ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
статья по музыке на тему

Надежда Кузьмина

В статье показан опыт формирование творческого пространства для учащихся, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагающего использование современных технологий совместной деятельности учителя и учеников. Одной из них является проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx37.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Прусакова Н.П.,

учитель музыки

МБОУ «Гимназия №71» (Радуга») г. Кемерово

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Среди всех участников образовательных отношений зачастую бытует мнение, что музыка – предмет второстепенный, но мало кто задумывается о том, что занятия музыкой могут влиять на формирование мировоззрения человека, его убеждения, взгляды. 

               Проблема равнодушия учеников к музыкальной деятельности на уроке очень осложняет процесс развития умения слушать и слышать музыкальные произведения, а значит, не позволяет достичь главной цели формирование основ музыкальной культуры учеников, как части их духовной культуры. Если же мы хотим воспитать Личность, способную адекватно воспринимать действительность, готовую к нравственным поступкам, умеющую отзываться на чужую боль, тогда музыка должна восприниматься не порционно и отвлеченно, а стать неотъемлемой частью повседневной жизни.

             Проблема заключается в том, что учитель музыки за учебный год дает урок длиною лишь в полутора суток. Решение этой проблемы видится в создании единого музыкально-творческого пространства, которое позволит объединить урочную и внеурочную формы работы, а, следовательно: увеличить время общения с музыкой; сделать учащихся не пассивными слушателями, а активными участниками различных действий, связанных с изучением, созданием, анализом музыкальных произведений; познакомиться с авторами, музыкальными стилями и направлениями.

        Основой моей деятельности в данном направлении, как и основой музыки, стали «три кита», три опоры, которые определяют задачи, стоящие передо мной, как перед учителем искусства.  

«Кит 1». «Музыка - универсальный язык человечества» (Генри Лонгфелло).  Если музыка универсальный язык, значит, она может научить нас неким универсальным законам. Например, законам красоты и гармонии, по которым ученики будут строить взаимоотношения в социуме и познавать окружающий мир. Она может синтезировать жизненный и учебный опыт учеников, показывая интеграцию с другими видами искусства и исследованиями в разных областях науки. Поэтому в процессе обучения должны быть созданы такие условия, при которых урок музыки превращается в урок жизни. А свою задачу, как учителя, вижу в том, чтобы сформировать в рамках изучения предмета «музыка» интерес к фундаментальным и прикладным наукам, научной картине мира путем вовлечения детей в познавательную деятельность.

             «Кит 2». «Цель музыки – трогать сердца» (И.С. Бах). Музыка выражает представления об окружающем мире в художественном образе.  Через образ она передает нам опыт поколений, нравственные ценности человечества. Задача педагога сделать эти ценности понятными и созвучными внутреннему миру учеников, тем самым способствовать определению духовно-нравственных ориентиров. Разбирая с учениками каждый художественный образ с позиции средств музыкальной выразительности, создаю условия, чтобы школьники начинали понимать, а значит,  и ценить музыкальные шедевры. У детей формируется музыкальный вкус и предпочтения, соответствующие культурным нормам, принятым в цивилизованном современном обществе.

           «Кит 3». «Слушая музыку, я испытываю огромное желание творить» (Делакруа Эжен). Полученный на уроке опыт восприятия и познания музыки, как части духовной культуры человека, а также осознание своих возможностей мотивирует учащихся на развитие способностей и личностных качеств за пределами урока. И следующая задача заключается в том, чтобы показать возможности роста в социо - культурном пространстве школы и города, тем самым развивать творческие способности учеников и положительную мотивацию к предмету «Музыка».

             Формирование творческого пространства, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагает использование современных технологий совместной деятельности учителя и учеников. Одной из них является проектная деятельность.

Проектный метод актуален в условиях современного образования, т.к. во-первых, реализует деятельностный подход в обучении, а во-вторых, он представляет проблемное обучение. Совокупность данных процессов обеспечивает формирование основных компетенций учащихся (целеполагания, планирования, рефлексии, самостоятельного поиска информации, коммуникативности и толерантности). Это положительно влияет на развитие личности ученика, открывает новые возможности самореализации, формирует интерес к познанию музыки как удивительного явления и открытию нового взгляда на себя.  Инновационность заключается в системном подходе: проекты реализуются не от случая к случаю, а в определенном порядке, объединяя урочную и внеурочную деятельность, обеспечивая решение образовательных и воспитательных задач.

             В образовательной деятельности мною используются различные виды проектов, которые классифицированы по доминирующей деятельности и результативному продукту.      

              В рамках учебного занятия, из-за временных границ применяются краткосрочные проекты (часть урока). Одним из часто используемых в начальной школе является ролевой проект. Он связан с драматизацией детских песен. Например, решая проблему во 2 классе «Почему танец менуэт медленный?», мы обращаемся к песне с одноименным названием композитора  Е. Адлера. Ребята переносятся в атмосферу бала: во время исполнения песни ребята встают в пары и иллюстрируют движениями слова песни. В такие моменты создаются настоящие танцевальные миниатюры, в которых дети воспроизводят услышанную музыку в “лицах”.

             В рамках информативно-исследовательских проектов в старших классах определяется «Рейтинг любимых произведений или песен», тем самым формируются музыкальные предпочтения детей. Очень часто создается «паспорт» композиторов, музыкальных стилей, полюбившихся произведений.

