отчет по самообразованию "Профориентация как средство основ трудовой социализации школьников с ОВЗ"
статья на тему

Супкарева Любовь Михайловна

Отчет по самообразованию "Профориентация как средство основ трудовой социализации школьников с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация как средство     обеспечения основ трудовой    социализации школьников с ОВЗ.

Актуальность темы

  Одной из центральных задач современного непрерывного образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структуре общественных отношений и деятельности, в том числе трудовой. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом в деятельности и обобщении социального опыта человечества является социализацией личности.

  Проблема социализации личности получила довольно многостороннее освещение в рамках различных отраслей знаний, тем не менее наиболее значима данная проблема для педагогической науки, поскольку именно она предполагает теорию и практику обучения, воспитания, а следовательно, и социализации нового поколения, ведь практически каждый человек проходит детский сад, школу и другие учебные заведения как социальные институты.

  Вопросами и проблемами социализации занимались:  Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, И.С.Кон, А.С. Макаренко, , А.В.Мудрик, Т.Парсонс, Б.Д., С.Л. Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, Г.Саллив, Г.Уолтер, А.Н. Хузиахметов и др. Откликом на современные требования профессиональной ориентации, экономической подготовки школьников, совершенствования политехнического образования явились публикации М.С.Соркулова, Р.Х.Гусакова, С.Д.Давыдов. В настоящее время проблемы профессиональной ориентации, экономического образования и воспитания решаются на философском (Г.С.Глизерман, А.Г.Здравомыслов, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов), социологическом (Л.П.Буева, С.Г.Струмиллин), психологическом (Л.И.Божович, В.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов) и др.

   В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе социализация происходит зачастую стихийно, а развитие индивидуальности в процессе освоения социального опыта подменяется формированием личностных стереотипов. В то же время обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях все большего «отрыва» детей от семьи именно школа призвана обеспечить такие качества и возможности для самореализации подрастающего поколения.

   Вместе с тем полноценная самореализация не может осуществляться вне трудовой деятельности, которая занимает большую часть сознательной жизни человека.    Поэтому очевидно, к что выбору профессии нужно подходить со всей серьезностью.

  Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Существенным тормозом развития профориентации является:

-то что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика;

- отсутствует индивидуальный подход;

- дифференцированный подход к личности выбирающего профессию;

-используются в основном словесные, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах  деятельности, в том числе и избираемой учеником;

-слабая обеспеченость текущей информацией о потребностях в кадрах;

-слабо осуществляется подготовка  специалистов профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся:

- между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;

- осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;

 -их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;

- склонностью и представлениями о престиже профессии;

-желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении;

-несоответствием г здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.

 Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно психологических.

 Но существует и ряд проблем и противоречий, обусловленных • социально-экономической ситуацией:

- результате сокращения рабочих мест на производстве произошло свертывание программ профессиональной подготовки специалистов для промышленного производства. Сейчас же наметившийся в некоторых регионах подъем производства не обеспечивается необходимыми кадрами.

-на сегодняшний день общество испытывает явную нехватку квалифицированных рабочих кадров, что сказывается на качестве «, предлагаемых товаров и услуг. Однако ситуация в стране явно не повышает у престижа рабочих профессий.

Из названного противоречия вытекает проблема: каковы педагогические условия, способы и средства формирования основ трудовой социализации школьников, обеспечивающие адекватность первичного профессионального самоопределения.

Исходя из проблемы было проведено исследование, направленное на определение возможностей использования профориентационной работы в целях формирования основ трудовой социализации учащихся. Соответственно тема исследования сформулирована следующим образом:

«Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников ».

Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка педагогических условий и модели профессиональной ориентации учащихся  обеспечивающей основы их трудовой социализации.

Объектом исследования - является процесс трудовой социализации школьников.

Предмет исследования - профориентационная деятельность и педагогические условия ее эффективности в целях обеспечения основ трудовой социализации учащихся .

