Программа воспитательной работы классного руководителя "Дружный класс"
материал (9 класс)

Диденко Александр Владимирович

В настоящее время в России начинается становление новой системы воспитания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Поэтому нужна специальная программа, которая реализовала бы основные педагогические идеи с использованием инновационных воспитательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

ПРОГРАММА

воспитательной работы

«ДРУЖНЫЙ КЛАСС»  

для  обучающихся

9-11 класса

.

Классный руководитель:

Диденко Александр Владимирович

г.Пыть-Ях

2017


Программа воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом с 9 по 11 класс.

Основное направление программы: «Нравственное воспитание школьников».

Возраст детей: 14-17 лет.

Программа рассчитана на 3 года.

Программу разработал: Диденко А.В., классный руководитель,

учитель физической культуры

Год разработки: 2017 г.

Пояснительная записка

В настоящее время в России начинается становление новой системы воспитания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Поэтому нужна специальная программа, которая реализовала бы основные педагогические идеи с использованием инновационных воспитательных технологий.

Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных сферах деятельности. В ходе реализации программы «Дружный класс» необходимо увеличивать причастность детей и взрослых к проблемам, реагировать и сигнализировать, побуждать к разговору с родителями и работниками школы.

Реализовывать программу «Дружный класс»  можно посредством информирования и увеличения эмоциональной причастности педагогов, родителей и детей; через систему специальных занятий с учащимися, направленных на развитие навыков эффективного общения, повышение коммуникативной культуры, результатом проведения которых может быть договор и принятие правил поведения, использование «ящика сообщений» и другое.


Цели и задачи

Цель: помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Задачи:

  1.  Коллективный уровень:
  • Развивать коммуникативные и творческие способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи.
  • Формировать у ребят толерантное сознание и поведение, веротерпимость и миролюбие.
  • Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности.
  • Формировать комплекс мотивов выбора профессии, где оптимально бы сочетались самореализация и самоутверждение.
  • Приобщать к важнейшим духовным ценностям своего Отчества, воспитать гражданственность.
  1.  Групповой уровень:
  • Учить ребят культуре общения в процессе коллективной, творческой деятельности.
  • Помочь в организации ученического самоуправления и распределения поручений.
  1.  Индивидуальный уровень:
  • Работать по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни.
  • Развивать у каждого культуру общения.
  • Активизировать участие каждого в выполнении поручений.

Педагогическая идея – идея личностно-ориентированного подхода в воспитании школьников.

Многоступенчатая политика выработана следующим образом:

А. Действия на уровне школы.

Б. Действия на уровне класса.

В. Действия на уровне каждого ученика.

Г. Действия на уровне семьи.

Основные цели программы:

1. Улучшение психологического климата  в школе.

2. Повышение  психолого-педагогической  компетентности  взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

3. Повышение уровня коммуникативной  культуры учащихся.

4. Преодоление и предупреждение  социально-эмоциональных проблем у учащихся.

В программе использованы материалы серии «Ты не один» (проект «Ты не один», институт «Открытое образование»).

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный
  1. Аналитико-диагностическая деятельность.
  2. Изучение психолого-педагогических теорий.
  3. Поиск инновационных воспитательных технологий для более успешного выполнения поставленных задач.
  1. Практический
  1. Использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных приемов и методов для развития творческих и коммуникативных способностей школьников, формирование культуры общения, мотивов выбора профессии, ценностного отношения к людям, к собственной истории, толерантного сознания и поведения, овладения приемами самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования.
  2. Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки.
  3. Использование современных инновационных воспитательных технологий и методик.
  1. Обобщающий
  1. Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.
  2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
  3. Определение перспектив развития коллектива класса.

