"Учителя на фронте и в тылу"
проект (краеведение, 8 класс) по теме

Питкевич Любовь Петровна

Исследовательская работа по краеведению написана ученицей Шебалиной Ириной . Раскрывается вклад тогульского учительства  в  разгром фашизма. Работа полностью основана на местном краеведческом материале. Использовала материалы Тогульского межшкольного  музея, школьные альбомы, воспоминания односельчан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitelya_na_fronte_i_v_tylu.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Тогульская основная общеобразовательная школа

Учителя на фронте и в тылу

 (исследовательская работа)

Выполнила: ученица 9 класса Тогульской основной общеобразовательной школы Шебалина Ирина Владимировна

Адрес: с. Тогул, ул. Береговая  104.

        

Научный руководитель: Питкевич Любовь Петровна, учитель истории, Тогульская основная общеобразовательная школа

        

        с. Тогул 2010 год

2

     Содержание:

  1. Введение…………………………………………………….. 3 - 4
  2. Основная часть………………………………………………4- 17
  1. Всё для фронта, всё для победы! .....................................4 - 5
  2. Проблема кадров на селе в годы войны………………..5 - 7
  3. Учителя – на фронте и в тылу…………………………..7 -17
  1. Заключение………………………………………………….17 - 19
  2. Список исторических источников и литературы………...20

1. Введение.                                                                               3

Нет, наверное, на земле другой профессии, о которой бы говорили и красиво, и поэтично, а людей этой профессии испокон века считали и считают особенными -  мудрыми, справедливыми, гуманными, человеколюбивыми. А им и нельзя быть другими, потому что они выбрали себе профессию Учителя. Пусть сегодня это слово пишется с большой буквы в знак уважения и преклонения перед теми, кто взял за руку ребенка, и ведёт его долгие годы к совершенству по дорогам знаний. Хороший учитель, настоящий педагог не останется незамеченным. Его можно узнать по его ученикам: если они выходят из школы, окрылённые знаниями, значит, эти крылья дал им настоящий учитель. И чем сильнее крыло, тем увереннее полёт ученика над жизненными просторами. И вот тут справедливо сказать: а крылья учителю даны свыше, ведь именно таких людей называют учителями от Бога. Не одну сотню учеников учат писать и читать учителя. Ведь прежде чем это делать нужно, иметь терпение и уважение к ребёнку. Поэтому, я считаю, актуальной темой сегодняшнего дня – изучать историю учительского движения и роль Учителя в истории нашей страны. Учителя в течение всей своей жизни несут на себе тяжкий непосильный труд. Население любой просвещённой страны состоит из двух частей. Первая часть- учителя, а вторая - ученики. Видели  предательство и измену- измену своей профессии, своему призванию, самому себе. Эти явления меньше всего затронули учительство. Словно стойкие  оловянные солдатики, армия одержимых осталась верной своему святому долгу. Наши учителя изо дня в день, из года в год создают, творят будущие личности и выстраивают гармонию между человеком и обществом.  

2010 год объявлен Годом Учителя. 9 мая  наша страна будет праздновать 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Два

4

великих события в один год. Исследование вопросов темы «Учитель-победитель - участник трудового и военного фронта» – задача моей работы.

2.Основная часть

2.1. Конкретный день начала войны, - 22 июня,- был шоком для всех. Но войну ждали и к ней готовились. Сама организация общества, по-военному централизованная, словно специально была приспособлена для нанесения концентрированных ударов. Вот почему военная перестройка прошла в максимально сжатые сроки.

Уже в первый день войны райком партии разработал комплекс мер по преобразованию жизни села в новых условиях и приступил к их осуществлению. Под его руководством проходила перестройка всех звеньев функционирования города по принципу: все, что не работает на оборону, - нецелесообразно. Все - для фронта! Под этим лозунгом общество будто сжималось в единый кулак, пирамида власти заострялась, шлифовалась, принимая форму грозного наконечника, строго нацеленного в сторону фронта.