Гипотеза исследования предполагает, что обеспечение основ трудовой социализации учащихся  школы средствами профессиональной ориентации будет эффективным, если:

- начинать целенаправленную учебно-методическую, психолого-педагогическую и профориентационную деятельность уже в 5 классах средней школы;

- обеспечить учащихся информационной базой, необходимой для осуществления первичного профессионального самоопределения,  

-стимулировать  познавательную активность профессиональной направленности;

- приобщать учащихся средних классов к посильной трудовой и производительной деятельности;

- осуществлять профориентационную работу с учетом индивидуальных особенностей, выявленных посредством психолого-педагогической диагностики.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

- определить понятие трудовой социализации, выделить компоненты, подлежащие формированию у обучающегося;

- обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с учащимися с 5 класса;

- разработать модель профориентационной работы со школьниками среднего звена;

- выявить способы приобщения школьников обозначенной возрастной категории к посильным и доступным видам труда;

- составить диагностический пакет методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной деятельности.

Методологической основой исследования явились положения философии, педагогики, социологии, социальной психологии, психологии общения о взаимодействии людей и профессиональной ориентации.

Исследование опирается на методологию:

-на теорию деятельности (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, З.А.Решетова, Д.Б.Эльконин и др.);

 -психологические принципы единства сознания и деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.М.Мясищев, А.А.Леонтьев);

- психолого-педагогическое обоснование идеи о сущности бинарного характера процесса обучения (В.Ф.Королев, Б.Т.Лихачев, Н.Г.Дайри);

- идеи социализации и индивидуализации личности (Л.И.Божович, Б.А.Вяткин, А.Н.Леонтьев, А.Н.Хузиахметов. В.Д.Шадриков),

-идеи демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса (В.Ф.Шаталов, Т.И.Гончарова, и др.);

  -идеи о механизмах формирования межличностного контактного взаимодействия (Р.Х.Шакуров, Н.М.Таланчук, С.В.Кондратьева)

 -интегрированный подход к подбору дидактических концепций и методов обучения ( В.Ф.Шаталов)

 В процессе исследования в соответствии с его целями и задачами были использованы следующие методы:

- теоретический - логико-исторический анализ различных аспектов изучаемой проблемы;

  - наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение опыта, анкетирование, тестирование, контент-анализ, беседа, интервью, методы статистической обработки полученных данных.

В общем виде ход исследования можно представить следующим образом:

- первый этап  - разработка концепции и методики исследования, модели профориентационной работы как средства обеспечения основ трудовой социализации учащихся средних классов; теоретический анализ литературы по проблеме проведение констатирующего эксперимента; уточнение рабочей гипотезы;

- второй этап  - внедрение разработанной модели профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс ;

- третий этап - обработка и анализ  данных, полученных в ходе формирующего эксперимента, их обобщение и оформление результатов в виде опыта.

 Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определено понятие трудовой социализации, выделены ее компоненты, подлежащие формированию ;

- обоснована необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с учащимися среднего звена уже в 5 классах;

- разработана модель профориентационной работы со школьниками , позволяющая обеспечить основы их трудовой социализации;

- сформулированы цели профориентационной работы , направленной на обеспечение основ трудовой социализации учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке понятия трудовой социализации, выявлении компонентов, составляющих ее основы и подлежащих обеспечению в средних классах школы, параметров оценки уровня их сформированности;

Практическая значимость исследования предполагает возможность широкого использования предложенной  модели профориентационной работы в учебных заведениях и в целях повышения эффективности в начальной профессиональной подготовке.

Сущность и содержание трудовой социализации школьников

Социализация - процесс формирования социальных качеств, усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

 Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе взаимодействия с внешним миром. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

В зависимости от содержания социального опыта в жизни человека можно выделить различные виды социализации:

- бытовая

-нравственно-этическая,

-профессиональная

-политическая,

-культурная и др.

 Если первых два вида социализации в идеале человек проходит преимущественно в семье. Целенаправленно профессиональная социализация начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной социализации можно считать начальной трудовой социализацией, основы которой формируются уже в школе.

  Воспитательные трудовые установки

  В советском обществе роль труда была чрезвычайно высока.  В школьном возрасте дети и подростки уже очень активно вовлекались в общественно полезный труд: по уборке территории школы, уходу за животными, приусадебными хозяйствами и школьными участками, престарелыми и больными людьми, сбору макулатуры и металлолома и т.д.

