Классный час на тему: "Лекарственные растения нашего края"
классный час на тему

Расширить представления учащихся о лекарственных растениях Ступинского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu.docx423.83 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Лекарственные растения нашего края» (5-7 классы)

Цель. Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Ступинского района.

Задачи.

Показать многообразие лекарственных растений своей местности.

Развивать бережное отношение к природе.

Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

Оборудование. Гербарий, картинки с изображением лекарственных растений, кроссворд, мультимедийный проектор, фонограмма со звуками леса

Ход классного часа.

  1. Вводная часть.

-Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их целительные свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся сейчас.

  1. «За здоровьем- к растениям»

1 ученик. Лес, как сказочное царство,

                 Там кругом растут лекарства,

                 В каждой травке, в каждой ветке-

                 И микстура, и таблетки.

                 Ну а чем и как лечить

                 Мы вас можем научить.

2 ученик. Все целебные растения

                 Знаем мы без исключения.

                 Нужно только не лениться,

                 Нужно только научиться.

                 Находить в лесу растения,

                 Что пригодны для лечения.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с лекарственными растениями Ступинского района. А с какими, вы узнаете, разгадав кроссворд. Вписываем названия лекарственных растений, используя изображения их на картинках.

Пустой кроссворд

 

По горизонтали

 1                                                 2

88157188_66491469_imagick_56445293bc0fd8846e962bd4d9aa2997607760df                66351598_0_2f08_515a7743_XL

3

y_fc705df7

                                         

По вертикали

 1

yad-1

- Поговорим о подорожнике. Почему его так называют?

1 ученик. Эту травку вдоль дорожек

                Каждый летом видеть мог.

                Ну не может подорожник

                Обходиться без дорог.

                Я как будто Ванька-встанька,

                На меня наступишь ты,

                Обернёшься- вот уж глянь-ка,

                Вновь торчат мои кусты.

2 ученик. От ушибов и порезов

                Лучше средства не найти,

                Привяжи мои листочки-

                Перестанет кровь идти.

                И ещё одна подсказка-

                Если пчёлка нападёт,

                Сделай из листа повязку,

                Сразу боль тогда пройдёт.

-О каких лечебных свойствах подорожника вы узнали из стихотворения?

- А теперь о каком растении мы будем говорить? (о тысячелистнике)

-Почему у него такое название? (У него очень много листьев.)

- Стебель у него жёсткий, твёрдый, негибкий. У тысячелистника приятный запах. Давайте рассмотрим его цветы. Какого они цвета? (Белые и розовые). А по размеру какие цветы? (Маленькие). Во что цветы собраны? (Цветы собраны в кучку, как в корзинке).

-Получается, что цветок тысячелистника состоит из маленьких цветочков.

-Тысячелистник — растение лекарственное. Из него  – готовят отвары, настойки. Тысячелистник используют при лечении гастритов, язвы желудка, печени, останавливает кровотечение. Еще в древности тысячелистник называли раневой травой, то есть травой, которой можно лечить раны. Оно останавливает кровотечения. Это растение называли также и солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв.

Ученик. Я, как и подорожник,

              Людям помогаю:

              Раны заживляю, аппетит улучшаю,

              Разные воспаления снимаю.

-О каких лечебных свойствах тысячелистника вы узнали?

-Отгадайте загадку:

- Красные комочки,

  Как кошачьи лапки.

  Шарики- цветочки,

  Запах поля сладкий.

-Народные названия - кошачий клевер, заячий клевер, мышиный клевер — говорят о мягких и пушистых цветках клевера.

-Научное название клевера «трифолиум», в переводе на русский язык означает «трилистник». А почему, как вы думаете?clover_red_leaf_large

-Сосчитайте, сколько листочков на одном стебельке.

  -Вечером листочки клевера поднимаются кверху и складываются. Так они спасаются от ночного холода.

-Животные охотно поедают клевер луговой. Среди прочих трав его считают самым вкусным. Клевер- кормовое растение. Что это значит?

- Кормовое растения- это те, которые служат кормом для домашних животных.

Ученик. Чтобы было у коровы

               Молоко рекой,

               Нужен ей для корма

               Клевер полевой.

- Луг с красным клевером даёт много сена.

- Клевер- отличный медонос. Какие растения называют медоносами?

- Медоносами называют растения, выделяющие нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд.

-Я сейчас вам расскажу легенду о клевере.

-Когда-то Бог запретил всем живым существам работать в субботу. Но пчёлы и клевер не послушали его. Бог рассердился и наказал их, спрятав нектар далеко в глубину цветка. И теперь клевер опыляют только шмели.

- Пчёлы долго летают над цветком, будто решают, садиться им или нет. А если и присядут, то совсем ненадолго: проверят один цветок-трубочку, второй, редко третий- и полетят дальше. В чём же дело? Может быть, в этих цветках нет нектара? Нет, нектар в цветочках-трубочках есть. Но вот беда, больно длинны эти трубочки, больно глубоки они для короткого пчелиного хоботка. Не всегда достанет пчела хоботком нектар со дна трубочки-цветка. Вот и летает она около цветущей головки клевера, выбирая, высматривая, нет ли среди цветков таких, трубочки у которых немного покороче. Другое дело шмели- хоботки у них длиннее пчелиных.

   Но не все пчёлы улетают от цветущего клевера, не попробовав сладкого нектара. Есть среди пчёл и такие, которые подбираются к нектару сбоку, проделывая дырочку в трубочке-цветке. Вот почему в головках клевера бывают цветки с дырочками, проделанными как раз там, где находится нектар.

-Цветы клевера- хорошее лечебное средство от многих болезней. Цветки клевера в народной медицине в виде отвара, настоя, чая помогают лечить простуду, заболевания лёгких, бронхит, ожоги, боли в суставах, кожные заболевания, гипертонию, головную боль. Это хорошее общеукрепляющее средство.

- Что вы нового узнали о клевере луговом?

-А теперь мы поговорим о чистотеле.

-Почему это растение так называется, мы узнаем, когда познакомимся с этим лекарственным растением.

-В конце весны в лесу, около заборов и вдоль дорог появляются вот такие золотисто-жёлтые цветы, сидящие на длинных стеблях с красивыми вырезанными листьями. Ребята, запомните: все части этого растения ядовиты! Если это растение надломить, то на изломе появятся капельки густого оранжевого сока. В народе это растение называют желтомолочником. А почему?

-Люди научились использовать чистотел для лечения многих болезней: Сок используют для удаления бородавок, сухих мозолей, а настоем из листьев чистотела лечат многие болезни живота. Лекарства из чистотела заживляют раны и уменьшают боль.

1 ученик. Я сегодня (между делом)

                Расскажу о чистотеле.

                Чистотел- трава серьёзная,

                Ядовитая и грозная!

                 Язвы, сыпи, лишаи,

                 Диатезы, угри, раны?-

                  Вы с отваром чистотела

                 Принимайте ванны.

2 ученик. Он серьёзно вам поможет

                 При давлении высоком.

                 Бородавки и мозоли

                 Удалите соком.

                 Вы лечитесь чистотелом,

                 Только мой совет:

                 Знайте меру!

                 Внутрь настои принимайте.

                 Только- не злоупотребляйте!

-Расскажите о целебных свойствах чистотела.

3. Викторина «О каком растении так говорят?»

-В заключение мы проведём викторину, посмотрим, что нового вы узнали о лекарственных растениях нашей местности.

-Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел)

- Кто найдёт это растение в гербарии?

-Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник)

-Кто покажет это растение.

-Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев. (Тысячелистник)

-Покажите тысячелистник.

- Лекарственное растение, которое наверняка понравилось бы Мойдодыру.  (Чистотел)

-Научное название этого растения «трилистник». Что это за растение? (Клевер)

-Найдите его в гербарии и покажите.

-Какое растение называли солдатской травой. (Тысячелистник)

4. Итог.

- Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением. Ведь за последние годы некогда распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас в природе. Ведь можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листка или цветка, если следовать мудрым словам поэта Самера Вургуна, который пишет:

          «Давай пройдёмся медленно по лесу

            И здравствуй, скажем, каждому цветку.

            Я должен над цветами наклониться

            Не для того, чтоб рвать или срезать,

            А чтоб увидеть добрые их лица

            И доброе лицо им показать.»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растений"

Урок о расстительном мире Кемеровской области .Об охране растений и о редких растениях занесенных в красную книгу......

Презентация "Редкие растения нашего края, занесённые в "Красную Книгу"

В презентации представлены фотографии некоторых растений Ленинградской области, занесённых в "Красную Книгу" и фотографии работ детей в технике оригами и квиллинга, изображающие эти же растения. Презе...

проект "Лекарственные растения нашего края"

Проект создан ученицей как летнее задание при прохождении биологии в 6 классе. Защищен на факультативном занятии по теме "Растения лечат"...

классный час на тему: "лекарственные растения"

Этот классный час включает в себе познавательный материал...

Растения нашего края

Данная  презентация "Растения нашего края" была  использована при проведении викторины   в рамках недели естественно-научного цикла для учащихся 5 - 7 классов.   Вопросы ...

Проект "Растения нашего края"

Проект ввиде Лэпбука...

Тема: Лекарственные растения — наши лекари.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.Если хочешь прожить ...