Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения) «М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».
план-конспект урока на тему

Панферова Екатерина Михайловна

Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися закономерностей возникновения и развития музыкального искусства 19 века. Формирование интереса у учащихся к русской музыке 19 века, расширение их музыкального кругозора и развитие слушательских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_glinka.docx32.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыкальной литературе

(третий год обучения)

«М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».

Преподаватель Е.М.Панферова.

«Чем дальше вглубь веков отходит от нас Глинка, тем отчетливее вырисовывается в исторической перспективе величественный облик отца и родоначальника русской музыкальной классики, чей светлый гений озарил весь путь развития нашего искусства». Д.Д.Шостакович

Цель: воспитание музыкальной культуры у учащихся.

Задачи: знакомство учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися закономерностей возникновения и развития музыкального искусства 19 века. Формирование интереса у учащихся к русской музыке 19 века, расширение их музыкального кругозора и развитие слушательских умений.

В ряду великих композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Красота и художественная правда его сочинений – неотъемлемая часть русской культуры первой половины 19 века. В творческом стиле композитора слились воедино, прежде всего, самобытно освоенные элементы крестьянской народной музыки – вокальной (песенной и хоровой) и инструментальной – ее ладовые особенности, характерные черты мелодии, голосоведения, гармонические особенности, особенности формы, колорита. Творчество М.И.Глинки прошло путь от «классического» романтизма к реализму – верному изображению человеческих чувств, переживаний, отображению красоты жизненной действительности. Творческая многогранность композитора поистине поразительна, он был и выдающимся пианистом, камерным певцом, вокальным педагогом. Его «музыкальными потомками» стали многие выдающиеся русские композиторы: М.А.Балакирев, композиторы «Могучей кучки»: М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, его творчество оказало влияние на творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева.

В русском искусстве 19 века гений М.И.Глинки возвышается рядом с гением А.С.Пушкина. Они были современниками и принадлежали к одному и тому же поколению. «Во многих отношениях Глинка, - писал Стасов, - имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества – оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Ход урока по музыкальной литературе при изучении жизненного и творческого пути М.И.Глинки можно построить так:

Неподалеку от села Новоспасское Смоленской губернии, на крутом берегу реки Десны стоял большой дом с четырьмя колоннами. Хозяйкой этого дома была Фекла Александровна Глинка, строгая и своенравная помещица. В этом доме 20 мая 1804 года у Евгении Андреевны и Ивана Николаевича родился сын Михаил. Фекла Александровна распоряжалась не только судьбами крепостных, но и участью родных детей. По ее приказу мальчик был перенесен на ее половину. Родителям было велено навещать его пореже. Детство Глинки было проведено в унылом бабушкином заточении. У бабушки был сердитый нрав, она кричала на слуг, а маленький Миша не переносил грубостей, он плакал, прижимался к няне. Маленький Миша был одинок, он любил рисовать мелом,  ударяя палочками по медным тазам и кастрюлям, ловко подражал звонарям, он долго слушал, как под высокими палочками постепенно замирают звуки. В шесть лет, после смерти бабушки, перед мальчиком открылся мир – широкий и удивительный. Он не мог надышаться вволю,  набегаться по дорожкам старого парка. Он останавливался, прислушивался – всюду таились звуки. Источником самых живых восторгов для маленького Миши был оркестр  его дяди. У батюшки иногда собиралось много гостей и родственников, в таком случае посылали за музыкантами к дяде, за 8 верст. Музыканты оставались несколько дней и, когда танцы за отъездом гостей прекращались, играли, бывало, разные пьесы.

1812 год. Армия Наполеона приближалась к Смоленску. Иван Николаевич вывез семью в Орел. Рассказывали, что под Ельней, возле Новоспасского, бои были особенно жестоки. Участвовали в них и близкие родственники Глинки – офицеры, герои Отечественной войны. Весной 1813 года мальчик вместе с родителями возвратился домой, в Новоспасское. В честь победы торжественно звонили колокола. Война закончилась, пришли новые заботы, обсуждалось, где учиться Михаилу. Вскоре в доме появились гувернеры и домашние преподаватели. Юный воспитанник с легкостью осваивал математику и иностранные языки, увлекался рисованием, чтением книг. И только на занятиях музыкой Михаил преображался – был сосредоточен и не по-детски настойчив. На всякий случай родители решили сократить часы занятий у фортепиано.  

