«Учителя на фронте и в тылу»
методическая разработка

Гавриленко Надежда Ильинична

Сценарий мероприятия освященного 80-й годовщине освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_15_sentyabrya_2023.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованного концерта

«Учителя на фронте и в тылу»,

Посвященного 80-й годовщине освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков.

Цели: 

1.Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, своего посёлка..

2.Воспитание чувства патриотизма, чувства долга перед родиной, ответственности за свои поступки.

3.Воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей на примере жизни учителей – участников ВОВ Дубровского района.

 Задачи:

1.воспитание любви к своей Родине;

 4.формирование интереса к истории Отечества;

5.углубление знаний о Родине, своем родном крае.

 .ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, ноутбук.

На заднике сцены – георгиевская лента, на сцене стоят 2 парты и стулья.

Ф-ма: __________________________________

Голос диктора: Дорогие земляки, жители, гости нашего поселка! В этом году мы празднуем 80-летие освобождения Дубровского района в Великой Отечественной войне! На борьбу с жестоким, коварным врагом поднялся весь народ! Отважные воины громили врага на фронте! В тылу ковали победу партизанские отряды, женщины, старики и дети. И пусть неумолимое время всё дальше отдаляет от нас трагическую, героическую историю нашей Победы, её славные и горькие страницы…Мы помним! Помним дела Первой Клетнянской партизанской бригады, помним Сещинское интернациональное подполье, боль сожженных деревень помним! Отвагу и честь наших воинов и единство и сплоченность людей! Величие подвига нашего народа не померкнет никогда! Пусть живут вечно в наших сердцах 19 сентября 1943 года  и победная весна 45-го года!

Занавес открывается на сцене вокальные коллективы

1 : «Шумел сурово Брянский лес»

Вед 1: Солдат на фронте, закрывал грудью амбразуру, шел в атаку, вперед на врага.  Но война это подвиг и тех, кто остался в тылу. Врачи, рабочие фабрики, и конечно же педагоги.

Вед 2: История Дубровского района – это люди, и у каждого свой учитель, педагог, научивший не только читать и писать, а человек научивший-понимать и рассуждать, принимать решения.

Вед 1: В семье Ивана Аркадьевича и Анны Исидоровны  Беневских  росли 4 дочки Вера, Нина, Соня и Лиза.

Ф-ма: на сцену выбегают 4 девушки.

  1. Наш  дед был генерал-лейтенантом царской

 армии, помощником генерал-губернатора Хабаровского края.

2.Отец в своём имении в Дубровке организовал сельскохозяйственную христианскую общину и усыновил 4-х детей-сирот, а позже организовал на базе своей общины детскую трудовую колонию.

3. Мы, сестры много работали: заготавливали сено, занимались огородом, ухаживали за скотом, умели работать серпом.

Лиза: А по вечерам играли в саду, в парке, музицировали, много читали, часто вслух.

  1. Однако семейная идиллия быстро закончилась – родители умерли, мы переехали в Москву, а потом.
  2. А потом началась война.

Лиза: В первые же дни войны я ушла на фронт, приближать победу. Воинская часть 9903 особого назначения была засекречена, Уходя на задание, оставив в штабе свои документы я назвала себя Лизой Чарской, учительницей.

  1. Спустя годы после Победы нам стало известно, что Лиза участвовала в выполнении четырёх боевых заданий
  2. С четвёртого задания в январе 1942 года Лиза не вернулась. Трагически погибла в бою под деревней Сосновцы в ближнем Подмосковье.
  3. Долгое время она считалась пропавшей без вести. После войны мы искали ее могилу. И благодаря поисковому отряду «Поиск» нашли.
  1. Приказом по войскам Западного фронта от 17 февраля 1942 года Лиза была награждена орденом Красной Звезды.

Хотя в живых я тебя и не встречу,

И горечь утраты горька,

На подвиг твой ратный

Трудом я отвечу,

Моя партизанка-сестра.

Учась в институте,

Комсоргом была ты

В студенческой дружной семье.

Тебя уважали ребята,

Девчонки подругой считали своей.

Закончить учебу ты не успела.

