Факультативный урок – опера по музыкальной литературе (третий год обучения). Н.А. Римский - Корсаков. Опера-былина «Садко».
методическая разработка по теме

Панферова Екатерина Михайловна

Опера «Садко» - это яркий образец эпической оперы. На данном уроке учащиеся продолжают знакомится  с жанром оперы на примере творчества Н.А.Римского – Корсакова.  Учащиеся знакомятся с историей создания оперы, с историей ее первой постановки, осуществляется воспитание музыкально-эстетического вкуса у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opera_sadko_1.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Факультативный урок – опера по музыкальной литературе

(третий год обучения).

Н.А. Римский - Корсаков. Опера-былина «Садко».

Преподаватель Е.М. Панферова

«…Новгородская былина о Садко занимает особое место в русском народном творчестве. Это одна из немногих былин, герой которой – человек искусства, гусляр. Своим талантом он подчиняет силы природы… Садко – мореплаватель, открыватель новых путей для родного Новгорода. В былине о Садко фантастика, сказочные образы сочетаются с рассказом о реальных героях, с бытовыми жизненными коллизиями… Основная идея оперы – прославление силы народного искусства, воплощенного в образе Садко».

                                                                  И.Образцова.

«…Скажу вам, что вся эта затея оперы «Садко» мне крайне симпатична и необыкновенно интересует меня, и мне кажется, что это будет капитальнейшее  Ваше создание. Ваша Девятая симфония».

Из письма В.В. Стасова Н.А. Римскому – Корсакову 12 августа 1894г.

Цель:  воспитание музыкальной культуры у учащихся.

Задачи: продолжение знакомства с жанром оперы на примере творчества Н.А.Римского – Корсакова. Приобщение детей к оперному искусству. Развитие слуховых и музыкально-аналитических навыков. Знакомство с историей создания оперы, с историей ее первой постановки. Знакомство с творчеством выдающихся музыкантов Мариинского театра, воспитание музыкально-эстетического вкуса у учащихся.


Опера «Садко» - это яркий образец эпической оперы. Для этой оперы характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказок. Музыкальные характеристики главных действующих лиц даны в широко развитых вокальных номерах. Картины народной жизни и быта показаны в монументальных хоровых сценах. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах.

Примерный конспект беседы с учащимися:

На сегодняшнем уроке мы совершим музыкальное путешествие в одну из замечательных русских опер. Это опера «Садко», ее автор Н.А.Римский – Корсаков. В основе его произведения лежит поэтическая русская былина о талантливом гусляре Садко. И вот мы в театре. Тише. Уже меркнет свет. Стало совсем темно. За пультом стоит дирижер. В зрительном зале тишина. Внимание. Опера началась. Занавес еще закрыт.  Звучит музыкальная картина «Океан – море синее». Море мерно катит волны. Спокойна морская стихия, но и в этом спокойствии – сдержанная грозная сила.

Учащимся предлагается прослушать увертюру «Океан – море синее».

Перед прослушиванием  учащимся задать вопрос:

- Как композитор изобразил в музыке картину моря, какие приемы развития он использовал?

После прослушивания учащиеся отвечают на вопрос преподавателя и делятся впечатлениями об услышанной музыке.

А теперь послушайте, что написал о вступлении к опере выдающийся музыковед В. Цуккерман: «Оркестровое вступление «Океан – море синее». Грозная, но спокойная морская стихия, ровно, бесстрастно катящиеся волны, необъятная, бескрайная ширь;  глухой гул стоит над неустанно колыхающейся сумрачной водяной пустыней, и не видно нигде из конца в конец моря - окиана ни корабля, ни живого существа».

Затихли отзвуки волн и звонко запели трубы. Раскрылся занавес. Перед нами пир новгородских купцов. Гости торговые похваляются своим богатством и властью, но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о далеких странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым купцам, прогнали они Садко. Пришел Садко на пустынный берег Ильмень - озера и запел свою грустную, печальную песню. И вдруг услыхало его Ильмень - озеро. Легкий ветерок всколыхнул воду и увидел Садко плывущую стаю лебедей. Выйдя на берег, лебеди превратились в прекрасных девиц, и среди них царевна Волхова, любимая дочь Морского царя. Привлекли ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень – озере. Предсказала Волхова гусляру богатство и счастье. Но приближался рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры вновь превращаются в лебедей и уплывают вдаль от берега.

В Новгороде ждет не дождется Садко Любава. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на свою судьбу. Пришел Садко, с любовью и заботой встречает его Любава. Но он и слушать ее не хочет. Он околдован красотой царевны Волховы. Вдруг раздался колокольный звон, вспомнил Садко об обещании Морской царевны, и решил он пойти к людям, попытать своего счастья.

