Главные вкладки

    Родительское собрание по итогам адаптации 5а класс (из личного опыта 2011-2012 уч год)
    методическая разработка на тему

    Грибова Юлия Александровна

    Родительское собрание по итогам адаптации 5а класс (из личного опыта 2011-2012 уч год)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание  5 а класса кл.руководитель Грибова Ю.А.

     «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

    Цели:

    1)      выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

    2)  выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

    3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

    Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

        Оборудование:

    1.    Столы в классе стоят по кругу.

    2.    Мультимедийная установка.

    3. Памятки родителям, анкеты.

    Ход собрания.

    Вступительное слово классного руководителя.

    Притча о путнике и проводнике (рассказывает учитель)

    Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

    С точки зрения психолога...

    Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

    Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

    Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

       В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет  два спектра — биологический и психологический. Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

    Адаптация пятиклассников к предметному обучению

      Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

        Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

        Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

        Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

       Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

       Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

       Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

       Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

     

    ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ, БЕСЕДА

    Классный руководитель:

    Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методикой  «Незаконченные предложения»)

    Текст анкеты:

    1.В нашей школе мне больше всего нравится

    учиться, уроки

    учительница

    наш класс, столовая, спортзал

    что еще, допиши

    2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

    3. Часто   ли  тебе  нужна  дополнительная  помощь  в  подготовке домашних заданий?_______________________________________

    Напиши, кто тебе помогает_______________________

    4. Моя  учительница  часто  говорит,   что   я______________

    5. Мои родители говорят о школе

    часто                редко               никогда

    6. Мои  родители  о  моей  учебе  в школе говорят,  что я________

    7. Когда  я  вспоминаю  о  4-м  классе,  то__________________________.

     Подведение итогов собрания.

    Решение собрания:

    1.   Классному руководителю  продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

    2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

    3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

    4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

    5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».

    Классный руководитель:

    Уважаемые родители!

    Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

    1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

    _________________________________________________________________

    2.      По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

    _____________________________________________________________________

    3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

    ________________________________________________________________

    4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

    _________________________________________________________________

    5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

    ____________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личные достижения 2011-2012

    Благодарность за подготовку призера региональной олимпиады, дипломы участника, курсы повышения квалификации...

    Родительское собрание на тему: "Адаптация детей при переходе из 4 класса в 5 класс"

    В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в разных к...

    Как повысить мотивацию ребенка к учебе родительское собрание 7 а класс (из личного опыта 2013-2014 учебный год)

    Как повысить мотивацию ребенка к учебе родительское собрание 7 а класс (из личного опыта 2013-2014 учебный год)...

    Разработка родительского собрания "Подведение итогов II четверти" для 5 класса

    План проведения собрания, анкета для родителей по адаптации ребенка в 5 классе....

    Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

    Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...