Е.В.ЛОМАЧЕНКОВА, "Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкального и общего кругозора детей посредством пропаганды классической музыки"
методическая разработка по теме

Ломаченкова Елена Валентиновна

Данная методическая разработка — это практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса  обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ГБОУДО  Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара.

    Методическая разработка помогает решить вопрос, как формировать основы музыкальной культуры у детей, а также развить у них музыкальный и общий кругозор посредством  классической музыки.

    Вопросы, которые раскрывает данная работа: как организовать музыкальную, лекционную познавательную работу, используя технические средства,  современные  возможности образования.  Условно говоря, это работа по организации ликвидации музыкальной безграмотности. Практическая часть построена в форме интерактивной работы с детьми.

              

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования города Москвы

«Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара»

Е.В.ЛОМАЧЕНКОВА,

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкального и общего кругозора детей посредством пропаганды классической музыки"

(Практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса  обучающихся младшего, среднего и старшего возраста).

Москва, 2015 год.

Аннотация

 Данная методическая разработка — это практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса  обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ГБОУ Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара.

        Методическая разработка помогает решить вопрос, как формировать основы музыкальной культуры у детей, а также развить у них музыкальный и общий кругозор посредством  классической музыки.

        Вопросы, которые раскрывает данная работа: как организовать музыкальную, лекционную познавательную работу, используя технические средства,  современные  возможности образования.  Условно говоря, это работа по организации ликвидации музыкальной безграмотности. Практическая часть построена в форме интерактивной работы с детьми.

Введение

Кажется нет ни одного серьезного и толкового педагога, который не понимал бы необходимости  всеобщего музыкального воспитания детей. В разные исторические времена педагоги, философы, врачи, не говоря уже о музыкантах, многосторонне обосновывали этот тезис. Сложно перечислить всех, назовем лишь наиболее яркие имена_

Сущность всех размышлений по поводу музыкального воспитания детей можно проиллюстрировать цитатой из публицистики Д.Д. Кабалевского (композитора и педагога, оказавшего неоценимое влияние на развитие отечественной педагогической мысли в данном направлении):  

        «Существует два взгляда на музыку. Согласно одному из них, музыка представляет собой важную, большую и серьезную часть жизни, могучее средство духовного обогащения человека, его идейного и нравственного развития. Этот взгляд возникает на вершинах человеческой культуры. Там же, где с культурой обстоит не вполне благополучно, там в музыке видят лишь легкое, бездумное развлечение, лишь дополнение к досугу, к отдыху. Когда развлекательной музыки слишком много и тем более, конечно, когда она плохая, она обладает способностью отуплять сознание человека. На этой почве бизнес иногда смыкается с политикой — там, где стремятся любой ценой отвлечь молодежь от общественно-политических интересов, от размышлений над острыми социальными проблемами современности. Человек, снобистски отрицающий легкую музыку неразумен и беден, как неразумна и бедна всякая односторонность. Но, конечно, в тысячу раз неразумнее и беднее человек, не желающий знать никакой другой музыки, кроме легкой. Это уже не просто односторонность — это духовное убожество, духовная нищета!». (Здесь и далее выделения шрифта и подчеркивания принадлежат авторам  методической работы).

        «В условиях чудовищной засоренности мирового музыкального быта особую сложность приобретает вопрос об эстетическом воспитании детей, юношества, молодежи».

  Еще во 2-ой половине 20 века Кабалевского заботила мысль о «чудовищной засоренности мирового музыкального быта». Но нынешние масштабы этой «засоренности», мирового музыкального космического мусора, вливающегося в голову и неокрепшую душу  ребенка, представляются апокалиптическими.

Из чрезвычайной сложности нынешнего исторического момента вытекает основная педагогическая и воспитательная задача: «формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали прелесть и красоту большого, серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга.

Только любовь и привычка к подлинному искусству может стать надежным иммунитетом против пошлости, против дурного вкуса!»

Решение задачи музыкального воспитания детей имеет множество различных аспектов, множество путей. Несомненно лишь одно, что движение на пути решения задачи должно быть неуклонно поступательным от простого ко все более сложному, разговор с детьми - умным и увлекательным, музыкальный материал - по-настоящему высокохудожественным.

В данной работе мы представляем практические материалы по организации музыкального воспитания детей смешанной возрастной группы в период летнего творческого детского лагеря на базе Дворца пионеров и школьников им. А.П.Гайдара в течение нескольких лет.

 В разные годы количественный состав групп менялся. Это могли быть группы 10 -15 человек, 20 -30 человек и даже 60 – 70 человек.

Как мы выяснили в процессе опросов и тестирования, невзирая на то, что все дети были школьного возраста, т.е. в течение учебного года все проходили в школе предмет «Музыка», подавляющее большинство детей имели самые скудные музыкальные представления, не говоря уже о слуховом музыкальном опыте классической музыки. Поэтому  цель своей работы мы определили как формирование основ музыкальной культуры детей , обогащение их музыкального и общего кругозора , пропаганда слушания серьезной классической музыки.

