Роль трудового воспитания в социализации учащихся с ОВЗ
консультация

Борзова Наталья Анатольевна

 

         Трудовое  воспитание  является  важнейшей  частью воспитания  детей с особыми образовательными потребностями,  базой  для  развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_trudovogo_vospitaniya_uchashchihsya_s_ovz.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание – это, образно говоря,

гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно…

Нет и быть не может воспитания без труда и вне труда,

потому что без труда во всей его сложности человека

нельзя воспитать

В.А. Сухомлинский

        Трудовое  воспитание  является  важнейшей  частью воспитания  детей с особыми образовательными потребностями,  базой  для  развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.

        Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной  школы  к  самостоятельной  практической  деятельности  в труде  и  быту, профориентации учащихся. Воспитательная  работа призвана способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых компетенций, профориентации воспитанников, выработке стабильной потребности в труде, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую  возможность  воспитания  нравственных  качеств детей  с ограниченными возможностями здоровья.

        Правильное отношение к труду, у ребёнка с ОВЗ, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных ВР по трудовому направлению - привитие навыков  самообслуживания,  так  как  нельзя  недооценивать  важность самообслуживающего  труда,  являющегося  средством  воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду.  Навыки  самообслуживания  вырабатываются  в  результате многократных  повторений  одних  и  тех  же  действий  в  определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются. Но при этом роль классного руководителя и воспитателя необходимо сводить к курированию всего процесса через формирование стойкой мотивации у воспитанников к познавательной деятельности в данной области. В результате у школьников практически формируется  в  труде  такие  качества,  которые  и  выражают  должное отношение к труду, к людям труда разных профессий, результатам их деятельности.

        Проблема  социально-трудовой  адаптации  детей  с  особенными образовательными потребностями является  одной из самых актуальных и острых  проблем  в  современном  обществе.

        В условиях продолжающейся нестабильности  социально-экономической  и  политической  жизни наблюдается  устойчивая  тенденция  неэффективной интеграции  таких  детей  в общество.

        Дети  данной  категории  имеют  ограниченные  возможности  в  развитии,  нуждаются в особых методах и приёмах организации трудовой деятельности.

        Формирование   навыков   самообслуживания,   социально - бытовой ориентировки,  привитие  трудовых  навыков,  нацеливание  на  получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.

        Создание единого  воспитательного  пространства  в классе для  решения этих задач является  одним  из  условий  коррекции,  способствующим накоплению социального опыта от поступления ребёнка в образовательное учреждение  до  момента  его  выпуска.  Это  делает  особенно  актуальной проблему  создания  условий, дающих  гарантию  к  максимально результативному и комфортному освоению и накоплению знаний, умений и навыков для  ребёнка  с  особыми  образовательными  потребностями, способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду.

Цель воспитательной работы по трудовому направлению - воспитание  учащихся  с  особыми  образовательными  потребностями  через привитие навыков самообслуживающего труда, способствующего социально-трудовой  адаптации,  помощь  в их самоопределении  и  самореализации в современном гражданском обществе.

Задачи трудового воспитания в коррекционной школе:

  • формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду;
  • восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
  • формирование положительных качеств личности;
  • формирование  потребности  учиться  как  основы  стабильности будущей жизни;
  • формирование основ умственного и физического труда;
  • развитие системы трудовых компетенций по уходу за собой, классной комнатой, закрепленной территорией школьного двора, в творческой деятельности;
  • развитие творческих способностей в решении трудовой задачи;
  • воспитание   трудолюбия,   чувства   долга   и   ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности;
  • воспитание самостоятельности, умения довести начатое дело до конца;
  • воспитание ответственности за результаты своей деятельности.

        Наряду с этими задачами на занятиях по  трудовому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанников. Коррекционная работа выражается в формировании элементарных умений:

  • ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы;
  • предварительно планировать ход работы над изделием: устанавливать логическую последовательность изготовления, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться в проделанной работе;
  • контролировать свою работу: определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий.