Этот лозунг был положен в основу перестройки и деятельности всех государственных и общественных организаций: партии, советов, комсомола, профсоюзов. Их структура и направления деятельности были сведены к решению двух главных задач: сохранить хозяйственную структуру села и всемерно помочь фронту.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР вызвало глубокое возмущение всего советского народа. На многолюдных митингах, проходящих на заводах и в колхозах в клубах и на площадях, трудящиеся Алтайского края клеймили позором наглых захватчиков, заявляя о своей

5

решимости защищать Родину. В заметке «Голоса патриотов» рабочие и служащие  Тогульской МТС, рабочие Тогульского льнозавода, интеллигенция села выражали своё отношение  к нападению врага: «Заслушав сообщение о вероломном нападении озверелых фашистов на нашу социалистическую Родину, заверяем наше правительство, что в этот ответственный период для нашей Родины мы сделаем нашу трудовую дисциплину непоколебимой, повысим производительность труда, усилим классовую бдительность, добросовестность, на всю мощь каждый из нас будет трудиться на своём посту. По призыву правительства мы все готовы в любую минуту с оружием в руках вести бой за уничтожение зарвавшегося германского фашизма.» Ниже следует 76 подписей. И это только один пример.1

2.2. Важнейшей проблемой военной перестройки с первого дня войны стала проблема кадров. Решить ее в тех условиях было возможно лишь за счет увеличения рабочей смены

 Особый раздел в ней займут имена тех, кто, замерзал в собственной постели, не в силах разжечь печурку после 14-часовой смены; тех, кто, шагая с завода трамвайными путями, умирал, обессилев, от голода; тех, кто, спасая город от пожаров, погиб, приняв грудью шипящий осколок. Их, умерших в тылу и погибших на поле брани, уровняло Небо.

 Готовность к активному участию в разгроме врага выражалась в конкретных делах. Женщины, подростки, старики заменили ушедших на фронт мужчин на всех участках сельскохозяйственного производства. Им пришлось косить, пахать, стога метать и за рулём трактора сидеть. Рабочие и служащие

_______________________

  1. Тогульский межшкольный музей, альбом «Тыл в годы войны».

6

райцентра и других сёл района, сотни школьников и учителей с первых же дней войны принимали активное участие в проведении всех сельскохозяйственных работ. О высоком морально патриотическом сознании, глубоком чувстве гуманизма тогульчан говорит фактор их отношения к эвакуированным жителям из западных районов страны. Каждую партию размещали по квартирам. Испытывая сами большие трудности, делились имеющимися продуктами питания, помогали устроиться на работу. Особенно большую помощь и заботу они оказывали учащимся юношам 7-й и 8-й артиллерийских школ, эвакуированных из Ленинграда. Вот как об этом пишет бывший учащийся этой школы в письме от 25. 04. 1970 года Кувыкин Борис Михайлович: «В 1942 году весной наша школа, будучи эвакуирована из блокады Ленинграда, прибыла в Тогул. Из 320 человек учащихся до района доехали 96, остальные погибли в пути на Ладоге. Директором школы стал ваш сибиряк т. Швайковский, завучем т. Переход (имён не помню). Хочется сказать, что если бы не семьи тогульцев, тепло принявших нас, изголодавшихся и измучившихся блокадой и дальней дорогой, то не известно закончили бы мы среднюю школу, были бы подготовлены к службе в Советской Армии. В юбилейный год 25-летия Победы хотелось бы отблагодарить старшее поколение тогульцев за гостеприимство в тяжелые годы войны. Сказать им всем «большое спасибо». Они, конечно, помнят нас, парней из Ленинграда».  Учащиеся и преподаватели 8-й артиллерийской школы в селе Тогул 24. 04. 1943 года собрали на постройку батареи «Юный артиллерист» 50 тысяч рублей. Они получили телеграмму Сталина следующего содержания: «Передайте личному составу школы, собравшему 50 тысяч рублей на

