Классный час "За стеной отчуждения": правила безопасного поведения в виртуальном пространстве.
методическая разработка (7 класс) по теме

Бятец Ирина Михайловна

Данный классный час был проведен мною как открытое мероприятие муниципального уровня и получило множество положительных отзывов от коллег. Его несомненное достоинство заключается в том, что на этом классном часе поднимается актуальная проблема нашей современности - кибербуллинг (травля  в виртуальной среде). В ходе мероприятия вскрывается механизм кибербуллинга и предлагаются способы решения этой проблемы. Учащиеся не только активно вовлечены в обсуждение, но и участвуют в тренинге, создают минипроект "Декларация прав пользователей интернета". Время проведения - 45 минут. Аудитория  - учащиеся 7-8 классов. К конспекту мероприятия прилагается презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «За стеной отчуждения» (время занятия – 30 минут)

Форма воспитательной работы: классный час

Объект воспитательной работы: учащиеся 7Б класса МОУ "УТЛ им. Г.В. Рассохина"

Классный руководитель: Бятец Ирина Михайловна

Цели:

 - формирование правовой культуры:

 - осознание воспитуемыми права сверстников на уважение и защиту собственного достоинства;

 - прогнозирование видов деятельности на классном часе и её результатов;

 - развитие умения высказывать свою точку зрения и доказывать её.

Ход мероприятия:

В ходе классного часа потребуется работа 3 групп. Когда ребята входят в класс, им предлагается самостоятельно определиться, с кем они хотели бы находиться в группе.

  1. Постановка проблемы (2-3 минуты) (1 слайд)

На слайде проецируется изображение подростка, сидящего за компьютером. Формулируется вопрос:  

- Ребята, Какие мысли посещают вас, когда вы смотрите на это изображение?

- Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Наверное, не осталось таких сфер нашей жизни, в которых мы обходились бы без Интернета.

Информационная справка на слайде  (2 слайд) : В 2013 году пользователями интернета стали 2\3 россиян. Ежедневно в интернет выходят до 65 миллионов человек, за последние несколько лет количество часов, которое люди провели в соцсетях, увеличилось втрое.

В чем, по Вашему мнению, заключаются его достоинства и недостатки? (после того, как ребята назовут достоинства и недостатки Интернета, на слайде открывается информация)

+

Можно найти друзей.

Быстрый доступ  к любой информации.

Общение с одноклассниками и друзьями.

Можно найти и скачать любую музыку и фильмы.

Можно получить различные услуги на дом.

 Помощь в бизнесе, дополнительный доход

-

Компьютерная зависимость.

Нарушение режима

Развитие различных болезней

 (искривление позвоночника, ухудшение зрения… и т. д. )

Виртуальная жизнь  заменяет реальную

Деградация личности

Удобная среда для правонарушений

-  Какие у вас есть мысли, чему мы посвятим наш сегодняшний классный час?

2. Формулирование темы и цели классного часа. (1,5 минуты)

 Знакомство с видеофрагментом из теленовостей "Виртуальное пространство становится все менее безопасным" (2 минуты)

 После просмотра видеосюжета формулируется тема и цель классного часа.

- Ребята, скажите, приходилось ли вам сталкиваться с проблемой, которая поднята в видеосюжете? Как вы думаете, какой теме посвящается наш классный час?

- Ответы учеников.

- Вы были близки в своих предположениях. Тема нашего классного часа – «За стеной отчуждения» (4 слайд)

- Давайте определимся, какова цель нашего классного часа?

- 1. Научиться безопасному поведению в виртуальном пространстве.

      Развивать умение анализировать ситуацию с позиции другого человека.

  1. Определение участников интернет-травли (2 минуты) . (слайд 5)

- Давайте ещё раз обратимся к нашей теме «За стеной отчуждения». Стена не только разделяет, она подразумевает, что по обе стороны от неё кто-то находится. Каковы ваши предположения, кто находится по обе стороны?