Для воплощения данной цели в реальность был разработан и организован цикл лекций-концертов в виде своеобразного путешествия в мир инструментов симфонического оркестра. Идея эта не нова. Ее воплощали в жизнь в разное время такие музыкальные корифеи как С.С. Прокофьев, Л. Бернстайн, Б.Бриттен и др. Однако возможности развития данной темы очень широки, даже не повторяя находки корифеев. Тем более, что адекватно повторить их невозможно.

При создании сценария цикла лекций-концертов и в отборе музыкального материала мы опирались на следующие задачи, позволяющие воплотить в действие нашу цель:

          1. Посредством   знакомства детей с  музыкальными инструментами симфонического оркестра вызвать  интерес к классической музыке.

         2. Познакомить с основами мировой музыкальной культуры на примере лучших образцов симфонической музыки .

         3.Способствовать развитию культуры слушания, эмоционального восприятия, мыслительной, ассоциативной деятельности ребенка.

          4.Способствовать воспитанию чувств у детей.

           5.Способствовать развитию общего кругозора ребенка.

Разрабатывая музыкальный образовательно-воспитательный цикл мы стремились сделать его как можно более универсальным и пригодным в дальнейшем для различных видов воспитательного и образовательного процесса: данная методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении воспитательного мероприятия в учреждении дополнительного образования детей, в общеобразовательной школе для организации досуговой и внеурочной деятельности по художественно–эстетическому и нравственному воспитанию и образованию детей, а также в рамках школьных каникул и летнего оздоровительного лагеря.

          Цикл состоит из четырех занятий, на которых ребята

 а) знакомятся с прекрасным миром классической музыки и музыкальных инструментов симфонического оркестра,

 б) узнают о древних музыкальных инструментах, о тембрах музыкальных инструментов,

 в) в общих чертах познакомятся с некоторыми фактами из истории оркестра и дирижирования,

 г) прослушают музыкальные произведения для симфонического оркестра, а также музыкальные произведения, созданные для различных музыкальных инструментов.  

         Из четырех занятий три – это беседы-лекции, каждая из которых посвящена знакомству с одной из групп инструментов симфонического оркестра.  Четвертый раздел — занимательная игра-викторина, которая поможет проверить и закрепить полученные знания.

Данная методическая разработка предлагает форму интерактивного взаимодействия «учитель — ученик» - современную педагогическую технологию, позволяющую в процессе занятия развивать в детях творческую активность; включает детей и педагога в совместное творчество, доставляющее радость и удовольствие.: в поиск ответов на вопросы, практические – пение, игру на музыкальных инструментах.. Методическая разработка содержит теоретический материал и практические советы по применению в педагогической практике технологии коллективных творческих дел при организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми.

     В качестве ведущих в лектории могут участвовать один или несколько педагогов.

 Помещение должно быть просторным с соответствующими посадочными местами по количеству слушателей. Необходимо наличие сцены, где будет расположен экран. Для проведения мероприятия необходимо оборудование: демонстрационные экземпляры инструментов симфонического оркестра, ноутбук, экран для показа презентации, аудио аппаратура, записи фрагментов из музыкальных произведений.  Оформление: на центральной стене сцены – экран для показа видеофильмов  «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», несколько мольбертов с различными плакатами расположения симфонического оркестра, отдельных музыкальных инструментов и т.п.. Необходима помощь специалиста, умеющего работать с аудио и видео техникой.

Вся аппаратура, электрооборудование должно быть расположено на безопасном расстоянии от зрителей.

          Непосредственному проведению лектория предшествует большая предварительная работа.

        Прежде всего, подбираются текстовый, аудио, видео материалы. Решаются организационные вопросы с администрацией Дворца.

        Затем непосредственная разработка самого лектория:

  1. составление плана мероприятия,
  2. обработка подобранного материала,
  3. разучивание музыкальных произведений,
  4. выбор наиболее эффективных методических приёмов показа и рассказа о музыкальных инструментах, игр, загадок, вопросов. 

      Серьезно продумывается подача каждой темы,  обязательно в доступной форме, беседа должна быть занимательной, яркой.

       Лекция-беседа предполагает интерактивный режим —  участие самих детей, поэтому необходимо подобрать вопросы, разработать элементы игры, конкурса, викторины.  Для работы лектория необходим базовый набор инструментов симфонического оркестра. В конце беседы дети могут попробовать самостоятельно поиграть на некоторых музыкальных инструментах.

  1. На каждую лекцию-концерт отводится по 1 часу (60 минут). Всего 3 часа и еще 1 час — викторина. Строить лекции-беседы можно в любом порядке.  Викторина проводится как итог прослушанных лекций-бесед, проверка полученных знаний, своеобразный контрольный опрос.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

МУЗЫКАЛЬНОГО ЛЕКТОРИЯ

В рамках летнего оздоровительного детского лагеря во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара.

Разработали и проводят педагоги   Ломаченкова Е.В., Васильева М.Д.

