений о родственниках.

Учитель. А кто живет в вашей семье? Про маму, папу, бабушку и дедушку, других членов семьи вы можете рассказывать долго. А сегодня у нас мини-рассказы о бабушках и дедушках, папах и мамах. Это сложно – немногословно, но интересно представить своих родственников в миниатюрных рассказах и сочинениях.

Дети читают сочинения о бабушках и дедушках, а родители рассказывают о своих бабушках и дедушках; ученики дарят подарки, читают для них стихотворения.

Любимые наши, бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам, дорогие, здоровья,

Чтоб не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

      

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.

      

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны дорогим дедам.

Наши папочки не хуже

Могут кашу, щи сварить

И для дома, все что нужно,

Могут быстро смастерить.

      

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим ее и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза,

Но стоит с повинной прийти головою –

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она – наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

      

В праздник наш такой желанный

Что же нам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда.

IV. Конкурс «Лучшая танцевальная семья».

Учитель. Мы и пели, и стихи слушали, а не пора ли нам новый конкурс объявить – «Лучшая танцевальная семья». Ребята споют частушки, а вы всей семьей можете плясать под них.

Мы веселые ребята,                        Торты, бублики, ватрушки

Мы частушки вам споем,        Все мы любим от души.

Коль понравятся куплеты,        Если любишь пироги,

Мы еще раз пропоем.                        Состряпать бабушку проси.

Дорогие наши мамы,                        Папа пишет сочиненье,

Мы всегда гордимся вами,        Дед решает уравненье.

Умными, спокойными.                        Все с уроками сидят –

Будем вас достойны мы!        Вот семейный наш подряд!

Наши папочки веселые                        Мы частушки вам пропели,

Могут петь, стихи читать,        Больше делать нечего.

Ну а если надо будет,                        Мы пойдем, а вы сидите

Могут «Яблочко» сплясать.        До другого вечера.

V. Сценка «Бабушки и внуки».

Учитель. А всегда ли дети виноваты в том, что вырастают белоручками и неумехами? Мы говорим о трудовом воспитании, а сами за них даже уроки делаем! Сейчас специально для вас мы покажем сценку, в которой расскажем о двух бабушках. Посмотрите на них. Может быть, кого-то они вам напоминают?

Две старушки:

1-я. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я. Да что ты, я еще уроки не сделала….

1-я. Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты ж сто лет как школу окончила!

2-я. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат! Кто же им еще поможет, кроме нас?

1-я. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я. Правда? Это ты их так балуешь?

1-я. Я не балую! Я с ними очень строга. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я. О, действительно строго.

1-я. Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм… гм. «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том…»

1-я. Так, хорошо.

2-я. «…И днем и ночью волк ученый…»

1-я. Какой волк? Какой волк?

2-я. Ну, я не знаю, либо степной, либо лесной, либо еще какой…

1-я. Да не волк, а кот ученый! Ты спятила что ли, волк разве может быть умным? Поняла? Кот!

2-я. А-а, поняла, поняла! Я тогда сначала: «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днем и ночью кот ученый….».

1-я. Ну?

2-я. На луну воет с петухом.

1-я. С каким петухом? На какую луну? Ты где такое видела?

2-я. Ой, ну какая же ты подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

1-я. Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я. Ее уже назвали.

1-я. Как?

2-я. Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки… Бабушки, поднимите руки, кто помогает своим внукам. Поделитесь, как вы это делаете.

VI. Конкурс «Кто это?».

Учитель. В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников знаете вы? И сколько же их? Свекровь, свекор, тесть, теща, невестка, шурин, деверь, золовка, свояченица, племянница, тетя и другие.

Соревнуются две семьи.

Брат жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра мужа (золовка).

Сестра жены (свояченица).

Мать жены (теща).

Отец жены (тесть).

Мать мужа (свекровь).

Отец мужа (свекор).

Дочь брата или сестры (племянница).

Брат отца или матери (тетя).

Жены двух братьев (свояченицы).

Муж двух сестер (свояки).

Матери жены и мужа (сватьи).

VII. Конкурс пословиц.

Ученики по очереди объясняют значение пословиц.

На что и клад, коли в семье лад.

В семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

Дружная семья и землю превращает в золото.

VIII. Конкурсы для бабушек и дедушек.

З а д а н и я:

1. Смотать пряжу.

2. Накормить внука кашей (с закрытыми глазами).

3. Запеленать куклу.

4. Спеть кукле колыбельную.

IX. Конкурс «Семейная переписка».

Учитель. Все мы любим получать письма, хотя сейчас все реже и реже люди пишут друг другу. Письма заменил телефон. А сколько очарования, прелести, таинственности в письмах. Давайте мы сейчас попробуем написать письма друг другу.

З а д а н и е: пишем письма в деревню дедушке, брату в армию, любимой подруге и т. д. Постарайтесь, чтобы ваши письма получились таинственными, оригинальными, остроумными, желанными.

X. Конкурс «Как рассказать сыну или дочери о рождении второго ребенка».

Учитель. Наши взрослеющие дети по-разному могут воспринять известие о том, что вскоре в семье будет пополнение. Давайте поразмышляем. Как подготовить сына или дочь к появлению малыша.

Родителям следует прежде всего помнить о том, что ревность – «это болезнь в какой-то степени не одного человека». Тут важно правильное поведение по отношению к ребенку, и, возможно, сами родители, их поведение и есть совершенно реальное основание для неприятного ожидания первым ребенком рождения братишки (или сестренки), в котором он видит своего соперника – соперника по любви, вниманию, уделению времени на совместные занятия, проявлению ласки, выполнению просьб в покупках игрушек и др.

Как показывают исследования, голос ревности нередко начинает звучать в поведении ребенка в подобной ситуации. Ревность в семье, где двое и больше детей, – явление практически обычное. Единственному ребенку свойственно чувство собственности по отношению к родителям. Но вот появляется второй, он – младший, и ему неизбежно, особенно вначале, достается больше внимания. И старший начинает ощущать себя пусть не заброшенным, но обделенным. Надо всегда помнить, что детская ревность, как правило, обостряется с появлением новых членов семьи, и тут со стороны взрослых требуются осторожность, внимание, бережливость и деликатность.

Представим себе: родители скрыли от старшего, что в семье скоро появится еще один ребенок, опасаясь трудных вопросов о том, откуда берутся дети. На каникулы мальчика отправили в лагерь, а когда он вернулся, дома оказался новорожденный. Но никто не позаботился помочь старшему войти в мир новых, изменившихся семейных отношений. Взрослые с восторгом занимались малышом, а до него никому не было дела. В результате он, привыкший быть в центре внимания, начинает испытывать муки ревности, а когда подрастет младший – у них начнутся ссоры. Кроме того, родителей иногда умиляет, когда дети оспаривают свое преимущественное право на отца или мать. А умиляться нечему, надо объяснить, что родители одинаково любят всех своих детей и что очень хорошо, когда оба они одинаково любимы детьми, когда в семье все друг друга крепко-крепко любят, жалеют, заботятся друг о друге.

Семена добра, посеянные родителями в детях, несомненно, послужат основой для создания благополучной, здоровой семьи.

Что бы я сказала своей дочурке в ожидании второго ребенка?.. Только надо учесть то обстоятельство, что в нашей семье решение этого вопроса не вызывает вообще проблемы – это, наоборот, желаемое событие, радость, о которой все чаще и чаще просит дочка.

Возможно, это было бы так:

Послушай, доченька, стишок,

Знаком с ним каждый малышок.

У зайчика и у лисички

Братишки есть и есть сестрички.

В окошко выгляни скорей:

«Чив-чив» – зовет там воробей

Воробышков-малюток – сестру и брата:

Считает, что зернышками поделиться с ними надо.

А вот в песочнице соседка Даша,

Играет с ней братишка Саша:

«Учись, Сашок, мы в формочки кладем песочек,

Правой ты рукой держи совочек,

Форму переверни движением осторожным…

Угощай друзей красивым пирожным!»

Представь, дочурка, что в семье у нас

Уж вскоре, только не сейчас,

Появится не кукла новая и не зверушка,

А мальчуган или девчушка!

Малюсенький беспомощный ребенок

Лежит и смотрит на тебя с пеленок…

Что скажем мы ему тогда, родная?

