ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
рабочая программа (6 класс) по теме

Алиева Издаг Сулеймановна

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_8_vida_obucheniya.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Шевлягина О.В.    /_____________/

Протокол № ___

от «30»_________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Астафурова Т.П.   /_____________/

от «____»_______________ 2013 г.

«Утверждено»

Директор  МОУ СОШ №1

п. Пангоды

Воротницкая А.И.  /______________/

Приказ № ____

от «____»_______________ 2013 г.

ПРОГРАММА

АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                                   Разработчик программы  Алиева Издаг Сулеймановна, социальный педагог, пед.стаж 15лет, Iкатег.                                                                                                                                       

                                                        

                2013/2014 учебный год

Содержание программы:

  1. Паспорт программы …………………………………………………… 3
  2. Пояснительная записка ……………………………………………….. 4 – 9
  3. Научно-теоретическое обоснование.                                                                                                                                                                  Содержание и механизм реализации программы……………………9-18                                      
  4. Календарно-тематическое планирование……………………………….19-23
  5. Анализ результатов работы……………………………………………….23-24
  6. Список литературы…………………………………………………………25


Наименование программы


Программа адаптации и социализации детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы

Разработчики программы

Социальный педагог Алиева Издаг Сулеймановна

Цель программы

Сформировать эффективную систему интегрированного включения детей-инвалидов в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации 


 Задачи программы

-Создать условия для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей-инвалидов и их родителей в образовательном пространстве МОУ «СОШ №1п.Пангоды»

- Обеспечить детей-инвалидов необходимым комплексом мероприятий для получения ими индивидуального уровня образования, соответствующего психофизиологическим особенностям обучающихся

- Регулировать взаимоотношения родителей, детей и педагогов, способствуя формированию толерантности у всех взаимодействующих сторон образовательного процесса
-Оказать помощь детям-инвалидам в социальной адаптации, самоопределении и самореализации

Сроки реализации программы

2013-2014 г.

Планируемые результаты

- увеличение количества и эффективности необходимых мероприятий, обеспечивающих комплексный подход к решению социализации детей-инвалидов

- успешное интегрированное детей-инвалидов в образовательную среду, в социум;

- успешная социально-психологическая адаптация детей-инвалидов и их семей;

- совершенствованная школьная система выявления, учета и сопровождения детей-инвалидов;
повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов

Пояснительная записка.

Программа разработана для учеников, обучающихся  по индивидуальному учебному плану по специальной(коррекционной) программе 8 вида в условиях общеобразовательного учреждения, количество часов-70, из расчета 2 учебных часа в неделю.


В современном мире интеграция детей-инвалидов в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к инвалидам с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Начавшийся в России в 90-тых годах интеграционный процесс в настоящее время приобрел признаки устойчивой тенденции, обусловленной, с одной стороны, демократическими преобразованиями в обществе, а с другой, реформами в сфере образования
1вообще, и введение в действие новых ФГОС в частности.

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей-инвалидов независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У детей-инвалидов часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей-инвалидов по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей-инвалидов вызывают прежде всего нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка-инвалида часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, причем у детей-инвалидов они зачастую имеют крайнюю степень выраженности: от экзальтации до полного притупления. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей-инвалидов имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная. 

Ребенок-инвалид в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка-инвалида и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает затруднено. Мы предлагаем детям-инвалидам обучение в массовой общеобразовательной школе в обычных классах совместно со здоровыми детьми, но при условии социально-педагогической помощи данной категории детей. 

 Под социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидностью, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.

 Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. 

Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в условиях массовой общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений. 

Социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы, на наш взгляд, являются следующие компоненты: 
диагностический, консультационный, практический, прогностический и социально-реабилитационный. 
- диагностический компонент представляет собой изучение личности ребенка-инвалида и его взаимоотношений со средой.
             Реализация диагностического компонента социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду предполагает: изучение личности самого ребенка, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаются возможности и имеющиеся у ребенка способности, особенности течения его заболевания, степень влияния имеющегося дефекта на общий уровень развития и восприятие своего «Я», а также особенности его взаимоотношений с ближайшим окружением, положение в семье и возможности включения в детский коллектив. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, дать общую характеристику развития его личности и отношений с окружающей средой. 