03.06.2013 Беседа-концерт:  «Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  Группа ударных инструментов»

10.06.2013 Беседа-концерт:  «Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  Группа духовых инструментов (медные и деревянные)»

03.06.2013 Беседа-концерт:  «Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  Группа струнных инструментов»

03.06.2013 Викторина:  «Угадай музыкальный  инструмент»

ОБОРУДОВАНИЕ:        

  1. телевизор
  2. ноутбук как приставка к телевизору (для DVD)
  3. микрофон  (количество 2 шт)
  4. фортепиано и демонстрационные инструменты симфонического оркестра
  5. столик для ведущей
  6. тренога (количество 2 шт)
  7. пробковая доска (количество 2 шт)

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ:

  1. звукорежиссер
  2. специалист по работе с компьютером

Практическая часть

План-сценарий лекций-бесед на тему

«Музыкальные инструменты симфонического оркестра».

Беседа первая

«Группа ударных музыкальных инструментов»

        Слайд №1(список слайдов прилагается)

        Ведущий:

  • Здравствуйте, ребята. Поднимите руки те, кто слушает музыку в наушниках. Конечно, большинство из вас. Как вы думаете, почему людям нравится слушать музыку? А что будет, если отключат электричество?(ответы ребят) А вот музыка, о которой мы будем сегодня говорить — вечна. Сколько существует человечество, столько музыка и будет существовать.

                Слайд №2

        Вопрос:

-Что такое «оркестр»?  

        Название «оркестр» происходит от греческого слова «орхестра» - так называлась круглая (позже полукруглая) площадка античного театра перед сценой, где танцевал и пел древнегреческий хор, а также от греческого слова «орхеомай» - танцую. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.

         Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент — управляющий оркестром, которого называют дирижером. Дирижер умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет ее, стукнет легонечко о подставку для нот — пюпитр — и... в оркестре воцаряется мертвая тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.        

        Состав оркестра долгое время не был постоянным. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра.

        Самый полный и совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр. Слышали вы и духовой,  и эстрадный оркестры,  оркестры русских народных инструментов, оркестры инструментов других народов.

 

        Слайд №3

        В составе современного симфонического оркестра четыре основные оркестровые группы музыкальных инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Иногда в оркестр включаются дополнительные инструменты: арфа, фортепиано, орган или другие музыкальные инструменты.

        Если вы посмотрите на схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке.

         Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения.

 Слайд №4

Ведущий указывает на изображения симфонического оркестра на слайде.

        Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам – все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.

        Самое большое семейство музыкальных инструментов, больше, чем у струнных и духовых – это ударные инструменты.  А среди огромного количества ударных инструментов есть главные – патриархи. Эти инструменты и вошли в состав симфонического оркестра.

 

        Вопрос:

  • Кто из вас знает, когда появился первый музыкальный инструмент?
            
    Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки, которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это более двух тысяч лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.

                Вопрос:

  • А что это за время — две тысячи лет до нашей эры? Нашей эре 2000 лет. Мы с вами живем во 2-м тысячелетии. От какого события отсчитывается наша эра? От рождения Бога на Земле — Иисуса Христа. Так вот эти  музыкальные инструменты найдены еще раньше, на 2000 лет, до Рождества Христа.

         В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры.

        Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по грудной косточке или бедру).         Постепенно возникало всё больше "музыкальных инструментов". Люди каменного века использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. А также эти инструменты служили им как объекты для взаимного общения.

        Вопрос:

- Поднимите руки, кто желает выйти на сцену и составить оркестр из «звучащих жестов»?  

        (Желающие выходят на сцену, строятся полукругом, делятся на группы. Ведущий показывает, как извлекать звуки — это: хлопки в ладоши, щелчки пальцами, удары по грудной косточке, шлепки по боковой части туловища, «тарелки» в ладоши. Ребята повторяют.  Каждая группа детей выбирает звуковой жест и ритмический рисунок.  Под импровизированный оркестр  ведущая поет мелодию).

        После ухода ребят со сцены ведущий продолжает:

  • А какой еще инструмент есть у  человека?

Конечно же – это наш голос. Современные электронные музыкальные инструменты умеют синтезировать человеческий голос. Послушайте звучание голоса на электронном пианино.

        В исполнении ведущей звучат пьесы на электронном пианино.

Вопрос:

-        С чего же начинались музыкальные инструменты?

        Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой.

 

        Слайд № 5

        Вам известна такая профессия, как археолог?  Это так интересно, найти свидетельства того, как жили люди много лет назад. Во время раскопок  на Украине были сделаны интереснейшие открытия.  Представьте, стоянки первобытных охотников. Охотились они на  мамонтов.  Одежда охотников из шкуры животных. Жили охотники в чуме (это шалаш конической формы из жердей. Покрывали войлоком или шкурами животных). На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты. 

        

Слайд № 6

        Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:

    - Различные дудочка из кости.
        - Звериные рога также в качестве духовых инструментов.
        - Труба из морской раковины.
        - Барабан из шкур животных.
        - Трещетки из камня, древесины.
        - Луки охотников со звенящей натянутой тетивой.

        Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах.

        

Вопрос:

- Как вы думаете, что могли означать такие отпечатки?

        Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

        Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.

        Слайд №7+аудио №1 (список аудиоматериалов прилагается)

        Барабан стал известен уже 3 тысячелетия назад.  Есть разновидности барабана: малый, большой, пионерский. Например, малый барабан использовали в своих сочинениях композиторы  XIX века.

        

Вопрос:

- Вы скажете, разве трудно ударять? Игра на ударных – большое искусство. Нужно обязательно обучаться правильно на них играть.

 (Педагог-ведущий  рассказывает и показывает приемы игры на пионерском барабане).

        Послушайте два фрагмента из 7 симфонии Шостаковича. Фрагмент- часть, отрывок произведения. Представляете, средствами музыки композитор рисует сцену фашистского нашествия на нашу Родину. Вначале музыка звучит тихо, издалека. Простая тема, поначалу безобидная, развивается на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастает в страшный символ подавления.   Мелодия и ритм на протяжении всего произведения один и тот же. Но вначале играет малый барабан, а в другом отрывке, в кульминации, (то есть в самой яркой части произведения) к малому барабану  присоединяются ксилофон, тарелки, там-тамы. Громкий, устрашающий звук передает весь оркестр.

        Аудиозапись №1 Звучит фрагмент муз. произведения Д. Шостаковича «Симфония №7»

        Слайд №8+аудио №2 

        Похожее по строению и произведение  «Болеро» французского композитора Мориса Равеля.

        Болеро – это испанский танец. Танцующие отбивают ритм  кастаньетами и каблучками. Кастаньеты от слова каштан. Кастаньеты держатся в руках у танцовщика. Исполняли под гитару и барабан, но могли исполнять и без других инструментов, только под кастаньеты. Если вы поедете в Испанию, то посетите не только пляж, но и городскую площадь, где вы можете увидеть как танцуют болеро или фламенко — эти национальные танцы Испании.

        Аудиозапись №2 Звучит фрагмент муз. произведения М. Равеля «Болеро»

                Слайд №9 

        Ударные инструменты по-другому называют перкуссийными.

Перкуссия (лат. percussio постукивание) применяется в медицине, возможно, оттуда пришло и в музыку.

        Перкуссионные инструменты работают таким образом — из инструмента извлекается короткий звук, сам по себе ничего не значащий и тем более не создающий музыки. Эти инструменты создают звуки самого разного характера - удар, треск, шелест, шепот, все что угодно. В свою очередь основная музыка принимает очень изысканное звучание, в каждом случае свое.

        В качестве перкуссионных инструментов можно использовать все что угодно. Можно колошматить пустую консервную банку, и так извлекать нужный звук, весьма хорошо дополняющий какую-либо композицию. Многие непрофессиональные перкуссионисты этим пользуются. Так как специальные инструменты стоят недешево (особенно ударно-перкуссионные), то им находят замену из подручных средств. К примеру, часто шейкеры (от английского слова трясти. К ним относится целый ряд ударных инструментов.) делают из флаконов шампуня или банок кофе.

        (Ведущий показывает звучание ударных инструментов, выполненных из подручных средств: пластмассовые банки, наполненные крупой, или мелкими металлическими предметами  и др.)

        Слайд №10+аудио №3

        В симфоническом оркестре  ударная группа инструментов не имеет постоянного состава.

         В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

        Литавры издают грозный гул, который может длиться очень долго — до тех пор, пока не приглушишь его. В старину о них говорили, что «это — огромные грохочущие бочки, которые беспокоят честных стариков и старух, больных и немощных». Звук литавр мощный, гудящий, действительно может напугать человека и создать, конечно, соответствующее грозное настроение.

        Австрийский композитор XVIII века Йозеф Гайдн  сочинил симфонию, которая начинается с соло литавр – это для того, чтобы перед выступлением музыкантов замолчали разговаривающие слушатели.

        Аудиозапись №3. Звучит фрагмент муз. произведения Й. Гайдн «Симфония №103» 

        Слайд №11+аудио №4

        Семейство ударных очень многочисленное: большой и малый барабаны,  литавры, треугольники, тамтамы, тарелки, бубен, ксилофон, колокольчики, колокола...  Например, нежный голосок колокольчика звенит и переливается в оркестре. Волшебный голосок его завораживает, и слушаешь, слушаешь его, а наслушаться не можешь.

        Звук настоящего колокола в оркестре заменяют  трубчатые колокола.

        Инструмент там-там или гонг представляют собой выпуклый диск  значительных размеров, изготовленный из металлического сплава. На там-таме играют, ударяя по нему большой колотушкой. Удар там-тама знаменует собой  катастрофу, присутствие волшебных сил, предзнаменование и другие «из ряда вон выходящие события».

        Как мощно, призывно, взволнованно звучит колокол во вступлении к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» и вместе с ним мощный звук там-тама.

        Аудиозапись №4 Звучит фрагмент муз. произведения. М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов»

        

Слайд №12+ аудио №5

        Тарелки были известны на Древнем Востоке. А в XVIII веке в Европе и у нас, в России. Композиторы К. М. Вебер, Р. Вагнер, Ф. Лист, Г. Берлиоз использовали их в своих произведениях. Тарелки относятся к инструментам, которые не надо настраивать – у них свой звук.