Фашистских стервятников рать

Внезапно ворвалась в наши пределы

Жечь, грабить и убивать.

Ты храбро сражалась, погибла героем

В суровом, неравном бою,

Но мы отомстим врагу вдвое и втрое

За жизнь молодую твою.

  1. «Я сегодня до зари встану» - Луговой С.

Чтец 1: Я помню сожженные села

И после победного дня

Пустую Холодную школу,

Где четверо кроме меня,

Где нам однорукий учитель

Рассказывал про Сталинград...

Я помню Поношенный китель

И пятна — следы от наград.

Чтец 2: Он жил одиноко при школе

И в класс приходил налегке.

И медленно Левой рукою

Слова Выводил На доске.

Мелок под рукою крошился.

Учитель не мог нам сказать,

Что заново с нами Учился

Умению ровно писать.

Ему мы во всем подражали —

Таков был ребячий закон.

И пусть мы неровно писали,

Зато мы писали, как он.

Чтец 3: Зато из рассказов недлинных

Под шорох осенней листвы

Мы знали, Про взятье Берлина

И про оборону Москвы.

Дымок от землянок лучился

Жестокой печалью земли.

— Любите, ребята, Отчизну,

Ее мы в бою сберегли...

  1. «Фронтовик - учитель» - вокальная группа «Мечта»

Вед 1: Учебные заведения, продолжали работать, даже несмотря на то, что фашисты приравнивали их к военным объектам, жгли, взрывали их так же, как музеи, театры, библиотеки – все что создавало и хранило национальную культуру.

Вед 2: Согласно архивным данным, немецко-фашистские захватчики разрушили 82 тыс. начальных и средних школ. За окном грохотали танки, звенели пули, а они продолжали воспитывать своих учеников.

Вед 1: Учитель и  на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как надо воевать.

Вед 2: Незримо встают в памяти руководители Дубровского подполья: Алексей Сергутин - погиб в неравном бою, Никифор Макарьев, Иван Перхунов - замучены в застенках гестапо.

Вед 1:«Партизанская бригада зародилась в Дубровке. К сентябрю 1943 года насчитывала в своих рядах уже более 3 тысяч бойцов, командиров и комиссаров».

Вед 2: Многие учителя Дубровского района — вступили в  Дубровскую подпольную организацию. Бесстрашные подпольщики и партизаны. Они приходили в отряд, затем в бригаду вместе со своими учениками.

Ф-ма: _____________________________________

      Выходят  школьники с портретами учителей.

  1. Сергутин Алексей Павлович -  Учитель черчения и труда. Организатор и руководитель Дубровского подполья. Подпольщики его очень уважали. Секрет его обаяния был в искренней, неподдельной любви к Родине, к людям. Друзья называли его Сократом за светлый ум и необыкновенную волю. Осенью 1942 года СД узнало о существовании Дубровского подполья. А.П. Сергутин был предупреждён о готовящемся аресте и переправлен в лес, к партизанам. Там он стал отважным разведчиком. 9 августа 1943 года Алексей Павлович Сергутин погиб при выполнении боевого задания.

  1. Макарьев Никифор Петрович

Учитель истории Член Дубровской подпольной организации,  его квартира стала явочной. Здесь проходили встречи подпольщиков, сюда передавали взрывчатку, газеты, листовки. 1 апреля 1943 года был арестован.8 июня 1943 года Никифор Петрович Макарьев был расстрелян. Он любил жизнь и умер ради её торжества на земле. Он любил людей и умер ради их счастья.

             

  1. Перхунов Иван Иванович  - Учитель географии Член Дубровской подпольной организации входил в руководящую пятерку подполья.

К 1 апреля 1943 года был арестован.  Два месяца его и других подпольщиков страшно пытали, выбивая информацию об оставшихся на воле патриотах. Будили через каждые полчаса и учиняли допросы. Ответом было молчание. 14 июля 1943 года Перхунова расстреляли.

 

  1. АНТОНИКОВ ЕГОР ГРИГОРЬЕВИЧ - Учитель математики, Воевал в составе 2-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов в составе 2-го артиллерийского корпуса Награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией»
  2. АФАНАСЕНКОВ ПАВЕЛ ПРОКОФЬЕВИЧ - Учитель истории.  На фронте с 22 июня 1941 года Воевал в составе Карельского, Южного, 4-го Украинского, 1-го Прибалтийского фронтов Принимал участие в освобождении Украины, Крыма, Белоруссии, Восточной Пруссии, Прибалтики Дважды ранен, инвалид войны Награждён двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красной Звезды В 1959-1960 учебном году был завучем Дубровской средней школы.
  3. ВАСИЛЬКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ Учитель физкультуры и НВП.  На фронте с января 1944 года Принимал участие в освобождении Смоленщины, Белоруссии, Прибалтики, Восточной Пруссии Трижды ранен, инвалид войны. Награждён орденами Отечественной войны первой степени , Красной Звезды.

  1. ГОЛИКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ Учитель истории Директор школы в 1951-1955 гг. Воевал на Сталинградском и Брянском фронтах Дважды ранен, Инвалид войны. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией»

  1. ЕРЁМИНА АЛЕКСАНДРА НИКИТИЧНА Учитель географии Заместитель директора школы по воспитательной работе в 1967-1980 гг. Заслуженный учитель РСФСР Почётный гражданин посёлка Дубровка

Агентурная разведчица Дубровского партизанского отряда Рогнединской партизанской бригады Член Дубровского комсомольско молодежного подполья.

  1. ЕФРЕМОВ АНАТОЛИЙ СЕМЁНОВИЧ -  Учитель географии . Майор Воевал на Краснознамённом Северном флоте.
  2. ЖЕРЕБИЦКАЯ ВЕРА ПЕТРОВНА Учитель русского языка и литературы Участвовала в обороне Кавказа, в Берлинской операции Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией»
  3. ЖУКОВА АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВНА Учитель истории, Руководитель клуба «Ветеран» школы Партизанка Конотопского партизанского отряда соединения Ковпака в Украине Тяжело ранена в бою у д. Зеленый Гай 26 августа 1942 г. Инвалид войны. Награждена орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За Победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
  4. ЗЯТЕВ ИОСИФ ДЕМИДОВИЧ Учитель физики Завуч школы в 1943-1944 гг.; директор школы в 1946-1952 гг. С 9 августа 1941 по июнь 1942 гг. был агентурным разведчиком Первой Клетнянской партизанской бригады. С июня 1942 по 21 сентября 1943 гг. был разведчиком в составе Первой Клетнянской бригады. Награждён медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» первой и второй степеней, «За Победу над Германией».
  5. КОНИНА ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВНА Учитель начальных классов Отличник народного просвещения Агентурная разведчица Дубровского партизанского отряда Член Дубровского комсомольско молодежного подполья
  6. КУЛДЫКИНА ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА Учитель начальных классов Агентурная разведчица Дубровского партизанского отряда Организатор Дубровского комсомольско-молодежного подполья Награждена медалью «За боевые заслуги»
  7. ЛАРИН СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ

Директор школы в 1938-1941 гг. На фронте с 5 ноября 1941 года. Лейтенант административной службы. Начальник канцелярии штаба 3-й армии 2-го Белорусского фронта. Демобилизован 15 августа 1945 года. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» , «За Победу над Германией» .

  1. МАКАРЬЕВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА Учитель истории Агентурная разведчица Первой Клетнянской партизанской бригады Член Дубровской подпольной организации Награждена медалью «За боевые заслуги»
  2. ПОЗДНЯКОВА АННА ИВАНОВНА  Учитель немецкого языка Партизанка Пятой Клетнянской партизанской бригады
  3. РОДИКОВ ВАСИЛИЙ ЕФИМОВИЧ  Учитель химии Завуч школы в 70-е гг

На фронте с 1943 года. Воевал в составе Первого Прибалтийского, Ленинградского, Второго Белорусского фронтов Участвовал в снятии блокады Ленинграда, в освобождении Прибалтики, Польши Награждён орденами Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией»,

  1. РОМАНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА

   Учитель начальных классов. Партизанка Первой Клетнянской партизанской бригады

  1. ТОЛКАЧЁВ КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ  Учитель русского языка и литературы. Директор школы в 1943-1944 гг. Заслуженный учитель РСФСР Заместитель комиссара Первой Клетнянской партизанской бригады по комсомолу
  2. ТЮЛЯГИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ  Учитель физики. Гвардии капитан В Красной Армии с сентября 1941 года. Воевал в составе Северо-Западного, Ленинградского, Первого Украинского фронтов Четырежды ранен Инвалид войны Кавалер орденов Красного Знамени, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды .
  3. Денисов Артём Арсентьевич - В 1935-1939 гг. работал учителем истории Дубровской средней школы. В 1939 году был назначен директором Сещинской средней школы. В июне 1941 года был призван на фронт Дубровским Районным Военным Комиссариатом Орловской области. Пропал без вести в декабре 1944 года.

Это они, наши учителя, с ранних лет прививали нам любовь к Отчизне, ненависть к её врагам, готовность сразиться, и, если понадобится, не пожалеть и жизни за родную землю.

  1. «Журавлиная песня» - вокальная песня «Соцветие»

Слово «Родина» с маленькой буквы
Не умею писать, не могу.
То же самое слово как будто,
Только в чём-то уступка врагу.

Память давнее сохранила.
Первый класс, военные дни.
Ярко-ярко алеют чернила:
Из сигнальной ракеты огни.

И учитель склонился над нами.
Слово «Родина» пишет наш класс.
Буква Р, развеваясь как знамя,
Полыхает в тетрадях у нас.

Годы минули – и ветераны

Рядом с нами в едином строю

Слово «Память» с маленькой буквы
Не умею писать, не могу.

  1. «Ветеранам минувшей войны» - Крючкова Е.

Имен сегодня всех не перечесть.

Вы — гордость нашего района,

Спасибо вам, что были вы и есть,

Учителя далеких лет невзгоды!

 

Когда настал

войны жестокий час,

И вышли смело

На борьбу с врагами,

За жизнь детей боролись вы,

за нас,

За все спасибо вам и слава!.

Теплом сердец своих

делились вы

В холодных классах,

закаляя волю.

Носили в ведрах воду из реки

И падали от голода зимою.

Вас не сломил

ни бомб фугасных вой,

Ни яд листовок,

сброшенных фашистом.

Вы верили,

вы знали —

грянет бой!

Что будет и над нами

небо чистым!..

  1. «Я хочу чтобы не было больше войны» - Гаврёва Алина

Вед 1: 17 сентября 1943 года – особая дата в истории нашей страны. Именно в этот день благодаря мужеству, стойкости, отваге солдат и офицеров Красной армии, партизан и подпольщиков Брянщины тяжелейшие 708 дней оккупации завершились сокрушительной победой над противником.

Вед 2: Сегодня мы вспоминаем героические события Великой Отечественной войны, подвиг воинов, жителей области, вставших на защиту Родины, и тех, кто после войны восстанавливал родной край из руин и пепла.

Вед 1: Светлая, вечная память павшим на поле боя, низкий поклон ныне живущим фронтовикам за их бессмертный подвиг! Будем достойны их памяти! Наш священный долг перед ними – хранить самое ценное – мир на нашей российской земле, приумножать ее богатства и славу.

Вед 2: Желаем всем счастья, здоровья, радости, оптимизма! Пусть в ваших домах всегда царят любовь, мир и достаток!

  1. «Наш край» - вокальная группа «Соцветие»

Вед 1: Согласно архивным данным, немецко-фашистские захватчики разрушили 82 тыс. начальных и средних школ. 1520 специальных учебных заведений, 334 высших учебных заведений, и других научных учреждений. За окном грохотали танки, звенели пули, а они продолжали воспитывать своих учеников,

Ведущий: Настоящий учитель сохраняет верность профессии в любых обстоятельствах, даже когда он работает в тайне, под боком у врага.

Учитель равен солдату-герою

На третьем фронте,

Вставая горою-

На фронте учебы, на фронте книг

Учитель равен солдату-герою,

Тот же буденовец и фронтовик.

