Программа по профилактике суицида.
методическая разработка (9 класс) на тему

Степаненко Татьяна Леонидовна

    Данная программа предназначена  и рекомендована классным руководителям для организации профилактической работы по предупреждению  суицидальных попыток среди подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pravovomu_prosveshcheniyu.docx53.56 КБ
Файл programma_sutsid.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е. Кулакова»

с. Приуральское

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Чапина В.И.

«02» сентября 2014г.

ПРОГРАММА

по правовому просвещению

 

на 2014-2015 учебный год.

 

Учитель истории и обществознания- Степаненко Татьяна Леонидовна

I. Основные положения программы.

1.1. Пояснительная записка.

        Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

        Рост правонарушений преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

        Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы .

        Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

        Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

        Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

        Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

        Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

          В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

1.2. Цель и задачи программы.

Цель формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи:

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. .
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.

 

II. Общая характеристика содержания работы

        Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

        Образовательное учреждение организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, центром занятости населения, центром социальной помощи семье и детям, образовательными учреждениями района, работу с учащимися, родителями и педагогами.

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий по проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов,   СМИ).

 

III. План действий по реализации программы

мероприятия

сроки

Ответственные исполнители

1.

Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся:

  • - социологический опрос школьников «Меня беспокоит» (7-11 класс), «Знаю ли я свои права?» (4-6 класс);
  • - анкетирование учащихся по проблеме соблюдения прав детей в семье и школе,
  • - мониторинг занятости учащихся во внеурочное время.

сентябрь 2014г.

Учитель обществознания, классные руководители

2.

Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно - консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов):

  • «Ты оказался в трудной жизненной ситуации»;
  • «Подросток и закон»;
  • «Детский телефон доверия».

сентябрь - октябрь 2014года

Учитель обществознания,           классные руководители

3.

Координация взаимодействия  с комиссией по делам несовершеннолетних (инспектор Пальшина Т.П), с участковым уполномоченным Рочевым М.И. с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов.

сентябрь 2014года

заместитель директора по воспитательной работе

4.

Проведение правовых дней с привлечением работника    правоохранительных органов (участковый уполномоченный Рочев М.И.), специалиста по  социальным вопросам (Букреева М.Г.).  Организация классных часов, лекций, бесед на темы:

  • - «Права и обязанности учащихся»;
  • - «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»;
  • - «Военная служба: долг и обязанность»;
  • - «Административные правонарушения подростков»;
  • - «Когда лучше прикусить язык: ответственность за оскорбление и клевету»;
  • - «Коррупция как правовая проблема»;
  • - «Вандализм. Просто шалость или уже хулиганство?»
  • - «Профилактика и пресечение противоправных проявлений со стороны лиц, причастных к неформальным молодёжным объединениям. Экстремизм в молодёжной среде»
  • и др.

ноябрь – декабрь 2014года

 Учитель обществознания, классные руководители

5.

Участие в профилактических операциях  

в соответствии со сроками проведения

Директор  школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

6.

Проведение викторин, дискуссий, с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения с участием  участкового уполномоченного,  работников Дома Культуры  :

  • - «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»;
  • - «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»;
  • - «Легко ли быть молодым?»;
  • - правовой брейн-ринг «Что я знаю о праве»;
  • - турнир знатоков права;
  • - деловая игра «Гражданином быть обязан » и др.

январь - февраль 2015 года

 Учитель обществознания,  классные руководители  

8.

Проведение школьных конкурсов:

  • - конкурс школьных мини-сочинений о правах человека и толерантности: «Права человека и будущее России»,
  • - «Что значит законопослушный гражданин» (7-11 класс);
  • - конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право» (2-6 класс).

март 2015 года

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя русского языка и литературы

9.

Проведение историко - правовых часов, приуроченных ко Дню Конституции РФ:

- «Учусь быть гражданином»;

- «Символы и атрибуты государства Российского»

-конкурс сочинений на темы «Конституция РФ», «РФ-правовое государство» и др.