7

постройку батареи «Юный артиллерист» мой горячий привет и благодарность Красной Армии». Сталин.1

2.3. Козлов Владимир Ионович-фронтовик - учитель- человек. Козлов Владимир Ионович был участником  Великой Отечественной войны. Воевал с Японскими захватчиками на Дальнем Востоке. Был корреспондентом, а потом и редактором военной газеты. Награждён медалями « За боевые заслуги», « За победу над Японией».А вот как он вспоминает об этом: «Родился, вырос и стал учителем я в Амурской области, т. е на Дальнем Востоке. В начале войны нас учителей в армию не брали,  в школах и так их не хватало. Призвали только летом 1942 года,  когда фашистская Германия, оправившись после поражения под Москвой, вновь собрала силы и повела наступление на Юге нашей страны, захватили Донбасс и двигались к нижней Волге и на Кавказ, чтобы отрезать от нефти Грозненское и Бакинское месторождения. В этот критический момент и привезли нас к границе с Японией- союзницей Германии, чтобы заменить часть обученных дивизий, необходимых на германском фронте. Против нас же осталась почти миллионная Квантунская армия Японии, оккупирующая пограничную с СССР Маньчжурию. Многие её дивизии имели опыт ведения современной войны в Китае и других фронтах  Южной Азии. Нам предстояло в кратчайший срок овладеть оружейно-боевой тактикой и закаляться физически».  

«Старались мы изо всех сил. Мы, разведчики, учились действовать ночью. Нас часто использовали по прочёсыванию приграничной местности по тревоге погранвойск. В это время шли ожесточённые бои под

____________________________________________________________________________

  1. Тогульский межшкольный музей, альбом «Тыл в годы войны».

8

Сталинградом. Комсомольцы и коммунисты стали писать заявления, прося направить их туда. Писал и я. Я оказался на фронте. Наша 384отдельная стрелковая дивизия в составе 25 Дальневосточной армии шла вторым эшелоном, добивая оставшиеся в тылах разрозненные части Квантунской армии. А рассекали их шедшие безостановочно с большой скоростью по дорогам наши танковые и механизированные дивизии. Я служил в это время в редакции дивизионной газеты «Отвага». Числился ответственным секретарём, фактически - и корреспондентом, и наборщиком, и печатником, т.к. из пяти работников типографии осталось двое. Приходилось помогать. Двигались мы в общей колонне вслед за штабом. Работали на остановках. Испытали и бомбёжку с воздуха, и пулемётный обстрел самолётами (большинство рассыпались в стороны от шоссе, а я нырял под мотор автомашины), но потери были небольшими. На третий день боёв, решив добыть живой материал для «Отваги», увязался с миномётчиками и уехал вперёд километров за двадцать от штаба. По пути видел подбитый наш  танк в левом кювете, а в правом мёртвого японца, прикованного к дереву. Сказали, что это Камикадзе, смертник. Среди обгорелых трупов японских солдат были и гражданские, даже женщины и дети. Жуткая картина. На перевале задержка. Из дота на сопке бил крупнокалиберный пулемёт: бо-бо-бо! Миномётчики обстреляли дот, но как только очередная колонна войск взошла на перевал, пулемёт снова ожил. Опять раненые и убитые. Их стаскивала с дороги девушка- медсестра. Рассказывали, что спасла уже более десяти человек. Набросал заметку о ней. Пулемёт замолчал лишь, когда отделение молодых солдат по своей инициативе с боку и с тыла взобрались на сопку и бросили в амбразуру дота гранату. Там тоже показался камикадзе, прикованному  к пулемёту. Записал имена ребят. Решил возвращаться большую часть пути с попутным связным. А когда до

9

редакционной машины осталось километра два, в сумерках увидел в 200 метрах от дороги полевую кухню и солдат с котелками возле неё. А я с утра не ел. Вот думаю, повезло, поужинаю. Достал котелок, подхожу …, а солдаты-то японские. «Вот это влип!»- думаю. И  бочком, не замедляя, хода, свернул к дороге. Второй