        Послушайте фрагмент произведения  Г. Свиридова «Время, вперед»

        Аудиозапись №5. Звучит фрагмент муз. произведения Г. Свиридова «Время, вперед»

  Слайд №13

        И даже челесту и рояль причисляют к семейству ударных, только называют их не просто ударные, а клавишно-ударные.

        Челеста — по-итальянски небесная, прозрачная похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым ударяют молоточки.

 

        Слайд №14+аудио №6

        Есть ударные инструменты с пластинами из дерева, к ним относится ксилофон, маримба, или с пластинами из металла, к ним относится виброфон. Эти инструменты требуют настройки звучания.

        Вопрос:

- На ксилофоне или похожем на него металлофоне, только игрушечном, вы вероятно, играли, когда были совсем маленькими?

         Надо полагать, это самый древний инструмент. Появился, очевидно, тогда, когда первобытный человек впервые ударил палкой по сухому деревянному полену и услышал поющий звук.

Взял полено поменьше, ударил, и услышал другой звук...
        Ксилофон – деревянный инструмент, состоящий из деревянных брусков. Играют на нем при помощи двух деревянных палочек, их называют «козьими ножками». Звук сухой, щелкающий, звонкий. Послушайте фрагмент «Симфонической поэмы» Камиля Сен-Санса.

        Аудиозапись №6. Звучит фрагмент муз. произведения К. Сен-Санс «Симфоническая поэма №3»

        Слайд № 15

        Как видите, ударные инструменты  очень разнообразны по своим голосам. Все они и внешне совершенно не схожи друг с другом. Пузатая литавра похожа на огромный медный котел, а большой барабан скорее на железное колесо с натянутыми по бокам кожаными перепонками, треугольник же — это стальная толстая проволока, изогнутая в виде треугольника. Но всех их объединяет одно: звук извлекается у них ударом по инструменту. Поэтому и называются они ударные.

        Слайд № 16+аудио №7

        Еще раз послушайте звучание различных ударных инструментов в общей ткани других инструментов. Обратите внимание, как ударные подчеркивают характер музыки, расставляют акценты. Фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Шахерезада».

        Аудиозапись №7.Звучит фрагмент из сюиты Н.А. Римский-Корсаков «Шахерезада».

        Слайд № 17+аудио №8

        Если одеть специальную  обувь с подбитыми к подошве металлическими пластинами и ритмично ударять ногами, то можно исполнить чечетку или степ.

Музыка из кинофильма «Неподдающиеся» композиторов Антонио Спадавеккиа и Кирилла Молчанова.

        Аудиозапись.Звучит музыка из к/ф «Неподдающиеся» А.Спадавеккиа и К. Молчанова.

        Ведущий:

        На сегодня наша беседа подошла к концу. Благодарю вас за внимание, за активное участие в лектории. В следующий раз я расскажу о группе духовых музыкальных инструментов симфонического оркестра. 

Беседа вторая

«Группа духовых (деревянные и медные) музыкальных инструментов»

         Слайд №1

        Ведущий:

        В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как смычковые струнные инструменты. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их.  Деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя — фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две-три и одна маленькая флейта — флейта-пикколо.

        Голоса деревянных духовых очень схожи с человеческими, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.

        Слайд №2

        Флейта. В переводе с итальянского языка флейта означает — «ветер, дуновение». У флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань. Музыкант, играющий на флейте, называется флейтистом. Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.

        Современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.  

        Когда композиторы пишут произведение, то указывают для какого состава инструментов написано произведение. Например «Концерт для флейты с оркестром».  

        Шутка из серии «Музыканты смеются»:

        Разговор:
- Зачем вы это слушаете? Моцарт же ясно написал, что этот концерт не для вас, а для флейты с оркестром.

        Слайд №3

        Гобой -  мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. У гобоя голосок певучий, причудливый, слегка гнусавый, но очень приятный говорок. Звук может быть шутливым, комичным, нередко эксцентричным. Гобой может мяукать, плакать, хохотать.  Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

 

        Слайд №4

        Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Кларнет — инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.

        Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

        Слайд №5

        Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, тембр чуть хрипловатый, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.  

Медные духовые музыкальные инструменты.

        Слайд №6

        Медные духовые музыкальные инструменты, иначе называются медь. Медные духовые или Медь входят в состав симфонического оркестра, но могут образовать и самостоятельный оркестр — Духовой.

        Вопрос: 

Почему в оркестре 30 скрипок, а может быть и до 80, а трубы только 2-3?         

        Медная духовая группа инструментов симфонического оркестра самая громкая. Принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов – "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию.

        Слайд №7

        Валторна (рожок) – немецкое слово – лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий сигнальный рог, в который трубили во время охоты или какого-нибудь торжественного события, например, объявить сбор войска.  Для того, чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент.  

        Валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.  

        Послушайте ансамбль валторн.

         Видео к слайду №7. Ансамбль валторн.