Пристань у Ильмень – озера. Новгородцы встречают заморских торговых гостей. Сюда пришел и Садко со своей заветной думой. Купцы со скоморохами смеются над рассказом Садко о рыбе золото-перо, что водится в Ильмень – озере. Гусляр предложил им биться об заклад. Забросил он невод в Ильмень – озеро и вытащил его с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбка превратилась в золотые слитки. Так Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он накупил товара, снарядил корабли, собрал дружину и собрался в плавание. Заморские купцы – Варяжский, Индийский и Веденецкий – рассказывают о далеких странах, чтобы Садко с дружиной знали, куда держать путь.

Учащиеся прослушивают песни гостей.

После прослушивания ученики определяют типы голосов Варяжского, Индийского и Веденецкого гостей, обмениваются впечатлениями о прослушанной музыке.

Садко простился с Любавой, с новгородским людом и корабли его отплыли в дальние, неведомые края.

Двенадцать лет путешествовал Садко, но однажды остановился его корабль среди моря. Понял Садко, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с серебром,  с золотом, с жемчугом, но корабль все стоял с поникшими парусами. Корабельщики стали тянуть жребий, чтобы выяснить, кого из них требует к себе царь Морской. Жребий выпал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, наполнились паруса, корабль поплыл, скрываясь вдали. Садко остался среди синего моря один. Он заиграл на своих гуслях, и услышал в ответ голоса царевны Волховы и дочерей царя Морского. Море заволновалось, расступилось перед Садко, и он опустился в пучину моря. В лазоревом подводном тереме его ждали царь Морской с царицей Водяницей. Они приказали Садко петь величальную песню. И так им понравилось чудное пение гусляра, что предложили они ему остаться в их царстве и взять в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают Садко веселыми танцами. Сам Садко тоже взялся за гусли, и все морское царство пустилось в неистовую пляску.  На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище Могуч-богатырь и тяжелой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти Морского царя. Царство подводное погрузилось в морские глубины и исчезло. Старчище Могуч - богатырь призывает гусляра вернуться в Новгород и послужить ему песней.  Садко с Волховой входят в раковину, запряженную касатками и поднимаются из морской пучины.

Зеленый лужок у берега Ильмень – озера.  Едва начинает светать. Садко уснул на берегу озера, убаюканный пением царевны Волховы. Склонясь над гусляром стоит морская царевна. Волхова поет ему колыбельную песню «Сон по бережку ходил», здесь царевна прощается с Садко и превращается в утренний туман.

Учащиеся слушают колыбельную Волховы «Сон по бережку ходил».

Садко пробуждается и встречается с женой Любавой Буслаевной. Пока они беседовали после долгой разлуки, туман рассеялся, на месте его виднеется Волхова – река широкая, освещенная лучами восходящего солнца. По реке плывут в сторону, Ильмень – озера корабли с дружиной  Садко. Весь честной люд вышел встречать Садко, все дивятся его нежданному возвращению и широкой реке – Волхове. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ прославил гусляра Садко, реку – Волхову и Великий Новгород.

Из истории создания оперы:

«Русской частной опере… выпала на долю честь и даже историческая заслуга впервые поставить «Садко». … По нашему мнению, русская музыкальная литература со времен Глинки  еще не имела такого высокого образца художественного воплощения народного русского стиля»,  - писал         Н.Д. Кашкин

Н.А. Римским – Корсаковым написаны два произведения, который носят название «Садко» - это музыкальная картина для оркестра и опера – былина. Первое произведение было написано в 1867 году, второе – почти тридцать лет спустя, в 1896 году. Интерес к русской старине и народной культуре сформировался у Н.А. Римского – Корсакова рано, эта тема получила глубокое развитие на протяжении всей творческой жизни композитора. В начале лета 1894 года Н.А. Римский – Корсаков получил письмо от Н.Ф. Финдейзена, в котором тот убеждал композитора приняться за оперу на сюжет «Садко». Это письмо послужило толчком для фантазии композитора, он стал размышлять об опере. Своими мыслями Н.А.Римский – Корсаков поделился с В.В. Стасовым – выдающимся знатоком русской культуры. Впоследствии Н.А. Римский - Корсаков получил от него большое письмо, в котором он обращал его внимание на многочисленные варианты былины, призывал его как можно шире и ярче представить в опере картины реальной жизни и быта древнего Новгорода. Практическую работу по написанию либретто взял на себя В.И.Бельский, который после этого первого опыта сотрудничества с композитором стал его либреттистом. Работа над оперой началась летом 1894 года в Вечаше – чудесном месте,  где было большое озеро, огромный старинный сад. Полностью опера была завершена осенью 1896 года, ее первым издателем был М.П.Беляев. Той  же осенью опера было  предложена дирекции  Мариинского театра, но  Николай II вычеркнул ее из репертуара, в постановке оперы было отказано. Летом 1897 года критик С.Н. Кругликов, давний друг композитора, живший в Москве, предложил ему отдать «Садко» в один из частных театров, в Мамонтовскую оперу.  Русская частная опера в Москве существовала на деньги купца – любителя искусства и мецената С.И. Мамонтова, отсюда и ее название. С.И. Мамонтов горячо любил искусство, особенно русское. Главным режиссером театра был сам Савва Иванович, он был прирожденным театральным руководителем.

