Классный час на тему "Техника быстрого чтения"
классный час (8 класс) на тему

Трифонова Наталья Сергеевна

Данный классный час на тему "Техника быстрого чтения" разработан для учащихся старших классов. Основной целью является расширение кругозора учащихся, знакомство с техникой быстрого чтения, которая помогает значительно повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План беседы на воспитательную тему «Техника быстрого чтения»

Цели: обучающая: знакомство с техникой быстрого чтения, которая помогает значительно повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Воспитывающая: способствовать расширению кругозора учащихся

Развивающая: учащие развивают внимание

Ход беседы

Введение: (5мин)

Как вы думаете, что такое быстрое чтение и зачем оно нужно нам?

Как вы считаете можно ли научиться быстро читать или это дано с рождения?

Если человек читает быстро, значит ли это что он не запоминает ничего из прочитанного?

В современном обществе есть две самые ценные вещи - это Время и Информация. Сегодня в выигрыше оказывается тот, кто способен за кратчайшие сроки переработать максимальный объем информации. Это правило актуально сегодня для школьников и студентов, ученных и инженеров, бизнесменов и политиков, для всех, кто трудится в интеллектуальной сфере.

Информированный человек – быстро читающий человек. Техникой быстрого чтения владели многие великие люди, в том числе Ленин и Горький. Некоторым людям способности, необходимые для скорочтения, даны с рождения. Другие получили их в результате интенсивного чтения в детстве. Остальные обладатели навыков скорочтения приобрели их в результате обучения.

У скорочитающих скорость нервных процессов выше. Скорочитающий всегда и во всём впереди. Иными словами, скорость чтения – это не только быстрый приём информации, но и высокий темп образа жизни.

Традиционное чтение имеет ряд недостатков: это отсутствие внимания, все тексты читаются одинаково медленно. Возвратные движения глаз к уже прочитанному и, конечно, «враг» номер один быстрого чтения - это проговаривание читаемого текста про себя (артикуляция). И самое главное, основное - это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.

Сегодня вы узнаете способы обучения быстрой технике чтения, с помощью некоторых из них мы потренируемся прямо на уроке.

История: (5мин)

В 1966 г. одесские исследователи И.3.Постоловский и Е.Г.Семенов начали эксперименты по обучению быстрому чтению с использованием разработанного ими прибора – «ускорителя чтения» (слайд 2) 

На столе ставят прибор размером с портативную пишущую машинку и начинают читать. Все обычно: печатный текст, поза читающего, расстояние между текстом и глазами. Необычно лишь то, что многометровый свиток текста в приборе разматывается сам (скорость при этом можно выбирать). Читают через специальное окошко-рамку, в котором проплывают сразу несколько строк. Сегодня читают с одной скоростью, а через несколько дней — с другой, уже увеличенной. Постепенно появляется умение читать быстро, и его можно последовательно развивать.

Дальнейшие усилия отечественных исследователей были направлены на совершенствование методики и разработку ее для средней школы. После успешных занятий со взрослыми экспериментаторы обратились к детской аудитории и решили научить технике свободного чтения второклассников. Конечная цель этого эксперимента сводилась не к тому, чтобы дети научились читать очень быстро, а к тому, чтобы они достигли той скорости чтения, которая предусмотрена программой. Как показали статистические подсчеты, многие из малышей отстают в нормативном чтении. А если первоклассника затрудняет чтение, значит, он отстанет, возможно, и в математике. Речь здесь идет не просто о локальном школьном эксперименте, а о новом принципиальном подходе, важном для формирования личности человека.

Классный руководитель группы учеников, с которыми проводился эксперимент, рассказывал: “Научившись лучше читать, дети стали делать успехи и в других предметах. На многих уроках — лес рук. Значит, интерес к занятиям возрос, развитие моих учеников пойдет быстрее...”

Другой прибор, о котором я вам расскажу, использовали за рубежом, он представляет собой устройство с бегающим световым зайчиком (слайд 3). Скользя по тексту вниз, луч света задает определенный темп чтения. Этот зайчик перемещается вниз по странице (вниз по центру сгиба или между столбцами, но не по печатному тексту) с постоянной скоростью, равной 30 с на одну страницу. Для большинства книг это соответствует скорости 800 сл./мин. Когда луч достигает нижнего края страницы, он тут же возвращается в первоначальное положение.

Световой зайчик никак не контролирует процесс чтения и не направляет взгляд по странице, его задача — указать, что время истекает. Применение луча света в качестве гида помогает “схватить суть”, избежать чтения подряд, так как читатель постоянно стремится кончить страницу до того, как луч достигнет нижнего ее края; использование луча света помогает избежать “превышения” скорости, когда значительно ухудшается понимание материала.