-создание презентаций.

К 12 декабря 2014г.

учитель истории и обществознания, классные руководители

10.

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов:

  • - «От безответственности до преступления один шаг»;
  • - «Закон суров, но он закон»;
  • - «Ты и твои права».

апрель – май 2015г.

 Учитель обществознания, классные руководители

11.

Проведение общешкольных родительских собраний

 - «Законопослушное поведение несовершеннолетних»,

- «Права детей и обязанности взрослых»     с участием работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов.

Проведение правовых консультаций для родителей по спорным вопросам в воспитании несовершеннолетних, приглашение на Совет Профилактики (невыполнение родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних ст. 5.35 Административного Кодекса)

февраль - март 2015г.

заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания,  классные руководители

12.

Разработка и создание предупреждающего плаката «Безопасность в интернете»; работа над буклетом о рекомендованных и не рекомендованных для посещения молодежью сайтах

май 2015г.

Учитель обществознания,   классные руководители

 

IV. Прогнозируемые результаты реализации программы.

        Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2016 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:

  • обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
  • уважать и соблюдать права и законы;
  • жить по законам морали и государства;
  • быть законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);
  • быть толерантными во всех областях общественной жизни;
  • осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

        В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

 

V. Координация и контроль реализации программы.

        Координация и контроль по реализации программы возложена на заместителя директора по воспитательной работе, который

  • осуществляет организационное и информационное обеспечение программы;
  • координирует взаимодействие классных руководителей с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
  • анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Исполнитель программы несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.

        По результатам реализации программы исполнители заслушиваются на совещании при директоре с приглашением правоохранительных органов,   других заинтересованных организаций.

Наименование.

Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса:

«Я - член общества»

  1. Основание для разработки.

  • Федеральный закон Российской Федерации  № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Необходимость профилактики правонарушений  

  • Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.

 

  1. Цели и задачи программы.

Цель: правовое просвещение участников образовательного процесса и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Задачи:

     1. формирование гражданско-правовой культуры школьников;

     2. правовое просвещение родителей и  учащихся

  1. создание условий, направленных на развитие ученического самоуправления

  1. Целевые группы.

Программа предназначена для учащихся 9-10 классов и  их родителей.

  1. Концепция деятельности.

Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»

  1. Срок реализации.

Программа рассчитана на два года

                                     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

       Актуальность проблемы: Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

 

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и  общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума .

 Нормативно-правовая основа:

Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации  № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.

 Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся   к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как:   «Консультант», а также к правовой литературе,   Интернет-ресурсам.

Структура и содержание деятельности:

Программа предусматривает обсуждение четырех основных тем  в течение каждого учебного года.  Эти темы рассматриваются в течение   учебного года на уроках обществознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях, на встречах с родителями.

Работа с учащимися

Задачи:

-  формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

-  знание  и  грамотное использование  в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);

-воспитание толерантной личности;

-  приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

-  формирование   способности   к   реальным   действиям   в   ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

-  умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

-  накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);

-  получение  знаний  об  основных  отраслях права,  наиболее  важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

2

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности.

3

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака».

4

Как не оступиться

Административная ответственность несовершеннолетнего. Материальная ответственность подростка. Ответственность за приём ПАВ. Терроризм, заведомо ложные вызовы. Водитель и его возраст. Иногда достаточно и одной рюмки.

Конкурсы:

  1. Конкурс плакатов – «Я знаю свои права», «Я имею право на…», «Мы за безопасность…», «Мое право на образование»
  2. Конкурс сочинений – «Мое будущее …», «Я- полноправный член общества»

 

Викторина:

1. «Имею право»

                     РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

  1. понимание необходимости здорового образа жизни и адекватного поведения.
  2. выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
  3. приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
  4. воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
  5. оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма, табакокурения.
  2. Профессиональная ориентация и самоопределение.
  3. Культурно-творческая деятельность.
  4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях
  5. Просветительская деятельность.
  6. Работа с родителями.