        Слайд №8

        Труба - главная представительница медных духовых. Ее изображения находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. Говорят, что там, где «зарождалось человеческое общество, непременно появлялась и труба... Она неизменно принимала, да, принимает еще и по сей день, живейшее участие в повседневной жизни человечества... Она присутствовала на всех празднествах и обрядах. В свое время она объявляла войну и созывала войско на бой. Она же подавала знак к отступлению и возвещала торжество победителей».

        Голос у трубы звонкий и торжественный, гордый и надменный.

        Послушайте, как по-разному поет голос трубы.

        Первый фрагмент — это кадры из х/ф Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Начало XX века. Идет гражданская война. Люди, которые еще вчера были друзьями, сегодня стоят по разные стороны политических убеждений. Белые и красные воюют против друг друга. Главный герой фильма вспоминает те времена, когда не было войны и друзья были вместе. Труба выражает чистоту, высоту мыслей, мечту, дружбу главных героев фильма.

        Видео к слайду №8 Фрагмент из х/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих».Музыка Э.Артемьева.

        Вопрос:

-  Охарактеризуйте, какое настроение этой музыки? (Кто подберет больше слов, тот получает приз).

        Второй фрагмент. Прекрасное сочетание звука двух инструментов: струнной группы — скрипки и духовой группы — трубы. Исполняют Крис Ботти и Лючия Макарелли.

         Видео к слайду №8 Дуэт Криса Ботти и Лючии Макарелли.

        Вопрос:

-  Охарактеризуйте, какое настроение этой музыки? (Кто подберет больше слов, тот получает приз).

        Слайд №9

        Тромбон – исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. Тромбон возник в XV веке из трубы: ее сильно удлинили, сделали выдвигающуюся трубку-кулису. В зависимости от положения кулисы – более или менее выдвинутой – изменяется общая длина инструмента, изменяется длина колеблющегося внутри трубки столба воздуха, а следовательно и высота звука. Тромбон может быть свирепым и злым. И даже, когда он играет сдержанно, голос его звучит «сурово, жестко и взволнованно. Как будто сильная рука укротителя сдерживает гнев, клокочущий внутри дикого зверя» (Берлиоз).

        Музыканты смеются:

        Мужчина жалуется знакомому:
- Мои соседи невыносимы: вчера всю ночь до рассвета колотили в стену!
- Бедняга, тебе не дали поспать!
- Но, сказать по правде, я все равно не спал - репетировал соло на тромбоне.

        

        Бабушка и внучка сидят на кухне.
- Да, в наше время музыка была гораздо мелодичнее.
- Бабушка! Ведь это миксер работает.


     
  Слайд №10

        Туба – самый низкий из медных духовых инструментов – фундамент медной группы, подобно контрабасу у струнных, туба была изобретена в 1835 году. Она грузна и тяжеловесна. Быстрые мелодии исполнять хоть и может, но делает это с изяществом слона. Поэтому чаще в оркестре она дремлет и редко-редко вставит свое отличие от других духовых инструментов.

        Вопрос:

-        Какой самый большой инструмент из всех известных музыкальных инструментов?

        Это  орган – он тоже относится к духовым инструментам, но также и к клавишным.

        Слайд №11

Трубы органа разные — самые маленькие размером с карандаш, а самые большие – с фонарный столб. Исполнитель играет не только руками на нескольких рядах клавиатуры, а также ногами. Нужно обладать хорошей координацией и выносливостью. Обязательно рядом находится помощник.

        Вопрос:

-        Как называется человек, который играет на органе? Правильно – органист.

Смотрим видеофильм, где органист исполняет произведение И.С. Баха «Токката и фуга ре минор».

        Видео к слайду №11 И.С. Бах «Токката и фуга ре минор»

        Ведущий:

        На сегодня наша беседа подошла к концу. Благодарю вас за внимание, за активное участие в лектории. В следующий раз я расскажу о группе струнных смычковых музыкальных инструментов симфонического оркестра. 

Беседа третья

«Группа струнных музыкальных инструментов»

Слайд №1

Ведущий:

        В струнной группе симфонического оркестра 4 инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Эти инструменты отличаются друг от друга размерами и звучанием тембров. Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты.

        Струнные больше всего подходят к человеческому голосу.

        Слайд№2+видео
         Скрипка 4-х струнный   смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Изготовление скрипок держалось в большом секрете. Известного скрипичного мастера Амати никто не мог превзойти. Его ученики Страдивари и Гварнери.  И в наше время скрипки, изготовленные этими мастерами, очень высоко ценятся.

Хотите узнать тайну скрипичных мастеров? Совсем чуть-чуть мы знаем об этой тайне.  Например, то, что:

Дерево, из которого делали скрипку, срубалось зимой.

Вопрос:

        - Кто знает, почему именно зимой нужно было срубить дерево? (Ответ: т. к. зимой прекращалось сокодвижение)

         Выбирали только такое дерево, на которое садилась птица.

Вопрос:

        -Почему? Ваши версии (Ответ: точного ответа до сих пор нет)

        Из одного дерева мастерили только одну скрипку.