Как вы думаете легко ли обучаться при помощи таких приспособлений?

Хотели бы вы попробовать тренироваться таким образом?

Так как у нас нет таких приспособлений, мы будем тренироваться быстро читать по-другому. Конечно, за одно занятие мы не научимся скорочтению, но вы будете иметь представление о том, как можно его развивать. И возможно вы сами дома будете обучаться, если захотите.

Для начала необходимо знать десять золотых правил быстрого чтения (слайд 4): (10мин)

Правило первое: читайте без регрессий. Текст любой сложности читается всегда один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно повторно прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

Правило второе: читайте, мысленно укладывая информацию в блоки интегрального алгоритма. Помните постоянное содержание его блоков. В процессе чтения ищите ответы на стандартные вопросы, поставленные в блоках алгоритма.

Правило третье: читайте без артикуляции. Проговаривание — главный враг быстрого чтения. Выполнение упражнения с выстукиванием специального ритма в процессе чтения подавляет артикуляцию. Помните и постоянно мысленно повторяйте ритм. При снижении впоследствии скорости вновь повторите упражнение.

Правило четвертое: читайте вертикальным движением глаз. Развивайте периферическое зрение. Тренируйтесь с таблицами Шульте. Читайте узкие газетные колонки, затем книги, проведя карандашом линию посередине страницы. Читайте страницу за 15 с, стараясь понять лишь общее содержание. По мере отработки движений глаз переходите к осмысленному чтению страницы за 30 с.

Правило пятое: при чтении будьте внимательны. Быстрое чтение требует повышенного внимания. Систематически выполняйте рекомендуемые в книге упражнения.

Правило шестое: понимайте прочитанное в процессе чтения. При чтении текста выделяйте ключевые слова, смысловые опорные пункты — пункты понимания. Помните, что чтение — это поиск и обработка смысла и значения.

Правило седьмое: используйте при чтении основные приемы запоминания. Целью чтения определяется характер запоминания. Запоминается только то, что понято. Запоминайте не отдельные слова и фразы, а мысли и идеи автора.

Правило восьмое: читайте с переменной скоростью

Правило девятое: постоянно тренируйтесь, чтобы закрепить приобретенные навыки.

Правило десятое: читайте ежедневно норму — две газеты, один журнал по специальности и 50—100 страниц любого книжного текста.

При традиционном медленном чтении глаза двигаются равномерно по строкам страницы слева направо (слайд 5), и по окончании каждой строчки вновь возвращаются к началу следующей. При быстром чтение движение глаз более экономно, поскольку глаза проходят всю страницу текста по кратчайшему пути: прямой линии.

Для того чтобы научиться подобной технике, можно использовать таблицы Шульте (слайд 6), которые служат для расширения поля зрения читателя. (5мин)

Давайте попробуем выполнить это упражнение, сейчас я раздам вам таблички, на которых будет 25 ячеек с цифрами от 1 до 25 (Приложение 1). Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25 — 30 см. Вам необходимо сконцентрировать  взгляд на центральной ячейке таблицы и  отыскать  все числа от 1 до 25, не отрывая взгляд от центра таблицы. Если сразу отыскать нужное число не удается, можно передвигать взгляд вертикально вверх и вниз, отыскивая нужное число.  Получается?

В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с.

Объяснение интегрального алгоритма: (5мин)

Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. (слайд 7)

Первые четыре блока алгоритма пояснять не надо. Пятый блок — фактографические данные — означает извлечение фактов из текста и смысловое их усвоение. Особенность шестого и седьмого блоков алгоритма в том, что оба они предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному, покажется новым, а критически настроенному читателю — спорным.

Конечно, на первый взгляд все это очень сложно, но когда ты начинаешь выполнять упражнения, становится все просто и очень интересно. Первый урок вы можете выполнить дома индивидуально, а второй урок в ваших распечатках (Приложение 2) мы проведем сейчас, его результаты покажут, как мы читаем. Нам дано десять вопросов, необходимо ответить на все и подсчитать общее число баллов. (5мин)

Сегодня мы хорошо поработали и узнали много нового и теперь я предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз (слайд 8), эти несколько упражнений помогут снять усталость глаз и укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их желательно каждый день, потому что мы много читаем и глазкам нужно отдыхать. (5мин)

1 Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения 2-3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1 – 2 мин.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