Воспитательный процесс основан  на  следующих принципах:

Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит  в  использовании      различных  методов            педагогического воздействия   с целью достижения оптимальных результатов.

Принцип  коррекционной направленности:  направлен  на  корректировку недостатков  психофизического  развития учащихся  с  особыми образовательными потребностями.

Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей обучающихся.

Принцип  воспитывающей направленности  осуществляется  с помощью различных  видов  деятельности, общения  и  отношений,  которые складываются в ходе мероприятий.

Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит  в  использовании      различных  методов            педагогического воздействия   с целью достижения оптимальных результатов.

Принцип  коррекционной направленности:  направлен  на  исправление недостатков  психофизического  развития учащихся  с  особыми образовательными потребностями.

Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей обучающихся.

Принцип  воспитывающей направленности  осуществляется  с помощью различных  видов  деятельности, общения  и  отношений,  которые складываются в ходе занятий.

        Воспитательная работа по трудовому направлению обеспечивает достижение следующих личностных  и предметных результатов:

Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).

Предметные результаты

Предметными результатами курса является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

        Трудового воспитание реализуется через следующие направления  деятельности  воспитанников:

1.  Учебный  труд школьника  включает  в  себя  труд  умственный  и физический. Программой предусмотрен физический труд в классной комнате и  на  пришкольных участках, клубные часы, чтение художественной литературы о труде, трудовых буднях и подвигах людей, творческие занятия, мастер-классы, встречи с людьми разных профессий, посещение выставок мастеров декоративно-прикладного творчества, индивидуальные трудовые проекты, экскурсии на предприятия города.

2. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Также каждый ученик имеет возможность отрабатывать трудовые навыки, осваивать новые техники, пробовать себя в разных профессиях

3. Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды  общественно  полезной  деятельности,  как  работа на  пришкольном участке, на территории школы по ее благоустройству, по оказанию помощи инвалидам  и  ветеранам  войны  и  труда,  больным  и  престарелым; дежурство по классу и школе; изготовление творческих изделий с участием в выставках разного уровня; участие в «субботниках» по благоустройству территории школы создание  и  ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке.

4. Бытовой самообслуживающий-труд направленный на удовлетворение бытовых  потребностей коллектива,  каждого  его члена  за  счет  личных трудовых усилий. Бытовой труд воспитанников включает в себя: уборку постели; стирку мелких вещей личного пользования; уборку помещений от пыли; чистку собственных вещей и обуви; уход за цветами, озеленение школьной территории; ремонт школьной мебели; создание в  классной комнате уюта.

        При реализации данного направления трудового воспитания следует привлекать родителей учащихся. Для этого программа предусматривает мероприятия совместной деятельности педагога, учащихся и родителей.

        В процессе реализации внеурочной работы осуществляется коррекция познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

        Вся работа  должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. Программа предусматривает воспитание у учащихся стойкой мотивации к труду, уважение к людям труда, умение работать в коллективе при выполнении трудового задания.

В подтверждение вышесказанного хочу обратиться к опыту великого педагога Антона Семеновича Макаренко. Его педагогика  гениальна, прежде всего, тем, что она современна всегда, так как жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. Воспитание, по словам Макаренко,  должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника. Именно поэтому центральное место в своей педагогической системе Антон Семенович отводил трудовому воспитанию. Великий педагог считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.

И закончу словами Антона Семёновича: «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. И поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание как социализация личности воспитанников интерната.

Из опыта работы - подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией и в дальнейшем к трудовой деятельности....

Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"

В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....

Роль трудового воспитания в образовании учащихся. Родительское собрание

Тематическое родительское собрание с предварительной подготовкой (анкетирование школьников и родителей)...

Роль семьи в воспитании и социализации учащихся

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Стабильность, развитие и процветание общества во многом зависит от благополучия семей, из которых оно состоит.Семья – это единственная, глав...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...