 Как правило, такой труд носил еще и соревновательный характер, то есть повышалась его не только общественная, но и личностная значимость, а параллельно формировалось чувство коллективизма. Вместе с тем отсутствие каких-либо реальных поощрений за высокие трудовые достижения, таких, например материальные вознаграждения, постепенно накапливаясь, привели к противоречию общественного и личного сознания, в связи с чем в новых социально-экономических условиях с обесцениванием общественно признаваемой значимости труда произошло изменение личностных установок на труд. Педагоги, таким образом, столкнулись с проблемой необходимости формирования такой установки при отсутствии общественной и государственной поддержки.

 Стремительные темпы научно-технического прогресса  привели к некоторому обесцениванию коллективного труда. В связи с повышением автоматизации производства исчезла потребность в больших коллективах, например конвейерных рабочих. Если раньше каждый член производственного трудового коллектива знал о собственной значимости в процессе производства, понимал, что результат коллективной работы зависит и от него, и от каждого рабочего цеха, то теперь, когда небольшое количество людей может автоматизированно управлять огромными производственными мощностями, коллективная работа имеет несколько иной характер.

Сейчас труд более индивидуализирован, значимость коллектива снижена. Следовательно, воспитание «в коллективе и через коллектив» (по Макаренко) уже не может быть эффективным. Требуется более индивидуально-ориентированный подход.

Сегодня педагогическая наука пытается найти новые подходы к пониманию задач, методов и средств трудового воспитания, которые, по нашему мнению, должны отвечать требованиям обеспечения трудовой социализации учащихся. Так, появились новые задачи трудового воспитания:

-развитие познавательного интереса к знаниям,

 -потребность в творческом труде,

-стремление применять знания на практике .

 Что касается определений трудового воспитания, то они остались неизменными. Например,  это «процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результат.

 Однако практика показывает, что это, возможно, одно из основных, но далеко не исключительное воспитательное средство. Так, стимулирование инициативы, творчества, конкурентности весьма эффективно может и должно осуществляться не только на занятиях, но и во внеучебной деятельности.

Содержание профориентационной работы в  школе

Анализ литературы по проблеме профессиональной ориентации показал, что при некотором разнообразии трактовок данного термина, все они, привнося различные нюансы, описывают сущность понятия довольно схоже.

Л.А.Йовайша рассматривает профориентацию как специально организованную систему воспитательной и образовательной работы, ставящую целью формирование профессиональной направленности учащихся, их способности сознательно выбирать профессию с учетом общественных потребностей и оказание им помощи в самоопределении при выборе. Автор подчеркивает, что суть профориентации заключается в «ознакомлении учащихся со всеми возможными профессиями, пробуждении профессиональных интересов и их формировании» [60, С.9,11].

Итак, система профессиональной ориентации в школе, должна формировать у школьников:

- способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, оптимальном развитии профессионально важных качеств, формирования потребностей и умений включаться в общественно производительный труд.

-ориентация школьников на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должны являться неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его практической деятельностью, связанной с развитием склонностей учащихся к труду. В контексте  исследования, он имеет особую значимость, поскольку профориентация рассматривается как средство обеспечения основ трудовой социализации учащихся.

Таким образом, профессиональная ориентация рассматривается нами как целенаправленная воспитательная и образовательная деятельность:. предполагающая совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения [128].

Современные требования, предъявляемые к общеобразовательной школе, активизировали в отечественной науке разработку некоторых методик . В частности, таких как:

-теоретические и методические основы профконсультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов);

-диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Н.П. Воронин, Ю.Забродин);

-системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров, Н.К.Степаненков);

-общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков);

особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, П.А.Шавир, Н.Н.Чистяков) и др

Педагогические условия эффективности профориентационной работы .

Перечислю условия обеспечения основ трудовой социализации учащихся. Применительно к процессу обучения «условия», которые дают возможность учителю плодотворно преподавать, а учащимся успешно учиться»:

- средства

-приемы

- методы обучения понимает  обеспечивающую высокую результативность учебного процесса.