В начале зимы 1817 года Михаил Глинка  с матушкой, дядей и сестрой отправились в Санкт-Петербург. А в феврале 1818 года Глинка был принят в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Здесь учились дети из дворянских семей, в стенах пансиона выросла целая плеяда видных представителей русской культуры. Любимыми предметами Глинки были языки: латинский, французский, немецкий, английский, а потом персидский; из наук география и зоология. Гувернером Глинки в Пансионе стал Вильгельм Карлович Кюхельбекер, молодой литератор, друг А.С. Пушкина. Кюхельбекер знал и тонко понимал музыку, играл на скрипке, пытался даже сочинять оперные либретто. В комнате Глинки стояло прекрасное фортепиано, подарок отца. Иван Николаевич уступил горячим просьбам сына, и Михаил стал учиться музыке сначала у знаменитого петербургского преподавателя Фильда, а затем у другого педагога – Мейера. По вечерам в комнате вместе с Глинкой играли его товарищи, иногда к ним присоединялся Кюхельбекер. Товарищи любили Глинку. В Пансионе его прозвали «Мимозой», так как  он был очень чутким и душевным человеком, даже от малейшей несправедливости и проявления грубости он словно сжимался. Но всякий, кто встречался с ним, чувствовал его душевную стойкость и независимость.

 Самые дорогие воспоминания о Пансионе были связаны с неожиданными приездами А.С.Пушкина. Пушкин появлялся в Пансионе под вечер, после окончания уроков. Он приходил повидаться с младшим братом, Левушкой, который был одноклассником Глинки.

Музыкальные впечатления Глинки в пансионский период его жизни были достаточно разнообразны: «Во время пребывания в пансионе… родители, родственники и их знакомые возили меня в театр; оперы и балеты приводили меня в  неописанный восторг». «Я не пропускал случая быть где-либо на концерте, и всякий раз, когда только было возможно, возили меня к П.И.Юшкову, где еженедельно играли и пели. Оркестр, хотя не совсем полный, был хорош».

В каникулы и в первые годы после окончания пансиона, посещая Новоспасское, Михаил имел возможность много и самостоятельно работать с оркестром своего дяди Афанасия Андреевича. Таким образом, работая с оркестром Глинка постигал общие закономерности музыкального искусства и одновременно учился основам композиторской техники.

В 1822 году Михаил Глинка блестяще закончил пансион в звании коллежского секретаря. Он в совершенстве владел тремя европейскими языками, научился читать и писать по персидски. На выпускном вечере Глинка покорил всех своей игрой на фортепиано, и пансионское начальство пророчило ему успехи на службе и в свете.

Весной 1824 года в петербургской канцелярии Главного совета путей сообщения появился новый сотрудник: скромный помощник секретаря М.И.Глинка. Вскоре стало ясно, что усердного чиновника из него никогда не получится. Глинка часто опаздывал на работу, забывал выполнить срочные поручения. В светских салонах Петербурга молодой музыкант нашел искренних ценителей своего таланта. Появление Глинки всюду встречалось с радостью. Все знали: где Глинка, там музыка, там воодушевление. Однако подлинной страстью становится для Глинки сочинительство. Сочинение несложных инструментальных пьес и романсов уже не удовлетворяло Глинку. Он хотел писать оперы, симфонии. Тогда композитор начинает самостоятельно серьезно изучать сочинения И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта. Он не пропускал концертов, где можно было услышать музыку великих классиков, он приходил с нотами на оперные спектакли, чтоб следить по партитуре за спектаклем. В России классических образцов симфонической музыки в то время еще не было. И русская опера только-только начала зарождаться. М.И.Глинка понимал, что дальнейшее развитие русской симфонии, оперы немыслимо без глубокого, тщательного изучения музыкальной культуры народа, культуры еще не затронутой музыкантами-профессионалами. Друзья стали поговаривать, что Глинке пора приступать к сочинению оперы. Этого он и сам давно желал, но чувствовал, что ему недостает познаний, что он должен серьезно изучить искусство композиции. И вот осенью 1830 года Глинка приехал в Италию, эта страна славилась культурой оперного пения. Прозрачный воздух, ясный, праздничный свет, черноокие итальянки в ярких одеждах – все, по словам Глинки, показалось ему восхитительным. За три года жизни в Италии Михаил Иванович изучил репертуар не только Миланской оперы, но и оперных трупп Венеции, Неаполя, Рима. Глинка прослушал всех знаменитых певцов, творчество Россини, Беллини, Доницетти было увлекательным, блестящим, недаром итальянцы гордились своими композиторами. Вскоре в Милане стали издаваться сочинения М.И.Глинки: музыка для инструментальных ансамблей, вариации на темы итальянских опер и романс «Венецианская ночь».