- консультационный компонент социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду представляет собой организацию консультирования данной категории детей. 
- консультации детей-инвалидов должны носить индивидуальный характер, они направлены на преодоление тех затруднений, которые испытывает ребенок. 
- практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер, средств и форм социально-педагогической помощи детям-инвалидам. 


Реализация практического компонента включает несколько этапов: 

1
) подготовительный - на данном этапе осуществляется подготовка ребенка-инвалида и членов его семьи к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы. 

2) вторым, или основным этапом реализации практического компонента является этап решения возникающих в процессе обучения проблем. У здорового ребенка начало обучения в школе – это определенный кризис, который в литературе принято называть «кризисом первых недель обучения». Для ребенка – инвалида адаптационный период больше по времени и сопряжен с дополнительными трудностями. Ему необходимо научиться самостоятельно решать проблемы, возникшие в результате того или иного дефекта, научиться вместе со здоровыми детьми включаться в разнообразную деятельность, находить ей альтернативу, если ограничения, заданные дефектом, не дадут ему возможности ее выполнения. 

3) следующий этап реализации практического компонента социально-педагогической помощи детям-инвалидам – это этап сопровождения ребенка в процессе его обучения в школе. 

Социально-педагогическое сопровождение – это процесс своевременной помощи ребенку на основе постоянного отслеживания изменений в процессе его развития, адаптации его в детском коллективе и развития компенсаторных механизмов. Основная функция социально-педагогического сопровождения –помощь ребенку-инвалиду и его семье в решении проблемных ситуаций. 


  • следующим компонентом социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы является 
    прогностический компонент. 
    Прогнозирование – это определение потенциальных возможностей ребенка к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы. При прогнозировании таких возможностей специалист должен изучить особенности дефекта, имеющиеся у ребенка-инвалида, влияние его последствий на его жизнедеятельность и тенденции развития последствий дефекта. 

  • еще одним компонентом социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы является 
    социально-реабилитационный компонент. 

    Социальная реабилитация - это целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также комплекса педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей. 

    Социальная реабилитация – это 
    система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка-инвалида. Социально-реабилитационный компонент помощи детям-инвалидам реализуется на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, которые разрабатываются совместно: медицинский работник - социальный педагог, педагог-психолог – классный руководитель – ребенок – родители. 


     Актуальность. Основания для разработки программы

    Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок –инвалид.

    В настоящий момент в  МОУ СОШ№1 п. Пангоды из 668 учащихся, обучаются 5 детей-инвалидов, а также 8 детей с ОВЗ (имеющих заключение ПМПК). При условии создания в школе полноценной безбарьерной среды все дети смогут чаще посещать занятия и внеурочные мероприятия в школе, что позволит им быть более адаптированными и социализированными в обществе.

Социологический опрос, проведенный в апреле 2012 года, в котором было опрошено 184 учащихся начальных классов, 229 учеников средней и старшей школы, 7 представителей администрации школы, 37 педагогов, 352 родителя учащихся школы, 2 представителя обслуживающего персонала показал:

- 69% учащихся школы не имеют опыта общения с инвалидами, но готовы обучаться с этими детьми в одном классе;
- 73% будут стараться оказывать им моральную поддержку, помощь в учебе, передвижении; 
- 58% родительской аудитории также не имеют опыт общения с инвалидами, но готовы к тому, что данное ОУ будут посещать и дети-инвалиды; 
- 35% опрошенных, испытывают потребность в особых знаниях и умениях при работе с детьми – инвалидами, считают, что для работы с детьми данной категории нужна специальная профессиональная переподготовка; 

Администрация школы и  педагоги готовы к принятию детей-инвалидов в нашем учреждении, готовы к оказанию им моральной поддержки, помощи в учебе и  развитии.

