Классный час "Кодекс чести Ново-Идинского школьника"
методическая разработка (10 класс) на тему

Середкина Ирина Раистовна

Представлен классный час (диспут-клуб), на котором ученики самостоятельно разработали "Кодексы чести" для младших и старших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_disput-klub.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ново-Идинская СОШ»

Районный семинар по воспитательной работе

«КОДЕКС ЧЕСТИ НОВО-ИДИНСКОГО ШКОЛЬНИКА»

(открытый классный час в 10 классе) 

Провела: классный руководитель 10 класса

Середкина Ирина Раистовна

с.Новая Ида

4 марта 2011 года

Цели: нравственное воспитание; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам

Задачи: 1) ознакомить с понятиями честь, совесть, достоинство;

               2) подвести ребят к мысли жить по законам нравственности;

               3) организовать возможность коллективного обсуждения, активного обмена взглядами, мыслями;

               4) развивать умения коллективного анализа проблемы;

               5) учить грамотно и обоснованно излагать свои мысли, совершенствовать навыки общения;

               6) заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; подбор изречений великих людей; написание сочинения-миниатюры по теме «Как я понимаю честь и достоинство»; индивидуальные задания (национальные этические законы); индивидуальные консультации по теме; подбор иллюстраций и книг.

Форма проведения: диспут-клуб

Участники: учащиеся 10 класса и11 класса (пресс-группа),  классный руководитель, гости

Эпиграф (на доске):  Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдал силы. (Д.С.Лихачев)

Оборудование: «Правила ведения дискуссии», «Кодекс, честь – словарные статьи»; выставка иллюстраций и книг по теме;     на доске – слова ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, СОВЕСТЬ.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Кл.рук-ль:

          Наше время наполнено ритмом и огромным количеством дел, контактов, проблем. Создается впечатление, что ВРЕМЯ бежит, МЫ бежим по жизни. В такой суматохе некогда думать о ближних, о чувствах и настроениях других людей. Тут самому бы не споткнуться на жизненной дистанции, выдержать ритм современной гонки! А если нет? Вот мы уже в плену своих забот, эгоизма, себялюбия. Значит, многие нормы морали уже не усматриваются. Но ведь человек призван прожить на земле честно и достойно, соблюдая все нравственные нормы и принципы. Иначе можно ли рассчитывать на нормальное существование человеческого общества вообще?

          Потому честь, достоинство, совесть определяют нормальную, правильную жизнь человека в обществе других людей. Именно в этих качествах отражается отношение человека к самому себе как существу социально значимому.

        - На ваших столах – определение ЧЕСТИ из словаря. Прочитаем    (карточки)

Женя Т.: «ЧЕСТЬ–1)совокупность морально-этических принципов, которыми руководствуется человек в своем общественном и личном поведении: Рабочая, офицерская честь. «Она забыла стыд и честь, Она в объятиях злодея» (А.С.Пушкин);

                                           2) хорошая репутация, доброе имя: Честь семьи;

                                           3) почет, уважение: Заслуженная честь. Воздать честь кому-то.

Антоним к 1 и 2 значению – БЕСЧЕСТЬЕ, к 3 значению – ПОЗОР».

Кл.рук-ль: А что говорят психологи о данных понятиях?

Вова С.: «Честь – понятие морального сознания и категория этики, включающее в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие чести аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих».

Гоша З.: «Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду».

Валентин П.: «Совесть – это одна из категорий этики, которая характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Психология рассматривает совесть как черту духовного облика личности, которая выражает ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей».

Кл.рук-ль: Вслушайтесь: СО-весть. Приставка СО- - это какая-то общность, причастность какому-либо делу (со-чувствие, со-гласие, со-трудничество, со-болезнование и т.д.)

          Так когда же человек может испытывать муки совести?       (уч-ся отвечают)

          А какой смысл вы вкладываете в понятия ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО?

          (уч-ся читают выдержки из своих сочинений «Как я понимаю честь и достоинство?»)

Кл.рук-ль: Выходит, что честь – это одна из форм самоконтроля личности?

                        (ответы уч-ся)

                    А из каких составных элементов, на ваш взгляд, состоит честь?

                        (минутное совещание в группах, далее на доске появляется запись)

ЧЕСТЬ

                    А что значит «жить достойно»?     (ответы уч-ся)

Кл.рук-ль: Мы сегодня постараемся разработать КОДЕКС ЧЕСТИ НОВО-ИДИНСКОГО ШКОЛЬНИКА, который и поможет нам жить достойно.

       

  Посмотрите значение слова «кодекс» (на карточках):

         «КОДЕКС (восходит к лат. Codex – книга)  – 1) свод законов, относящихся к какой либо области человеческой жизни и деятельности: Гражданский кодекс. Уголовный кодекс.  2) совокупность правил поведения, норм, убеждений: Чехов был…тонким знатоком нравственного кодекса…(С.Залыгин)

        А что такое кодекс чести для вас?      (отвечают уч-ся)

        То есть это законы жизни?

        В свое время, когда я была комсомолкой, мы заучивали наизусть «Моральный кодекс строителя коммунизма». Сейчас я вас с ним познакомлю.    (читаю)

        Как вам кажется, можем ли мы и сейчас использовать основные положения этого кодекса в жизни? Почему?                        (уч-ся отвечают)

        Вот вам факт из истории создания этого кодекса -            (читаю)

        Значит, это общечеловеческие, христианские заповеди? А кто их знает?       (уч-ся)

                                                (+ из восточной духовной культуры – Ира Р.)

        Подобные правила мы нашли и в бурятской культуре          (Олег Т.)

Кл.рук-ль: Так давайте попробуем сами сейчас создать «КОДЕКС ЧЕСТИ» для наших школьников!

  (1 и 2 группы – для младших школьников, 3 и 4 – для средних и старших школьников)

                                               (работают 10 минут)

Далее – отдаем в пресс-группу, она выбирает и упорядочивает основные положения.

Света Е. предлагает для обсуждения жизненные кредо молодых людей (из Интернета)

Настя Д. читает мысли великих людей о чести.

Подведение итога работы: пресс-группа читает оба «Кодекса чести»

Кл.рук-ль:   Когда-то люди расставались с жизнью, не желая нарушать свой кодекс чести, поскольку человек, изменивший своим принципам, все равно считался погибшим для общества. Прошли те времена. Сегодня общество намного лояльнее, и мы чаще всего ценим саму жизнь, и, по-своему, это правильно. И вы должны сами знать, сами определять, что грозит вам личной духовной смертью. И не допускать даже в мыслях вероятность того, когда можно переступить через самого себя. Вы понимаете, что соблюдать свой кодекс чести – может быть как очень простым делом, так и невероятно трудным. Проживите эту жизнь гордо и честно, держите в голове все эти законы, тогда, надеюсь, будете сами уважать себя как людей достойных!

+ обращаемся к эпиграфу.

Спасибо всем за работу!

КОДЕКС  (восходит к лат. Codex – книга)  –

                 1) свод законов, относящихся к какой либо области человеческой жизни и деятельности: Гражданский кодекс. Уголовный кодекс.

                 2) совокупность правил поведения, норм, убеждений: Чехов был…тонким знатоком нравственного кодекса…(С.Залыгин)

ЧЕСТЬ – 1) совокупность морально-этических принципов, которыми руководствуется человек в своем общественном и личном поведении: Рабочая, офицерская честь. «Она забыла стыд и честь, Она в объятиях злодея» (А.С.Пушкин);

                       2) хорошая репутация, доброе имя: Честь семьи;

                       3) почет, уважение: Заслуженная честь. Воздать честь кому-то.

Антоним к 1 и 2 значению – БЕСЧЕСТЬЕ, к 3 значению – ПОЗОР

Советы участникам дискуссии

До выступления:

- старайся понять предыдущего выступающего, даже если не согласен с ним;

- прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать.

Выступая:

- излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;

- в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы;

- серьезно аргументируй свое мнение, не допускай жаргонных выражений и «слов-паразитов»;

- не стесняйся высказывать необычные идей: оригинальность мышления – признак развитого интеллекта;

- наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова или точку зрения, но при этом держись с достоинством;

- не размахивай руками и не повышай тона; лучшее доказательство твоей правоты – точные факты и железная логика;

- не оскорбляй своих товарищей и предыдущих выступающих;

- внимательно выслушай возражения, постарайся определить правильные и ошибочные утверждения оппонента;

- не будь упрям и не бойся признать свою неправоту.

ПРАВИЛА ДИСКУССИИ

1. Правило уважения человека, его точки зрения или мнения. Отношение к людям (как к присутствующим, так и отсутствующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.

2. Правило внимательного слушания. Слушать и слышать не одно и то же. Все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило «свободного микрофона».Высказаться может каждый, но только после того, как выступающий закончит говорить.

4. Правило двух минут для выступления. Речь длится не более двух минут. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление – продумано, последовательно изложено, доказательно. Старайся излагать свои мысли четко и понятно.

6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Старайся держаться естественно. Говори внятно и понятно, не искажая фактов и слов (высказываний) других людей.

7. Правило поднятой руки. Хочешь высказаться или дополнить выступающего – подними руку. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Честь и достоинство"

Способствует раскрытию высоких моральных понятий, их осознанию и развитию личного самосознания учащихся....

классный час "Честь имею"

Честь - это стремление бытьблагородным, высшим существомпо внутренним достоинствам,свершать поступки, достойныеславы, без всякого принужденияизвне и без всякого другоговознаграждения, кроме одоб...

Классный час "Честь имею"

Классный час о чести и достоинстве солдата....

Классный час "Честь и Достоинство"

Классный час "Честь и Достоинство"...

Классный час "Честь имею"

Открытый классный час "Честь имею!"...

Классный час "Честь имею"

Классный час для 5 ласса (ОВЗ)...