курьёзный случай был в г. Лупдине. Штаб и редакция дивизии остановились в полукилометре от города. Ещё днём в войсках было получено известие, что император Японии согласился на капитуляцию союзников. Наша газета напечатала экстренный выпуск с этим радостным известием. Всё! Конец второй мировой войне!
К полуночи усильями всей редакции «Отвага» была отпечатана. На утро, чуть свет, когда мои товарищи утомлённые, спали, решил я сходить в город, поискать типографии, чтобы позаимствовать валик. Миновав первую кривую улицу, вышел на центральную. Она была почти пустынной. Зайду, думаю, на почту, спрошу про типографию. Почта почти на всех языках звучит одинаково. Вскоре увидел двухэтажный дом с вывеской «Posta». Постучался на второй этаж, открываю двери и…. О, ужас! В вестибюле стоят и сидят человек двадцать японских офицеров, ещё не разоружённых, с пистолетами и самурайскими мечами. «Опять влип!». Но и тут нашёлся солдат. Не схватился за автомат (что бы я успел один против двадцати?), а браво откозырял, т.е. отдал честь. И аж дух захватило. Большинство офицеров вскочили и тоже приложили два пальца к фуражкам. Только пожилой генерал сидевший в кресле, просто кивнул головой. Однако нагнали наши фронтовикам холоду, подумалось - коль вы перед рядовыми вытянулись.

- Шима  чинаунды?- спросил я, не давая им опомниться, что по-китайски значит: где хозяин? Один из японцев вызвал из кабинета начальника почты. Тот согнулся в поклоне и спросил, что надо. Это был седой, лысый китаец. Я

10

знал несколько десятков китайских слов, среди которых не было лишь нужных «типография» и «редакция». Заменил их немецкими и английскими. Не понимает. И вдруг слышу:

- Говорите по-руська. Я переведу.

 Это был голос самого генерала. Китаец стал толковать мне, как найти типографию, но это было сложно, и я попросил дать в поводыри «сёзу», т.е. мальчика. Мальчик повёл меня на окраину города. За городом пошли огороды, аккуратные плантации кукурузы и др. овощей, а за ними виднелись крашенные домики. Мальчик показал мне на них и побежал назад. Вижу на огороде белых людей с бородками. «Вот это да,   думаю. Ещё чище. Из огня  да в полымя. Сейчас они мне за Гитлера отомстят». Но это оказались религиозные миссионеры, проповедующие в Китае католическую веру. Меня они перепугались значительно больше. Показали свою типографию, где печатали листовки и брошюры по-китайски и по- латыни. Печатный станок у них был такой же, как и у нас. Я взял у них два валика. Потом пригласили к чаю. Чай был отменным. Поблагодарив, я сказал: «Ауфвидерзейн!», и кратчайшим путём вернулся в редакцию. Очень обрадовался Петя печатник.

Редактор же и спасибо не сказал за инициативу. Не любил он меня за независимость». 1 

  А вот, что рассказала об этом человеке соседка Владимира Ионовича Бескровная Нина Геннадьевна: «После войны работал учителем. По приезду в Тогул Владимир Ионович был директором  в вечерней школе. Много лет подряд работал директором пионерского лагеря « Дружба».

Честный, порядочный, прямолинейный. Всегда прямо говорил собеседнику то, что о нём думает. Из-за этой черты характера многим он был неудобен. Сам всегда жил по законам совести. Был  очень добродушен и очень любил детей: своих ( они с Марией Степановной вырастили четырёх детей и всем

11

дали высшее образование», соседских и своих бывших учеников. Многие

годы ему из разных уголков нашей страны писали его ученики. Делились

своими радостями и горестями. И всем Владимир Ионович с радостью отвечал. А уж письма он умел писать, писал так, как будто писал книгу. Давал советы, размышлял.

