Главные вкладки

    Статья ( класс) на тему:
    Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

    Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Роль трудового воспитания в социализации школьников,      воспитывающихся в условиях коррекционной школы

            Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерна для педагогической семьи основа которой, формирования личности в организованном общественно значимом труде. Важнейшим фактором для воспитания характера А.С. Макаренко считал целенаправленную трудовую деятельность.

    Содержательную основу трудового воспитания школьников в современных условиях воспитания составляют следующие 2 основных вида труда.

    Во-первых учебный труд школьника(подростка) включает в себя труд умственный и физически.

    Во-вторых интеллектуальный труд -один из самых сложных и тяжелых для подростков коррекционной школы. В коррекционной школе осуществляется специальное трудовое обучение. В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды вне учебного общественно полезного труда: производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный.

    В основе трудового воспитания подростков коррекционной школы лежит процесс формирования положительного отношения к труду. В своей воспитательной деятельности социальный педагог должен решать следующие задачи при организации трудового воспитания подростков в коррекционной школе специализированного типа:

    - Формирование позитивных установок к различным видам труда.

    - Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

    - Воспитание личности ребенка в аспекте труда и особенно творчества.

    При организации различных видов трудовой деятельности необходимо учитывать социальному педагогу индивидуальные особенности физического развития ребенка, его интересов. Это позволит правильно мотивировать ребенка на труд.

    Труд оказывает большое влияние на формирование эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка, что играет не мало важную роль в его развитии. Успех в трудовой деятельности повышает уровень мотивации успеха, самооценку, уверенность в свои силы при достижении результата. Но не все подростки могут овладеть трудовыми навыками в одинаковой мере, поэтому характер и степень решения той или иной задачи трудового воспитания зависят от характера особенности и степени дефекта ребенка. В связи с этим проблемы выбора видов труда, его форм, производственной нагрузки приобретают для специальных школ особое значение.

    В современной психологии С.Я. Рубинштейн подчеркивает, что в процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль у подростков с нарушениями интеллекта. Особенно когда подростку удается сделать нужную вещь правильно, то он испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе подростка, что мотивирует его на достижение более трудных задач. Сформировать у подростка социальные ценности, трудолюбие , а особенно желание преодолеть трудности и достичь результата эта главные задачи всего коллектива школы.

    Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство, встречи с директорами производственных учреждений, рабочими и т.д.

    В.Ф. Мачихина указывает на тот факт, что умственно отсталые дети не могут в полной мере и на высоком уровне осознать общественную значимость труда, поэтому вспомогательная школа по ее мнению должна ограничиваться формированием соответствующих трудовых представлений и понятий в упрощенной и конкретной форме. Особо останавливается В.Ф. Мачихина на разработке внеклассной воспитательной работы во вспомогательных школах. Вопросы трудового воспитания автор подробно рассматривает на примере кружковой работы основанной на ручном труде. Особо популярными у таких детей являются кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра. Необходимо предусмотреть кружки по домоводству и кулинарии. Таким образом, В.Ф. Мачихина указывает на коррекционное значение ручного труда не только на уроках труда, но и в процессе внеклассной работы.

    Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников коррекционной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий, формирование у подростков профессионально-трудовых навыков и умений.

    Таким образом, трудовое воспитание в условиях специальной коррекционной школы интернат носит не только обучающий и воспитывающий характер, но самое главное - оно имеет коррекционную направленность. Трудовая деятельность способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребенка, формирует многие личностные качества, эмоционально-волевую сферу, вырабатывает социально значимую мотивацию, способствует подготовке подростка к будущей профессиональной деятельности. Благодаря всему выше изложенному можно сделать вывод: что трудовая деятельность способствует формированию социальной адаптации подростков.

    Организация трудового воспитания умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Деятельность, которую подросток должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности. Это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения, уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий.

    Видный русский дефектолог В.П. Кащенко считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности. В своей книге «Педагогическая коррекция» в 30-40-е годы В.П. Кащенко обосновал роль труда в коррекции аномального ребенка: «Трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания». Благодаря трудовой деятельности происходят следующие положительные сдвиги в воспитании отсталых детей: вызывание и развитие общей работоспособности. Кащенко В.П. писал, что ребенку необходимо давать интересную и «связанную с необходимостью проявить личную инициативу».

    Исходя из выше сказанного коррекционная школа, которая организует трудовую деятельность, помогает подросткам конкретизировать и исправить недостаточно четкие представления об окружающем их мире, о процессе труда, о свойствах материалов, инструментов, учит сравнивать их и устанавливает межличностные отношения, учит планировать работу. Все это соответственно ведет к развитию мышления и других мыслительных процессов. Среди учащихся коррекционных школ есть подростки, имеющие недостатки моторики, недоразвитие двигательной сферы. По этому вопросу в исследованиях И.В. Вопилова считает, что ритмичность трудовой деятельности, соблюдение определенной рабочей позы ведут к исправлениям этих дефектов.

    В условиях специальной коррекционной школы эта задача особенно актуальна, так как сенсомоторная культура аномального ребенка очень невысока. Устранение сенсомоторных дефектов осуществляется в процессе практической подготовки на уроках ручного труда, на пришкольном участке или в ходе любой другой практической трудовой деятельности, которая предполагает овладение учащимися целым комплексом необходимых трудовых умений и навыков

    Физически ослабленных учащихся целесообразно освобождать от участия в труде, но следует совместно со школьным врачом подбирать посильные для них задания. Правильно подобранный труд способствует укреплению здоровья и физическому развитию.

    Правильно организованный труд помогает преодолеть отрицательные стороны в психической деятельности умственно отсталого школьника.

    С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение. Малоподвижным детям нужна разнообразная двигательная деятельность, чтоб она не утомляла подростка, а наоборот снимала утомление, активизировала психические процессы память и мышление, работа должна быть интересной и непринуждённой, требующая активности, инициативы. У рассеянных детей должен строго соблюдаться чёткий режим дня, хорошо включать такие работы, которые требуют сосредоточенности и внимания: шитье, вышивка, обрезка сухих веток и т.д.

    Таким образом, трудовая деятельность способствует коррекции не только умственного мышления, но и физического. Способствует развитию социально важных качеств личности, служащих показателем воспитанности, честности, откровенности, вежливость, рассудительности, смелости, щедрости, ответственности, признательности, добросовестного отношения к труду и обучению.

                             

                             Список используемой литературы

    1. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно – отсталого школьника.            [Текст] / С.Я. Рубенштейн – М.:Просвещение – 1986 – 192 с.

           2. Мачихина, В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / В.Ф Мачихина – М.:Просвещение 1980 – 125 с.

    3. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст]: книга для учителя / В.П. Кащенко. – 2-е изд. – М., 1994. – 223 с.

    4. Вопилова, И.В. Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся вспомогательной школы [Текст] / И.В. Вопилов. – М.:Просвещение Минск, 2008. – 67 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....

    Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"

    Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....

    ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

    Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцептивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида

    В работе отражены методы и приемы работы на уроках технологии со слепыми и слабовидящими учащимися...

    Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.

    Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...