В результате исследования  данной темы было выявлено, что данная работа будет эффективной, если:

- начинать целенаправленную профориентационную деятельность уже в 5 классах средней школы;

- обеспечить учащимся информационную базу, необходимую для осуществления первичного профессионального самоопределения,

 -стимулировать их познавательную активность профессиональной направленности;

 - осуществлять профориентационную работу с учетом индивидуальных особенностей,

-выявленных посредством психолого-педагогической диагностики;

 - осуществлять развитие выявленных профессионально важных качеств учащихся в учебно-воспитательном процессе;

- приобщать учащихся средних классов к посильной трудовой и производительной деятельности; - опираться на активное взаимодействие с семьей.

Первое условие в современных образовательных условиях становится объективно необходимым.

Во-первых,  крайне важно готовить учащихся к осуществлению первичного профессионального выбора уже в 5-7 классах.

 Во-вторых, в этот период у подростков появляется обращенность в будущее, личностная потребность найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.

В-третьих, ведущей деятельностью подростков после учебнойи  в младшей школе, становится общественно полезная деятельность и общение в ее рамках. Таким образом, введение профориентационной деятельности  является обоснованным и необходимым.

Второе условие:

- предполагающее обеспечить информационную базу. С одной стороны, это информированность учащихся о мире профессий, особенностей некоторых из них, требований, предъявляемых к специалистам;

-о современных потребностях общества в конкретных профессиях. С другой стороны, это знания учащихся о себе самих, собственных индивидуально-психологических особенностях, интересах и способностях, важных для совершения профессионального выбора.

          


       

Методические основы профориентационной работы со старшеклассниками


.1 Методика по профориентации

Решение задач, стоящих перед молодыми людьми, требует комплексной помощи со стороны школьных педагогов психологов, социальных работников, медиков, причем начинаться такая работа должна уже в средней школе. Ведь чем раньше подросткок поймет, какие черты характера свойственны, тем больше у него шансов всесторонне подготовиться к поступлению в интересующее его учебное заведение. Именно для того, что бы помощь старшеклассникам не только определиться со своей будущей профессиональной деятельностью, но и понять, каким образом можно в сложных современных условиях добиться успеха, приводим далее изучаемые рекомендации.

Методика В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности».

«В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Баса. Данная методика основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет определить основную жизненную позицию». [23, c.10]

Методики изучения познавательной сферы старшеклассников на этапе выбора ими профиля обучения и, по итогам завершения школы, - профессии разделяют на 3 этапа.

«Анкеты. Чаще всего в профконсультации применяют «Анкету старшеклассника» Б.А. Федоришина, «Карту интересов» Голомштока, «Ориентировочно-диагностическую анкету» С.Я. Карпиловской». Профориентационная работа начинается с их заполнения. Процедура проведения анкетного опроса способствует установлению контакта педагога со старшеклассниками и организации совместной работы профориентационной направленности. Задаваемые во время проведения исследования вопросы-уточнения и ответы на них способствуют закреплению контакта и создают благоприятные предпосылки для дальнейшего профконсультационного взаимодействия». [25, c.50]

Опросники.Она включает в себя разработанный Е.А. Климовым «Дифференциально-диагностический опросник» и его модифицированный вариант - «Профессионально-диагностический опросник». Испытуемым предлагается выбрать из трех десятков парных суждений наиболее подходящие для них альтернативы. Целью применения опросников являются раннее выявление интересов и склонностей учащихся, распределение их предпочтений по основным типам профессий, классифицируемых по предмету труда: «человек-природа»(зоотехник), «человек-техника» (инженер), «человек-человек» (учитель), «человек-знак» (корректор), «человек - художественный образ» (актер).