Вопрос: 

        - От какого слова произошла скрипка?

        От слова «скрипит». У нас в России играли на скрипке в Южной Руси бродячие музыканты. На Украине скрипка – «скрипица».

А теперь перенесемся в наше время. Вот какие анекдотические истории.

Сын хвалится:
- Папочка! Я сам себе сделал скрипку.
- Я рад, что у меня такой талантливый сын. А откуда у тебя струны?
- Из пианино...

На репетицию оркестра скрипач пришел помятый и не в настроении.
- Что случилось?
- Всю ночь кошки орали под окнами - не давали уснуть.
- Ничего хоть орали?
- Да так, попсу всякую.

Часто представители других профессий  не понимают труда музыканта. Им кажется, что игра на скрипке, да и на других инструментах легкий труд.

Вот такая история:

        В Филармонии идет концерт для скрипки с оркестром. На переднем плане стоит скрипач, ведет соло. В первых рядах сидит мужчина и истерично заливается слезами на протяжении всего концерта. После
концерта мужчина приходит за кулисы выразить свои чувства:
- Слышь — скрипка это... я тебя так понимаю, так понимаю. Я сам слесарем работаю и бывает тоже так напильником весь день туда-сюда, туда-сюда поэтому я тебя так понимаю, но вот это — левой рукой,
пальчиками — извини, выпендреж...

А сейчас вы послушаете удивительную музыку А. Вивальди «Времена года. Лето».  В то время, когда еще не было автомобилей, поездов, человек передвигался из одной местности в другую в основном пешком. Обутый в лапти, с котомкой на плечах, - одинокого путника заставала гроза. Что мог испытывать путешественник, какие чувства, какие эмоции? Ведь человек песчинка перед лицом природы.

        Закройте глаза и внимательно послушайте музыку.

        Видео к слайду №2. А. Вивальди «Времена года. Лето»

        Музыка А. Вивальди производит неизгладимое впечатление на музыкантов нашего времени, даже через 400 лет. Есть  переложения для состава различных инструментов. В современной обработке музыканты исполняют прекрасную музыку А. Вивальди.

        Видео к слайду №2 . А. Вивальди «Времена года. Лето» (в современной обработке)

А сейчас вы посмотрите необычную музыкальную запись А.Вивальди «Времена года. Зима»

        Вопрос: 

        - С помощью каких знаков  записывается музыка? А где ноты записываются?

А на видео, которое вы сейчас будете смотреть, вместо нот и нотного стана — квадратики, прямоугольники, кружочки.  По схеме из геометрических фигур можно проследить направление мелодии, сколько партий инструментов играет (для каждого своя разноцветная строка), какие длительности нот — часто нарисованные черточки — короткие длительности, крупнее — квадратики — долгие длительности.

        Видео к слайду №2. А. Вивальди «Времена года. Зима» (схема звучания оркестра)

        Слайд №3+аудио№1

Альт по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Техника игры на альте почти не отличается от скрипичной, но альтовый смычок длиннее и тяжелее, а струны толще, чем у скрипки, поэтому на альте труднее выполнять виртуозные пассажи. Первым изготовителем альта был Амати.

По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде.

        Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист...

        Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

        Слайд №4+аудио№

Виолончель – струнный смычковый инструмент, тенорового и басового регистра, такого же строения, как и скрипка. По своим размерам виолончель вдвое больше, чем альт. Части виолончели сходны с частями скрипки. Трость смычка толще и короче скрипичного. Виолончель — инструмент ножной, она имеет шпиль, то есть палочку с острием на конце, которая ввинчивается в пуговицу. В XIX веке, когда у виолончели сконструировали шпиль, исполнители стали ставить виолончель между коленями, опирая ее шпилем о пол.

У виолончели четыре струны. Также как и на скрипке, каждая струна имеет свою окраску. Верхняя струна ля обладает ярким напряженным тоном, на ней исполняются выразительные, волнующие мелодии. Струна ре звучит глубоко, певуче. По тембру в нижнем регистре звук виолончели напоминает человеческий голос бас или баритон. Современная виолончель — один из самых универсальных и выразительных инструментов, она подходит и для соло, и для аккомпанемента.

        Слайд №5+аудио№3

Контрабас — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. В современном контрабасе четыре струны. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.  

Музыканту контрабасисту трудно перемещаться по городу. Инструмент большой.

Музыканты шутят:

Музыкант с контрабасом не смог втиснуться в переполненный автобус. Мальчик на остановке:
- Вот видите, дядя, Вам нужно было учиться играть на флейте!

         Пожарник поступает в музыкальную школу. На экзамене его спрашивают:
- Какая разница между скрипкой и контрабасом?
Пожарник подумав:
- Контрабас дольше горит.

Вы знаете, что нужно серьезно трудиться, чтобы стать хорошим музыкантом. Есть истории и на эту тему.

Отец говорит сыну:

Если будешь хорошо учиться — купим тебе компьютер, а если плохо — то пианино

        Учитель музыки говорит ученику:
- Предупреждаю, если ты не будешь вести себя как следует, я скажу твоим родителям, что у тебя есть талант.

        Ведущий:

        На сегодня наша беседа подошла к концу. Благодарю вас за внимание, за активное участие в лектории. В следующий раз мы проведем викторину. Вы проверите себя, как вы усвоили, запомнили темы лектория о музыкальных инструментах симфонического оркестра.


Занятие четвертое

Викторина на тему

«Узнай музыкальный инструмент»

Ведущий:

Здравствуйте, ребята.  Сегодня мы с вами подведем итог — как вы усвоили, что запомнили из нашей беседы по теме «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». Ответьте на вопросы и отгадайте загадки. За правильные ответы вы получите приз.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит. (Барабан)

Играть умеет он и форте и пиано

За это назвали его? (Фортепиано)

Назовите самые известные  музыкальные инструменты первобытного человека?

У каких музыкальных инструментов деревянные пластины? Виброфон, маримба, ксилофон?

Какой музыкальный инструмент использовал во вступлении  «Симфонии №103» Й. Гайдн, для привлечения зрительского внимания.

У скрипки есть огромный брат,

Огромней он во много крат!

Смычок коснется струн сейчас,

И мы густой услышим бас. (Контрабас)

Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет.(Орган)

Угадай с одной попытки,

Ну-ка, время не тяни!

Я похожа на улитку,

Медным трубам я сродни.

Инструмент я духовой

И, бывает, полковой.(Валторна)

Здесь диск загадан из металла,

В который бьют, чтоб дать сигналы.

Его используют всегда

В теле игре «Что? Где? Когда?» (Гонг или там-там)

Он – не признанный талант,

А бродячий музыкант,

Чтобы думать легче стало,

Подскажу вам: папа Карло.(Шарманщик)

Проверяют звук и тон

Инструментом… (Камертон)

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент!(Дирижер)

Он с музыкантом выступает,

Но сам в оркестре не играет.

 Он, молча должен лишь стоять,

Тетрадку с нотами держать.(Пюпитр)

Чем похоже пианино

На бегущую машину?

Есть у них одна деталь

Под названием…

(Педаль)

В чем отличие струнных смычковых инструментов друг от друга?

Назовите фамилии известных скрипичных мастеров?

От какого слова произошло слово скрипка?

         У какого духового инструмента есть трубка-кулиса? К какой группе инструментов он относится?

         Какой из духовых инструментов самый низкий по звучанию. К какой группе относится?

Ведущий: Сейчас мы  посмотрим мультфильм из серии про Микки-Мауса, в котором герои играют на музыкальных инструментах, вам уже знакомхы. Ваша задача - назовите эти инструменты.

Заключение.

  1. В результате прослушанных лекций-бесед ребята познакомятся с историей музыкальных инструментов. Новые эстетические художественные впечатления обогатят кругозор ребят, а это может быть толчком к дальнейшему развитию: желанию узнать, прочитать, послушать, продолжить обучение на понравившемся музыкальном инструменте.  Вместе с друзьями, родителями, одноклассниками ребята пополнят концертные залы новыми ценителями музыки.

  1. На занятиях музыкой, будь то предмет «Музыка» в общеобразовательной школе, или «Обучение игре на фортепиано», или «Сольфеджио», или «Музыкальная литература», или «Слушание музыки» - данные темы лекций-бесед  можно использовать полностью или частично в зависимости от задач занятия.

  1.         Данные лекции-беседы предназначены для детей и  взрослых: родителей, педагогов, для всех, кто интересуется музыкой. Эти рассказы в простой занимательной беседе призваны заинтересовать, увлечь слушателей к дальнейшему изучению темы.

  1.     Важным аргументом в организации подобного мероприятия является тот факт, что оно способствует профилактике асоциального поведения детей.

Список литературы

  1. Горник Е.С. Мир музыки. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. - М.: Варсон, 2011.
  2. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Волшебный мир музыки. - М.:Амрита-Русь, 2009.
  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.:Советский композитор, 1984.
  5. Радынова О.П. Методические рекомендации к кассетам «Мы слушаем музыку». - М.; 1995.
  6. Соколов В. Мистика или духовность? Ереси против христианства. -  М.: Даниловский благовестник, 2012.
  7. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.: Педагогика, 1985.

  1. Воспитание в школе. Академия социального управления. - М.: Народное образование, №5, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения) «М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».

Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися...

Использование канонов для развития музыкальной культуры учащихся и формирование устойчивого интереса к музыке

Из всех видов многоголосия каноны — самые доступные и привлекательные упражнения для пения на уроках музыки. К тому же, форма канона всегда выигрышна в работе с детьми, поскольку предполагает игровой ...

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Развитие музыкальной культуры школьников

Статья " Развитие музыкальной культуры школьников". восприятие музыки, творческие способности, применение ИКТ на уроках музыки...

Методическое пособие "Развитие музыкальных способностей детей через слушание классической музыки"

Содержание методического пособия направлено на наиболее актуальную проблему современного музыкального воспитания детей дошкольного возраста,  Данное методическое пособие содержит подробное описан...