СОДЕРЖАНИЕ

Профилактика правонарушений, наркомании алкоголизма, табакокурения.

  1. :
  • Работа    по профилактике правонарушений;
  • сотрудничество с  Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • организация правовой информированности учащихся, родителей;
  • посещение учащихся на дому;

  1. Профессиональная ориентация и самоопределение (по программе профориентационной работы):
  • проф. диагностика (анкетирование);
  • проф. просвещение (беседы «Многообразие профессий», «Память, внимание и профессиональная успешность»…

     

  1. Культурно-творческая деятельность:
  • участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; в интегрированной декаде

  • каникулярный отдых;

   

  1. Блок дополнительного образования:
  • привлечение учащихся группы риска» в  кружки, секции

  1. Просветительская деятельность:
  • формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;

  • проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением фельдшера Забоеву М.Ю.

  1. Работа с родителями:
  • сбор и накопление информации о детях из разных семей;
  • консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных, юридических, социально-психологических вопросов;
  • родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Тема

Содержание

1

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права детей.

2

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное, эгоцентричное, тревожно-мнительное и без любви.

3

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание; эгоцентрическое воспитание или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно-мнительное воспитание.

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

4

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

5.

Типы конфликтов и способы их преодоления.

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

                          РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

-  формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

-  выработке   общего,   совместного   с  ребенком   языка   общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

-  знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

-  обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

-  -  приобретению  опыта разработки  собственных  правил  и  норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);

-  умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

-  формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится  лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план:

Тема

Содержание

1

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав МОУ «СОШ»  с. Приуральское  

2

Права и обязанности детей и родителей.

Конституция РФ, Конституция Республики Коми, Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

3

Преступление и наказание.

Обязанности граждан РФ.  Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С  этой целью по возможности  (по причине отсутствия круглогодичной дороги) приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.  

Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям,  рекомендуется обратиться в юридические фирмы.

Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.

Планируемые результаты:

-разработка мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;

-углубление знаний об интересах учащихся своего класса, получение характеристики микроклимата семьи, что должно облегчить поиск взаимодействия семьи и школы;

-сбор информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся;

-Создание приоритетного родительского воспитания, организация педагогического просвещения родителей, оказание помощи родителям в построении демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

 Информационные ресурсы:

  1. Административный кодекс РФ.
  2. Всеобщая декларация прав человека  .
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  5. Закон   РФ   «Об  основных  гарантиях  прав ребенка   в  Российской Федерации».
  6. Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
  7. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

  1. Конвенция о правах ребенка  
  2. Конституция РФ.
  3. Конституция Республики Коми.

11) http://school-sector.relarn.ru/prava    -   Программа   «Права   и   дети   в Интернете»

12)http://www.hro.org  - Сайт правозащитных организаций

13)http://www.ombudsman.gov.ru  - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России

14)http://www.ipclub.ru/femida/potrebitel   -   Проект   «Защита   прав потребителей в Интернете»

15)http://www.tvoyopravo.narod.ru  - Сайт «Твое право»

17)http://www.ycentre.org  - Молодежный центр прав человека (Москва)

18)http://www.ug.ru  - Сайт «Учительской газеты»

19)http://www.dom-i-zakon.ru    -   Юридический   портал    «Первый столичный юридический центр»

20)http://www.kid.ru- ребенок

Литература:

  1.  Конституция РФ.
  2. Конституция Республики Коми.
  3. Всеобщая декларация прав человека  .
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
  6.  В.В.Антонов «Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека»
  7. Закон   РФ   «Об  основных  гарантиях  прав ребенка   в  Российской Федерации».
  8. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
  9. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001
  10. Конвенция о правах ребенка . «Каждый имеет право…»

г. Сыктывкар,2012 г. (Уполномоченнйй при Главе Республики Коми Коми Н.Л. Струтинскяя)

  1. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г, Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. - Брянск: «Курсив», 2006.
  2. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х кн. — М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
  3. Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006.
  4. Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
  5. Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2002
  6. Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2003
  7. Трудовой кодекс РФ.
  8. Уголовный кодекс РФ.
  9. Хасан Б.И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
  10. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
  11. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

 



Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                           

«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е. Кулакова»

с. Приуральское

ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ.