Тебя мы любим всей душой, в семью к нам принимаем,

Не плачь и не пугайся, как тебе помочь расти, мы знаем.

И засияют глазки на тебя похожего, у этого комочка,

К тебе протянет ручки, улыбнется, тебя он любит, дочка!

Г. Попова

Жюри подводит итог всех конкурсов, победителям вручаются призы.

Учитель. Но это еще не завершение праздника, мы остаемся верны нашей традиции, дорогие наши родители, приглашаем вас всех на чаепитие!

Выходит ученица (в русском костюме, с самоваром).

Девушка.   Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай…

Ученик.      Гостей, хозяюшка, встречай!

Дети угощают родителей, приговаривая:

– Хозяев потешьте, пирогов поешьте!

– Чай пить – не дрова рубить!

– Поедайте калачи – с пылу-жару, со печи!

– Подавайте пирогов – вон сколько у нас едоков!

– Сахарку сыпь веселей, будет сладко… Не жалей!

Выходят мальчики под веселые наигрыши, исполняют частушки.

Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем…

Эх! Попросите только нас!

Мы с веселой песней дружим,

Все по правде говорим.

Хорошо живет, не тужим,

Эх, со сметаной хлеб едим!

Заходите чаще к нам!

Очень рады мы гостям!

Мы вас чаем угостим,

Петь-плясать вас пригласим!

Хорошо частушки пели

Да ногами топали.

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

Дети (хором). Вкусные ватрушки, пироги и плюшки!

Учитель. Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Спасибо всем, кто принял участие в нашем празднике.



Предварительный просмотр:

МОЯ СЕМЬЯ. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

(Вечер знакомства)

Подготовка: оформление пригласительных билетов для родителей, эмблемы клуба; подготовка слова приветствия, подбор музыкального сопровождения.

Ход вечера

I. Вступительная часть.

Ведущий (член родительского комитета). Добрый день! Приветствую гостей, детей, родителей на первом заседании клуба «Семейная круговерть». Цель нашего клуба – углубить взаимоотношения детей и родителей, закрепить связи между семьей и школой.

Рассказывает об эмблеме клуба, затем звучит гимн песня «Улыбка» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

Команды семей-участниц представляют своих членов. Капитаны команд приветствуют друг друга.

II. Конкурсная программа.

Тур I

1. Игра «Давайте познакомимся».

Участники конкурса отвечают на вопросы зрителей.

В о п р о с ы   р о д и т е л я м:

– В каком году и при каких обстоятельствах вы встретились? Что вам понравилось друг в друге?

– Считаете ли вы этот день днем рождения семьи?

– Кого вы чаще всего ставите в пример детям? Есть ли у вас идеал?

В о п р о с ы   д е т я м:

– Чему ты научилась(ся) у мамы (папы)? Что из этого тебе более всего помогает в жизни?

– Что сам (сама) ты делаешь по дому? У вас все получается?

– Как решаются у вас проблемы семейного отдыха? И есть ли они?

2. Конкурс «Любимая песня».

Каждой семье предлагается допеть одну из веселых песенок. Включатся запись – начало песни, а семья должна ее быстро подхватить и допеть до конца. Примеры песен могут быть взяты из мультфильмов «Ну, погоди», «Бременские музыканты», а также знакомые мелодии «Чему учат в школе», «Чебурашка», «Чунга-Чанга».

Тур II

1. Игра «Вопросы на засыпку».

Теперь игра продолжается в кругу каждой семьи. Дети спрашивают своих родителей:

– Кем ты хотела быть в детстве?

– О чем ты мечтала в детстве?

– Какой предмет тебе больше нравился в школе и почему?

– В каком возрасте ты приготовила первое блюдо и какое?

– Когда тебе было столько же лет, сколько мне, чем ты увлекалась?

– Как ты относился к девочкам?

2. Конкурс «Оживи картину».

Каждая семья получает репродукцию картины, теперь ей предстоит «оживить» ее по всем правилам театра. Для «оживления» могут быть предложены репродукции картин Д. П. Решетникова «Опять двойка», С. Л. Григорьева «Вратарь» и «В родной семье», К. Успенской-Коногривовой «Не взяли на рыбалку».

