Главные вкладки

    Классный час (11 класс) на тему:
    Классный час "Учителя Быстрого Истока на фронте и в тылу"

    Классный час посвящён учителям, работающим в годы Великой Отечественной войны в школах Быстрого Истока. Материалы для составления сценария классного часа взяты из школьного музея.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon 8382.zip30.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый международный конкурс

    «Знаем! Помним! Гордимся!»

    Классный час

    Учителя Быстрого Истока на фронте и в тылу

    Автор: Рябова Лилия Геннадьевна,

    учитель математики,

    МОУ «Быстроистокская

    общеобразовательная средняя

    (полная) школа»

    Село Быстрый Исток

    (РФ, Алтайский край, Быстроистокский район)Цель и задачи:

    1. формировать у учащихся патриотические чувства и гордость  за свою страну, за Великую Победу, героизм русского народа в Великой Отечественной войне;
    2. воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить  гражданский долг как в мирное, так и в военное время;
    3. сохранять историческую память.

    Ожидаемые результаты:

    1. повышение интереса подростков к истории России, истории своей малой родины;
    2. возобновление тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам, погибших и умерших участников Великой Отечественной войны.

        Подготовительный этап:

    1. пригласить на классный час учителей - участников Великой Отечественной войны;
    2. подготовить презентацию и музыкальное сопровождение к ней;
    3. подготовить чтецов и ведущих;
    4. купить свечи;
    5. сделать стенд об   учителях – воинах;
    6. систематизировать материалы из школьного музея.

    Оборудование:

    1. фотографии учителей – воинов;
    2. статьи из районной газеты  «Ударник труда»;
    3. стенд “И это все о них”;
    4. копии аттестатов  об окончании школы, педагогических вузов;
    5. копии благодарностей, грамот за учительский труд;
    6. альбомы из школьного музея;
    7. свечи;
    8. мультимедийный проектор,
    9. музыкальный центр.

    Приглашённые: Маюнов Пётр Иванович, Власенко Николай Филиппович, Чернышёв Иван Ананьевич.

    Ход классного часа:

    Ученик: Наш сегодняшний классный час посвящен  учителям - участникам Великой Отечественной войны  и учителям - труженикам тыла. Сегодня мы вспомним их имена, почтим память тех, кто не дожил до 65- летия Победы и услышим рассказы  учителей – ветеранов. Нашему поколению повезло, мы ещё можем услышать рассказы о великих сражениях из первых уст и можем сказать ветеранам спасибо за наше мирное небо над головой.

    Ученица:

    Мы много лет спокойно смотрим сны,
    А вас – и рядовых, и полководцев –
    Несправедливо мало остаётся,
    Товарищи, участники войны.


    Ученик:
    Пока нам не хватает тишины,
    Пока тревожно светятся заставы –
    Мы будем жить по-вашему уставу,

    Товарищи участники войны.

    Ученица: Сегодня у нас в гостях учителя – участники Великой Отечественной войны:  Власенко Николай Филиппович, Маюнов Петр Иванович, Чернышёв Иван Ананьевич.

    Звучит фонограмма песни « Журавли». Чтицы читают под музыку.

    Ученик:
    Мы помним, чтим поклоном низким
    Всех, кто войну не пережил,
    И тех, ушедших в обелиски,
    И тех, кто вовсе без могил.

    Ученица:

    Десятки лет легли меж нами,
    Ушла в историю война.
    Мы в сердце вечными словами
    Погибших пишем имена.

    Ученик:
    Учителя, погибшие на фронтах

    Великой Отечественной войны

    Ученица:
    Болотов А. К . - учитель Быстроистокской  школы

     

    Ученик:
    Милославский Н. И. - учитель Быстроистокской школы

             

    Ученица:

    Круковский И. Н. – работник Быстроистокского  районо

             

    Ученик:
    Соболев А. А. - работник Быстроистокского  районо

               

    Ученица:
    Смирнов А. И. - работник Быстроистокского  районо

    Ученик:
          Сидоркин Н. Г. - учитель Быстроистокской школы

    Ученица:
    Из воспоминаний директора школы 1940 - 1941гг..  Суворинова И.И.:

    ( включается запись)

       

           

    «Милославский Николай Иванович начал работать в школе  физиком за год до войны. Это был своеобразный, интересный человек: наивный, как ребёнок, добрейшей души человек, увлекающийся своей наукой. Если он у доски обосновывал какой-то закон физики, то ничего не видел и не замечал, что делалось у него за спиной. Он весь во власти мысли. Ученики очень любили своего учителя. Физику усваивали и хорошо сдавали экзамены. Говорят, наш Милославский в качестве комиссара подразделения поднял солдат в атаку, а сам шёл впереди с пистолетом в руке и пал от вражеской пули».

