Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Кудряшова Снежана Владимировна

Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 3 классе

Тема: Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.

Цель: Выявление единства содержания и формы произведения в симфонии – кантате

Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом»

Используется метод художественного контекста на уроке музыки.

Задачи урока:        

  1) ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их   организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (интонация, развитие и пр.)

  2)  понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности.

  3)  понимание взаимодействия и взаимопроникновения различных художественных культур: поэзия - музыка.

4) знание способов исполнения песни – соло, дуэт, хор.

Этапы урока:

  1. Организационный
  2. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
  3. Актуализация знаний
  4. Организация осмысления новой информации
  5. Применение, освоение способов действий
  6. Рефлексия деятельности

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.

Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к новогоднему празднику и знакомство с песенными жанрами русской музыки.

- Чтобы подготовить наш голос к исполнению песни, необходимо распеться. Исполним  русскую народную песенку «Для кота, для кота...». На прошлом уроке вы исполняли эту песню сольно, по цепочке. Сегодня вы споете ее дуэтом.

Ученики: Как это сделать?

Учитель: Как вы пели в прошлый раз?

Ученики: Каждый в отдельности.

Учитель: Это называется – сольное исполнение, соло – один. А что же такое – дуэт, как вы думаете (или, может быть, кто-нибудь знает)?

Ученики: Дуэт – исполнение двоих людей.

Исполнение распевки учащимися – р.н.п. «Для кота, для кота...»

Учитель: - Теперь повторим слова новогодней песни, используя упражнение для дикции – шепотом, но четко выговаривая каждую букву и каждое слово.

Ученики: вспоминают и проговаривают слова песни «Новогодняя сказка» С. Варламова

Учитель: А что самое главное вы должны сделать как исполнители песни?

Ученики: Передать чувства, настроение, эмоции.

Учитель: Какое настроение в этой песне?

Ученики: Радость, веселье...

Учитель: - А как вы сейчас будете исполнять песню?

Ученики: Мы будем исполнять ее хором

Исполнение новогодней песни учащимися.

 – Молодцы! Зарядили меня радостью и весельем на целый день. Спасибо!

Учитель: - Скажите, пожалуйста, о чем вы сейчас пели, каково содержание этой песни?

Ученики: - Песня про новый год, веселый праздник и т.п.

Учитель: Сколько образов в этом музыкальном произведении?

Ученики: Один образ – праздник Новый год.

Учитель: А настроение меняется?

Ученики: - Нет.

Учитель: - Почему?

Ученики: Потому что больше ни о чем не рассказывается, кроме как о веселом празднике.

Учитель: А если композитор задумает рассказать о каком-нибудь историческом событии, которое происходило в России, например, о Куликовской битве, тогда сколько будет образов в его музыкальном произведении?

Ученики: Будет много образов.

Учитель: Например, каких?

Ученики: Воины, матери, само сражение, победа...

Учитель: А какое настроение, эмоции, чувства будут в этом музыкальном произведении?

Ученики: Разные, в зависимости от того, о ком именно захочет рассказать композитор, от содержания произведения.

Учитель: В 19 веке в России жил композитор Юрий Александрович Шапорин. Однажды он прочел стихотворение русского поэта Александра Блока «На поле Куликовом». Читаю1часть стихотворения:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

-Если поставить себя на место композитора, то какую музыку вы создадите?

Ученики: Мы сочиним музыку, которая сможет передать настроение, чувства, которые заложены в этой части стихотворения.

Учитель: Какие будут эти чувства, эмоции, настроение?

Ученики: Боль, тоска, предчувствие разлуки, решимость будут в этой музыке.

Учитель: Чем вы будете пользоваться, сочиняя музыку?

Ученики: Средствами музыкальной выразительности: тембр, темп, ритм, мелодия и т.д.

Учитель: Какая будет музыка?

Ученики: Музыка будет плавная и скачками, отрывистая и связная, отчетливая, то громкая, то тихая, контрастная.

Учитель: - Кто этот человек, который рассказывает это?

Ученики: - Это воин, витязь.

Учитель: Хотите послушать, что получилось у композитора?

Прослушивание фрагмента из симфонии-кантаты «На поле Куликовом».

Учитель: Правы вы были или нет?

Ученики: Да, мы оказались правы, музыка контрастная.

Учитель: Ю.А. Шапорин назвал этот фрагмент – Баллада Витязя. Баллада - это песня или нет?

Ученики: Это песня, есть мелодия, интонация.

Учитель: Я прочитала вам только 1 часть стихотворения, но в этом стихотворении А. Блока 5 частей. Ю. А Шапорин решил создать музыкальное произведение, которое могло бы рассказать все содержание этого стихотворения. Как вы думаете, какую форму музыкального произведения он выбрал – крупную или малую?

Ученики: Композитор выбрал крупную музыкальную форму: оперу, балет, или симфонию.

Учитель: Ю. А. Шапорин назвал свое произведение симфония – кантата «На поле Куликовом».

Кантата – это вокально-инструментальное произведение, а симфония – инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одним сюжетом.

- Почему он выбрал сложную форму?

Ученики: - Сложная – потому что сложена из многих образов содержания.

- Едины ли форма музыкального произведения и содержание сюжета, стихотворения, рассказа?

Ученики: Да. Форма и содержание в музыке едины.

- С каким новым песенным жанром русской музыки мы сегодня познакомились?

Ученики: - С балладой

Учитель: Фрагмент какого музыкального произведения мы слушали?

Ученики: Симфонии – кантаты Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом»

Учитель: Отметьте, пожалуйста, на своих карточках то состояние, которое будет справедливым по отношению к прошедшему уроку. Спасибо

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0932/00107069-2f6ec84a/img7.jpg

- Домашнее задание: Рисунок героя симфонии-кантаты Ю.А. Шапорина. Будет выставка рисунков.

Выставление оценок.

- Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения) «М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».

Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися...

Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.

Проект  « Классическая музыка в детском саду.»...

Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1.     Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...

Открытое мероприятие на тему: «Духовные истоки русской классической музыки»

Открытое мероприятие  на тему: «Духовные истоки русской классической музыки»...

5 КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 14. Модуль «Русская классическая музыка» (Д). Поэтическое звучание романса.

Открытый урок в 5 классе с применением функциональной грамотности....