Итак, сегодня мы узнали о существовании техники быстрого чтения, которая так необходима в наше время. Ведь нас окружает большое количество информации и малое количество времени, за которое мы можем усвоить эту информацию. Чем быстрее мы читаем, тем больше мы усваиваем, а чем больше мы знаем, тем легче нам будет в дальнейшем. Необходимо помнить, что нет предела совершенству, и достигая чего-то не нужно останавливаться, нужно продолжать саморазвитие, только так можно получить хорошие результаты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника быстрого чтения

Слайд 2

«Ускоритель чтения»

Слайд 4

10 правил быстрого чтения: Читайте без регрессий – возвратные движения глаз недопустимы Читайте мысленно укладывая информацию в блоки Читайте без артикуляции Читайте вертикальным движением глаз Будьте внимательны Понимайте прочитанное в процессе чтения Запоминайте мысли и идеи автора Читайте с переменной скоростью Постоянно тренируйтесь Читайте ежедневно норму – 50-100 страниц

Слайд 6

Таблицы Шульте служат для расширения поля зрения

Слайд 7

Интегральный алгоритм чтения

Слайд 8

Гимнастика для глаз Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.



Предварительный просмотр:

Правила пользования таблицами Шульте

Таблицы Шульте служат для расширения поля зрения (периферическое зрение) читателя. Широко применяется при освоении методов быстрого чтения, подготовки специалистов слежения за приборами, летчиков, космонавтов и т.д.

Методика: Читатель концентрирует взгляд на центральной ячейке таблицы. Необходимо отыскать в таблице все числа от 1 до 25, не отрывая взгляд от центра таблицы. Если сразу отыскать нужное число не удается, можно передвигать взгляд вертикально вверх и вниз, отыскивая нужное число.



Предварительный просмотр:

Урок первый. Определение начальной скорости чтения. Скорость чтения определяют формулой:

где         V — скорость чтения в зн./мин;

        Q — число знаков в тексте;

        Т — время, затраченное на чтение текста, в мин;

        К — коэффициент понимания.

В этой формуле объем текста измеряется в знаках, причем под знаком понимается каждая буква и цифра текста (знаки препинания в расчет не” берутся).

Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. Если удалось правильно ответить на все 10 вопросов, К=1, если на 8 вопросов, то К=0,8 и т. п.

Начиная тренировки по повышению скорости чтения, надо прежде всего определить вашу начальную скорость чтения. Для этого нужно прочитать приведенный в приложении контрольный текст № 1, заметить общее время, затраченное на его чтение, и ответить письменно на 10 вопросов по содержанию текста. Читают первый контрольный текст в своей обычной манере внимательного чтения, помня о том, что по окончании чтения предстоит ответить на 10 вопросов по всему его содержанию. Получив необходимые исходные данные, вы самостоятельно по формуле подсчитываете начальную скорость чтения. Например, на чтение текста № 1 затрачено 3 мин, правильные ответы даны на 6 из 10 вопросов, тогда скорость чтения V = (2850 : 3)0,6= 570 зн./мин, или примерно 100 сл./мин (570:6).

Нормативы скорости:

        

“Правда”, 1979 г.,                                                                 Текст № 1

1 октября                                                                 Объем - 1900 знаков

“БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК” СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Официальные представители Ливана и Саудовской Аравии провели расследование с целью выяснить судьбу судна “Бетти”, направлявшегося в порт Джидду на Красном море. Судно с грузом стоимостью 12 миллионов ливанских фунтов исчезло где-то в Средиземном море.

Как сообщает печать, им удалось выяснить, что “Бетти” бросила якорь в греческом порту Пирей якобы для вынужденного ремонта. Из Пирея “Бетти” вышла перекрашенной в другой цвет, на ее борту теперь красовалось название “Файв старс”, а на мачте вместо кипрского развевался панамский флаг.

Находившийся на судне груз по фальсифицированным документам был продан четырем ливанским “бизнесменам”. Затем судно выгрузило железо, древесину и кафельную плитку в небольшом ливанском порту Джуния, находящемся под контролем вооруженных формирований правохристианской партии Ливана.

Недавно бейрутская газета “Аль-Лива” сообщила, что на протяжении двух последних лет в Средиземном море исчезло около пятидесяти грузовых судов. Следы некоторых из них удалось обнаружить, но судьба многих неизвестна до сих пор. Так что, как заключает “Аль-Лива”, в Средиземном море появился свой “Бермудский треугольник”, в котором, по рассказам, исчезают суда.

“Исчезнувшие” суда чаще всего “обнаруживаются” впоследствии в Ливане. Это обстоятельство стало предметом серьезной озабоченности ливанских властей. Вооруженные формирования различных партий и организаций, или, как их еще называют, частные армии, создали собственные незаконные “порты” по всему ливанскому побережью.