По волнам скользят гондолы,

Искры плещут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

Учащимся предлагается прослушать романс «Венецианская ночь» на стихи И.Козлова.

После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями о прослушанном  романсе.

Прославленные итальянские артисты часто обращались к русскому маэстро с просьбой написать для них недостающую, на их взгляд, в опере арию. Арии, сочиненные М.И.Глинкой, порою нравились публике больше, чем остальная музыка оперы. Михаил Иванович полюбил Италию, полюбил ее музыку. Но с каждым днем тоска по родине все больше тяготила его, и весной 1834 года композитор вернулся в Россию.

Конкретной стала давно запавшая в душу композитора мысль о создании русской оперы. Позднее он вспоминал, что, несмотря на жизнь «домоседом», по давнему знакомству бывал тогда вечерами у В.А.Жуковского, «где еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов, и вообще людей, доступных изящному… А.С.Пушкин, князь Вяземский, Н.В.Гоголь, , князь Одоевский. Иногда вместо чтения пели и играли на фортепиано…» К стремлению М.И.Глинки Жуковский отнесся с пониманием и указал ему на историю героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина как на сюжет для оперы. Увлеченный М.И.Глинка немедленно приступил к работе. Когда опера была закончена, Жуковский показал ноты царю. Царь отнесся к сочинению благосклонно. Однако по его приказу оперу назвали не «Иван Сусанин», как хотел композитор, а «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года в Большом театре.  Сам царь приехал в театр, и зал был полон знати. Перед зрителями, переполнившими зал, одно за другим следовали действия оперы. Успех был велик. Композитора поздравляли, обнимали. М.И.Глинка заметил А.С.Пушкина, поэт горячо аплодировал. Даже царь был доволен. Многие восприняли появление оперы «Иван Сусанин» как начало новой эпохи в истории русской культуры. Вскоре после премьеры оперы «Иван Сусанин» композитору предложили место капельмейстера в Придворной певческой капелле, и он его принял.

Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники вторую оперу композитора «Руслан и Людмила». В опере композитор передал героические богатырские подвиги людей; мир чудесного и сказочного, картины реальной жизни, песни, танцы, обряды не только русского, но и других народов. Премьера оперы состоялась 27 ноября 1842 года. В течение зимы опера была поставлена 32 раза. Небывалый успех. Ни один спектакль оперного театра не привлекал столько публики. «Опера «Руслан и Людмила», которую публика в первое представление приняла, было довольно холодно, крепко держится на сцене и с каждым новым представлением приобретает новых поклонников, которые из недовольных переходят на сторону ее ярких достоинств и красот музыкальных» - Ф.Кони.

Вскоре М.И.Глинку узнали за пределами России. Первый с оперой композитора М.И.Глинки познакомился знаменитый композитор и пианист Ф.Лист, приехавший на гастроли в Санкт-Петербург. Он был восхищен сочинениями русского композитора.

Познакомившись с М.Глинкой, Ф.Лист стал уговаривать его отправиться в Париж. Поездка во Францию состоялась в 1845 году. После его выступлений в Париже знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз написал восторженную статью о музыкальном творчестве русского композитора.

«Появился Глинка, русский композитор, выдающийся как по своему стилю и знаниям в области гармонии, так и в особенности по свежести и новизне идей. Талант крайне гибок и разнообразен. Его стиль обладает редким преимуществом перевоплощаться по воле композитора, согласно требованиям и характеру избранного сюжета… Глинка может быть простым и даже наивным… Его мелодии присущи неожиданные обороты, очаровательная неожиданность переходов. Он великий гармонист и пишет для инструментов с тщательностью и знанием их самых сокровенных выразительных возможностей, что делает его оркестр одним из самых новых и самых жизненных среди современных оркестров» - Г.Берлиоз.

 Из Парижа М.И.Глинка отправился в Испанию. Он бродил по белым каменистым дорогам предместий Мадрида, наблюдая местные нравы и обычаи. «Отыскал певцов и гитаристов, поющих и играющих отлично национальные испанские песни, - по вечерам приходят играть и петь, и я перенимаю их песни,  записываю в особой книжке. Мне более и более нравится жизнь и Испании. Не удивляйтесь, здесь не знают чинов и церемоний, ласковы, вежливы, как нигде» - из письма М.И.Глинки матери.

 М.И.Глинка радовался праздничному воодушевлению людей. Эту радость он передал в «Арагонской хоте» - картине многолюдного народного праздника в южном солнечном городе. Сигналы труб созывают к началу торжества. Гитаристы начинают хоту. Выходят танцоры, призывно щелкают их кастаньеты.