     Данная  программа направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в  особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем, и это, на наш взгляд, позволит изменить сложившееся в обществе отношение к ним. 

       Образование детей инвалидов в условиях общеобразовательной школы №1 п. Пангоды базируется на идее принятия индивидуальности каждого отдельного ученика и следовательно, обучение и воспитание организовано таким образом чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Ребенок рассматривается как человек, ценность которого не зависит от его способностей и достижений. Каждый способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, ведь люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, эти дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. От этого жизнь ребенка становится разнообразной, а разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

В условиях общеобразовательной школы специалисты оказывают детям –инвалидам всестороннюю помощь. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. 

Организованный учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении помогает раскрывать каждого такого ученика с помощью глубокого, точечного индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.

Психолого-педагогическая служба образовательного учреждения учитывает как потребности
, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику, учителям и родителям для достижения успеха. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Педагогический коллектив разрабатывает философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику. В процесс создания инклюзивной школы включены все участники образовательного процесса: администрация школы, педагоги, вспомогательные службы, медицинские работники и родители обучающихся. 

Для полноценного развития ребенка – инвалида недостаточно только присутствие в школе, важно фокусирование не на целях, а на действиях. Часто дети с особыми образовательными потребностями признаются необучаемыми, педагоги массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей - инвалидов в процесс обучения в классах, а родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. 

В МОУ СОШ№ 1п.Пангоды все ученики равны в школьном сообществе, они имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучаются стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников. Разрабатываемые учреждением индивидуальные образовательные программы учитывают потребности каждого ученика, а семьи активно участвуют в их разработке и реализации. 

В ходе реализации данной программы  у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Индивидуальная помощь, оказываемая ребенку, не отделяет и не изолирует его. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков. 

Существование обычных школ с установкой на инклюзию – самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования. Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. 

I.Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов, в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

 Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
- информирование и консультирование инвалида и его семьи;
- “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;
-обучение инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;
- обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

I.РАЗДЕЛ. Учитывая, выше сказанное для  формирования навыков  независимости и самостоятельности в повседневной жизни    составлен план индивидуально-коррекционных развивающих занятий в количестве (26 часов):

Занятие 1. Тема: «Игры на знакомство и важные аспекты жизнедеятельности семьи и социально-значимые умения».

Цель и задачи: сформировать представление о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи.


- называть себя (фамилию, имя, отчество), адрес;
- называть членов семьи: отца, мать, брата, сестру, бабушек, дедушек;
- определить собственную роль в семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра);

 Занятие 2. Тема: «Обучение навыкам персонального ухода» (соблюдение личной гигиены).

Цель и задачи: закрепить знание детей о гигиенических нормах и культуре поведения.
- научить детей составлять режим дня;
- развивать кругозор;
- сформировать четкую схему действия умывания  ДЕВИЗ: «Я САМ!», «Я УМЕЮ!», «Я НАУЧИЛСЯ!»

Занятие 3. «В гостях у Мойдодыра».
Занятие 4. Уход за телом «Чистота – залог здоровья».
Занятие 5. Беседа 2 «Как ухаживать за руками и ногтями».

Занятие 6. Тема: «Одежда»

Цель и задачи: дать представления и знания об одежде.
- назначение одежды;
- названия предметов одежды;
- виды одежды;
- уход за одеждой;
- умение самостоятельно одеваться.

Занятие 6. «История нашей одежды».
Занятие 7. «День большой стирки».

Занятие 8. «День большой стирки».
Занятие 9. «А теперь давай гладить!». 
Занятие 10. «Узелок и бантик. Учимся завязывать шнурки». 
Занятие 11. Поле чудес на тему: «Одежда и обувь».

Занятие 12. Тема: «Ремонт и уход за одеждой»
Цель: научить правильно ухаживать за одеждой и ремонтировать ее.
Занятие 13. «Техника безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками».
Занятие 14. «Заплатка».
Занятие 15-16. «Оторвалась пуговица!»
Занятие 17-18. Практическая часть.