- Жертва и преследователи.

- Да, по одну сторону «стены отчуждения» всегда находится жертва, а по другую – только ли преследователи?

- Всегда есть те, кто лично в травле не участвует, но знает о ней. Тем не менее они ничего не делают для того, чтобы вмешаться в ситуацию. Это наблюдатели.

- Совершенно верно. Наблюдатели. Итак, мы с вами определили участников интернет травли. Это ЖЕРТВА, ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ и НАБЛЮДАТЕЛИ.

- Среди кого жертве найти поддержку? Наверное, пока мы не вполне готовы ответить на этот вопрос, поэтому мы ещё вернемся к этому вопросу, на чью же помощь может рассчитывать подросток, подвергшийся травле, в конце нашего классного часа.

4. Тренинг «Скульптура» (определение психол-го портрета каждого участника травли) (до 5 минут) (6 слайд)

- Мы уже убедились с вами, что виртуальное общение занимает значительную долю нашего личного времени, но не означает, что общаясь виртуально, мы утрачиваем свои достоинства и недостатки, которые существуют во взаимоотношениях людей в реальном мире.

Ребята, хотелось бы вам понять, почему между участниками интернет-травли складываются такие деструктивные отношения?

- Что может помочь нам сформировать психологический портрет жертвы, преследователя и наблюдателя? (выслушиваются предложения воспитанников).

Каждой группе дается задание. Они в течение минуты должны придумать, как один из участников их группы изобразит жертву (преследователя (ей), наблюдателя (ей). «Скульптуры» собираются в общую композицию и удерживают положения тел и выражения лиц до тех пор, пока идет обсуждение с классом.

- Как вы думаете, ребята. Что сейчас чувствует жертва? Преследователь? Наблюдатель?

- Почему каждый из них оказался именно в данной роли?

- Какие качества характера проявляет каждый из них? (7 слайд)

     Жертва                                              Преследователь                                     Наблюдатель

   Необычные черты                              Агрессивность                                      пассивность

   характера/внешности                      Эмоциональная глухота                       равнодушие

  социофобия                                              склонность к                                    трусость

  депрессивность                                   правонарушениям                                 отсутствие своего

  болезненная ранимость                      Жестокость                                            мнения

  мстительность                                     Ограниченный кругозор                       эгоистичность

             

- Какие мысли посещают Вас сейчас?

- Травля ни в ком не вызывает положительных эмоций и не формирует положительных   качеств.

На слайд проецируется вывод-цитата.

В травле нет «нейтральных», она затрагивает и уродует всех. (Илья Латыпов, журналист)

- Но как разрушить стену отчуждения? Почему подобная ситуация иногда длится годами? Возможно, наше следующее задание даст нам ответ на этот вопрос?

5. Упражнение-тренинг на невербальную поддержку «Круг защиты» (4 мин.) (8 слайд)

     В комнату заходит участник с завязанными глазами, остальные участники предупреждены о том, что будут говорить неприятные для участника слова (или толкать его). Затем в какой-то момент 2 человека подходят и берут участника тренинга за руки, образуя «круг защиты». Затем происходит интервьюирование.

- Что чувствовал вначале? - Что изменилось, когда понял, что тебя взяли за руки?  Делается вывод о важности поддержки со стороны окружающих тому, кто терпит нападки.

6. Формирование правовой культуры у воспитуемых: (9слайд)

- Итак, ребята, в начале нашего классного часа мы задались вопросом: Кто поможет организовать этот "круг защиты"? Среди кого жертве найти поддержку? Может, сейчас Вы готовы ответить на этот вопрос?

- Взрослые (родители, школьный психолог, учитель);

-  телефон доверия

- законы ( Уголовный кодекс РФ, Ст. 130 " об унижении чести и достоинства другого лица, в т.ч. в средствах массовой информации)

6. Формирование культуры информационного поведения. Создание «Декларации пользователей интернета» (7 минут) (10 слайд)

- Человечество тысячелетиями создавало законы, по которым живет любое общество, определяло рамки дозволенного, формировало понятие  культурного поведения. Так неужели, выходя в новое пространство, в интернет, мы можем позволить себе вновь превратиться в пещерного человека, а все разногласия решать с позиции силы?

- ответы учеников

- Какой выход вы можете предложить?

(предложения учащихся, акцент на самой оптимальной форме)

– создать свою собственную «Декларацию прав и обязанностей пользователей интернета»

Каждая группа получает заготовленные фразы, которые они завершают таким количеством формулировок, которое сочтут необходимым.

  Каждый человек, находящийся в виртуальном пространстве,  имеет право на ...

- имеет обязанности…

 1) уважение других людей

2) быть не такими, как мы;

3) иметь свою точку зрения и т.п.

Знакомство с положениями «Декларации», её утверждение путем голосования.

На слайде проецируется страница пустой Декларации, на которую прикрепляются положения, выдвинутые ребятами.

- Кто за то, чтобы созданная нами «Декларация» легла в основу наших принципов общения в виртуальном мире?

- Кто воздержался? Почему? Кто против?

7. Рефлексия. (3мин) (11слайд)

- В завершение нашего классного часа я предлагаю Вам сделать то, что мы делаем каждый день: написать СМС-совет неизвестному адресату, который находится в виртуальном пространстве.

После того, как смс-пожелания были написаны, предлагается "отправить" их в "накопитель информации", затем дети подходят и выбирают себе одно из "сообщений", знакомятся с ними.

В завершение классного часа ребятам предлагается прочитать полученные СМС, если у них есть такое желание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интернет в нашей жизни В 2013 году пользователями интернета стали 2\3 россиян. Ежедневно в интернет выходят до 65 миллионов человек. За последние несколько лет количество часов, которое люди провели в соцсетях , увеличилось втрое.

Слайд 2

Интернет в нашей жизни + Можно найти друзей. Быстрый доступ к любой информации. Общение с одноклассниками и друзьями. Можно скачать любую музыку и фильмы. Можно получить различные услуги на дом. Помощь в бизнесе, дополнительный доход - Компьютерная зависимость Нарушение режима. Развитие различных болезней (искривление позвоночника, ухудшение зрения… и т. д. ) Виртуальная жизнь заменяет реальную. Деградация личности. Удобная среда для правонарушений.

Слайд 4

За стеной отчуждения Ц ель: Научиться безопасному поведению в виртуальном пространстве.

Слайд 5

жертва преследователь наблюдатель

Слайд 6

Тренинг «Скульптура»

Слайд 7

Жертва Преследователь Наблюдатель растерянность обида страх одиночество гнев разочарование чувство безнаказанности жестокость агрессивность удовольствие от унижения других эгоистичность пассивность равнодушие страх за свою безопасность отсутствие своего мнения «В травле нет нейтральных, она затрагивает и уродует всех». ( И.Латыпов , журналист)

Слайд 8

Тренинг «Круг з ащиты»

Слайд 9

Телефон доверия Родители Школьный психолог Сверстники Законы (УК Ст. 130)

Слайд 10

«Декларация прав и обязанностей п ользователей интернета»

Слайд 11

СМС-совет неизвестному адресату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах"

Данное мероприяте способствует формированию у детей заний и навыков правильного обращения с огнем....

Классный час: «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Классный час: «Правила безопасного поведения на железной дороге»...

Классный час: "Правила безопасного поведения во время зимних каникул".

Классный час: "Правила безопасного поведения во время зимних каникул"....

Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах.

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления уч...

Методическая разработка урока по ОБЖ «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

Раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,...

Классный час по теме "Правила безопасного поведения на льду"

Данный классный час прездназначен для учеников 5-6 классов.Цели урока:Повторить правила поведения на воде.Обучать правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучать способам по...

Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Конспект занятия по профилактике  безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...