Очень много читал. Семья Козлова всегда выписывала множество газет и журналов. Когда читал прессу, то всегда вслух кем-то возмущался, за кого-то радовался. Не выносил лжи, фальши. Был очень целеустремлённым человеком и гостеприимным. К ним всегда шли люди - кто просто в гости, кто за советом, а кто и за какой-то помощью. Помогали всем и  совершенно бескорыстно. Боялись кого-либо обидеть. Владимир Ионович всегда помогал Марии Степановне в домашней работе. Очень любил готовить разные блюда. Любил и радовался за своих внуков. Их у Козловых пятеро. Все внуки получили высшее образование. Дед этим очень гордился.

Семья Козловых любила заниматься огородничеством и разведением цветов. И дома, и в огороде росли разные растения, в том числе и экзотические. И куда бы они не ехали, всегда привозили семена таких растений, которых ещё в Тогуле никто  не видел.

Вот такой он, Владимир Ионович, фронтовик, учитель, человек». 2

 Во время войны Тасенко Евдокия Васильевна работала в Райкоме партии. В 1943 году была назначена секретарём РК ВЛКСМ. Дел было много; здесь и приём в комсомол, многие ребята 8-ой Ленинградской артиллерийской школы (эвакуированной в Тогул) ушли на фронт с комсомольскими билетами, выданными Евдокией Васильевной. Здесь и работа полномочным, походы из одной деревни в другую, это и организация комсомольцев и

__________________________________________________________________

1. ТООШ, альбом «Подвигу – жить!».

2. Воспоминания Бескровной Нины Геннадьевны, жительницы села Тогул.

12

молодёжи на обмолот зерна.

С 1946-1976гг. работала Евдокия Васильевна в ТВШ. За время работы  выпустила сотни учащихся. Учителя классов, где учились её дети, благодарны Евдокии Васильевне за прочные знания, которые она дала  своим

ученикам. Её, как учительницу, характеризует стремление к новому, искание иных путей для достижения прочных и устойчивых знаний. Была награждена значком « Отличник народного просвещения».

Из воспоминаний учительницы ТВШ Тасенко Евдокии Васильевны:

«В школе училась с 1937 года. Школа была небольшой по размеру. На месте столярной мастерской - в кабинете  находилась пионерская комната, физ. зал, сцена, турник. В 1943году - работала в РК ВЛКСМ. Пионеры района готовили подарки на фронт. В октябре 1943 года было отправлено десять подвод с подарками в город  Бийск на железнодорожную станцию. Сбором

подарков руководили  Ася Кузьмина, Лариса Верещагина, Аня Банащик. В подарках была ягода сушёная, клубника, носовые платки, рукавички, носки,

валенки, шапки тёплые, кисеты с письмами. Многие ребята получили письма

благодарности от фронтовиков. В 1940 году в школе проведена большая военная гора, которой руководил штаб. Все ребята были очень увлечены

игрой. По сигналу сирены (во время урока) мы были готовы к бою. Школа

соревновалась во всём с Яменской школой. С каждого пионера очень строго спрашивали за учёбу. Были организованы занятия по тройкам, один среди

сильных учащихся. Отмечался лучший пионерский галстук. Пионерский салют был приветствием пионеров, вместо слова « здравствуй». В 1941 году прямо с выпускного вечера ушли на фронт Владимир Хиль, Гриша Долгов (погиб, защищая Родину), Сергей Стуков, Дуся Титова.

 В 1946 году была переведена в Тогульскую семилетнюю школу. В 1960 году эта школа стала восьмилетней. В 1950 году, имея уже двух маленьких детей, я экстерном сдала за педучилище и получила диплом с хорошими оценками.

13

Я уже была уверена, что выбор мой сделан и работу учителя, не сменяю ни на какую другую.

Вскоре появился ещё один сын, и мысль о дальнейшем образовании отпала. С 1946-1976 года работала в одной школе с учащимися начальных классов.