Тур III

1. Конкурс «Любопытный ведущий».

Ведущий задает в о п р о с ы   р о д и т е л я м:

– Строили ли вы семейные планы на будущее? Смогли вы их реализовать?

– Существует ли у вас семейный совет? Если да, то участвуют ли в нем дети?

– Что знают ваши дети о семейном бюджете? Принимается ли их голос во внимание?

– Что вы предпримете, если ваш ребенок получит двойку?

В о п р о с ы   д е т я м:

– Доверяют ли вам ваши родители?

– Как они воспринимают известия о ваших победах и поражениях?

2. Конкурс «Папа, одень своего ребенка».

В течение одной минуты все папы одевают капризного сына. Ребенок может быть приглашен из зала. Действие идет в виде художественного номера.

III. Домашнее задание.

Ведущий. Мы видим, что все участники нашего марафона быстро приближаются к финишу. Поскольку нам предстоит выбрать лучших из лучших, оценим качество выполнения домашнего задания. Вносятся драгоценные приношения – итог многодневных трудов: фирменные блюда, семейные газеты, чудесные поделки наших мастеров.

IV. Заключение.

Ведущий благодарит всех, кто принимал участие, вручает призы и эмблемы, желает всем успехов.

Звучит песня-гимн клуба «Улыбка».



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Форма проведения – лекция с элементами беседы.

Учитель.         Время – вроде замкнутого круга:

Год мелькнул, как месяц, день – как час.

Почему-то выслушать друг друга

Не хватает времени у нас.

Может, стоит нам остановиться

Среди этой вечной кутерьмы?

Может, разглядеть поближе лица

Друг у друга все же можем мы?

Ну и пусть спрессованы упруго

Жизни год – как месяц, день – как час…

Очень жаль, что выслушать друг друга

Не хватает времени у нас.

Да, нам зачастую не хватает времени на полноценное общение с детьми. Естественно, что взрослый всегда может оправдаться перед ребенком занятостью, усталостью и т. д. Но время оказывается потерянным и для самого взрослого, и для ребенка.

Мир устроен парадоксально. В моем детстве, пришедшем на конец 60-х, мы ужасно боялись войны. Эта тема постоянно присутствовала в наших разговорах, играх, ночных кошмарах. Нынешние дети боятся войны намного меньше, чем вампиров и привидений. Хотя война уже идет, и даже в Москве рвутся троллейбусы, дома, торговые точки. Не знаю, может это особенность детского восприятия бояться далекого и таинственного. Но, скорее всего, мне думается, мы пожинаем плоды своей безответственности. Залив экран потоками крови, сделав из смерти шоу, перемежающееся рекламой жвачек и сникерсов, мы вынуждаем детей отгораживаться от жизни, обрастать коркой равнодушия и цинизма. Поэтому считаю актуальным поговорить сегодня о воспитании толерантности.

Уже в школьные годы у детей следует выработать твердые жизненные устои. Надо, чтобы ребенок вначале усвоил чисто практические навыки, а потом уже вырабатывать у него абстрактные истины. А то ведь как бывает: человек в 40 лет учится правильно пользоваться вилкой и ножом перед заграничной командировкой. Навыки должны вырабатываться терпеливо, а воспитательные принципы превращаться в твердые навыки жизненного поведения. Проявление доброты, любви, человечности, сострадания, уважения – все это воспитывается на конкретных поступках.

Начинайте развивать толерантность с воспитания уважения к членам семьи. Как воспитать в себе и в других «нравственную оседлость», привязанность к своей семье, своему дому, селу, городу, стране? Привязанность к семье, дому создается той атмосферой, которая царит в ней. Если у родственников есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то это очень много. Семья сильна любовью, уважением, традициями и семейными реликвиями. Одной из них может быть семейный альбом. Ну а если этот альбом рассматривают сообща, всей семьей ухаживают за могилами родных, если в семье рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, – то это еще больше сближает членов семьи. Почти у каждого жителя города кто-то из предков приехал из далекого или близкого села, и село это тоже должно оставаться родным. Хоть изредка, но в него нужно наезжать всей семьей, всем вместе, заботиться о сохранении в нем памяти прошлого и радоваться успехам настоящего. А если и нет родного села или родных сел, то совместные поездки по стране запечатлеваются в памяти гораздо больше, чем индивидуальные. Видеть, слушать, запоминать – и все это с любовью к людям: как это важно. Замечать доброе совсем не так просто. Нельзя ценить людей только за их ум и интеллигентность Можно и нужно ценить их за доброту, за их труд, за то, что они представители своего круга – односельчане или соученики, одногорожане или просто в чем-то «свои», «особенные».