    Ученик 10 А класса Станислав Матин  читает своё авторское  стихотворение

    Кружился снег над братскою могилой…

    Кружился снег над братскою могилой,

    Снежинки падали на мёртвые сердца.

    Людская память быстро позабыла:

    В бою последнем мы стояли до конца

    Гремели танки, лился дождь кровавый

    И на промозглой, выжженной земле

    Кричали все: «Мы победим! Мы правы!»

    Иль это было только в голове?

    Товарищ раненый лежал со мною рядом

    Густая кровь текла из-под тряпья,

    А немцы холм прозвали земным адом,

    Но здесь не обрывалась жизнь твоя!

    И вот она, последняя атака,

    Нацисты вновь на линии огня:

    «На, получи, фашистская собака!

    А Родина? Та вспомнит… про меня… 

     Зажигаются свечи.

    Учитель. Сквозь время говорят с нами те, кто уже не вернется, не обнимет детей, внуков, друзей. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества, почтим минутой молчания их память.

    Минута молчания.

    Включается презентация.

    Выходят другие ведущие.

    Ученица:

    Учителя участники  Великой Отечественной войны.

    Ученик:

     Аносов Е.Н. - директор  Быстроистокской средней школы.


    Ученица:

    Петровский С.М. - директор  Быстроистокской средней школы.

    Ученик:
    Шураков В.Д. - учитель химии Быстроистокской средней школы.

    Ученица:
    Боровиков В.Ф. - учитель немецкого языка и    истории.
     

    Ученик:
    Стахов В. И. - директор Быстроистокской средней школы.

    Ученица:
    Соколов И. Н.

                 
     Ученик:
    Волков Г. Д.

                       

    Ученица:
    Матюхин А. Ф.

                       

    Ученик:
    Герасимов Я. И.

                       

    Ученица:
    Алфёров В. М
    .

                       

    Ученик:

    Резунов М. А.                                      

                     

    Ученица:
    Аксёнов Л. Н.

                   

    Ученик:
    Борщёва Нина Фёдоровна.

    Окончила Быстроистокскую школу. В 1940г пошла работать в МРКШ преподавателем русского языка.

    В сентябре 1941 года переведена в   Быстроистокскую семилетнюю школу.

    С 1942-1945 года в рядах РККА. После войны работала в детском доме. Отличник народного просвещения. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «70 лет вооружённым силам СССР», юбилейными медалями.  

    Ученица:
    Борисов Василий Иванович.

    До войны работал учителем. 6 февраля 1940 года призван в ряды Советской Армии. Направлен в Читу на курсы командиров взводов. После их окончания направлен на 3-й Украинский фронт в звании младшего лейтенанта. Выполнял ответственную работу по охране военных эшелонов с боеприпасами. Не раз приходилось Василию Ивановичу пережить бомбёжки немецкой авиации. В один из налётов Борисову В.И. удалось сбить фашистский самолёт, за что правительство наградило его Орденом Красной Звезды. Военная служба для Василия Ивановича закончилась 26 июня 1946 года. До её окончания он получил ещё одну высокую награду- медаль « За отвагу». Вернувшись на родину, продолжил педагогическую деятельность, был директором школы.

    Ученик:
    Власенко   Николай Филиппович

    Был призван на фронт в октябре 1943 г. в  16 лет 9 месяцев. Начал войну ефрейтором, а закончил сержантом – старшиной роты-  в ноябре 1944г.  под Ригой, в Латвии. За время войны участвовал в боях на территории Белоруссии, Польши.  Участвовал в операции « Багратион». Закончил снайперскую школу, был хорошим стрелком..

    Из воспоминаний Николая Филипповича: « На войне поражался жестокости и варварству фашистов. Видел в Польше мёртвых детей и женщин на кольях. Хотелось за них отомстить и за свой народ».

    После войны работал учителем трудового обучения и пения.

    Ученица:
    Быков Николай Григорьевич

    В годы Великой Отечественной войны служил младшим командиром. Честный, смелый и решительный в боях. В районе г. Будапешта во главе группы разведчиков, захватил вражеского «языка». За свой   подвиг награждён орденом Красной Звезды. С группой разведчиков Быков Н.Г прошёл в тыл врага. На расстоянии 20-30 км от врага по радиостанции в течение двух суток передавал ценные сведения, за что был награждён Орденом Славы III степени.  Имеет 10 благодарностей от генералиссимуса. После войны работал учителем начальных классов.

    1 Чтец: Мой первый учитель!
    Не вправе
    Забыть о тебе никогда.
    Пусть жил ты и умер - не в славе,
    Ты с нами идешь сквозь года.

    2 Чтец: Тебе я обязан тем кровным,
    Тем чувством, что ровня судьбе.
    И почерком этим неровным
    Я тоже обязан тебе.

    1 Чтец: Тебе я обязан
    Всем чистым,
    Всем светлым,
    Что есть на земле,
    И думой о судьбах Отчизны,
    Что нес ты на светлом челе!
    (Владимир Фирсов, из стих. "Первый учитель")

    Ученик:
    Из воспоминаний  Елашкина И.В.:

     «…В 1934 году, после окончания педагогического техникума, устроился на работу учителем начальных классов. Но так как было мало учителей -  предметников, вскоре мне предложили работать в 5-7 классах. Я вёл немецкий язык, арифметику, физкультуру, историю. В этой школе я проработал 4 учебных года - до 1938 года. После я уехал учиться в педагогический институт. С третьего курса пединститута я был взят в армию. Началась война. На фронте был тяжело ранен и контужен, домой вернулся инвалидом II группы. Работать учителем уже не мог».

     Ученица:
    Чекрыжов Михаил Иванович.

    В 1939 году закончил Барнаульский учительский институт. В 1940 году –служба в Армии. В августе 1941 года направлен в Сухумское пехотное училище. После его окончания, в марте 1942 года, направлен на Сталинградский участок фронта в 16 запасную бригаду в звании лейтенанта. Под Сталинградом бригада понесла большие потери. Была отправлена в тыл на переформирование. В 1942-43году Михаил Иванович закончил курсы «Выстрел» и командиром роты направлен в Донбасс. В тяжёлых боях за освобождение Донецка

      М.И. Чекрыжов был тяжело контужен. Госпиталь, потом служба в 12  мотострелковой бригаде. От командира роты до начальника штаба отдельного батальона. Войну закончил в Берлине, в  должности начальника разведки. Участник взятия Рейхстага.  Награждён Орденом Отечественной войны  II  степени в боях за Коваль ,Орденом Отечественной войны I степени за освобождение Польши, орденом Красной Звезды за взятие Берлина. До 1949 года работал в Германии в военной администрации. В  ноябре 1949 года вернулся домой. Врачи дали ему инвалидность-следствие контузии. С 1950 по 1976 год  работал в школе учителем географии и психологии.

    Ученик:
    Саблина А. В.: « В 1940 году окончила Быстроистокскую среднюю школу, затем поступила заочно в Бийское педагогическое училище,  начала работать учителем начальных классов. В 1942 году ушла на фронт.

    Из воспоминаний Анны Васильевны: «29 сентября 1942 года в Быстром Истоке набирали отряд девушек. Некоторых из них отправили на восток.  Нас с Раей Краснопёровой повезли на запад. Мы прибыли в учебную часть, которая  находилась в селе Татарская Каргала. Жили в татарских мечетях, которые не отапливались ( не было топлива). Но несмотря ни на какие трудности, мы изучали телеграфный аппарат «Бодо» с большим интересом. Горели желанием скорее попасть на фронт. Мы не только осваивали аппарат, но и проходили строевую подготовку, ползали по-пластунски, изучали винтовку, стреляли, стояли часовыми на посту. Прошло шесть месяцев,  мы научились  работать на «Бодо». Сдали экзамены. Нас распределили по воинским частям. Меня направили на север. До конца войны служила телефонисткой. Работать приходилось много. Когда часть шла в наступление, в сутки отдыхали 2-3 часа.

    В нашем взводе было шесть девушек и двенадцать мужчин. Жили одной семьёй. Помогали друг другу во всём и всегда. Хотя приходилось много работать, но мы находили время и для того, чтобы почитать интересную книгу, обсудить её всем взводом. Мы  любили и уважали друг друга. Очень тяжело было терять друзей.

    На фронте я пробыла до конца войны, а затем  наша часть была переведена в Данию. Домой вернулась 16 сентября 1945  года. После войны работала учителем начальных классов».

    Ученица:
    Из воспоминаний выпускника Быстроистокской школы  Е.Нестерова:

     «Анна Васильевна Саблина сделала не один выпуск учащихся. Открыла дверь в страну знаний сотням ребят,  ставшим для неё родными. Учила нас не только читать и писать, но и правильно видеть окружающий мир, отличать добро от зла, верность от предательства, честность от корысти. Учила этому сначала наших матерей и отцов, а потом и нас. На всю жизнь я запомнил слова Анны Васильевны,  сказанные на классном часе, прозвучавшие для нас, как девиз:            

     « Не переношу в людях злость, нечестность, корысть, приспособленчество, стремление прожить за счёт других, беря от людей как можно больше, не отдавая ничего взамен . Хочу, чтобы мои ученики прошли по жизни с сердцем, открытым настежь для всего доброго,  чтобы вы всегда были достойны высокого звания гражданина своей Родины».

    Ученик:
    Суворов Александр Харитонович

     Участник Великой Отечественной войны. Был узником немецких концлагерей. О тяжелых днях в плену говорить не любил.

    После войны работал физруком в восьмилетней школе. В течение нескольких лет школа завоёвывала в краевых соревнованиях первые места. Отличник народного образования. С юмором, шуткой он приходил на урок.  Когда надо, был требовательным, поэтому спорт, при всех неудобствах в старой школе, был на высоком уровне. Александр Харитонович  десять лет возглавлял профсоюзную организацию. Уйдя на пенсию, продолжал общественную работу, участвовал в художественной самодеятельности.

    Ученица:
    Куклин Виталий Иннокентьевич

    До армии работал учителем в Быстроистокской средней школе. В 1940 г. был призван в Армию. Служил в Бресте. Во время войны был взят в плен. Сидел в лагерях, дважды бежал, но его ловили и снова сажали. Освободила его наша Советская Армия. Перед окончанием войны служил в штабе, оттуда его демобилизовали как педагога, в 1945 году. Проработал в школе 30 лет. Писал детские книги, хорошо рисовал.  

    Ученик:
    Тюнников Григорий Никифорович

    Год рождения 1909г.  В 1934 году призван в ряды Советской Армии. За 10 дней до начала войны был вызван повесткой в военкомат. 22 июня 1941 года встретил в

    Комсомольске – на -Амуре, в 752 зенитно – артиллерийском полку. Воевал на Воронежском направлении.

    Принимал участие в освобождении городов - Воронеж, Георгий - бенс.  Но война с фашистами не стала для него последней. Он был отправлен на Восток, где воевал с японскими самураями. Вернулся с войны Григорий Никифорович только в октябре 1946 года. Награждён медалью «За Победу над Германией», «За Победу над Японией». После войны работал в школе , вёл уроки машиноведения.

    Ученица:
    25 января 1943 года началась воинская служба Ивана Ананьевича Чернышова. В тот день его, вместе с другими мальчишками, призвали в Красную Армию. Почему мальчишками? В августе 43-го исполнилось ему только-только восемнадцать лет.

    Вначале была учёба  в артиллерийском училище. Первого марта 1944 года получил звание младшего лейтенанта, а второго марта уже ехал поездом на Первый Украинский фронт. В конце марта дивизия, в состав которой попал Иван Ананьевич, вступила в бой за  город Чертов, а вскоре и освободила его. Потом были бои за освобождение Украины, Польши. При наступлении на станцию Кросно в артиллерийском бою 14 августа 1944 года И.А. Чернышов был тяжело ранен. Медсанбат, полевой госпиталь, ещё госпиталь в тыловом городе. 4 февраля 1945-го его комиссовали и отправили домой.

    Два фронтовых ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медали «За победу над Германией», «Жукова», восемь юбилейных медалей –награды, полученные ветераном.

    31 год проработал Иван Ананьевич Чернышов учителем. Он вёл  большую общественную работу.

             

     Ученик:
    «Всем ценным, что я сделал  для общества,  обязан, в большой степени, школьным учителям, воспитавшим меня патриотом, тружеником. Для меня школьный учитель  был олицетворением всего прекрасного, что есть в человеке,  примером для подражания».

                                                                      И. А. Чернышов

    1Чтец:…И он сказал:
    "Учись по чести!"
    И с этих пор и с этих дней
    Мать, Родина, Учитель -
    вместе
    В одно слились в душе моей.
    (Михаил Дудин, из поэмы "Учитель")

    Ученица:
    Из воспоминаний       Грязина Н.С.: ( включаетс запись)

    « Это  было в апреле 1943 года под станцией Чудово, на подступах к Ленинграду. Я в это время командовал миномётной ротой. Была поставлена задача: любой ценой взять  железную дорогу, по которой проходили немецкие бронепоезда, а так же где  шли воинские немецкие машины с оружием к городу Ленина.  Наша огневая позиция  для обстрела немецкой части находилась в полутора километрах от переднего края. Наступление должно было начаться на рассвете. Ночью же, часа в два,  наши подразделения стали продвигаться ближе к передовой. Немцы это заметили и открыли  ураганный огонь из орудий, пулемётов, стали бомбить с воздуха. Пришлось отступить. Мы, семь человек в маскхалатах, вооруженные автоматами, подползли к шоссе и залегли в канаве. Напротив нас, по другую сторону дороги, стояли два немецких противотанковых орудия, которые обстреливали  наши позиции. Вдруг послышался звук немецких мотоциклов, движущихся в нашем направлении по этой дороге. Мы замерли. Мотоциклисты остановились около орудий, от нас метрах в пятнадцати. Раздумывать было некогда, мы дали из автоматов очереди по мотоциклистам и пошли в наступление. За нами поднялись и другие подразделения.

    Бой длился два часа. Немцы не ожидали внезапного наступления и бежали в панике. Один из наших пулемётчиков, тяжело раненный в обе ноги, истекая кровью, выкатил станковый пулемёт прямо на дорогу и строчил по убегающим немцам (ему было присвоено звание Героя Советского Союза). На дороге  лежали сотни убитых немецких солдат и офицеров. Около трёхсот человек было взято в плен во главе с начальником штаба дивизии. Дороги были в наших руках.  Бой был неравный. Численность наших военных составляло всего лишь 300 человек, а немцев было около двух тысяч. Но исход боя был решён в нашу пользу, благодаря внезапному наступлению , мужеству, стойкости и героизму наших солдат и офицеров. Большинство из них были награждены орденами и медалями. Я был удостоен ордена Отечественной войны II степени».

    Ученик:
    Грязин Николай Сергеевич родился в 1917 году, в семье крестьянина. Одним из первых в Быстром Истоке стал пионером. В 1938 году  был призван на службу в ряды Красной Армии. Первое боевое крещение принял в 1939 году на реке Халхин Гол и получил  боевую медаль. Демобилизовался перед самой  Великой Отечественной войной.  Воевал под Ленинградом, в Венгрии. Награждён орденом Великой Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией». В боях был дважды ранен. Второе ранение  было тяжелым. В 1943 году вернулся лейтенант Грязин домой. Работал учителем. За свой труд получил 4 медали.

    Ученица:
    «Служебная характеристика на старшину Маюнова Петра Ивановича.

    Рождён в 1925 году, чл. ВКП(б) с июня 1949г.,образование 8 классов. В Советской Армии с января 1943г. Уроженец Алтайского края, Петропавловского района, с. Камышенка.

    Товарищ Маюнов за время пребывания в подразделении с июня 1943 г. показал себя как правдивый, требовательный и культурный младший командир. Его ратный труд был высоко оценён Родиной и Советским правительством. Он награждён двумя медалями «За отвагу», «За освобождение  Варшавы», «За взятие Берлина», « За Победу над Германией», тремя польскими медалями…Товарищ Маюнов за образцовое выполнение приказов командования имеет благодарности т. Сталина, а также за взятие Берлина, Варшавы, Гдыни. Гнезда. В годы мирной учёбы

    т. Маюнов был старшиной батареи, показал себя  хорошим воспитателем солдат, поддерживал крепкую военную дисциплину и порядок в подразделении...»

    Петр Иванович много лет проработал в Быстроистокской средней школе преподавателем  военного дела. Учил ребят быть ловкими, смелыми, не  бояться трудностей. Он  воспитывал их   настоящими воинами, защитниками Родины.

    Ученик:
    Выпускники 1937 года - 17 человек.

    Остались работать учителями  в школах села  6 выпускников.

     Брилев Л. Погиб смертью храбрых защищая Сталинград.

    Грязин Н.  Во время войны ушёл добровольцем на фронт. Был тяжело ранен при защите Ленинграда. Умер от ран после войны.

    Репин П.   Погиб смертью храбрых при защите Москвы.

    Мухортов В. Прошел всю Великую Отечественную. Умер после войны от   тяжёлых ранений.

    Голомёдов Н. После войны вернулся в родную   школу, работал  в ней  директором  в 1949-1967г.г.

    Ученица: Военные сороковые. Наш родной Быстрый Исток. Далеко от него до военных позиций, но война в каждом доме, горе в каждой семье.

    Ученик:
    Из воспоминаний Д.Елизарова, учителя начальных классов Быстроистокской средней школы: «Хочу рассказать о своём выпуске 1942 года. Весной 1941 года, сдав экзамены за девятый класс, мы стали десятиклассниками. Какими удивительными мечтами жили мои сверстники! Но грянула война…Каникулы прервались. Учащиеся 9,10 -х классов были мобилизованы на курсы комбайнеров. После курсов нас распределили по колхозам.  Занятия начались только в октябре. Из бывших двух десятых классов набрали один. Война чувствовалась во всём: не хватало учебных принадлежностей, не было учебников, не стало в школе и учителей- мужчин. Директором назначили Надежду Андреевну Челядинову, учительницу начальных классов, умную, тактичную, высокообразованную. Учительский коллектив пополнился молодыми учителями-ленинградцами. Наша классная руководительница Елена Дмитриевна тоже была из Ленинграда. Это была молоденькая, хрупкая девушка, чуть постарше нас. Огромной эрудицией, добротой она с первых дней покорила наши сердца.

    А война всё настойчивее напоминала о себе письмами, похоронками, повестками в военкомат. Как сейчас помню повестку:

    «5 января  1942 года с вещами явиться в военкомат к 10 часам утра для отправки в армию».  Пришли домой возбуждённые ( кто в те дни не мечтал попасть на фронт?), остриглись и с нетерпением стали ждать назначенного срока. Но нам дали отсрочку, и мы закончили 10 классов. После  окончания школы у нас не было выбора - фронт. Наши девушки в большинстве своём стали учителями. После демобилизации и мы с Леонидом Николаевичем Аксёновым пришли в школу, стали учителями».

    На сцену выходит девушка :
    Из воспоминаний библиотекаря средней школы Саблиной О. А.: «Трудным  было военное время, в школе холодно. Мы по своей инициативе организовали бригаду по заготовке дров. Норма была такая - вдвоём распилить, расколоть и уложить в поленницу 2 кубометра дров. С заданием все справлялись, несмотря на плохое питание. Дрова подвозили к берегу, перевозили на плотах через Обь. Была у нас в школе одна лошадь. Вот она и выручала. Учителям выдали по 1 кубометру дров на месяц. Райисполком выделил на месяц 1 коробку спичек и одну пачку мыла. Однажды дали нам материала военного образца. и мы сшили юбки. Завхозом школы был Бородкин Антон. Это был замечательный человек. Благодаря его умению, организаторским способностям, мы сеяли просо, подсолнечник.

    Я организовала драмкружок из учащихся старших классов. Стали репетировать пьесу « Зоя Космодемьянская». В школе холодно, да и по вечерам я не могла оставить одних собственных детей, вот и стали собираться  у меня дома. Артисты приносили по полену дров, чтобы согреться. Спектакль с успехом прошел в полном зале. За билеты мы выручили 4000 тысячи рублей. Все эти деньги пошли на всеобуч».

    Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны   

     

    Ученик:
    Ивана Ивановича  Суворинова, капитана запаса, Заслуженного учителя школ РСФСР:

    « После окончания учительского института я прибыл в Быстроистокскую среднюю школу к началу 1939-1940гг.  учебного года. Эти годы были тревожными и напряженными: война с белофиннами, разгул германского фашизма, хозяйственные и продовольственные трудности. Возникали и большие трудности внутри коллектива школы: одного за другим педагогов забирали в Советскую армию. Поневоле приходилось перераспределять часы и предметы оставшимся учителям. В новом учебном  году прислали молодых преподавателей. Меня назначили завучем. Оживилась внеклассная работа. Летом отпраздновали выпуск. Учителя настроились на отдых. Воскресенье 22-го июня 1941 года перечеркнуло всё. Война! Наша мирная школа превратилась  в приёмный военный пункт.

    Проходили дни, недели. А над Родиной  сгущались тёмные  тучи. Наши войска отступали, шли надоедливые холодные осенние дожди. Мёрзли руки, а дети вручную убирали картофель и свеклу. Если кто-то хныкал, то на него дружно нападали  ребята: « А нашим солдатам теплее, легче?» И так до самого снега.  В ноябре начались занятия. Холодно. Не было шума и беготни. Казалось, что дети повзрослели. Не преподавались отдельные предметы, так как  учителя ушли на фронт, а заменить их было некем.  И мне пришла  повестка из военкомата. 24 ноября в составе очередной команды я отбыл к месту службы…                          

    1Чтец:  

    Он мечтал, чтобы в мирные детские сны

    Не врывались орудий раскаты

    Он учителем стал накануне войны,

    А к ребятам пришёл в 45-ом.

                       

    Ученик:
    Вернулся после Победы  в своё село. Война сделала своё чёрное дело и

    в глубоком  тылу: исчезли ограды, раскрылись сараи, оголились дома.

    Не было оживления на улице. Всюду полное запустение. Людей мучил голод…»

    И.И Суворинов работал директором в Быстроистокской средней школе,

    заведующим Быстроистокского  районного отдела народного образования.

    Затем был переведён в Краевой институт усовершенствования учителей.

    Трудовую деятельность закончил старшим инспектором Краевого отдела

    народного образования.

                             

    Ученица:
    Директорами в школах Быстрого Истока в годы войны работали Григорьева Е.А., Челядинова Е.А.,

    Суворинов И.И..

    Ученик:
    Григорьева Екатерина Антоновна

    Начала педагогическую деятельность в 1933г.  учителем начальных классов.

    Работала учителем географии.

    Директор школы в 1943 - 1945гг. Награждена орденом Трудового Красного Знамени в 1945году.      

    Ученица:
    Бондаренко Екатерина Георгиевна - выпускница Быстроистокской средней школы 1938года. После школы окончила учительские курсы. Награды:

     « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За трудовое отличие»,  юбилейные медали « 30 лет Победы», «40 лет Победы», « Ветеран труда».

    Ученик:

    Богомолова Мария Сергеевна - учительница русского языка и литературы. Награждена значком «Отличник народного образования»,  медалями «За трудовую доблесть», « За трудовое отличие».

    Ученица:
    Зверева Александра Александровна-награждена Грамотой Министерства просвещения, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

    Ученик:  

    Скоробогатова Валентина Григорьевна закончила Барнаульский учительский институт. В 1944-1945 г работала в Быстроистокской школе. Вела русский язык и литературу.

    Ученица:
    Лакизова Клавдия Порфирьевна.

    Закончила Барнаульский учительский     институт в 1940 году. Вела уроки географии. Работала до 1975 года в школах Быстрого Истока. В 1976 году ушла на пенсию. Награждена медалью «За  доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Ветеран труда».

    Ученик:  

    Соколова Зоя Васильевна.

    Начала работать в школе с первых дней её создания в 1932 году. Работала учителем до конца войны. Затем была переведена в районо.  Отличник народного образования. Награждена медалями за доблестный труд.

    Ученица:
    Пикалова Анна Алексеевна.

    После десятого класса поехала поступать в Бийское педучилище, сдала методики и с начала учебного года пошла работать учительницей. Преподавала математику. Учила детей до 1943 года.

    Ученик:    

    Чернышова Анна Владимировна -      воспитатель интерната. В 1944 году работала старшей пионервожатой. Награждена значком «Отличник-пионервожатый».

             

    Ученица:
    В годы войны работали Борисова А. С. ,Толмачёва Е П. , Елашкина Е. Г. , Негирева А.Г. , Бородкина А.А. , Борисова К.И. , Соколова З. В. , Никулина В.Т. , Иванов Е.М. , Легкова З.Д. , Грязин Н.С.

    Ученик:    

    Из воспоминаний учителя Быстроистокской средней школы Голомёдовой П.Ф.: «Быстрый Исток был местом ссылки репрессированных немцев. Работал у нас учителем Юргенс Эдуард Карлович. Он закончил Симбирскую гимназию, лично знал  

    В.И. Ульянова. В военные годы Эдуард Карлович вёл немецкий язык. Многие мамаши обращались к нему, чтобы «дедуля» подтянул нерадивых сынков.  Он репетировал по русскому, по математике, по немецкому и получал в благодарность ведро картошки или банку молока. Как репрессированному ему запрещено было выезжать за пределы Быстрого Истока, и он не мог получить    квалифицированную медицинскую помощь, в которой очень нуждался. Учитель никогда не жаловался на судьбу и надеялся на лучшее будущее. Своей семьи он не имел, но часто шутил: «Я грелся у огня чужого счастья». Кроме Юргенса, спецпереселенцами были Шмит Евгений Евгеньевич, Лен Василий Исакович. Они работали в школе учителями. Жители Быстрого Истока  их очень уважали, а дети любили за их трудолюбие, честность. Их фамилии до сих пор на слуху ».

    2Чтец:

    Где бы ни были вы, за какую б работу не брались,

    Ветераны войны, ветераны труда, вы бойцами всегда оставались.

    Вот и годы прошли, стали ныть застаревшие раны,

    Но как в юные годы опять не стареют душой ветераны.

    Ученица:
      Слово нашим  гостям учителям - воинам Великой Отечественной войны Власенко Николай Филиппович и Маюнов Петр Иванович.            

                           1 Чтец:Я никогда  не видела войны

    И ужаса ее не представляю,

    Но то, что мир наш хочет тишины,

    Сегодня очень ясно понимаю.

    2Чтец: Спасибо Вам, что нам не довелось

    Представить и узнать такие муки.

    На вашу долю все это пришлось —

    Тревоги, голод, холод и разлуки.

    1Чтец:Страшнее слова нету, чем «война»,

    Которая уносит все святое.

    Когда зловеще давит тишина,

    Когда не возвратился друг из боя...

    2Чтец:Спасибо Вам за солнца яркий свет,

    За радость жизни в каждом миге нашем,

    За трели соловья, и за рассвет,

    И за поля цветущие ромашек.

    1Чтец:Да! Позади остался страшный час.

    Мы о войне узнали лишь из книжек.

    Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.

    Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

    3Чтец: Говорят, что в третьем  тысячелетье

    Изменилось всё на огромной планете:

    Изменились законы, изменились понятья,

     Увлеченья, пристрастья и виды занятий…

       Что другая растёт молодёжь и что ей

           Никакого  нет дела до дедовских  дней,

             Будто ей наплевать на историю в целом,

                         Что в ней память чужда, в ней душа   оскудела.

    Что стоят равнодушно у Красной стены

    Внуки, правнуки светлых героев войны…

    Только не всё это правда!

    Помнит нынешняя молодёжь…

                                       Помнит и никогда не забудет,

                                       Потому что без памяти жизни не будет.

                                                                             А. Вольман

     Кристина Рябова исполняет песню композитора из Оренбурга Светланы Солнцевой «Помните».

         Помните
    Майским утром дождь стоит стеной.
    И сквозь капли редко солнце светит.
    для кого-то нынче просто выходной
    Для кого-то самый главный день на свете
    День Победы памятный для всех.
    Этот праздник знают даже дети
    Но природа плачет, вспоминая тех,
    Кто уже нам больше не ответит.
    Помнит тех девчонок и парней.
    Кто стоял за стены Ленинграда.
    Ради сыновей. Ради дочерей
    А не ради славы и награды.

    Припев:
    Помните, то что помнит земля и помнят звезды.
    Помните, надо помнить сейчас пока не поздно
    Помните, с каждым залпом салюта вспоминайте
    Тех, кто думал о всех, их имена не забывайте
    Помните эту горечь земли и слезы боли.
    В небеса поднимая глаза каждой весною
    Чтоб признав вину, больше такого впредь не повторили. 
    Помните войну, и молите Господа о мире.

    И как будто слыша голоса.
    Плачут на трибунах ветераны.
    Чтоб понять, взгляните в их глаза
    Время не залечит эти раны.
    В песне и словах не рассказать.
    В фильме эту правду не покажут.
    Как за Сталинград шли вы умирать.
    Те, кто ничего нам не расскажет.
    Как горела Ржевская земля.
    Покрываясь кровью и слезами.
    Вы собой закрыли реки и поля.
    И Победа навсегда за вами.!

    Припев……..
    P/S/ 
    И когда все стихло, кончилась война
    Затянулись раны, времена прошли.
    Нынче на полях мир и тишина.
    По весне ромашки зацвели


    Помните…….
    Помните….
    Помните…….
    Помните….
    Помните…….

    Источники: 
    1.Советская поэзия. Т.2-М.: Худ. лит., 1977. -912 с. (Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Литература XX века)
    Слуцкий, Борис. Избранное. / Б. Слуцкий. - М.: Худ. лит., 1980. -366 с.

    2.Материалы используемые для проведения классного часа взяты из школьного музея.

                                                                                                                                                                   

                                                                                   

                                                                                                                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    И в тылу была война...

    Материал для научно-практической конференции по литературе...

    конспект урока по физической культуре на тему:«Изучение передачи баскетбольного мяча в парах на месте и в движении» и самоанализ урока.

    Образовательные задачи:1.Изучение передачи баскетбольного мяча в парах на месте и в движенииВоспитательные задачи:1.     Воспитание сознательного отношения к занятиям физической ку...

    "Учителя на фронте и в тылу"

    Исследовательская работа по краеведению написана ученицей Шебалиной Ириной . Раскрывается вклад тогульского учительства  в  разгром фашизма. Работа полностью основана на местном краеведческо...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

    Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

    Выступление классного руководителя 8 «Б» класса Малаховой И.В. на заседании МО классных руководителей

    ·                     Обобщение знаний учащихся по теме: “Умножение многочлена на многочлен”.·...

    Классный час "Женщины – сибирячки на фронтах Великой Отечественной войны".

    В 2015 году мы празднуем 70-летний юбилей Победы в  Великой Отечественной войне. Большинство людей связывают с войной судьбы и подвиги мужчин, так как они сильные, мужественные и должны за...

    Классный час "Как вести себя на улице и в общественных местах"

    Классный час "Как вести себя на улице и в общественных местах"...