Всего проработала тридцать два года.»1

  6 октября 1941 года комсомолец Тасенко Николай Сергеевич (муж Евдокии Васильевны) был призван лыжником в армии. Сбор в Бийске. Трёх месячная полковая школа. Сержант, командир отделения. Время пролетело быстро.

Стал защищать в рядах 275 стрелкового полка столицу нашей Родины - Москву. Ранен. После госпиталя снова были курсы - и он уже лейтенант, помощник командира стрелковой роты. Позади Могилёв (здесь он получил орден Красной Звезды), Можайск, Минск (здесь закончилась для него война - был тяжело ранен и решением медицинской комиссии демобилизован. Всего

у Николая Сергеевича четыре ранения.). В 1945 году (май) вновь был

призван, но к тому времени была объявлена полная капитуляция фашисткой Германии.

Выпускник Тогульской восьмилетней школы, в которой работал учителем физкультуры более двадцати лет. Физкультура и спорт пользовались большой любовью у учащихся. В течение ряда лет, школа держала первенство по лыжам среди пионерских дружин района. Во время летних каникул спортивная работа в коллективе не прекращалась.

Николай Сергеевич любил водить детей в туристические многодневные

походы. Кроме своей основной работы Николай Сергеевич вёл большую общественную работу.

__________________________________________________________________

1. Тогульский  межшкольный музей, альбом «Великая Отечественная»

14

Он являлся председателем местного комитета школы.1

Баженова Валентина Михайловна

 в годы войны работа учителем в колхозе «Гудок» Верх-Тогульского

сельского сельсовета. Вместе с подругами были активными комсомолками, всегда были готовы организовывать молодёжь. А работы у них было много: днём - школа, вечером - работа в колхозе. Как и все они пахали на быках, пекли хлеб, косили литовкой сено. За овечками ухаживали. Для фронта вязали варежки, носки. Девушки не думали о себе, хотя сами жили в не отапливаемой комнате. Не дай бог никому пережить всё, что они пережили!

После войны Валентина Михайловна продолжала работать в школе Тогула.1

Дефицит учителей появился, едва началась война. Но они справлялись и без мужчин. Дети были в то время золотые, дисциплинированные. Война налагала ответственность. В дефиците стали школьные учебники. Учёба шла

со слов учителей . Дефицит   тетрадок объяснить проще - их требовалось

миллионы, а вся промышленность уже работала на нужды фронта. На уроках дети зимой сидели в шапках. Только снаряды не свистели, а лишений

хватало: и холодно было, и голодно. Вне школы все были загружены

работой. Едва начиналась весна, почти все школой выходили в поле на сельхозработы. У учителей не было отпусков, а у ребят- старшеклассников-

каникул. Дети и сено косили, и на быках пахали. Самая трудная работа был - веять хлеб.  

В Тогуле к 1940 году в районе было всего 65 школ, из них семилетних  8 и первая средняя школа. Учащихся обучалось 1008 человек.  

__________________________________________________________________

1.  Тогульская восьмилетняя школа, альбом «30-летие Великого подвига».

15

В Постановлении бюро Тогульского РК ВКП (б), Алтайского края от 18 декабря 1944года

«Об охвате детей школьного возраста всеобучем и создании материальных условий для работы школ района» читаем: «Заслушав доклад зав. рай ОНО тов.

Карасёва и сообщения зам. пред. РИК’а по промышленности тов. Бородина, зав. райторготделом тов. Сорокину, бюро РК ВКП (б) отмечает, что постановление правительства по охвату детей всеобщем всеобщим образованием отделом районного народного образования и директорами школ Тогульской СШ, НСШ № 1 и 2, Бурановской, Шумихинской,

Уксунайской не выполнено. Председатели этих сельсоветов, секретари первичных партийных и комсомольских организаций, директора школ не занимались по настоящему организацией этой политически важной работой. В результате чего на 15-е декабря в районе насчитывается до 85 детей, не охваченных школой. Промышленный отдел райисполкома, райторготдел, райпотребсоюз и сельпо при наличии возможностей не обеспечили детей