Занятие 19. Тема: «Жилой дом»
Цель: дать представление и знания о видах жилищ.
Занятие 20. Беседа «Жилище».
Занятие 21. «Уроки Золушки».

Занятие 22. Тема: «Транспорт»
Цель и задачи: Дать ребенку представления и знания о транспорте
- повторить правила дорожного движения, закрепить знания и навыки;
- углублять знания детей о работе светофора, т.е. о сигналах: красный, желтый, зеленый;
- закреплять знания правил для пешеходов в играх и инсценировках;
- расширять знания детей об улице (части дороги);
- развивать внимание, наблюдательность, речь.

Занятие 23. Беседа «Транспорт».
Занятие 24. «Светофор».
Занятие 25. «Итоговое занятие по правилам дорожного движения».
Занятие 26 .Обучение ребенк- инвалида пользованию техническими средствами проводится по необходимости с приглашением учителя технологии.
Информирование и консультирование инвалида и его семьи по вопросам реабилитации, по мерам социальной поддержки проводится при обращении в Центр, при необходимости дается юридическая консультация.

II.РАЗДЕЛ.   Занятия по технологии «Основы кулинарии».Домоводство.

Дети с ограниченными возможностями здоровья наиболее остро ощущают неуверенность и дискомфорт на кухне. Они не могут сориентироваться в разнообразии продуктов, в использовании столовых и бытовых приборов. Заниженная самооценка не позволяет им проявить свои творческие способности в кулинарии. Очень важно чтобы в семье дети имели определенные обязанности, отвечали за их выполнение. Выполнение определенного задания позволяет воспитать чувство ответственности, уверенности в своих силах.

      Для детей - инвалидов кулинария должна быть занимательной, содержать элементы игры. Домашняя кухня как источник вдохновения может стать основным полем этой игры, где для детей совершаются настоящие открытия, и чудеса. На кухне ребенок может почувствовать себя умелым и ловким, он испытывает удовольствие от самого факта соучастия в процессе приготовления пищи, сервировки стола.

 Цель: обучение навыкам самообслуживания на кухне, приготовления пищи.

Задачи: 
- научить детей правильно как правильно обращаться с режущими инструментами;
- учить и закреплять навыки работы с различными электробытовыми приборами;
- формировать в ребенке уверенность в своих силах;

- учить культуре поведения за столом;

- воспитывать внимательное отношение к своему труду и труду других людей
- воспитывать чувство взаимопомощи;

- пополнять знания о кулинарных традициях, интерес к богатому наследию русской и мировой культуры.


В процессе реабилитации дети в кулинарном классе учатся:

- пользоваться бытовыми электрическими приборами (чайник, плита, духовая печь, микроволновая печь, мясорубка, комбайн, миксер, соковыжималка);
- готовить первые, вторые блюда, салаты, бутерброды, чаи, компоты, канапе, варенье и т.д.;

- правильно сервировать стол;

- научит определять продукты из которых приготовлено блюдо (дигустация);

- экономно и бережно обращаться с продуктами питания.

Учитывая, выше сказанное для  формирования навыков самообслуживания по кулинарии,  составлен план индивидуально-коррекционных развивающих занятий в количестве (20 часов):

  1. Экскурсия на кухню. Бытовые эл. приборы.
  2. Техника безопасности на занятиях по кулинарии. Выпечка (хворост).
  3. Продукты питания. Приготовление винегрета.
  4. Значение питания в жизни человека. Первичная обработка овощей. Приготовление жареной картошки.
  5. «За столом красиво». Правила сервировки. Практикум «Столовое белье».
  6. «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Практикум «Фруктовый салат». Простая нарезка овощей.
  7. На скорую руку. Бутерброды, канапе…
  8. Рождение сказки. Мастер класс «Свекольная роза». «Карвинг – резная работа, резной орнамент по овощам и фруктам».
  9. Главное блюдо обеда (первые блюда). Практикум «Овощной суп».
  10. Детский праздник. Украсим стол для детей - обед, ужин.
  11. Изделия из круп. Игра «Работа для Золушки». Практикум «Каша из топора».
  12. Кулинарная сказка (Печенье без выпечки).
  13. Пейте дети молоко. Дегустация продуктов, приготовленных на основе молока.
  14. Изделия из теста (блины). Практикум «Солнце в сковороде».
  15. Выпечка блинчиков.
  16. Фруктовый коктейль.
  17. Откуда пришел чай? Мастер – класс «У самовара я и моя семья».
  18. Ее Величество – Капуста. Практикум «Ленивые голубцы».
  19. Дела домашние (домоводство). Кухонный инвентарь и уход за ним.
  20. Экскурсия в кафе. Праздник в семье.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ МОЖНО НАЗВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:

1) развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания
2) формирование самостоятельности:
-умение организовать свое рабочее место во время занятий по коррекции основных познавательных процессов и арт-терапии;
-правильно держать лист при рисовании, карандаш, кисть и т.д.
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
-пользоваться акварельными и гуашевыми красками для рисования;
-передавать по схеме правильно фигуру человека, его лицо
-делать простейшие поделки из пластилина / и других пластических материалов/
-убирать за собой рабочее место без посторонней помощи.
3) развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей

В СОДЕРЖАНИЕ занятий по коррекции ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ входит: развитие памяти, внимания, мышления, речевых умений. Это происходит через упражнения: «Беспорядок на кухне»; «Строительство дома»; «Почтовый ящик»; «Продолжи ряд слов», «Найди отличие»; «Найди игрушку»; «Снежное поле», «Запоминаем вместе». Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.

Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавательные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, награду за усердие в первой части занятия.
МЕТОДАМИ психологической работы являются коррекционные, развивающие занятия с детьми-инвалидами.

ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ занятий по коррекции основных познавательных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобретение самостоятельности при выполнении элементарных действий с материалами работы и по подготовке места работы и уборки его за собой (о САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ подробнее в ЗАДАЧАХ).

При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для занятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.

Кроме указанного выше, следует помнить, что у каждого ребенка-инвалида есть свои особенности во внешне похожих нарушениях. Это требует составления и индивидуальных планов занятий.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИЕЙ ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
1. Дети должны заниматься за удобными столами и стульями, которые легко моются, с хорошим освещением.
2. Демонстративная доска для наглядности и объяснений.
3. Шаблоны для рисунков, аппликаций и т.д.
4. Карандаши (цветные и простые).
5. Резинки.
6. Фломастеры.
7. Гуашевые и акварельные краски (не менее 12 цветов).
8. Кисти разного размера «Белка» или «Пони» №3-6.
9. Клей синтетический ПВА, или клей-карандаш (те, которые меньше проливаются).
10. Бумага (белая и цветная, а также белая ксероксная).
11. Ножницы.
12. Развивающие игры на пазловой основе из серии «Играя, учись!»
авторы: Евсеев М.Ю., Евсеева ЕЛ. «Мои первые буквы», «Мои первые часы»,«Азбука», «Ассоциации», «Фигуры и цвет» и т.д.
13. Клеенки и газеты для содержания столов в чистоте.
14. Ватманская и альбомная бумага размером А 4, А 3, А 2.
15. Бумага для ксерокса (не менее 500 листов в месяц).
16. Салфетки для работы с клеем.
17. Баночки для воды.
18. Клеенки (или досочки) для работы с пластилином.
19. Тетради в клеточку.
20. Пластмассовые цветные геометрические фигуры. 
21. Ксерокопии упражнений для подготовки к школе.

Цель занятий: 

1. Определение уровня развития мелкой моторики.
2. Владение карандашом, ножницами, кисточкой.
3. Умение распознавать и выделять цвета.
4. Развитие памяти и внимания.
             Оборудование: - 2 листа ватмана

  • цветные карточки: красные, синие, зеленые, черные
  • мяч. Бумага, цветные карандаши
  • карточка с нарисованным беспорядком на кухне
  • ножницы, клей, кисти                                  

III.РАЗДЕЛ   Учитывая, выше сказанное, для  познавательных процессов, улучшением памяти, внимания, мышления, является приобретение самостоятельности при выполнении элементарных действий с материалами работы и по подготовке места работы и уборки его за собой, составлен план индивидуально-коррекционных развивающих занятий в количестве (24 часа).