Философы считают, что сознание сделанного добра – это уже награда для человека.

XX век подарил нам совершенно новое явление: почти полное исчезновение семьи из трех поколений. А трехпоколенная семья – это тот феноменальный микросоциум, в котором родился и жил человек на протяжении всей своей жизни. Круг воспитателей в такой семье широк, он так или иначе включал в себя род, но первое место принадлежало, естественно, матери и бабушке, затем – отцу и деду. Деды, отцы, дети, внуки – это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.

Обращаясь к родителям, сыновьям и дочерям, бабушкам и дедушкам, хочется призвать их быть терпимыми друг к другу. Взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество в воспитании детей, доброта, нежность друг к другу – вот залог гармонии в большой семье. Почти у всех родителей, почти в каждой семье встает вопрос: «Почему мой сын (или дочь) не такие, как надо? Почему от рук отбиваются?» Помню класс, в котором был ученик, у которого все было в порядке, все как надо. Однажды на родительском собрании папе Алеши задали вопрос: «Как с женой воспитываете сына?» Он сказал, что особо они с женой не воспитывают, разве любят их очень. Однако одна из родительниц гневно заявила: «Идеальных детей не бывает. Покажет он еще, этот ваш Алеша». – «Нет, не будет Алешка в жизни гадости делать, и друзей не предаст, и трудности перенесет. Вот Вы, – обратился Сергей Александрович к обаятельной родительнице, – Вы вечерами беседуете с сыном? Когда он маленький был, грели ему одеяло вечером, когда спать укладывали? В морской бой или в другие какие игры играете сейчас? Какие книги вместе читаете?» – «Что Вы такое говорите? При чем тут всякая ерунда: одеяло ему греть, от этого дети хорошими не бывают». – «Нет, – решительно сказал Сергей Александрович, – будут хорошими, если мы, родители, себя не пожалеем, своего труда, души». – «Да мы все себя не жалеем, все, что можем, отдаем, – возразили ему несколько голосов, – и все равно не у всех получается порядок с детьми».

После этих возражений Сергей Александрович быстро-быстро, как бы боясь, что его могут перебить, заговорил о своем отце: «Мне повезло, – сказал Сергей Александрович, – что мой отец, хоть и израненный, и больной пришел с войны. Работал он железнодорожником и образование имел минимальное. Но был человеком душевным, очень любил детей не только своих, но и чужих. По вечерам мы все стремились рассказать отцу о своих делах. А он иногда просил повторить какое-либо правило или стихотворение. И от таких ежедневных бесед хотелось учиться еще лучше. Когда же мы укладывались спать, отец грел всем детям старенькие одеяла, потом укутывал каждого и, подкрутив фитиль керосиновой лампы, раскрывал завернутую в газету книгу. Полчаса, а когда и часок читал нам неторопливо книги классиков: Пушкина, Некрасова и др. Вот так и мы с женой воспитываем, да нет – любим». А потом добавил: «До сих пор помню теплое одеяло в отцовских руках».

«Беседы, чтение книг, нагретое одеяло – это все мелочи, – возразила рассерженная мать. – Разве такие мелочи хорошего человека воспитают?»

Ей не дала закончить другая мать: «Да, это мелочи, но добрые мелочи. Вот они-то и создают тот добрый климат семьи, которой сам воспитывает. В каждой семье должны быть обязательно какие-то добрые мелочи, без которых нет родительского дома».

Хрупкий мир детства нуждается в поддержке, защите и понимании. Осознаем ли мы, что в семье, где не играют, не шутят, не поют, жизнь ребенка эмоционально, духовно обеднена? По мнению В.А. Сухомлинского, «семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Народная педагогика гласит: «Что человек увидит в гнезде, то и будет делать в полете».