школьного возраста валенной обувью, зачастую процветали несерьёзность и бюрократизм отдельных торговых работников к запросам детей и учительства. Особенно плохо поставлена работа в торговых организациях по

обеспечению учительства района продуктами и товарами первой необходимости в Уксунайском сельпо (председатель сельпо Язов). Учителя Уксунайского, Вятского сельсовета не получали хлеба в течение 18 дней декабря месяца при наличии хлеба на складах сельпо. Такое же  положение в Шумихинском и Тогульском сельпо. В большинстве сельпо систематически не выдавало учителям соль, мыло, другие товары. В ряде сельсоветов наблюдаются случаи, когда школы и квартиры учителей не обеспечены топливом и освещением.

16

В целях выправления положения с охватом всеобщим обучением  детей школьного возраста и создания нормальных условий для работы учителей района бюро РК ВКП (б) постановляет:

 1. Обязать зав. райОНО тов. Карасёва, директоров и заведующих школ, председателей сельсоветов и секретарей первичных партийных и комсомольских организаций принять необходимые меры к тому, чтобы все

дети школьного возраста были охвачены всеобучем. Закончить эту работу к 25 декабря 1944 году.

2. Обязать зам. пред. РИК’а по промышленности тов. Бородина привлечь дополнительное количество мастеров- пимокатов, организовать работу

мастеров с полной нагрузкой и в срок до 1945 года обеспечить валенной обувью, в первую очередь всех детей, неохваченных школой и нуждающихся в обуви учителей.

3. Обязать председателей сельсоветов, колхозов, секретарей первичных парторганизаций организовать подвоз детей к школам от отдельных населённых пунктов.1

Подпись: Мамонтов.

Атаманов Иван Алексеевич

относился к учителям второй ступени. Иван Алексеевич окончил семигрупповую школу второй ступени села Тогула.  Показал достойные успехи по всем дисциплинам и принимал активное участие в общественной работе школы. Работал литератором и географом в  Тогульской  ШКМ. После войны продолжал учительскую деятельность, занимался сбором народного фольклора. Сестра Ивана Алексеевича Мария Алексеевна тоже работала учителем.

__________________________________________________________________

1. Тогульский архив, «Постановления объединённых заседаний Бюро Тогульского РК ВКП (б) и райисполкома.

17

Анфиса Евдокимовна Карасёва

долгие годы работала в нашем районе учительницей. Многие заслуженные люди, всеми уважаемые граждане нашей страны, передовики производства, герои войны и труда помнят её как своего воспитателя и друга, как учительницу первую свою.

 В трудные годы Великой Отечественной войны она вместе со своими учащимися помогала колхозам в уборке урожая, заботилась о семьях фронтовиков, как могла, своими заботами и ласками сглаживала горе маленьких друзей, потерявших на фронте отцов, старших братьев и других родных.

Из Тогульской средней школы Анфиса Евдокимовна ушла на заслуженный отдых. Сейчас она живёт в Барнауле, но постоянно интересуется делами района, выписывает нашу газету « Сельские огни» и сотрудничает с ней.1

Русанова Антонина Ивановна во время войны тоже работала учителем

Двадцать девять лет - педагогом, семнадцать лет на руководящей работе в должности директора и завуча школы. Она вела историю и географии в 5-7 классах. Антонина Ивановна хороший организатор, чуткий и отзывчивый

товарищ, замечательный педагог, Антонина Ивановна охотно делилась своим опытом работы и оказывала необходимую методическую помощь своим коллегам.

Педагогический коллектив школы рекомендовал Антонину

Ивановну для награждения Грамотой Министерства Просвещения.

3.Заключение.

Женщины - тогульчанки совершили самый главный подвиг, они воспитали хороших воинов, настоящих патриотов страны, людей с   высокими  

морально - этическими нормами - самоотверженных, стойких, выносливых, не останавливающихся перед любыми трудностями в суровые военные годы

__________________________________________________________________

1.  Тогульский  межшкольный музей, альбом «Великая Отечественная».

18

во имя Победы. А нарицательное слово «сибиряк» означало лучшего воина

Советской Армии. Высокие боевые качества сибиряков - алтайцев быстро стали известны фашистским воякам. Во время битвы под Москвой в одной из корреспонденций газеты «Берлинер Берзенцейтунг» говорилось: «Мы не можем податься ни вперёд, ни назад. В снежных блиндажах находится цвет советской армии - сибирские стрелки».  Я горжусь, что  и мои односельчане в

сформированных на Алтае  дивизиях « освободили от фашистских захватчиков 38 городов Советского Союза и более 30 польских, болгарских, венгерских, румынских, чехословацких. Преданные Родине воины, люди с высоким званием «Учитель» боролись против ненавистного врага до последней капли крови. Наши земляки участвовали и в разгроме японской

Квантунской армии. И здесь они проявили себя как умелые и отважные воины. Добровольцы и бойцы Красной Армии, мои земляки умножили боевую славу Алтая. Оставшиеся в селе, старались заменить ушедших на фронт. Своим трудом ковали победу в тылу. Личным примером коммунисты увлекали колхозников на трудовые подвиги, удесятеряли их силы.

Сейчас о фронте все заботы,

О нем лишь думает страна.

Работы! Доблестной работы

От тыла требует война!

Такие плакаты и призывы везде и всюду напоминали о необходимости отдавать все силы и умение на то, чтобы приблизить победу.1

Из Тогульского района ушло на фронт 6880 человек и только третья часть вернулись домой. Эти факты заставляют задуматься о том,  почему такое произошло. И я попыталась побольше узнать об этих событиях и фактов из

__________________________________________________________________

1. Худяков А.А. «История Алтайского края», Барнаул, 1971 г.,  с.142.

19

истории моего родного села.  Работа полностью основана на местном краеведческом материале. Использовала материалы Тогульского межшкольного  музея, школьные альбомы, воспоминания односельчан, учебное пособие «История Алтайского края».  

20

4. Литература и источники:

 1. Бородавкин А.П. «Очерки истории Алтайского края». – Барнаул: Алт. кн.    

                              Изд-во, 1987. – 448 с., ил.    

 2. Худяков А.А. «История Алтайского края». – Барнаул 1971.

 3. Тогульский межшкольный музей, альбомы: «Великая Отечественная»,

                               «Тыл в годы войны».

 4. Тогульская общеобразовательная школа, альбомы: «Великая  

                              Отечественная война», «Подвигу – жить!», « 30-летие

                              Великого подвига».

5. Тогульский архив «Постановления объединённых заседаний Бюро

                              Тогульского РК ВКП (б) и райисполкома.

6. Бескровная Н.Г. Воспоминания.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учителя Быстрого Истока на фронте и в тылу"

Классный час посвящён учителям, работающим в годы Великой Отечественной войны в школах Быстрого Истока. Материалы для составления сценария классного часа взяты из школьного музея....

Министерство образования и науки Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий информируют о старте межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов…»

Министерство образования и науки Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий информируют о старте межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов&helli...

«По тылам фронтов»: прошла межрегиональная топографическая игра

С начала учебного года по инициативе Минобрнауки России на портале Центра современных образовательных технологий centersot.ru/igra прошли межрегиональные топографические игры «По...

История. Единство фронта и тыла

Человек и война: единство фронта и тыла. Эвакуация, техническое оснащение армии, жизнь в тылу, вклад в победу творческой интеллигенции...

Человек и война: единство фронта и тыла

Тема урока: Человек и война: единство фронта и тылаТип урока: КомбинированныйЦели урока:1) Образовательная: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;2) Развивающая:...

Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единств...

Сценарий виртуальной экскурсии к Геоиграм 2019 "По тылам фронтов"

С 19 по 30 ноября 2019  команда студенческого клуба «Патриот» принимала участие в межрегиональных топографических играх среди обучающихся в профессиональных образовательных организаци...