План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения) Преподаватель Путилина Н.Ю. Тема: Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
методическая разработка на тему
План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения)
Преподаватель Путилина Н.Ю.
Тема :Балет «Щелкунчик»
П.И.Чайковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_po_muzykalnoy_literature_shchelkunchik.docx | 26.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Аркадак.
План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения)
Преподаватель Путилина Н.Ю.
Тема:
Балет «Щелкунчик»
П.И.Чайковского.
Тема: Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Тип: Изучение нового материала.
Вид: Традиционный.
Цель: Познакомить детей с музыкально- сценическим жанром как – балет.
Задачи:
Воспитательные: пробудить интерес к творчеству П.И.Чайковского.
Образовательные: Познакомится с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Развивающие: Развить музыкальное мышление, воображение.
Этапы урока:
1.Организационный.
2. Этап усвоения новых знаний.
3. Этап закрепления.
4. Заключительный этап.
План урока:
1.Организационный момент.
Знакомство с Мариинским театром. Краткое содержание сказки «Щелкунчик» Гофмана. Краткая биография П.И.Чайковского. Знакомство с музыкальным сценическим жанром- балет, включая понятия: пантомима, увертюра, классический танец.
2. Основной этап. Этап усвоения знаний.
Изучение балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»:
1 акт,1 картина; «Марш», « Рост ёлки».
1 акт, 2 картина: «Вальс снежных хлопьев».
2 акт ,танцы: «Кофе», «Чай», «Трепак», ,«Танец трёх пастушков», «Вальс цветов», «Адажио», «Танец феи Драже».
3.Этап: Закрепление знаний.
Вопросы для закрепления нового материала.
4.Этап завершающий: домашнее задание.
Средства обучения: компьютер, (проектор),музыкальный центр.
Методические пособия: музыкальная литература, З.Осовицкая, А.Казаринова.
Аудиопособие по музыкальной литературе автор Кушнир.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Слайд № 1.Название презентации.
Слайд № 2.Заставка с изображением «Щелкунчика».
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным театром миром сказки и удивительных превращений, мир наших грёз и сновидений.
Слайд №3. Мариинский театр.
Учитель: Перед вами Мариинский театр оперы и балета г. Санкт-Петербурга.
Слайд №4. Сцена театра.
Учитель: Именно на этой сцене театра 6 декабря в 1892 году с большим успехом состоялась премьера балета «Щелкунчик». Поднимите руку, кто был в театре? Надеюсь ,что когда нибудь, кто не был в театре обязательно побывает на премьере балета или оперы. Ребята, а вы знаете, кто написал музыку к балету «Щелкунчик».
Дети: Ответ - П.И.Чайковский
Учитель: Правильно ребята.
Слайд №5. Портрет П.И.Чайковского.
Учитель знакомит детей с краткой биографией композитора.
Учитель: Ребята, а кто знает, что обозначает слово балет?
Дети: Ответ: Балет происходит от итальянского слова «ballo», что значит «танцую», одной из самых сложных и богатых жанров музыкально- театрального искусства.
Учитель: Правильно ребята! Балеты Чайковского наполнены глубоким содержанием и чувством, стали образцами академического балета. П.И.Чайковский писал: « Балет – та же симфония». Он написан тем же ярким, сложным языком, что и оперы. В балете, как и в литературе, музыке, живописи – возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроении, переживаний. Хореографы , танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме. Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы – ремесленники, а под час и рядовые оркестранты. Музыка одного спектакля часто напоминало пёстрое лоскутное одеяло, « сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое не равноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера – композитор П.И.Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.
Слайд №6. Портрет Мариуса Петипа.
Учитель кратко рассказывает биографию хореографа.
Учитель: Мариус Петипа сочинил сценарий «Щелкунчика». В нём он определил характер музыки и строение двухактного балета. Однако болезнь помешала ему продолжить работу и премьеру спектакля подготовил Л.Иванов – второй балетмейстер театра.
