Что такое зависть
классный час (5 класс) на тему

Селиванова Ольга Александровна

В помошь воспитателям для проведения внеклассных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavist.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Как зависть душу разъедает»

Цель: формирование основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

Задачи:

 - обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они    влияют на жизнь человека;

- помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания;

- воспитывать у учащихся положительные качества характера.

Форма: беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, листы белой бумаги и фломастеры, картинки с изображением червивого яблока, засохшего дерева, змеи, цветущего дерева, букета цветов, раненного сердца.

Информация к размышлению:

                 Зависть – яд для души человека.

                                                 Древняя мудрость

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя

Учитель. Сегодня на классном часе мы поговорим, что мешает найти человеку свое место в обществе, что такое человеческие пороки, как они влияют на нас. Попытаемся понять, о чем идет речь.

Обсуждение ситуации

Сережа, веселый и радостный, пошел погулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, да и отец обещал взять с собой на рыбалку… Вернулся с прогулки злой, раздраженный, хлопнул дверью. Когда мама спросила о том, что произошло,  что-то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос, и тогда со слезами на глазах Сережа пробормотал: «Вовке компьютер купили!». Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, это вещь дорогая, да и отец только-только на работу устроился: «Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемногу откладывать деньги  и попытаемся решить вопрос». Но Сережа отвернулся от мамы и не стал разговаривать.

Что произошло с мальчиком?

Он позавидовал другу.

Значит, это зависть.

Итак, вы правильно определили основную проблему классного часа – «Зависть».

Обсуждение ситуации

Изменилось ли настроение Сережи?

Почему?

Попытался ли Сережа понять маму?

Как вы считаете, веские ли причины в семье для того, чтобы не покупать компьютер?

Зависть – яд для человеческой души.

         В словаре  С. И. Ожегова читаем: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

 Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали?  (ответы детей).

Задание №1

Попытайтесь нарисовать выражение лица Сережи до и после прогулки

Обсуждение ситуации

Сережа не смог спать ночь, все думал, что уже у пятерых его друзей есть компьютеры, а у него нет. Пришел утром в школу и не может смотреть на Вову. Тот такой радостный,  счастливый, всем рассказывает о подарке. На уроке математики Сережу спросили. Он ничего не мог ответить и получил двойку. На перемене обозвал девочку из класса: просто так, у него плохое настроение, а она веселая такая. Вообще, день был испорчен.

Учитель. Как зависть действует на человека?.

Возможные ответы учащихся:

●калечит завистника;

●вредит другим людям;

●заставляет ненавидеть.

Задание №2

Выберите символы  к  слову  «зависть»  (работа в группах) из предложенных картинок.

      Ребята могут выбрать:

●засохшее дерево;●червивое яблоко;●ядовитую змею; ●раненое сердце и т.д.

      Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.

        Учитель.

       Но исходим мы слезами-

       Никнут крылья от тоски.

       Это зависть. Это зависть.

       Рвется сердце на куски…

Вспомните, кого из героев известной сказки зависть привела к «разбитому корыту»?

Обсуждение темы

Какова причина зависти?

Эгоизм, равнодушие. Возможно, что ребята в качестве причины назовут бедность. Учитель обязательно обратит внимание на это, сказав, что сейчас наша страна переживает такой период, когда у многих людей небольшая зарплата. Означает ли это, что все люди – завистники? Счастье не зависит от количества денег, а от того, что у человека в душе и как он умеет радоваться.

Подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство?

Иногда человек не может разобраться в своих чувствах. 

Наверняка вы от взрослых слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть – самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, ссоры, склоки иногда войны и даже приводит к смерти.

Как вы понимаете выражение «белая зависть»?

     Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь такого же успеха.

Учитель.

Какие вы знаете способы достижения желаемого?

Возможные ответы детей: заработать, накопить, занять, украсть и т.д. учитель фиксирует ответы детей на доске.

«Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные знаком

«-»

Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых?

Как вы думаете, можно ли остановить человека-завистника только с помощью закона, если он сам не пытается бороться со своим пороком?

Приятно ли общаться с завистником?

Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели?

Возможные ответы учащихся: воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение.

Что вы посоветуете Сереже?

Сережа должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремленность.

Учитель.

 В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу вам рассказать притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Так какого же волка вы будете кормить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир грязен, завистью живя одною

Классный час: Мир грязен, завистью живя одною. Цель урока: помочь осознать нравственные нормы и правила -дать понятие, что значит «зависть»;-формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим...

Классный час по теме: "Как зависть душу разъедает", 9 класс.

Что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека?...

Классный час на тему "Зависть"

                               В школе проводится единые классные часы. Один из классных часов был посвящен теме ...

Сценарий духовно-нравственной беседы "Зависть"

Что такое зависть?   На этот вопрос можно ответить только тогда, когда сам испытал зависть или когда нас себе испытал зависть другого....

Классный час: "Зависть и всепрощение"

Этот классный час был разработан к конкурсу "Самый классный классный"...

Работа с негативными состояниями. Зависть.

Психологическая консультация с учащимися по теме "ЗАВИСТЬ.   КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?"...

"Зависть черная, зависть белая".

Классный час в 5 классе....