Тесты. Более сложный в проведении, обработке данных и интерпретации. Сложность может состоять в количестве утверждений для выбора или вопросов, на которые следует дать осмысленный ответ. Например, в «Структуре интересов» В. Хенинга в модификации О.П. Елисеева (1994) их 136. «Тест интересов и склонностей» С.И. Вершинина (1996) требует много времени на обработку и интерпретацию результатов, чтобы подготовиться к проведению профконскультации. Очень трудоемким по обработке является «Тест определения профпригодности подростков», однако, полученные после его применения стоят того. «Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой может применяться только в компьютерном варианте. Это потому, что бланковый вариант методики по объему составил бы целую брошюру. Данный компьютерный вариант предоставляет богатейший школьный материал для профессиональной профконсультации, однако подготовительная работа к проведению тестирования трудоемка.

К этой группе методик следует отнести предложенные Е.А. Климовым и Н.С. Пряжниковым исследовательские задания «Моды», «Восьмиугольник выбора профессии», «Схема анализа профессии».

Методики исследования познавательной сферы школьников могут использовать педагоги, социальные работники и другие специалисты, обученные процедурам их применения. [25]

Далее, приведем определения наиболее популярных и актуальных методик по профориентации.

1)Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому. [8, с.138-144]

)"Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт). [15, 1993.]

)"Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес. [32]

)"Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого. [32]

)Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек). [8]

)"Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие. [8]

7)Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. [8]

)"Профессиональные намерения". Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).

)"Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых. [30]

Таким образом, благодаря методикам профориентации, старшеклассники вооружаются ценными информациями в выборе профессии. Молодые люди, заблуждаясь в интересах и своих способностях, смогут найти окончательное решение после профессиональной ориентации. Ныне, профориентационные методики становятся все больше популярными и актуальными и приобретают новейшие подходы. Но все-таки, на сегодняшний день остается проблема сложности выбора профессии среди выпускников школ. Об этом подробно расскажем в следующей главе.

Заключение


В результате проделанной работы, в первой главе решены задачи исследования по изучению теоретических основ самоопределения старшеклассников. Выявлено, что для старшеклассников актуальным является учебно-профессиональное самоопределение, т.е. осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Возраст старшеклассника указывает на то, что для полноценного осмысления выбора профессии нужно стать чуть страшим. Поэтому, для того что бы формулировалось познание о полезности будущей профессии, нужно часто провести грамотную профориентационную работу.

Профориентация - это очень значительное явление не только в сфере педагогической отрасли, но и в жизни каждой личности. Есть несколько определений о понятии профориентации, но все сводится к одному: профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.

Во второй главе описаны: методика по профориентации и изучение проблемы сложности выбора будущей профессии. Выяснилось, что благодаря методикам профориентации, старшеклассники вооружаются ценными информациями в выборе профессии. Молодые люди, заблуждаясь в интересах и своих способностях, смогут найти окончательное решение после профессиональной ориентации. Ныне, профориентационные методики становятся все больше популярными и актуальными и приобретают новейшие подходы. Но все-таки, на сегодняшний день остается проблема сложности выбора профессии среди выпускников школ.

После изучения доступных источников данной работы, привожу следующие краткие определения:

1.Целью профориентации является оказание поддержки учащимся в выборе профессии, а так же выработке сознательного отношения к труду.

2.Основной задачей является: формирование внутренней готовности к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, целеустремленности, предприимчивости.

.К направлениям профориентационной работы относятся: профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду; профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалиста; профессиональный отбор и подбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности

.Основными формами профориентационной работы являются: Диагностика, рассказ, объяснение, беседа, профессиограмма, экскурсия, анкетирование, тест.

После изучения данной темы, привожу далее такие более обширные выводы:

1. В результате организации профориентационного консультационного воздействия, а также в результате помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей - процесс выбора профессии старшеклассником проходит наиболее успешно.

. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

. Профориентация старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость старшеклассника, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

Таким образом, источники показывают, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

профессия самоопределение старшеклассник профориентационный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовности у детей и молодежи средствами основ православной культуры

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые ...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....

отчет трудового объединения школьников "РИТМ"

В презентации отражена деятельность звеньев ТОШ "РИТМ" МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В статье показан опыт формирование творческого пространства для учащихся, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагающего использование современных технологий совместной деятельности ...

"Трудовая социализация школьников"

О трудовой социализации школьников, анкетирование учащихся...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...