26 декабря 1897 года оперу увидели москвичи, а 30 декабря на третье представление, приехал из Петербурга автор. То, что он увидел и услышал, было чудом. На сцене жил мир вольного Новгорода – красочный, полный былинной поэзии и былинных чудес. Из вод Ильмень – озера выходила с подружками Морская царевна, полюбившая Садко за его песни, и это была не артистка с хорошо поставленным и приятным голосом, а сама таинственно прекрасная царевна Волхова; на афише стояло имя Н.И. Забелы – Врубель. Композитор впервые услышал ее на премьере оперы «Садко» в роли Волховы. М. Гнесина вспоминала: «Голос Забелы – Врубель  ни в чем несравнимый, ровный – ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… широко расставленные сказочные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки».

 Невиданной и неслыханной артистичностью изумил Варяжский гость, в которого перевоплотился Ф.И.Шаляпин. Он пришел в театр к  С.И. Мамонтову малоизвестным артистом, в этом театре родилась его всемирная слава. Ф.И.Шаляпин сумел создать образ сурового, мрачного, воинственного варяга, страстно любящего свою неприветливую,  холодную страну.

Над художественным оформлением спектакля работали художники К.А. Коровин и С.В. Малютин. Декорации по эскизам художников были музыкальны, то есть отвечали духу и складу музыки «Садко» и были действительно русскими и былинными. Постановка оперы была горячо встречена московскими критиками и публикой. Опера «Садко», созданная дружными усилиями Н.А. Римского – Корсакова и Мамонтовской оперой, вошла в историю русской культуры. Облеклись живой плотью почерпнутые из родников русского былинного эпоса образы смелого новгородского гусляра и дочери Морского царя. Поднялся на свет громадный пласт народного музыкального и поэтического творчества.

С.И. Мамонтов со своими друзьями художниками В.А. Серовым, К.А. Коровиным, М.А. Врубелем, вместе с Ф.И. Шаляпиным, А.В. Секар – Рожанским, Н.И. Забелой – Врубель заложили прочные основы нового оперного театра – театра единой художественной воли и смысла.

В настоящее время оперу Н.А. Римского – Корсакова можно увидеть на сценах ведущих театров России. На сегодняшнем уроке мы просмотрим фрагменты из спектакля Мариинского театра в Санкт – Петербурге. За дирижерским пультом - маэстро Валерий Гергиев – народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, пятикратный лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Мариинского театра, российский дирижер. Дирижерское искусство В.Гергиева характеризуется яркой эмоциональностью и индивидуальностью прочтения партитуры. В спектакле принимают участие артисты Мариинского театра: Владимир Глузин – Садко, Валентина Цыдипова – Волхова, Марианна Тарасова – Любава, Булат Минжелкиев – Варяжский гость.

Учащимся предлагается просмотреть мультимедийное пособие.

В пособии представлены фотографии Н.А. Римского-Корсакова, С.И.Мамонтова, В.В. Ставова, В.И. Бельского, К.А. Коровина, фотографии первых исполнителей оперы Ф.И.Шаляпина, Н.И. Забелы-Врубель, А.И. Орфенова, В.Р. Сливинского, В.Петровой – Званцевой. Также в пособии представлены фотографии постановки оперы Мариинским театром и видеофрагменты из спектакля (1994 год), увертюра к опере «Океан – море синее», песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя.  

Цель этого мультимедийного пособия – познакомить учащихся с историей создания оперного спектакля. Оно помогает проникнуть ученикам во внутренний мир людей другой эпохи. Мультимедийное пособие помогает познакомить учащихся на уроках не только с музыкой, но и  со сценической версией спектакля. Оно является полезным дополнением к традиционным методикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения) «М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».

Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися...

"Веселые кроссворды" по музыкальной литературе. 1 год обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк электронному пособию «Веселые кроссворды»по предмету «Музыкальная литература». Учебное пособие включает в себя 2 кроссворда по темам «Выразительные средства в музыке» и «Му...

Тесты по музыкальной литературе. Второй год обучения.

Данное учебно - методическое пособие разработано для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств и предназначено преподавателям теоретических дисциплин для проверки (мониторинга) освоени...

Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС

Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...

Тесты по музыкальной литературе. Второй год обучения.

Данное учебно - методическое пособие разработано для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств и предназначено преподавателям теоретических дисциплин для проверки (мониторинга) освоени...

Методическое пособие для учащихся по учебному предмету "Музыкальная литература" 2 года обучения

Краткое содержмние предмета "Музыкальная литература" 2 года обучения для авторской программы Светловой С.И....