Школа была старя маленькая, не приспособленная для такого множества учеников, и поэтому коридор в перемену был так забит стриженными наголо головами, что

не только разбежаться было не возможно, но даже продираться сквозь эту толпу приходилось, лишь усиленно работая локтями. Огромный медный звонок, прозвенел и оповестил о начале урока.

Сценка

Звонок на урок

Входит учитель, ученики  

    Анна Николаевна: Вы знаете, почему такие узкие проходы между рядами в нашем классе? Потому что идет  война и школы в нашем городе, большие и удобные, отданы раненым, там госпитали… Вы знаете, почему вы пишете на старых газетах, а не на тетрадях? Потому что идет война и фабрики, где делали тетради, –

разрушены… Вы знаете, почему вместо ярких лампочек у нас горит керосинка, а на партах свечки? Потому что энергии не хватает заводам, потому что заводы работают на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов!

Ученики: Знаем!

Анна Николаевна: Мало знать! Надо понимать…. Давайте сходим кое-куда после уроков.

Ваня: Берег круто срывался вниз. Под горой в железнодорожном тупике, подле самой воды, стоял поезд с белой от снега крышей и красными крестами по бокам. Там шла суетня. Подходили грузовые

газогенераторки, орали на лошадей возчики, женщины в белых косынках поверх платков таскали носилки. На

носилках, укрытые серыми одеялами, лежали люди. Раненые! Все, что делалось под горой, казалось мне

развороченным муравейником – маленькие черные фигурки беспорядочно торопились на белом снегу, – но не

эшелон поразил меня. Рядом с нами на крутом берегу стояли женщины. Они стояли по двое, редко по трое, а

больше всего поодиночке – большие и маленькие, старые и молодые, но все на одно лицо, – кутали в рукава

ладони и молча, скорбно глядели вниз, на эшелон.

Маша: Я подошла к краю обрыва и обернулся, чтобы увидеть их лица. Некоторые женщины беззвучно

плакали. А другие – нет, не плакали, и лица их были угрюмы. Одна женщина поразила меня особенно. Она

стояла одна; она была еще совсем молодая, но платок, низко надвинутый на лоб, делал ее старухой. Я

посмотрела на эту женщину, и мне сделалось страшно. Ее глаза были прозрачны, как бы пусты, и мне

неожиданно показалось, что эта женщина сейчас сделает шаг вперед. Сделает шаг вперед и бросится вниз с

обрыва. Я подбежала к ней, чтобы остановить, но она даже не заметила моего приближения. Она стояла, по-прежнему глядя вниз остекленевшими глазами, и мне показалось, что женщина слепая. Я хотела им помочь,

но Анна Николаевна сказала, что ей уже не помочь. И в раз, в минуту мне стало понятно, почему они тут стоят, эти женщины. Почему они стоят здесь, а не идут вниз, к эшелону…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учителя Быстрого Истока на фронте и в тылу"

Классный час посвящён учителям, работающим в годы Великой Отечественной войны в школах Быстрого Истока. Материалы для составления сценария классного часа взяты из школьного музея....

"Учителя на фронте и в тылу"

Исследовательская работа по краеведению написана ученицей Шебалиной Ириной . Раскрывается вклад тогульского учительства  в  разгром фашизма. Работа полностью основана на местном краеведческо...

Министерство образования и науки Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий информируют о старте межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов…»

Министерство образования и науки Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий информируют о старте межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов&helli...

«По тылам фронтов»: прошла межрегиональная топографическая игра

С начала учебного года по инициативе Минобрнауки России на портале Центра современных образовательных технологий centersot.ru/igra прошли межрегиональные топографические игры «По...

История. Единство фронта и тыла

Человек и война: единство фронта и тыла. Эвакуация, техническое оснащение армии, жизнь в тылу, вклад в победу творческой интеллигенции...

Человек и война: единство фронта и тыла

Тема урока: Человек и война: единство фронта и тылаТип урока: КомбинированныйЦели урока:1) Образовательная: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;2) Развивающая:...

Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единств...