            Участвуя в проекте «Путешествие в мир музыкальных инструментов», младшие школьники  после  изучения различных инструментов изготавливают свой ударный шумовой инструмент с  инструкцией, который потом используют на уроках музыки.

              Старшеклассников часто интересует творчество великих музыкантов, современных групп. Поддерживая их интерес, создаются альбомы, презентации о творчестве деятелей искусства, которые в дальнейшем представлены для широкой аудитории. Собранная информация является продуктом информационных проектов. Ученики начальной и основной школы любят участвовать в проекте «Страна музыкальных загадок» в рамках декады предметов культурно-спортивного цикла. Учащиеся составляют ребусы,  музыкальные загадки, которые позже оформляют в тематические газеты. Работа над такими информационными проектами  также является средством контроля  знаний по предмету «Музыка».

               Как уже было сказано выше, проекты используются и во внеурочной деятельности, которая содействует обеспечению достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. В рамках общекультурного направления внеурочной деятельности реализуется программу «Хоровая студия», ведется кружок «Мир вокального искусства», готовятся проекты для участия в научно-практических конференциях различного уровня.

              Во внеурочной деятельности чаще используются долгосрочные проекты. Среди них – исследовательские. Продукты данных проектов (результаты исследований) дети представляют на научно-практических конференциях. Такие проекты ценны интегрированным характером исследований. Например, воздействие разных стилей музыки на эмоциональное состояние человека учащиеся 8 класса определяли с помощью цветового теста швейцарского психолога Люшера. А проектным продуктом исследования жанров и истории создания военной песни стали памятные открытки со словами песен, созданные совместно с учителем технологии.

             Продукты практико-ориентированных проектов в дальнейшем становятся дидактическим материалом для работы на уроках музыки, средством контроля знаний. Составленная учениками восьмого класса музыкально-познавательная  игра «Угадай - ка»  стала использоваться на уроках с целью закрепления материала.

             Сценарные проекты в основном создаем на занятиях хора. С учащимися седьмого класса была составлена игровая музыкальная программа для первоклассников «В поисках музыкальных сокровищ». Она ставила перед собой две задачи: ввести первоклассников в мир музыки и создать положительный настрой к занятиям, помочь адаптироваться в гимназии, а ученикам седьмого класса дать возможность почувствовать себя в роли «наставников» для детей.

            Особое значение в работе имеют творческие проекты. Они создаются совместно с учениками хоровой студии гимназии. Это скорее номера  проекты, их особое отличие интегрированный характер и возможность «выхода» в новую социокультурную среду, посредством участия в различных творческих конкурсах.

             Для участия в городском конкурсе французской  песни «Этуаль-ка» мы готовили песню на французском языке «Вечный круг жизни» Э. Джона. Нами была проделана огромная работа в создании образа этого музыкального произведения. Ребята были поделены на группы, каждая из которой занималась реализацией своих задач: произношение французского текста, создание эскизов костюмов, сценическое воплощение образа.  

            Участие в проектной деятельности – это один из инструментов, способствующих повышению интереса к предмету «Музыка». Это подтверждается ростом качественной успеваемости по предмету и увеличении количества детей, желающих заниматься музыкой во внеурочное время. Уровень сформированности УУД тоже имеет позитивную динамику. Положительная мотивация к изучению предмета «Музыка» отражается в результатах исследования учебных предпочтений, проведённых психологом гимназии на основе методики «художественных метафор».

             Проектный метод помогает выявить способности учащихся к различным видам деятельности и помочь в «поисках себя». Каждый используемый проект решает основные задачи, стоящие перед учителем, а обогащение исследовательского опыта у учеников происходит постоянно в урочной и внеурочной деятельности, поэтому, можно сказать, что многие проекты дополняют друг друга, являются продолжением, интегрируются.

Работая в этом направлении, педагог должен прийти к системе организации проектной деятельности. В этом случае, возможно, тематическое планирование по предмету «Музыка» будет строиться по блокам, включающим в себя несколько тем, объединенных одним проектом. Соответственно, по каждой изученной теме результат обучения будет оформлен в конкретном продукте по освоению учебной программы и реализован в рамках внеурочной деятельности непосредственно детьми на практике.

В этом случае учащийся не только с интересом и удовольствием будет получать новые знания, а также учиться применять их в жизни, он будет воспитываться на лучших образцах музыкальной культуры, и желание творить у него сохранится надолго, а значит, с уверенностью можно будет сказать, что педагогическая цель будет достигнута.

Список используемой литературы:

  1. “Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения”, М., 2010.
  2. “Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики”  Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
  4.  Ригина, Г.С. Музыка. Книга для учителя [Текст] / Г.С.Ригина / М.: Учебная литература, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.В.ЛОМАЧЕНКОВА, "Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкального и общего кругозора детей посредством пропаганды классической музыки"

Данная методическая разработка — это практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса  обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ГБОУДО  Дворец твор...

Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой.

Что такое преемственность?Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает  п...

Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей

Музыкально - ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить восприни...

Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов

В науке и практике образовательной деятельность предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружен...

«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Реферат на тему : «Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ  музыкальной культуры детей»...

Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД

Учебно – исследовательская и проектная деятельность  как одно из условий формирования УУД...