  1. Подделка к Новому году.
  2.  Изготовление снежинок.
  3. Изготовление гирлянд.
  4. Изготовление фонариков.
  5. Объёмная аппликация.
  6. Подделка к 23-Февраля.
  7. Поздравительная открытка
  8. Аппликация из бумаги.
  9. Аппликация из бумаги.
  10. Аппликация из ткани.
  11. Аппликация из ткани.
  12. Подделка ко дню 9-Мая.
  13. Подделка ко дню 9-Мая.
  14. Подделка из крупы-риса.
  15. Подделка из крупы-гречки «Девочка с собачкой».
  16. Подделка из крупы- макароны.
  17. Подделка из бисера.
  18. Бисероплетение.
  19. Подарок маме из бисера.
  20. Подделка ко дню Учителя!
  21. Подделка ко дню Учителя! Поздравительная открытка.
  22. Подделка  из бумажных цветов. 
  23.  Изготовление листьев.
  24. Открытка другу.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают: социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь; обучение: общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом; оказание помощи в решении личных проблем

Социокультурная реабилитация
Дети инвалиды обладают заниженной самооценкой, застенчивы, замкнуты, имеют малый опыт адекватного социального поведения, в связи с чем у них возникают проблемы в социуме.

И если мальчишки и девчонки, вернувшись домой, с восторгом рассказывают друзьям и родителям о том, как здорово было в отделении, - значит, воспитатели и педагоги-организаторы со своей нелёгкой задачей справились. На период реабилитации детям с ограниченными возможностями здоровья с целью сплочения коллектива, развития кругозора, формирования толерантного отношения друг другу проводятся познавательно-развлекательные мероприятия, соответствующие календарным датам и времени года. В данной программе представлены разработки мероприятий на 19 дней с учётом таких видов нарушений и ограничений в состоянии здоровья как двигательные, умственные (лёгкой и средней степени), речевые, слуховые, зрительные.

Календарно-тематическое планирование по специальной(коррекционной)

программе 8 вида в условиях общеобразовательного учреждения в

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

на 2013/2014 учебный год

Дата проведений

Тема занятий

Цель и задачи

1

Тема: «Игры на знакомство и важные аспекты жизнедеятельности семьи и социально-значимые умения Цель и задачи: сформировать представление о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи.

- определить собственную роль в семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра);

 - называть себя (фамилию, имя, отчество), адрес;
- называть членов семьи: отца, мать, брата, сестру, бабушек, дедушек

2

 Занятие 2. Тема: «Обучение навыкам персонального ухода» (соблюдение личной гигиены).

Цель и задачи: закрепить знание детей о гигиенических нормах и культуре поведения.

3

«В гостях у Мойдодыра».

- научить детей составлять режим дня;

4

 Уход за телом «Чистота – залог здоровья».

- развивать кругозор;

5

Беседа 2 «Как ухаживать за руками и ногтями».

- сформировать четкую схему действия умывания. ДЕВИЗ: «Я САМ!», «Я УМЕЮ!», «Я НАУЧИЛСЯ!»

6

Занятие 6. Тема: «Одежда» «История нашей одежды».

Цель и задачи: дать представления и знания об одежде.

7

 «День большой стирки».

- назначение одежды;

8

 «День большой стирки»

- названия предметов одежды;

9

 «А теперь давай гладить!». 

- виды одежды;

10

«Узелок и бантик. Учимся завязывать шнурки». 

- уход за одеждой;

11

Поле чудес на тему: «Одежда и обувь».

- умение самостоятельно одеваться.

12

Занятие 12. Тема: «Ремонт и уход за одеждой»

Цель: научить правильно ухаживать за одеждой и ремонтировать ее.

13

 «Техника безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками».

знать правила техники безопасности и уметь применять их в быту.

14

 «Заплатка».

научиться ремонтировать одежду

15-16

 «Оторвалась пуговица!»

научиться пришить пуговицу

17-18

Практическая часть. Пришивание пуговиц

научиться пришить пуговицу

19

Занятие 19. Тема: «Жилой дом»

Цель: дать представление и знания о видах жилищ.

20

 Беседа «Жилище».

уметь убирать за собой, посуду, одежду

21

«Уроки Золушки».

уметь убирать свои вещи по определённым местам.

22

Занятие 22. Тема: «Транспорт»
Цель и задачи: Дать ребенку представления и знания о транспорте
- повторить правила дорожного движения, закрепить знания и навыки;

- развивать внимание, наблюдательность, речь.

23

Занятие 23. Беседа «Транспорт».

- закреплять знания правил для пешеходов в играх и инсценировках;

24

Занятие 24. «Светофор».

- расширять знания детей об улице (части дороги);

25

Занятие 25. «Итоговое занятие по правилам дорожного движения».

- углублять знания детей о работе светофора, т.е. о сигналах: красный, желтый, зеленый;

26


Занятие 26 .Обучение ребенк- инвалида пользованию техническими средствами проводится по необходимости с приглашением учителя технологии

Информирование и консультирование инвалида и его семьи по вопросам реабилитации, по мерам социальной поддержки проводится при обращении в Центр, при необходимости дается юридическая консультация.

ИТОГО:26часов

II РАЗДЕЛ Формирование навыков самообслуживания по кулинарии,

план индивидуально-коррекционных развивающих занятий  (20 часов):

Занятия по технологии «Основы кулинарии».Домоводство.

27

Экскурсия на кухню. Бытовые эл. приборы.

- знать  бытовые приборы

28

Техника безопасности на занятиях по кулинарии. Выпечка (хворост).

- уметь пользоваться бытовыми электрическими приборами ( плита)

29

Продукты питания. Приготовление винегрета

- уметь  пользоваться  (чайник, плита,

30

Значение питания в жизни человека. Первичная обработка овощей. Приготовление жареной картошки.

-уметь чистить картофель, нарезать овощи

31

«За столом красиво». Правила сервировки. Практикум «Столовое белье».

-уметь пользоваться вилкой,ложкой

32

«Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Практикум «Фруктовый салат». Простая нарезка овощей

Знать понятия «овощи», «фрукты»

33

На скорую руку. Бутерброды, канапе…

- уметь приготовить бутерброд

34

Салат из  овощей и фруктов.

-уметь приготовить салат (помидоры,огурцы)

35

Главное блюдо обеда (первые блюда). Практикум «Овощной суп».

-знать разновидность супов.

36

Детский праздник. Украсим стол для детей - обед, ужин.

-уметь  правильно сервировать стол;

37

Изделия из круп. Игра «Работа для Золушки».Практикум «Каша из топора».

- уметь приготовить кашу из гречки

38

Кулинарная сказка (Печенье без выпечки).

-знать разновидности веченья;

39

Пейте дети молоко. Дегустация продуктов, приготовленных на основе молока.

- научит определять продукты из которых приготовлено блюдо (дигустация);

40

Изделия из теста (блины). Практикум «Солнце в сковороде».

- научит определять продукты из которых приготовлено блюдо (дигустация

41

Выпечка блинчиков.

-знать состав блюда;

42

Фруктовый коктейль.

- экономно и бережно обращаться с продуктами питания.

43

Откуда пришел чай? Мастер – класс «У самовара я и моя семья».

готовить первые, вторые блюда, салаты, бутерброды, чаи, компоты, канапе, варенье и т.д.;

44

Ее Величество – Капуста. Практикум «Ленивые голубцы».

- знать блюда из капусты, приготовить салат

45

Дела домашние (домоводство). Кухонный инвентарь и уход за ним.

- знать предназначение принадлежностей.

46

Экскурсия в кафе. Праздник в семье.

ИТОГО:20часов

III.РАЗДЕЛ.  План индивидуально-коррекционных развивающих занятий  

по улучшения  познавательных процессов, памяти, внимания и  мышления

Работа с бумагой, крупами,пластилин (24 часа).

47

Подделка к Новому году.

Развитие памяти и внимания

48

Изготовление снежинок.

Определение уровня развития мелкой моторики. Развитие памяти и внимания.

49

Изготовление гирлянд.

Умение распознавать и выделять цвета.

50

Изготовление фонариков.

51

Объёмная аппликация.

Определение уровня развития мелкой моторики.

52

Подделка к 23-Февраля.

Владение карандашом, ножницами, кисточкой.

53

Поздравительная открытка к 23-Февраля

Владение карандашом, ножницами, кисточкой. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания.

54

55

Аппликация из бумаги.

Умение распознавать и выделять цвета.

56

57

Аппликаия из ткани.

Владение карандашом, ножницами,мелом. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания.

58

59

Подделка ко дню 9-Мая.

Владение карандашом, ножницами, кисточкой. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания.

60

Подделка из крупы-риса.

Владение карандашом, ножницами, кисточкой.

61

Подделка из крупы-гречки «Девочка с собачкой».

Владение карандашом. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания.

62

Подделка из крупы- макароны.

Развитие памяти и внимания.

63

64

65

Подделка из бисера. Бисероплетение.

 Подарок маме из бисера.

Определение уровня развития мелкой моторики. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания.

66

Подделка ко дню Учителя!

 Развитие памяти и внимания.

67

Подделка ко дню Учителя! Поздравительная открытка.

Определение уровня развития мелкой моторики.

68

Подделка  из бумажных цветов.

Умение распознавать и выделять цвета.

69

 Изготовление листьев

 Владение карандашом, ножницами, кисточкой.

70

Открытка другу.

ИТОГО:24 часа

                                         ВСЕГО: 70 часов

         

                     

                       

Анализ результатов работы подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать следующие выводы: 

1. Инвалидность – это процесс, обусловленный действием последствий дефекта, вызывающий изменения и особенности развития личности инвалида, характеризующийся нарушением его социальных связей как с обществом в целом, так и с определенными группами людей. Процесс динамический, изменяющийся. 

2. Компенсация дефекта – это деятельность специалистов, направленная не на дефект сам по себе, а на работу с ребенком-инвалидом в целом как с личностью, на развитие его как личности, способной адаптироваться в различных социальных условиях и уравновесить уровень своих притязаний и потребностей с имеющимися способностями. 

3. Под социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидизацией, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать. Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в условиях массовой общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений. 

4. Компонентами социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы, на наш взгляд, являются следующие: диагностический, консультационный, практический, прогностический и социально-реабилитационный. 

5. Функциями социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы являются: компенсаторная, стимулирующая, развивающая, коррекционная. 

6. Процесс оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам базируется на следующих принципах: персонификации помощи, мотивации, сотрудничества и взаимодействия, развивающей среды. 

7. Процесс оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в массовой общеобразовательной школе будет способствовать его нормальной адаптации в детской группе и соответствующему возрасту 

усвоению учебного материала при следующих условиях: 
- формирование у ребенка понимания своего дефекта и действия его последствий как иной, чем у здоровых детей, путь развития и участия в жизнедеятельности; 

- ориентация в его ходе на субъектное включение ребенка и его семьи в данный процесс; 

- создание специальной развивающей среды как формы жизнедеятельности ребенка. 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

принципы педагогической поддержки:· принцип компетентности;· принцип взаимосвязи в работе специалистов;· принцип взаимодействия с родителями;· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми фо...

Проект «Школа доброты» по социализации детей-инвалидов

На сегодняшний день в Верхневилюйском улусе насчитывается более 200 детей – инвалидов, из них на индивидуальном обучении учится 56 учащихся. В нашей школе учится 17 детей- инвалидов, из них на и...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...

Презентация "Социализация детей - инвалидов на уроках математики в условиях дистанционного образования."

В презентации показаны несколько  примеров, которые помогут учителю создать благоприятные условия на уроке для социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов....

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...