Учащимся предлагается прослушать испанскую увертюру «Арагонская хота».

Перед прослушиванием учитель задает вопрос:

- Какой музыкальный инструмент использовал композитор для создания испанского национального колорита?

Три года провел М.И.Глинка в Испании. Ему не хотелось покидать эту прекрасную солнечную страну.

Испанские фантазии, итальянские романсы, восточные напевы – как увлекала композитора музыка разных народов. А как чутко воспринимает он музыку родного края, с каким мастерством показывает он слушателю ее неброскую красоту. Вот фантазия «Камаринская» - яркая и поэтичная картина из русской народной жизни. «Как дуб вырастает из желудя, так вся русская симфоническая музыка повела свое начало от «Камаринской» Глинки», - говорил впоследствии П.И.Чайковский. Впервые «Камаринская» была исполнена в Петербурге 15 марта 1850 года. Композитор, находящийся в Варшаве, при этом исполнении не присутствовал. В концерте участвовали лучшие исполнительские силы. «Санкт-Петербургские ведомости» писали 15 марта 1850 г.: «Русский концерт в настоящее время как нельзя более кстати: уже несколько лет мы постоянно слушаем только Итальянскую и Немецкую музыку, почти забывали о существовании Русской оперы, тогда как у нас есть своя музыка и свои композиторы».

«Глинка впервые услышал свое произведение 2 апреля 1852 года… «Камаринская» имела большой успех и была бисирована и на этот раз» - Цуккерман.

Учащимся предлагается прослушать фантазию для симфонического оркестра «Камаринская».

Учитель предварительно перед прослушиванием задает учащимся вопрос: - В какой музыкальной форме написано произведение «Камаринская»?

- Сколько тем использовал композитор в произведении, каковы они по характеру?

- Каким русским народным музыкальным инструментам подражают инструменты симфонического оркестра?

После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

По вечерам в петербургскую квартиру М.И.Глинки часто приходили друзья, ученики, музыканты. Оперные певцы: О.А.Петров, А.Я. Воробьева, Д.М.Леонова учились у композитора искусству пения. Приходил композитор А.С.Даргомыжский. Глинке нравились его сочинения. Опера «Русалка», которую в отрывках исполнял автор, была близка Михаилу Ивановичу. В ней были народные мелодии, русские песни, танцы, обряды. Приходили братья Стасовы – горячие пропагандисты русского искусства, молодой музыкант Милий Балакирев часто играл на фортепиано. Бывал и молодой музыкальный критик А.Н.Серов.

Близким и преданным другом в последние годы жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил несколько фортепианных пьесок.

Для продолжения занятий по композиции в 1856 году М.И.Глинка отправился в Берлин, и эта поездка оказалась для композитора последней. Михаил Иванович Глинка умер 3 февраля 1857 г. По настоянию сестры композитора Л.И.Шестаковой его прах был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. После смерти брата Л.И.Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей М.И.Глинки – композиторов «Могучей кучки».

Как счастлив был бы М.И.Глинка, если бы мог знать, что музыка его переживет века, что ее услышат и полюбят ценители музыки. Его произведения прочно вошли в репертуары театров и оркестров всего мира. Имя М.И.Глинки носит Государственный центральный музей музыкальной культуры в Москве. Его имя присвоено Нижегородской и Новосибирской консерваториям, Челябинскому театру оперы и балета, Малому залу Санкт-Петербургской государственной филармонии. В июне 1982 года состоялось открытие возрожденной усадьбы М.И.Глинки в Новоспасском, там были восстановлены дом и парк, где прошли юные годы великого русского композитора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе Н.А.Римский - Корсаков опера «Снегурочка».

Продолжение знакомства с жанром оперы  на примере творчества Н.А.Римского-Корсакова. Воспитание потребности общения с высокохудожественной музыкой. Развитие личностного отношения учащихся к явлен...

Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"

Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....

Факультативный урок – опера по музыкальной литературе (третий год обучения). Н.А. Римский - Корсаков. Опера-былина «Садко».

Опера «Садко» - это яркий образец эпической оперы. На данном уроке учащиеся продолжают знакомится  с жанром оперы на примере творчества Н.А.Римского – Корсакова.  Учащиеся знакомятся с истор...

План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения) Преподаватель Путилина Н.Ю. Тема: Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

План-конспект урока по музыкальной литературе         (4кл.  фо-но 1 год обучения)Преподаватель Путилина Н.Ю.Тема :Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского....

Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.

Проект  « Классическая музыка в детском саду.»...

Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.

Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век....