Направления воспитательной деятельности

  1. Аналитико-диагностическая деятельность:
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • микроисследование.
  1. Ценностно-ориентированная деятельность:
  • классное самоуправление;
  • анкетирование «Я и другие»;
  • тематические классные часы;
  • беседы, встречи, экскурсии, выставки;
  • изучение Конвенции о правах ребенка;
  • посещение музеев, библиотек, участие в конкурсы.
  1. Работа с семьей:
  • изучение семьи;
  • создание родительского комитета;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • взаимодействие с общественными организациями родителей.
  1. Интеллектуально-познавательная деятельность:
  • познавательные классные часы;
  • работа над проектами;
  • учебные экскурсии;
  • участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах;
  • вовлечение в факультативы, кружки;
  • организация кружков.
  1. Спортивно-оздоровительная деятельность:
  • тематические классные часы;
  • участие в спортивных мероприятиях;
  • пропаганда физической культуры, здорового образа жизни.
  1. Досуг:
  • вечера отдыха, игры, экскурсии, походы.

Взаимодействие с другими организациями и

учреждениями дополнительного образования:

  • МАУК КДЦ

Цель: воспитание патриотизма, ответственности, побуждение к самоорганизации и самооценке, досуг

  • Библиотечная система

Цель: развитие потребности у учащихся к духовным ценностям, оказание методической и просветительной помощи.

  • Правоохранительные органы

Цель: профилактика правонарушений среди подростков соблюдение  их гражданских прав и обязанностей.

  • МОУ ДОД ДЮСШ

Цель: физическое развитие школьников.

  • Центры «Современник» и « Надежда»

Цель: оказание всесторонней помощи по проблемам семьи и семейного воспитания.

Содержание программы

9 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Аналитико-диагностическая

деятельность

1. Отслеживать уровень воспитанности, удовлетворенность учащихся школьной жизнью

2. Изучать интересы, склонности, способности

3. Способствовать профильному и профессиональному самоопределению

- Мониторинги, диагностики по определению удовлетворенности школьной жизнью, развития познавательной активности, «Мои интересы – мои потребности», «Наши отношения», «Умеешь ли ты общаться, мотивации самоутверждения, «Мои интересы – мои способности»

- Анализ достижений воспитанников, уровня воспитанности класса, сформированности классного коллектива

Мониторинги, диагностика интересов, склонностей, способностей, тесты, тренинги

Ценностно-ориентированная

деятельность

  1. Развивать культуру общения, отношения дружбы, заботы, взаимопомощи
  2. Формировать у ребят толерантное сознание и поведение, веротерпимость и миролюбие
  3. Формировать комплекс мотивов выбора профессии
  4. Приобщать к важнейшим духовным ценностям своего Отечества, воспитать гражданственность

- «День округа»

Викторина

- «Защити свою юность»

Беседа

- «Лидер 21 века»

Конкурс

- «Они воевали в Чечне»

Поисковое движение

- День допризывника

Смотр-конкурс

- «Спаси землю русскую»

Выставка плакатов

- «Никто не забыт, ничто не забыто»

Классный час

- «Помнит мир спасенный»

Классный час

- «Добрые дела»

Трудовой десант

- «Воспитание толерантности»

Классный час

- «Югра= малая родина»

Классный час

- «Учитель глазами детей»

Конкурс

- «Перспективные профессии»

Классный час

- «Родительский дом»

Урок знаний

Работа с семьей

1. Создать атмосферу заинтересованности друг в друге семьи и школы

2. Направить семейное воспитание на всестороннее развитие личности

- Организация питания

Беседа

- «Родительский дом»

Урок знаний

- «Конфликт или компромисс»

Цикл родительских собраний

Классный час

- «Карманные деньги: нужны ли они?»

- «Тревожность ребенка перед выпускным экзаменом. Пути её преодоления»

- «Фотография из семейного альбома»

- «Наша дружная семья»

Семейный праздник

Интеллектуально-познавательная деятельность

  1. Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся
  2. Развивать  саморазвитие, самосовершенствование
  3. Подготовить учащихся к составлению первичного профессионального плана

- Работа с одаренными детьми

Олимпиады

- «Правила дорожного движения достойны уважения»

Классный час

- «Эрудиты – вперед!»

Работа с одаренными

- Защита  проектов

Конференция

- «Как готовиться к экзаменам?»

Классный час

Спортивно-оздоровительная

 деятельность

1. Формировать ценностное отношение к своему здоровью

- Участие в спортивных мероприятиях фестиваля «Молодя и сильная Россия»

Соревнования между классами

- «Будьте здоровы»

Классный час

- «Безопасность движения»

Викторина

- «В объятиях табачного дыма»

Викторина

- «Спид и болезнь души»

Беседа

- «Спид – реальность или миф?»

Конкурс листовок

- «Минздрав предупреждает»

Беседа

- «О любви и не только…»

Беседа

- «Наркотики и возраст»

Диспут

- «Опьянение – добровольное сумасшествие, а наркотики – белая смерть»

Классный час

- «Здоровая планета – здоровый и я»

Классный час

- «Профилактика нарушений осанки, плоскостопия»

Беседа

- «Школа, семья и психологическое здоровье старшеклассников»

Родительское собрание

- «Полигон»

Военно-спортивная игра

Досуг

1. Развивать творческую личность обучающихся в процессе культурно- досуговой деятельности

2. Формировать коллективную деятельность

- «Новогодние превращения»

дискотека

- «Самая, самая, самая…»

мероприятие

- «Богатыри»

Турнир

- «Новогодняя газета»

Конкурс

-Праздник «Последнего звонка»

Прогнозируемые результаты:

  • Владение приемами самовоспитания, саморазвития и самоконтроля
  • Повышение интеллектуального уровня
  • Проявление толерантного поведения у детей
  • Проявление самостоятельной творческой деятельности
  • Совершенствование здорового образа жизни
  • Активное участие школьников и их родителей в жизни класса и школы

10 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Аналитико-диагностическая деятельность

1. Отслеживать уровень воспитанности, удовлетворенности школьной жизнью

2.Изучать индивидуальные интересы, склонности, потребности учащихся

3. Выявлять способности учащихся, их ценности и направленность по выбору профиля обучения

- Мониторинги по определению удовлетворенности учащихся и родителей школьной жизнью, развития познавательной деятельности «Мои интересы – мои потребности», «Наши отношения», «Престижные профессии»

- Анализ достижений воспитанников, уровня воспитанности класса, сформированности классного коллектива

- «Ценностные ориентиры»,

Мониторинги, диагностика интересов, склонностей, способностей

Классный час

Ценностно-ориентированная

деятельность

  1. Развивать волевые качества учащихся,
  2. Формировать позитивное отношение к обычаям и традициям
  3. Формировать культуру общения, отношение дружбы, взаимопомощи
  4. Включать старшеклассников в социально значимую деятельность

- «Мир профессии»

Классный час

- «Твори добро»

Школьная акция

- «Природа родного края»

Поход

- «Путешествие в прошлое»

Устный журнал

- «История моей семьи»

Классный час

- «Знаменитые люди моего села»

Оформление стенда

- «Что такое я, и что такое мы?»

Лекация

- «День призывника»

Праздник для призывников

- «Мы и мир»

Классный час

- «Совпадают ли ваши желания и способности?»

Беседа о выборе профессии

Работа с семьей

  1. Создать благоприятную атмосферу работы с родителями
  2. Направить семейное воспитание на всестороннее развитие личности детей

- «Роль родителей на старшей ступени развития детей»

Родительское собрание

- «Самая любимая - мама»

Оформление газеты

- «Диалог поколений»

Собрание-беседа

- «Профессии наших родителей»

Собрание с детьми

- «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры»

Классный час

- Индивидуальные встречи с родителями

Беседы

Интеллектуально-познавательная деятельность

  1. Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей старшеклассников
  2. Развивать позитивное отношение школьников к собственному интеллектуальному развитию

- «День знаний»

Урок мира

- Предметные недели

Участие

- «Твоя школа вчера и сегодня»

Устный журнал

- «К вершинам личных побед»

Классный час

- «Береги свою планету»

Викторина

- Работа с одаренными детьми

Олимпиады

- «В мире увлечений»

Классный час

- «Определение креативности»

Классный час

Спортивно-оздоровительная деятельность

1. Воспитывать чувство ответственности за здоровье, безопасность, жизнь

2. Приобщать к спорту как полезному для здоровья виду деятельности

3. Формировать способность к рефлексии учащихся по проблемам собственного здоровья

- Участие в мероприятиях спортивного фестиваля «молодая и сильная Россия»

Соревнования между классами

- «День отказа от курения»

Конкурс рисунков

- «Если переступить черту»

Классный час

- «Твое здоровье в твоих руках»

Классный час

- «Психическое здоровье»

Классный час

- «Золотые правила питания»

Конкурс плакатов

- «Воспитание неприязни к алкоголю, табакокурению, наркотикам»

Беседа

- «Письмо курящему сверстнику»

Конкурс

- Правила дорожного движения и техника безопасности

Классные часы

Досуг

1. Развивать творческую личность

2. Формировать коллективную деятельность

3. Развивать способность адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям

- «Наш класс»

Оформление альбома

- Новогодние превращения»

Дискотека

- Презентация класса

Конкурс

- «У нас сегодня день рождения»

Вечер

- «День святого Валентина»

Конкурс

- «А ну-ка, девушки!»

- «А ну –ка парни»

Конкурс

Прогнозируемые результаты:

  • Объединение всех навыков общественной работы в коллективе, приобретенных учащимися в среднем звене
  • Проявление коммуникативных и творческих способностей учащихся, культуры общения
  • Проявление толерантного поведения
  • Подготовка учащихся к профильному обучению (правильному выбора профиля) и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению
  • Активное участие родителей в жизни класса и школы

11 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Аналитико-диагностическая деятельность

1. Отслеживать уровень воспитанности, уровень удовлетворенности школьной жизнью

2. На основе диагностики интеллектуальных умений и навыков учащихся совместно с педагогами определение методов, приемов, форм индивидуальной работы с учащимися в выборе профессии

3. Изучать интересы, склонности в выборе профессии, способствовать профессиональному самоопределению

- Мониторинги, диагностики по определению удовлетворенности учащихся и родителей школьной жизнью, развития познавательной активности «Мои интересы – мои потребности», «Наши отношения», «Умеешь ли ты общаться», мотивации, самоутверждения, «Мои интересы – мои способности»

- Анализ достижений воспитанников, уровня воспитанности класса

Мониторинги, диагностика интересов, склонностей, способностей, тесты, тренинги

Ценностно-ориентированная деятельность

1. Формировать сознательное соблюдение школьниками этических норм

2. Ориентировать учащихся на ответственность перед обществом, государством, семьей

3. Воспитывать толерантное сознание и поведение

4. Воспитывать умение понимать и принимать себя и других для выстраивания конструктивной линии поведения

- «Права и обязанности участников образовательного процесса»

Классный час

- «Поговорим о деньгах»

Классный час

- «Агрессивность старшеклассников»

Классный час

- «Природа творчества»

Дискуссионный клуб

- «Свобода и ответственность»

Диспут

- «Прекрасное и безобраз-ное в нашей жизни»

Дискуссия

- Профилактика правонарушений

Классный час

- «Нужна ли молодежи политика?»

Диспут

- «Мир профессий»

Классный час

- «Милосердие»

КТД

- «По пути с мечтой»

Классный час  

- «Воспитание толерантности»

- «Наши успехи и промахи»

- «Чему нужно научиться в школьные годы?»

Работа с семьей

1. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс

2. Направить семейное воспитание на всестороннее развитие личности

3. Организация просветительской работы и консультативной помощи семье

- «Перспективные профессии и ориентации учащихся»

Родительское собрание

- «Особенности юного возраста»

- «А нужно ли проверять выполнение домашнего задания? Как?»

- «Профессии моих родителей»

- «Мир профессий и наши интересы»

- «Жаль, что этого не понимает мама…»

Беседа с родителя по итогам анкетирова-ния учащихся

- «Духовная жизнь старшеклассников.»