Слайд №7. Лев Иванов.
Учитель: Кто мне скажет, на какую сказку был написан балет «Щелкунчик»? Кто его автор?
Дети: Ответ. На сказку немецкого писателя Ф.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Слайд №8. Эрнст Гофман.
Учитель: Правильно ребята! Молодцы! Давайте вместе вспомним содержание сказки.
Дети по очереди рассказывают сказку.
2.Этап усвоения новых знаний.
Учитель: В музыке мир добра и зла резко разделён для слушателя тембрами, оркестровкой. Для композитора мир добра – это мир детства, поэзии и красоты. В увертюре, детских сценах у ёлки, а затем в царстве сластей Конфитюренбурге «поют» струнные инструменты; их дополняют «тёплые» , насыщенные по тембру голоса гобоев, английского рожка, кларнетов.
Фантастический мир мышиного царства, злое «Зазеркалье» связано со звучанием крайних, неприятных для слуха регистров инструментов – низких альтов, кларнетов, фаготов, с отрывистым «сухим» звучанием струнных и «мышиным писком» флейты – пикколо. П.И.Чайковский включил в партитуру и детские музыкальные инструменты: детские трубы, барабаны и тарелки. Самый необычный инструмент партитуры – челеста.
Слад №9. Челеста.
Учитель: Все основные события балета происходят в 1 акте, а 2 акт представляет собой блестящий дивертисмент.
Учитель объясняет значение слова дивертисмент.
Учитель: Сегодня мы с вами послушаем и проанализируем несколько номеров из балета ( всего их 15). Ребята! Кто мне скажет, что обозначает слово увертюра? Мы с вами уже знакомились с этим значением слова, когда проходили жанр опера.
Дети: Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету… подготавливающее внимание слушателей к предстоящему действию.
Учитель: Правильно! Занавес ещё закрыта, а симфонический оркестр уже играет увертюру.
Звучит увертюра. Дети слушают.
Слайд №10. Гостиная в доме Зильбергхауса.
Учитель: После того как взрослые хозяева и гости зажгли огни рождественской ёлки и приготовили подарки, детей впустили в гостиную и начался праздник. Музыка упругая по ритму и «воздушная» по звучанию к теме увертюры. Но есть и особые приметы: это – фанфарные подчёркивающие торжественность момента раздачу подарков, «тревожный эпизод»- предвестник фантастических событий рождественской ночи.
Слайд №11. Раздача подарков.
Учитель: Давайте послушаем марш и попробуем представить события, происходящие на этом празднике.
Слайд №12. Рост ёлки.
Учитель: События сказки переносятся в фантастический мир Зазеркалья. Чудеса начинаются после полуночного боя часов. Клара, придя тайком в гостиную, чтобы проведать Щелкунчика, вдруг видит чудо, ёлка увеличивается и постепенно становится огромной. «Рост ёлки» изображён в музыке « в бесконечном», головокружительном восхождении по сказочным ступеням грандиозной мелодии – секвенции. Словно исчезают стены гостиной , раздвигаются границы пространства и времени. Музыка сказочная, передаёт радостную душу девочки.
Звучит фрагмент «Рост ёлки».
Слайд»13. «Сцена сражения».
Учитель: Сцена сражения – центральный, кульминационный эпизод 1 акта балета. Он показывает силу фантастического зла и несокрушимую силу добра, способного преодолеть зло.
Кукольная война замечательно отображена в музыке. Военные «фанфары», исполняемые гобоями (а не трубами), барабанный бой детских барабанчиков, суетливый бег струнных (мыши), пронзительные мотивы флейт (мышиный визг) – всё это «военная музыка игрушек». Встречные гаммаобразные линии оркестровых пассажей также отражают противоборство «военных» сил. Эти элементы музыкального языка создают картину фантастического сражения, зловещего по своему оркестровому колориту. Спасение Щелкунчика и рассеивание злых чар отмечено возвращением в музыку света. С превращением уродца Щелкунчика в прекрасного принца в музыке воцаряется гамма до мажор.