Через эти порты осуществляется контрабандный ввоз в страну оружия, снабжаются частные ливанские армии. Кроме того, они служат базами для пиратских действий в открытом море. Так, недавно, вооруженные элементы правохристианских партий перехватили в море ливийское грузовое судно, угрожая капитану физической расправой, вынудили его изменить курс, привели корабль в небольшой порт между Джунией и Маамельтейном и заставили разгрузиться там.

Некоторые из этих незаконных “портов” правительству удалось прикрыть, но большая их часть продолжает функционировать, что вызывает протесты со стороны ливанской общественности.

И. Гейвандов

Текст № 1

1. Название

2. Автор.

3. Выпускные данные.

4. Какой проблеме посвящена статья?

5. Название судна, о котором рассказывается в начале статьи.

6. Какова стоимость груза на пропавшем судне?

7. Какое новое название получило судно?

8. Какое количество кораблей исчезло в Средиземном море за последние два года?

9. Где обнаруживаются исчезнувшие суда?

10. Почему статья названа “Бермудский треугольник”?

Урок второй. Как вы читаете?

Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки его традиционного метода, полезно провести анализ своего чтения. Чтение, даже самое несовершенное, в значительной степени процесс непроизвольный, интуитивный. Чтобы провести анализ персонального чтения и подметить его недостатки, предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваются самим читателем соответствующим числом баллов.

Число баллов

1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

Всегда очень четкую и чтение мотивировано......................................... 10

Всегда приблизительную и без мотива...................................................... 6

Иногда............................................................................................................ 4

Лишь изредка................................................................................................ 2

Никогда.......................................................................................................... 0

2. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

Постоянно меняю....................................................................................... 10

Иногда............................................................................................................ 6

Скорость определяю перед началом чтения заранее …………………...4

Всегда читаю со средней скоростью...........................................................2

Всегда читаю очень медленно.....................................................................0

3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?

Удается всегда..............................................................................................10

В основном удается.......................................................................................6

Лишь в случае, если материал очень интересный ....................................4

В редких случаях...........................................................................................2

Не удается.......................................................................................................0

4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?

Построение текста чувствую всегда..........................................................10

Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро.................6

После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру ...4

Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст ...2

На структуру не обращаю внимания...........................................................0

5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы части его?

Могу всегда..................................................................................................10

Могу, если текст легкий................................................................................6

Иногда.............................................................................................................4

Изредка...........................................................................................................2

Не могу...........................................................................................................0

6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

Никогда.........................................................................................................10

Если есть незнакомые места, то возвращаюсь...........................................6

Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов.........................................4

Иногда, если не понимаю смысла текста....................................................2

Возвращаюсь часто по различным поводам...............................................0

7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

Голова и руки всегда без движения...........................................................10

Иногда двигаю головой.................................................................................6

При чтении важных мест вожу пальцем по тексту....................................4

Часто................................................................................................................2

Всегда так делаю............................................................................................0

8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю ………………….10

Не могу ответить точно................................................................................6

Произношу отдельные (трудные) слова …………………………............4

Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст ................2

Всегда читаю с артикуляцией......................................................................0

9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Возникают всегда........................................................................................10

Иногда.............................................................................................................6

Затрудняюсь ответить...................................................................................4

Очень редко....................................................................................................2

Никогда...........................................................................................................0

10. Как двигаются ваши глаза при чтении?

Вертикально, плавно и быстро по середине страницы...........................10

Зигзагообразно от строки к строке..............................................................6

По диагонали..................................................................................................4

С остановками на каждой строчке...............................................................2

С остановками на каждом слове..................................................................0

Общее число баллов........................................................................................∑= …

Опыт проведения этого анкетирования дает следующие результаты: профессиональный читатель получает общее число баллов 100, обученный навыкам быстрого чтения — от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) — от 40 до 50; большее число читателей получает от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Быстрее и выше". Игра "Поле чудес".

Классный час в форме игры всегда увлекает детей любого возраста. Все вопросы посвящены спортивной тематике....

Классный час "Учителя Быстрого Истока на фронте и в тылу"

Классный час посвящён учителям, работающим в годы Великой Отечественной войны в школах Быстрого Истока. Материалы для составления сценария классного часа взяты из школьного музея....

Классный час "Быстрее, выше, сильнее"

Развитие интереса учащихся к Олимпийскому и Параолимпийскому движению.......

Классный час «Мусор быстро разделяй и природу сохраняй» с использование Scratch программирования.

Классный час «Мусор быстро разделяй и природу сохраняй».Цель занятия: научить учащихся правильно сортировать мусор, расширить знания о способах переработки и вторичном использовании бытовы...

Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного

Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного...