Доклад по самообразованию. Профориентация учащихся.
материал (11 класс) на тему

Хасбулаева Азман Патхулаевна Сайт учителя русского языка и литературы

·         настроить учащихся на серьезные раздумья, связанные с их будущим профессиональным выбором;

·         активизировать потребность в самопознании и пробудить интерес к изучению профессий с целью профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobraznyy_mir_professiy.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

09.09.




Доклад «Разнообразный мир профессий»


 

«Разнообразный  мир  профессий»

Цели :

  1. Расширить знания учащихся о профессиях;
  2. Помочь в определении своих интересов и способностей;
  3. Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
  4. Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

Задачи:

  • настроить учащихся на серьезные раздумья, связанные с их будущим профессиональным выбором;
  • активизировать потребность в самопознании и пробудить интерес к изучению профессий с целью профессионального самоопределения.

 

1.     Пять типов профессий.

Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. Все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

 

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист) Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актеры, дизайнеры и др.

    Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические способности, физические возможности.

 

              2. «ОПТИМИСТЫ  И  СКЕПТИКИ»

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем  профессию  учителя. В колонку "Оптимисты" запишите положительные моменты, а в колонку "Скептики" — отрицательные. (проводится  игровое упражнение «Оптимисты-Скептики»)

                 Профессия учитель

 СКЕПТИК: Профессия учитель – это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств:

  • колоссальные нервные перегрузки на уроках
  • подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимает время у семьи
  • нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень
  • отсутствие полноценных выходных (субботники, олимпиады, экскурсии, поездки и т.п.)
  • некогда заниматься своими детьми
  • неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу
  • низкий уровень оплаты при очень большой отдаче.

Вывод: учитель – это профессия, которая отнимает у человека здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.

 

ОПТИМИСТ: Доводы в защиту профессии учитель:

  • постоянное общение с молодежью – это верный способ сохранить молодость
  • постоянная работа над собой, повышение интеллекта – верное средство избежать склероза
  • большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям
  • собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием
  • рабочий день заканчивается вместе с уроками – можно заняться домашними делами
  • работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение
  • зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокой квалификации получают вполне достойные деньги

 

Вывод: учитель – это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Каково же будет решение: хороша или плоха профессия учителя?   Изменилось ли ваше представление об этой  профессии   после обсуждения? Почему? 
 

Пожалуйста, кто хочет высказаться?

 

3.    «Что это за профессии?»


За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.
Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.
 

1.      Логист - 
1) Занимается логикой;
2) специалист по управлению транспортировкой продукции;
3) организует конференции и научные саммиты.

Логист 
– специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.


2. Веб – мастер - 
1) Работает на компьютере;
2) разрабатывает программы;
3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов

Веб – мастер - работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

 
3. Маркетолог -
1) Работает на рынке ценных бумаг;
2) тот, кто изучает рынок;
3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Маркетолог
 – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

 
4. Фандрейзер - 
1) Ищет деньги и возможности для организаций;
2) фанат, которого занимает звезда;
3) изучает пути развития предприятия
Фандрейзер 
 ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.

 
5. PR - агент - 
1) Связан с политикой;
2) специалист по рекламе и связям с общественностью;
3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

PR - агент - специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист»   Эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

 

4.    Знакомство с профессиями, которые сегодня   востребованы.

АУДИТОР     

Уважаемые ребята, я хочу представить вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании, предприятия. Во всех странах мира компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т. д. Правильность ведения финансово-учетной и отчетной документации контролируется общественным аудитором. Дает оценку степени риска и эффективности предполагаемых операций предприятия. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной. У нас в стране эта профессия ещё очень молода, хотя во всем мире она известна очень давно.

Получить эту профессию можно в любом экономическом колледже или ВУЗе.

СЕСТРА-ГЕРАНТОЛОГ

А я хочу познакомить вас с профессией геронтолога. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые рассчитывать могут только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебные и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И потому профессия сестры-геронтолога получает все большее признание в обществе.

Получить эту профессию можно в любом медицинском колледже или ВУЗе.

РАДИОЛОГ

Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путем специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологичного оборудования: рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др.

 становятс более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объем информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации о состоянии больного. На основании заключения радиолога устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

Получить эту профессию можно в любом медицинском колледже или ВУЗе.

АГЕНТ СТРАХОВОЙ

Представитель страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия в случае возникновения страхового случая.

АГЕНТ ПО РЕКЛАМЕ

Проводит работу с клиентами-рекламодателями: поиск клиентов, выезжает к ним для заключения договоров, получения исходных материалов, согласования проектов и эскизов. Контролирует выполнение договорных обязательств.

ИМПРЕССАРИО

Организатор зрелищных предприятий. Агент какого-либо артиста, действующий от его имени и в его интересах.

РИЭЛТЕР     Специалист по аренде, покупке, продаже недвижимости.

СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Организует общественное мнение, анализирует соотношения деятельности лица или организации с общественными интересами, разрабатывает и реализует программы создания благоприятного общественного мнения, участвует в организации выставок и презентаций, работает в тесном контакте с пресс-секретарем (или совмещает эти функции).

СЕКРЕТАРЬ НА ТЕЛЕФОНЕ

Осуществляет прием звонков и клиентов, организует делопроизводство, переводит телефонные переговоры, организует встречи, производит прием и отправку корреспонденции по телефону, факсу, электронной почте.

 

5.        ИГРА  «ВОПРОС – ОТВЕТ»


1.Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр)
2.Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
3.Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог)
4..Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь)
5. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик)
6. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер)

7.Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец)
8.Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер)
9.Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер)
10.Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод)
11.Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик)
12.Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод)
13.Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант)
14.Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер)
15.Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог)
16.Специалист по обработке дерева. (Столяр)
17.Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист)
18.Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер)
19.Специалист по передаче информации с помощью радиоволн)  (Радист)
20.Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном)
21.Работник торговли. (Продавец)
22.Специалист по изображению предметов (машин, сооружений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник)
23.Рабочий на стройке. (Каменщик)
24.Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор)

 

6.    «Cобери пословицу»


(На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепутаны. Комплекты таких листочков в конвертах лежат на столах.)

Без дела жить, только небо коптить.
Кто рано встает, тому Бог подает.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Была бы охота, а работа найдется.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Глаза страшатся, а руки делают.
Есть терпенье – будет и уменье
Кто не работает, тот и не ест.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Не боги горшки обжигают.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

 

7.      Игровое упражнение «Профессия на букву…»

 

Назвать  как  можно  больше  профессий  на  любую  букву  алфавита.
Буква «м» – машинист, механизатор, механик, манекенщик(ца), менеджер (специалист по управлению производством, наемный управляющий, буквальный перевод «делать руками», по смыслу это слово близко к русскому слову – руководитель), массажист, маркетолог (специалист по изучению вкусов покупателей и продвижению товара), мультипликатор, медсестра, милиционер.

 

8.   Самые редкие профессии

 

1.      Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом – исключительно тонким обаянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

 

2.      Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре пастижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре пастижёры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

 

3.      Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия – это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.  Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха – все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода – холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого, и специалисты оплачиваются соответственно.

 

9.      Игровое упражнение «Самая-самая»

 
А теперь я буду произносить характеристику профессии: самая-самая, а вы постарайтесь догадаться о какой профессии идет речь. Попробуйте ответить на вопросы с  элементами юмора.


1. Самая сладкая   кондитер
2. Самая съедобная   повар
3. Самая компьютерная    оператор ЭВМ
4. Самая автомеханическая    автомеханик
5. Самая волосатая    парикмахер
6. Самая продаваемая    продавец, менеджер по продажам
7. Самая  подземная    шахтер
8. Самая опасная для глаз    сварщик

9.Самая денежная (банкир, модель,....);

10.Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

11.Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);

12.Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);

13.Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...

 

10.  СКАЗОЧНЫЕ  ПЕРСОНАЖЫ  И  ПРОФЕССИИ.

Ученикам  называют  разных  сказочных  персонажей  и  предлагают  выбрать профессии,  которые  им  подходят. Надо учитывать  те  особенности,  которые  описываются  в   произведениях.  Персонажи:  Алладин,  Али – баба, Белоснежка, Буратино,  Баба – яга,  Василиса  Премудрая,  Дед  Мороз,  Емеля,  Золушка,  Кащей  Бессмертный, Снегурочка,  Снежная королева,  Черномор. 

Предложите  своих  персонажей.

 

  11. О каких профессиях идет речь?

  1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец).
  2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).
  3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).
  4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).
  5. Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).
  6. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх)

 

12.  Заключение

Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Элберт Хаббард дал мудрый совет: «Всякий раз, когда вы выходите из дому, подтяните подбородок. Держите высоко голову и наполните легкие воздухом до отказа; жадно впитывайте солнечный свет; приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайте душу в каждое рукопожатие. Не бойтесь того, что вас неправильно поймут и не теряйте ни минуты на размышления о своих врагах. Попытайтесь твердо решить в уме, что вы хотите сделать, а затем, не отклоняясь, двигайтесь прямо к цели. Думайте о больших и замечательных делах, которые вы хотите совершить, и тогда с течением времени, вы обнаружите, что бессознательно хватаетесь за все возможности, необходимые для выполнения вашего желания, подобно тому, как коралловый полип вбирает в себя во время морского прилива все необходимые ему элементы. Мысленно нарисуйте перед собой портрет того одаренного, серьезного и преуспевающего человека, каким вы хотели бы быть, и ваши мысли час от часу будут превращать вас в такого человека. Мысль – величайшая сила. Сохраняйте надлежащее душевное состояние – будьте всегда мужественны, искренни и в хорошем настроении. Правильно мыслить – значит созидать. Все осуществляется посредством желания, и каждая искренняя просьба исполняется. Мы становимся похожими на то, к чему влекут нас наши сердца. Держите подбородок подтянутым, а голову высоко. Потенциально каждый из нас мог бы стать богом».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе."

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей трудового обучения...

отчет по самообразованию "Профориентация как средство основ трудовой социализации школьников с ОВЗ"

Отчет по самообразованию "Профориентация как средство основ трудовой социализации школьников с ОВЗ"...

Доклад по теме: "Профориентация как средство социальной адаптации школьников с ОВЗ"

В материале о привычках ставилась цель сформировать знания о факторах положительно и отрицательно влияющих на состояние здоровья.Чтобы подростки самостоятельно вырабатывали стойкий иммунитет к вредным...

Доклад по самообразованию «Исторический подход в исследовании истории обучения устной речи глухих учащихся»

Данный доклад поможет изучить и отследить развитие дефектологии как науки в разных странах мира....

Доклад по самообразованию «Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»

Доклад по теме самообразования:«Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»   Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, пл...