Обычаи и традиции народа являются важным элементом культуры, сохраняются и передаются из поколения в поколение через семью. В силу того что семейные обычаи и традиции помогают целенаправленно действовать, используя ценные находки человеческой мысли, они превращаются в нормы поведения, наклонности людей. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределят жизненный путь ребенка. А если это так, значит, главная задача родителей, семьи – сделать так, чтобы это воздействие было благоприятным, чтобы родители, семья осознали, какая сложнейшая задача ложится на их плечи. Эта задача – воспитание достойного молодого человека того общества, в котором мы живем. Народная педагогика мудро подмечает: «Упущенное в воспитании в детстве не наверстать и в старости». Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он – личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.

Вот и ответы на вопрос, который  задают родители, когда с их ребенком происходит беда. Одним словом, помогите своим детям сориентироваться в ближайшей социокультурной среде – семье и доме. В пределах семьи и дома есть мир одухотворенный – мир людей – папа, мама, сестра, брат, бабушка, дедушка, а также и мир вещей, служащих человеку, есть место для домашней работы, есть и любимый уголок. Творцами семьи являются родители, а ее основополагающим началом являются любовь и согласие. Закон любви и согласия переходит на всех остальных членов семьи: дети любят родителей, родители – детей и т. д. Этот закон указан в пятой из заповедей Божьих, которая целиком приводится в тексте. Почитание родителей – основание человеческой культуры, залог чистой совести. Неуважение к ним – начало распада человеческого общества. Творцами дома как семейного очага признаются родители, но в его обустройстве участвуют все. У каждого есть свои обязанности перед семьей. К вечеру семья вновь в сборе. В нем уютно и спокойно. Мир вещей в доме должен быть подчинен человеку, но не наоборот. Основополагающим началом становится порядок. У каждого порядка два измерения. Одно – внешнее. (В каждом доме свой порядок, то есть свои правила. Дом любит правила: делу – время, потехе – час.) Другое правило – внутреннее, измеряющее привычную ценность вещей. Более ценными признаются не дорогостоящие вещи, а те, что свидетельствуют о духовных до-стоинствах семьи. В семье формируется неповторимый, свой образ жизни. В одной семье все чем-то похожи друг на друга. Дом живет своими ритмами. Именно в семье формируются те человеческие качества, которые трудно воспитать вне дома и семьи, – чувство единения, заботы, уюта, общность увлечений, радость домашнего праздника, признательность старшим.

Вопросы для осуждения:

  • Какое место занимает совместная деятельность в вашей семье?
  • Вспомните случаи, когда общие занятия сблизили вас с вашими детьми.
  • Почему эти воспоминания вам особенно дороги?

 Чем можно заниматься вместе с детьми?

Заключение.

Дети – это счастье. Помните это – и ты, юноша, с замиранием  сердца ожидающий часы свидания с любимой, и ты, молодой отец, у которого в колыбели уже поет свою вековечную песню дитя, и ты, поседевший, умудренный радостями и тревогами семейной жизни отец детей и дедушка внуков своих. Счастье отцовства и материнства не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем. Оно трудное и выстраданное, это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Сложность этого труда состоит в том, что он представляет собой слияние разума и чувств, мудрости и любви, умение, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее.



Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ

(Тематический вечер)

Подготовка: оформление газеты «Семейные традиции и праздники», составление учениками вместе с родителями генеалогического древа своей семьи, оформление выставки «Кто мы? Откуда мы?», фотовыставки «Загляни в семейный альбом» (интересные кадры из фотоальбомов), выставки поделок учащихся, сочинения учащихся на тему «Моя семья», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена», «Семейные традиции и праздники»; поисковая работа в архивах и музеях по ознакомлению со старинными документами, вещами, хранившимися в русских семьях; организация выставки «Семейная реликвия».

Ход заседания

I. Вступительная часть.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом» из репертуара Л. Лещенко.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие родители и ребята! Сегодня в нашем клубе состоится разговор о семейных традициях и праздниках. Мы очень долго и много с вами готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Кем только не довелось побывать нам в течение этого времени! Мы составляли свои родословные, выступали в роли историков; были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи; журналистами, репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям.