Звучит сцена сражения.
Слайд № 14. « Вальс снежных хлопьев».
Учитель: Представим еловый лес зимой, вьюга. Этот номер создаёт картину тревожного настроения ( тональность ми минор), затем вступает « детский хор – снежинки». Звучит напевная, безмятежная , светлая мелодия (соль мажор). Звучит вальс.
Учитель: Дворец в царстве сластей Конфитюренбурге. Клара и Щелкунчик прибывают на бал в царство сластей… «в колеснице из раковины , усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомый золотыми дельфинами… Музыка ширится и прибывает, как бушующие струи». (либретто Петипа). Здесь происходят чудеса, танцуют гости из разных стран.
Слайд № 15. Танец «Кофе».
Звучит танец «Кофе».
Учитель: Его музыка полна восточной ночи, тёмной печали.
Слайд № 16. Танец «Чай».
Учитель: Радует своим забавным звучанием.
Звучит «Чай».
Слайд № 17. Русский танец «Трепак».
Учитель: Трепак восхищает своей удалью, мужественным звучанием.
Слайд № 18. «Танец трёх пастушков».
Учитель: «Танец трёх пастушков» тонкий и изящный. Пастушки танцуют играя на дудочках, сделанных из камыша. Звучит «Танец трёх пастушков».
Слайд №19. «Вальс цветов».
Учитель: Завершает дивертисмент «Вальс цветов». Вальс не имеет себе равных по красоте и щедрости мелодий.
Звучит «Вальс цветов».
Слайд №20. «Адажио».
Учитель: За «Вальсом цветов» следует главный лирический номер балета ПА-ДЕ-ДЁ-Адажио.
Учитель: Кто может объяснить значение этого слова?
Дети: ПА-ДЕ-ДЁ – это танец для двоих.
Учитель: Молодцы! Адажио является центральным номером балета – кульминацией. Она становится музыкальным символом счастья и любви.
Звучит «Адажио».
Слайд № 21. « Танец феи Драже».
Учитель: Музыка «Феи Драже» не обыкновенная, у неё « небесный голос». Чайковский услышал его у челесты. Её ровный, механически чёткий, повторяющийся ритм напоминает движение старинных заводных игрушек.
Звучит « Танец феи Драже».
Учитель: Балет завершается всеобщим вальсом и ликующим апофеозом.
3. Этап закрепления знаний.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами прослушали балет «Щелкунчик». Узнали понятия новых слов как увертюра, пантомима, дивертисмент, «Адажио».
Учитель: Ребята! Давайте ещё раз повторим значение этих слов и запомним их.
Дети повторяют значение слов.
4.Завершающий этап. Домашнее задание.
Нарисовать рисунки к балету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 9 классе с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по теме "Косвенная речь"...
План – конспект открытого урока в 4 классе ДХШ № 4 по декоративной композиции Преподаватель Асабова И. Г.
Тема: Коллаж «Животные леса, прерий, джунглей, пустыни»Цели и задачи: 1. Формирование нравственно-эстетической отзыв...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
План-конспект проектного урока во 5 классе к УМК «Spotlight» В. Эванс, Дж. Дули и др. Тема: My collection.
Данная разработка предусмотрена для проектной деятельности на уроке английского языка по теме "My collection". В начале урока дети вспоминают раннее пройденный материал, изучают новую лексику. З...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
План-конспект бинарного урока по дисциплинам "Литература" и "Физика". Гроза в литературном произведении А.Н. Островского. Защита электроустановок от атмосферного электричества и перенапряжения
План-конспект бинарного урока по дисциплинам "Литература" и "Физика". Гроза в литературном произведении А.Н. Островского. Защита электроустановок от атмосферного электричества и пе...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО КАЛМЫЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ.
Кичәлин төр: Тууль - амн үгин зөөр...