Классный руководитель:     Степаненко Т.Л.

                           г. Печора,   2012 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание программы.
  3. Содержание основных понятий.
  4. Принцип реализации программы.
  5. Система программных мероприятий.
  6. Ожидаемый результат.
  7. Список литературы.

   Данная программа предназначена  и рекомендована классным руководителям для организации профилактической работы по предупреждению  суицидальных попыток среди подростков .

1. Пояснительная записка. 

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

    Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений  и  отношении к себе и к миру в целом.  Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

   Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьёй отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения:  попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

   Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.                                         Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребёнка, снятие стрессового состояния.
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики  и эффективного решения проблем, возникающих в  психическом состоянии, общении развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы, так и в период трудной жизненной ситуации.
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребёнка.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

  1. Основные направления деятельности.

  • Работа с обучающимися, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
  • Работа с обучающимися , нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  • Работа с семьями СОП, «социального риска»

 

Сроки реализации программы:  2012-2015 гг.

 2. Содержание программы.

   Исходя из цели и задач программы работа проводится по двум блокам:

  1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
  • создание  электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению;
  • проведение профилактических мероприятий , направленных на снижение суицидального поведения.
  1. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в МОУ «СОШ» с.Приуральское:
  • организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и  физического здоровья;
  • организация и проведение школьных мероприятий по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия.

3. Содержание основных понятий.   

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить  с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.    

  • Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.
  • Суицидальная попытка – это целенаправленное действие по лишению себя жизни, не закончившееся смертью.
  •    Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
  •    Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
  •    Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
  •    Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребёнка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
  •    Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

 4.Принципы реализации программы

  1. Принцип ценности  личности, заключающийся в самоценности ребёнка.
  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребёнка.
  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребёнка.
  4. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

      5.   Система программных мероприятий.

Реализация программы:  работа с подростками, работа с семьями, работа с педагогическими кадрами.

Просветительско-профилактическая деятельность проводится в трёх направлениях:

5.1. Работа с обучающимися МОУ «СОШ» с.Приуральское.                                                         Психодиагностические исследования, направленные на определение факторов, отрицательно воздействующих на эмоциональное состояние подростков:

  • Исследование социального статуса;
  • Исследование уровня адаптации;
  • Исследование уровня тревожности;
  • Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации.

Классные часы в рамках антинаркотической акции «Пропаганда здорового образа жизни», «Здоровье детей- неприкосновенный запас нации» в рамках Всероссийской антинаркотической профилактической акции «За здоровье и безопасность наших детей», межведомственной профилактической  операции «Подросток»

5.2. Работа с педагогами.                                                                                                                                       Методические объединения для классных руководителей:

  • «Влияние тревожности  на статусное положение подростка в классе».
  • «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».
  • «Проблема правонарушений. Социально-педагогическая деятельность в работе с безнадзорными детьми».
  • «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении».

Обучающие семинары для участников образовательного процесса:

  • «Технология работы с суицидом».
  • «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении».
  • Круглый стол для классных руководителей.
  • Составление и издание памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков. Выпуск газет, буклетов, брошюр.

5.3. Работа с родителями.

Выступления на родительских собраниях по темам:

  • «Как помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации».
  • «Это должен знать каждый родитель».
  • «Негативные стили воспитания в семье».
  • «Как помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации».
  • Раздача буклетов.

6. Ожидаемый результат:    в случае успешной реализации программы будет:

  • Создана эффективная система выявления детей «группы риска» и реабилитации подростков и их семей, находящихся в  социально опасном положении;
  • Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений с. Приуральское, служб, занимающихся профилактикой суицидального поведения несовершеннолетних;
  • Расширены возможности пропаганды здорового образа жизни, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся.

   Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Достоинства настоящей программы отмечаются  :

  • В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения обучающихся, для формирования навыков и приёмов, способствующих самовыражению каждого ученика.
  • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся.
  • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации образовательно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребёнка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

      7.     Список литературы.

7.1. А.Г.Абрумова. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. М., 1980г.

7.2. В.Н.Иванов. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал.-1995 г. №2

7.3. Ожегов С.И. Словарь русского языка./под ред.Н.Ю.Шведовой.1984.-797

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.
  • Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
  • Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать.
  • Будьте примером для ребёнка:  ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, как и к вам будут относиться к старости.
  • Чаще бывайте в школе.
  • Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

ПАМЯТКА  ПЕДАГОГАМ  (по предупреждению суицидальных попыток среди подростков)

Сигналы  суицидального риска.

Ситуационные сигналы:

  • Смерть любимого человека.
  • Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства).
  • Сексуальное насилие.
  • Нежелательная беременность.
  • «Потеря лица» (позор, унижения).

Поведенческие сигналы:

  • Наркотическая и алкогольная зависимость.
  • Уход из дома.
  • Самоизоляция от других людей и жизни.
  • Резкое снижение поведенческой активности.
  • Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью.
  • Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и  самоубийствами.
  • Частое прослушивание траурной или печальной музыки.
  • «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).

Эмоциональные сигналы:

  • Поиск пути к смерти и нежелание жить одновременно.
  • Депрессивное настроение:  безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадёжность, беспомощность, отчаяние.
  • Переживание горя.

Коммуникативные сигналы:

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение,  «Скоро всё это закончится» - косвенное).  Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям.

Ресурсы.

Внутренние ресурсы:

  • Инстинкт самосохранения.
  • Интеллект.
  • Социальный опыт.
  • Коммуникативный потенциал (общительность).
  • Позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

  • Поддержка семьи и друзей.
  • Стабильная работа.
  • Религиозность.
  • Устойчивое материальное положение.
  • Медицинская помощь.
  • Индивидуальная психотерапевтическая помощь.

Помощь при потенциальном суициде.

   Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь. Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, всё не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.

   Обсуждайте. Открытое обсуждение  планов и проблем снижает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве,  не избегать этой темы. Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве.  Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьёз. Скажите, что вы принимаете всерьёз. Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.

   Проявляйте, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.

                                                                                                     

                                                                                                                         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Профилактика суицида"+презентации, родительские собрания, рекомендации родителям, буклеты, методические разработки.

Данная программа направлена на профилактику суицида и суицидального поведения среди учащихся общеобразовательной школы....

Программа по профилактике суицидов "Ты не один"

Данный материал содержит разработанную программу "Ты не ОДИН" по профилактике суицидов.Цель программы: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, раз...

Программа родительского всеобуча по профилактике суицида

Школьная  программа  родительского всеобуча «Импульс» МБОУ – Средней школы №2 г. Мценска Орловской области на 2012 –2014г.г  является организационно...

Рабочая программа по предупреждению аутодиструктивного поведения и вторичной профилактике суицидов среди несовершеннолетних

Рабочая программа основана на книге М. А. Алимова "Суицыдальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция". Программа разработа в связи с участившимися случаями суицидов среди подрост...

Суицид - выход есть всегда. Памятка по профилактике суицида в детской среде.

Данная памятка рассчитана для детей старшего школьного возраста. Рассматривается тема по профилактике суицида в детской среде. Размещайте данную памятку в группе класса, в соц.сетях....

программа по профилактике суицида "Сила твоего Я"

Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным ...

Программа по профилактике суицидов "Я выбираю жизнь"

Программа по профилактике суицидальных действий предназначенная для подростков и педагогов, работающих с подростками....