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, дедушки, родные и близкие вам люди – ваша семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (Ответы детей.) Они все разные, отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

II. Родословная моей семьи.

Учитель. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.

Вот и вы со своими родителями попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. У кого-то на дереве 16–20 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе. А самое роскошное дерево получилось у учащихся... (называет имена, фамилии). И мы бы все хотели услышать о том, как они работали.

Учащиеся вместе с родителями рассказывают о своей работе, показывают свои родословные, комментируют их.

Ведущий. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми.

III. Чтение сочинений «Моя семья – моя гордость».

Учитель. О своих родных вы писали в сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь вашими мыслями.

Ребята читают выдержки из своих сочинений.

IV. Рассказы «Кем работают мои родители».

Ведущий. Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, предавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. (Рассказывает о том, что в его семье все работают почтальонами.) Давайте послушаем рассказы учеников о профессиях родителей, а мамы и папы могут дополнить их.

V. Рассказы родителей об имени своих детей.

Ведущий. Человек рождается, получает имя. Родители выбирают имя по святцам (церковная книга) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребенок. Довольно часто родители дают такое имя, какое им нравится (модное в данное время или в честь кого-нибудь из членов семьи). Попросим родителей рассказать, как и почему они решили назвать своего ребенка.

VI. Экскурсия по фотовыставке «Загляни в семейных альбом».

Ведущий. Многие в своих сочинениях писали о том, что навещают бабушек и дедушек. Заботиться о престарелых и больных родителях – это тоже одна из замечательных традиций в наших семьях, более того, святая обязанность каждого человека, его моральный долг.

Готовясь к этой встрече, вы со своими родителями подбирали материал и оформляли выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете, для чего мы это делали? Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна старинная традиция. Наши предки как реликвию передавали собранные фотографии детям, внукам.

С 1839 года, когда французский художник и изобретатель Дагер разработал первый практически пригодный способ фотографии, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых обязательно были и фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом», – не случайно поет в одной из своих любимых песен Эдита Пьеха. Предлагаю послушать эту песню. А теперь все присутствующие могут совершить экскурсию по выставке фотографий, а наши экскурсоводы – дети и родители – дадут пояснения к ним, расскажут об интересных фактах, отраженных в них, «оживят» в картинках юмористические эпизоды, запечатленные на тех или иных фотографиях.

Предоставляется время свободно-самостоятельного ознакомления присутствующих с фотографиями.

VII. Демонстрация семейных реликвий.

Ведущий. А скажите, что дом делает домом? То есть домом не похожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Ответы детей и родителей.)

Правильно, человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя с ее помощью и память о дорогом нам человеке. У каждого дома, в гараже, чулане, на чердаке у бабушки или на даче можно найти старинные семейные реликвии. Вы со своими родителями постарались, провели разведку – поиск старинных предметов, принесли сюда, чтобы всем показать. В своих сочинениях многие написали, что старинные вещи хранят в сундуках. Мы, желая сохранить традиции и отдавая дань обычаям предков, сложили все старинные вещи в сундук. Давайте посмотрим, какие же тайны хранит наш сундук.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь, дети вместе с родителями  должны кратко рассказать об этой вещи: кому принадлежит, для чего служила, где и как была найдена.

Ведущая. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта. Но они дороги нам и как память о наших родных и близких. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это замечательная традиция есть во многих семьях.

VIII. Заключительная часть.

Учитель. Сегодня мы много говорили о семейных традициях. Для чего они нужны? (Ответы детей: чтобы было интересно, чтобы семья была крепкой, дружной; традиции помогают хранить историю семьи, помнить своих предков.)

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Наш класс – тоже семья, у нас сложились свои традиции. Какие? (Совместное проведение вечеров, экскурсий, походов, дней именинников, чествование успехов.) Чаепитие – одна из наших теплых, любимых традиций. И сегодня мы не будем нарушать ее: будем пить чай, вести душевные разговоры. Мы – хозяева, а родители – наши гости. Приглашаем всех гостей к столу. Гостеприимство – это тоже добрая традиция.

Жюри поводит итоги конкурсов и объявляет результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".

Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....

Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)

Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...

ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране. Он разработан по ру...

В помощь классному руководителю "Классный час. Каким ему быть?"

Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру....