Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.
учебно-методический материал ( класс) на тему

Зотова Любовь Алексеевна

Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и социальной жизни, был законопослушным гражданином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_urokov_tehnologii_v_sotsializatsii_lichnosti.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

           Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации. Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и социальной жизни, был законопослушным гражданином и т.д.

            Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением.

            Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.  Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир.

Перед школой, как институтом социализации  встает  социально-педагогическая задача -  освоение ребятами нормативного поведения.
            Школа  помогает молодым людям адаптироваться к новым условиям жизни.

           Важнейшей задачей сегодняшнего дня является экономическое развитие нашей страны. Для этого необходима социализированная молодежь. Важным фактором социализации старшеклассников в специальной коррекционной школе в современных условиях являются технологическое обучение и воспитание. На современном этапе развития общества в условиях массового падения социального статуса трудовой деятельности, существенно изменившего авторитет профессий, решение этой задачи  очень сложно.

            Существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях. 1. Не оборудован кабинет - невозможно рассчитывать на результаты, соответствующие современным требованиям. 2. Низкая заработная плата - добираем до прожиточного минимума двумя ставками, а то и более, вынужденно сокращая время на творчество и новаторство. И тем не менее, процесс обучения технологии в школе создает возможности для реализации процесса социализации учащихся, развития их активности в сферах познания и  предметно-практической деятельности.

            В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который призван обеспечить: формирование готовности школьников к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность.

            Не секрет, что многие из нас  на своих уроках сталкиваются с апатией учащихся. Думаю, что главная ее причина - не лень учащихся, а отсутствие у детей внутренней мотивации к деятельности.

           Темой моей работы является формирование внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Чем важнее для человека мотив и чем лучше он им осознаётся, тем быстрее создаются благоприятные условия для формирования готовности к разного рода деятельности.  

           Самореализация  происходит через усиление мотивации к активной деятельности, через чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление.  Свобода выбора форм творчества и востребованность в творческой деятельности школьников создают условия для формирования самореализации и социализации.

          Опыт моей работы подтверждает, что с детьми следует говорить о том, к чему они уже готовы, что доступно их пониманию. Поэтому, при изучении раздела «Материаловедение» необходимо увязывать программу по технологии с программами других предметов и быть в курсе того, что учащиеся знают и умеют к моменту знакомства с конкретной темой. К концу 6-го класса учащиеся достаточно хорошо изучили биологию, можно говорить о растениях лен и хлопок.            

           Уникальность предмета «Технология» в том и состоит, что школьники учатся использовать знания, полученные на уроках в повседневной практической деятельности, что, естественно, способствует их социализации.

          Наиболее оптимальными для реализации активности на уроке и получения первого опыта социализации  учащихся являются групповые формы работы. Работа школьников в парах, в бригадах, творческих группах – широко применяются  на уроках технологии.

          Нестандартные   уроки расширяют возможности предмета, дают необходимый эмоциональный всплеск, вносят атмосферу творчества и соревновательный дух.

 - Урок – игра  «магазин Ткани» (5кл)                  

 - Урок -  игра по моделированию одежды (6 кл.);

 - Урок – игра «Ателье» (7кл)

           В условиях внедрения ФГОС, знакомясь с его содержанием, необходимо  определить, что  можно  взять из «старого багажа», «что будет работать всегда», что мы умеем делать, в чем испытывает потребность окружающий социум. Беспроигрышным направлением в любых условиях является проектная и поисково-исследовательская деятельность учащихся.

            Проектная модель обучения ориентирует  ученика на решение реальных жизненных проблем и нацеливает на усвоение системы жизненно значимой деятельности и таким образом формирует  условия для социализации учащихся.

       Творческие и исследовательские проекты дают возможность ученикам проявить свои возможности, научиться развивать свои силы и способности адекватно оценивать и контролировать  себя, быть успешными в избранной деятельности и становятся первой ступенью к самореализации.

       Несколько слов хочу сказать об элементах исследовательской деятельности на уроках технологии, как средстве социализации личности.

        Под «исследовательской деятельностью школьников» я  понимаю такую форму организации воспитательно-образовательного процесса, при котором учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителями, решаются творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Исследовательскими я считаю и работы учащихся по получению информации из дополнительной литературы, из устных источников; переработка этой информации и сравнение. ( Пример - проект «Судьбы и традиции моих родных»)

        Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения  стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Но полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс. Однако отдельные элементы исследовательского метода на уроке отразить можно. Новые государственные стандарты требуют от нас шире использовать потенциал внеурочной деятельности, в том числе поисковой, исследовательской, проектной, социальной.

               Профориентационная работа на уроках технологии - это мощное средство социализации учащихся. Периодически, переходя к новому разделу программы, ввожу на уроках минутки « В мире профессий». Учащиеся знакомятся с какой-то новой профессией или углубляют свои представления о ней. Часто  подготовку  к этому этапу урока поручаю самим учащимся. Они готовят доклады, презентации, рассказы о профессиях своих близких.

           Огромную роль в воспитании личности ребенка, раскрытии его талантов и возможностей и дальнейшей успешной социализации играет дополнительное образование. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности. Дополнительное образование в нашей школе тесно связано с базовым, оно расширяет и углубляет его, создает условия для его индивидуализации, для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

               Без элементарных навыков труда, без трудолюбия молодые люди становятся беспомощными во взрослой жизни; а участие в конкурсах, олимпиадах - наоборот, формируют  лидерские качества. Эффективность обучения находится в прямой  зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности;

             Эти принципы моей работы способствуют и обеспечивают социализацию личности школьника, его готовность принять социальную роль и сформировать в ней свою активную позицию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...

Роль инфокоммуникационных технологий в развитии личности учащихся сельской поликультурной школы

Усилия  образовательного сообщества должны быть направлены на раскрытие природных дарований каждого школьника, создания оптимальных условий для самореализации их личностного потенциала и развития...