Консультации для родителей

- «Семейный договор и другие пути согласия с детьми»

Родительское собрание

Интеллектуально-познавательная деятельность

1. Развивать позитивное отношение школьников к собственному интеллектуальному развитию

2. Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей старшеклассников

- Работа с одаренными детьми

Олимпиады

- «Готовимся к ЕГЭ?»

Классный час

- «Познай своё Я»

Встреча с психологом

- «Честь по уму»

Конкурс

- «Интеллектуальный марафон»

Деловая игра

- «Экзамен на зрелость»

Классное собрание

Спортивно-оздоровительная деятельность

1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально-психологической помощи

2. Своевременное создание условий для проведения работы по предотвращению правонарушений и предупреждению употребления психоактивных веществ

Участие в мероприятиях спортивного фестиваля «молодая и сильная Россия»

Соревнования между классами

- «Подростковый суицид»

Классный час

- «Твое здоровье»

Классный час

- Профилактические беседы специалистов

Беседы

- «Ваш ребенок оказался в состоянии алкогольного или наркотического опьянения…»

Родительское собрание

- «Мы живем в мире, где есть наркотики»

Классный час

- Правила соблюдения техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии

Классный час

- «Жизнь без табака»

Реклама

Досуг

1. Развивать творческую личность

2. Развивать способность адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям

3. Формировать коллективную деятельность

- «Новогодний карнавал»

Дискотека

- «Наш портрет коллектива»

Классное собрание

- «Наш класс»

Оформление альбома

- «Наши юноши»

Конкурс

- «Наши девушки»

Конкурс

- Праздник «Последний звонок»

Линейка

Классный час

- «Выпускной бал»

Праздник


Содержание занятий по программе
«Дружный класс. Без агрессии»

№ занятия

Примерное содержание занятия:

Информационный блок

1 занятие

1. Введение. О чем будем говорить на занятиях:

      о добрых взаимоотношениях в классе;

      о том, как важно уважать себя и других;

      о том, как не позволять обижать себя и других.

2. Примеры ситуаций, фильм.

3. Анкетирование.

2 -3 занятия

Работа в группах

1. Обсуждение результатов анкетирования

2. Агрессия и агрессивное поведение: что такое, формы, чем опасна агрессия; как различать шутку, игру и агрессивные действия?

3. Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? За что дразнят (примеры) фрагмент к/ф “Чучело”, “Адажио” - результаты анкетирования

4. Кто и почему становится агрессором?

5. Анкетирование

Практический блок

 4 занятие

Работа
в группах

1. Что можно сделать, чтобы остановить агрессию? Результаты анкетирования

А. Как помочь жертве?

Б. Как помочь агрессору исправиться?

В. Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Возможные способы:

     адекватные стратегии поведения;

     договор (условия);

     ящик сообщений;

     правила класса (предложения, принятие)

5 - 7 занятие

Работа
в группах

1.  Принятие правил. Работа с «Правилами»

М/ф «Крошка Енот», правило крошки Енота:

1) каким образом можно выполнять правило?

2) иллюстрирование (по подгруппам)

2. Обучение выбору адекватной стратегии поведения. 

А.Тренинг социальных навыков.

Б. Методика «Город разных точек зрения»

8 Занятие

Договор с классом. Листок самонаблюдения «Проверь себя». Анкета «Обратная связь»

Содержание занятий

Занятие 1.

1. Введение. О чем будем говорить на занятиях?

  • о добрых взаимоотношениях в классе;
  • о том, как важно уважать себя и других;
  • о том, как не позволять обижать себя и других.

2. Примеры ситуаций, фильм

(фрагмент к/ф режиссера Р. Быкова «Чучело»).

3. Анкетирование (анкета 1)

Занятие 2.

1. Обсуждение результатов анкетирования

2. Агрессия и агрессивное поведение:

  • что такое агрессия, формы (примеры)
  • чем опасна агрессия; работа в группах
  • как различать шутку, игру и агрессивные действия?

Занятие 3.

  1. Кто и почему чаще всего становится жертвой  агрессии? За что

       дразнят?

  1. Результаты анкетирования.
  2. Фрагмент к/ф «Чучело», «Адажио».
  • поиск слабого;
  • непохожесть;
  • новичок.

2. Кто и почему становится агрессором?

  • портрет агрессора;
  • причины агрессии. Работа в группах.

3. Анкета 2.

Занятие 4

Что можно сделать, чтобы остановить агрессию?

1. Результаты анкетирования

2. Работа в группах:

А. Как помочь жертве?

Б. Как помочь агрессору исправиться?

В. Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Обсуждение - возможные способы:

  • адекватные стратегии поведения;
  • договор (условия);
  • ящик сообщений;
  • правила класса

Занятие 5.

Принятие правил класса

1. Просмотр м/ф «Крошка Енот» -правило крошки Енота

2. Работа в группах

3. Обсуждение и принятие правил всем         классом

Занятие 6.

Работа с правилами. 

1. Работа в группах:

а) иллюстрирование (коллективный рисунок)

б) обсуждение в группе: каким образом можно выполнять это правило?

2. Представление группами результатов работы.

Обмен мнениями

Занятие 7.

 Обучение выбору адекватной стратегии поведения.

 Методика «Город разных точек зрения»

Занятие 8.

Обобщение.

  • Договор с классом.
  • Листок самонаблюдения «Проверь себя»
  • Анкета 3 «Обратная связь»

 Тренинг социальных навыков проводится с группами учащихся  после окончания работы с классом.

Прогнозируемые результаты:

  • Владение методами самовоспитания, самоконтроля, саморазвития, самосовершенствования
  • Проявление мотивов выбора профессии, где оптимально бы сочетались самореализация и самоутверждение
  • Проявление у учащихся толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия


Методическое обеспечение

Информационное обеспечение:

  • нормативно-правовое обеспечение,
  • наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям, энциклопедиям и др.),
  • методические пособия и рекомендации,
  • использование современных образовательных технологий и методик в воспитании,
  • сеть Интернет.

Организационно-методическое обеспечение:

  • целенаправленная работа методического объединения классных руководителей (кафедры воспитательной работы) по вопросам работу с обучающимися,
  • изучение опыта работы других педагогов,
  • мониторинг деятельности.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер,
  • принтер, сканер, проектор.

Список литературы

  1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов. – М., 2000.
  2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань:

Центр инновационных технологий, 2000.

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1998.
  2. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 2002.
  3. Декларация прав ребенка. / Народное образование. 1993. №5.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., 2006.
  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М., 2006.
  6. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме нравственность. – М., 2006.
  7. Клёнова М.В. Что нужно знать о толерантности. / Образование в современной школе. 2003.№7.
  8. Мартишина Н.В. Конкурсы… конкурсы…конкурсы. Учебно-методическое пособие.  / Сост. Л.К.Гребенкина, Н.В.Мартишина. – Рязань, 1995.
  9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М., 2010.
  10. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. – М., 1996.
  11. Фридман Л.М. Изучением личности учащихся в ученических коллективах. – М., 1988.
  12. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников./Классный руководитель. 1998. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.

В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....

Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы

Главный критерий процесса воспитания есть постулат "понять-принять помочь". Одна из целей моей воспитательной работы создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.Очень значимы...

Программа воспитательной работы классного руководителя 8-9 класс

разработка адаптирована к особенностям жизни сельской школы...

Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса на 2017-2018 учебный год «Шаги успеха»

Программа воспитательной работыклассного руководителя 9 класса  на 2017-2018 учебный год«Шаги успеха»...

Программа воспитательной работы классного руководителя 10-11 классов на 2018-2019 учебный год «Стать личностью»

Программа воспитательной работыклассного руководителя 10-11 классов  на 2018-2019 учебный год«Стать личностью»...

Программа воспитательной работы 5-11 класс «Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе»

Программа воспитательной работы 5-11 класс  «Формирование и развитие творческой личности  учащихся в классном коллективе»...