Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 3 классе
Тема: Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.
Цель: Выявление единства содержания и формы произведения в симфонии – кантате
Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом»
Используется метод художественного контекста на уроке музыки.
Задачи урока:
1) ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (интонация, развитие и пр.)
2) понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности.
3) понимание взаимодействия и взаимопроникновения различных художественных культур: поэзия - музыка.
4) знание способов исполнения песни – соло, дуэт, хор.
Этапы урока:
- Организационный
- Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Актуализация знаний
- Организация осмысления новой информации
- Применение, освоение способов действий
- Рефлексия деятельности
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.
Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к новогоднему празднику и знакомство с песенными жанрами русской музыки.
- Чтобы подготовить наш голос к исполнению песни, необходимо распеться. Исполним русскую народную песенку «Для кота, для кота...». На прошлом уроке вы исполняли эту песню сольно, по цепочке. Сегодня вы споете ее дуэтом.
Ученики: Как это сделать?
Учитель: Как вы пели в прошлый раз?
Ученики: Каждый в отдельности.
Учитель: Это называется – сольное исполнение, соло – один. А что же такое – дуэт, как вы думаете (или, может быть, кто-нибудь знает)?
Ученики: Дуэт – исполнение двоих людей.
Исполнение распевки учащимися – р.н.п. «Для кота, для кота...»
Учитель: - Теперь повторим слова новогодней песни, используя упражнение для дикции – шепотом, но четко выговаривая каждую букву и каждое слово.
Ученики: вспоминают и проговаривают слова песни «Новогодняя сказка» С. Варламова
Учитель: А что самое главное вы должны сделать как исполнители песни?
Ученики: Передать чувства, настроение, эмоции.
Учитель: Какое настроение в этой песне?
Ученики: Радость, веселье...
Учитель: - А как вы сейчас будете исполнять песню?
Ученики: Мы будем исполнять ее хором
Исполнение новогодней песни учащимися.
– Молодцы! Зарядили меня радостью и весельем на целый день. Спасибо!
Учитель: - Скажите, пожалуйста, о чем вы сейчас пели, каково содержание этой песни?
Ученики: - Песня про новый год, веселый праздник и т.п.
Учитель: Сколько образов в этом музыкальном произведении?
Ученики: Один образ – праздник Новый год.
Учитель: А настроение меняется?
Ученики: - Нет.
Учитель: - Почему?
Ученики: Потому что больше ни о чем не рассказывается, кроме как о веселом празднике.
Учитель: А если композитор задумает рассказать о каком-нибудь историческом событии, которое происходило в России, например, о Куликовской битве, тогда сколько будет образов в его музыкальном произведении?
Ученики: Будет много образов.
Учитель: Например, каких?
Ученики: Воины, матери, само сражение, победа...
Учитель: А какое настроение, эмоции, чувства будут в этом музыкальном произведении?
Ученики: Разные, в зависимости от того, о ком именно захочет рассказать композитор, от содержания произведения.
Учитель: В 19 веке в России жил композитор Юрий Александрович Шапорин. Однажды он прочел стихотворение русского поэта Александра Блока «На поле Куликовом». Читаю1часть стихотворения:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
-Если поставить себя на место композитора, то какую музыку вы создадите?
Ученики: Мы сочиним музыку, которая сможет передать настроение, чувства, которые заложены в этой части стихотворения.
Учитель: Какие будут эти чувства, эмоции, настроение?
Ученики: Боль, тоска, предчувствие разлуки, решимость будут в этой музыке.
Учитель: Чем вы будете пользоваться, сочиняя музыку?
Ученики: Средствами музыкальной выразительности: тембр, темп, ритм, мелодия и т.д.
Учитель: Какая будет музыка?
Ученики: Музыка будет плавная и скачками, отрывистая и связная, отчетливая, то громкая, то тихая, контрастная.
Учитель: - Кто этот человек, который рассказывает это?
Ученики: - Это воин, витязь.
Учитель: Хотите послушать, что получилось у композитора?
Прослушивание фрагмента из симфонии-кантаты «На поле Куликовом».
Учитель: Правы вы были или нет?
Ученики: Да, мы оказались правы, музыка контрастная.
Учитель: Ю.А. Шапорин назвал этот фрагмент – Баллада Витязя. Баллада - это песня или нет?
Ученики: Это песня, есть мелодия, интонация.
Учитель: Я прочитала вам только 1 часть стихотворения, но в этом стихотворении А. Блока 5 частей. Ю. А Шапорин решил создать музыкальное произведение, которое могло бы рассказать все содержание этого стихотворения. Как вы думаете, какую форму музыкального произведения он выбрал – крупную или малую?
Ученики: Композитор выбрал крупную музыкальную форму: оперу, балет, или симфонию.
Учитель: Ю. А. Шапорин назвал свое произведение симфония – кантата «На поле Куликовом».
Кантата – это вокально-инструментальное произведение, а симфония – инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одним сюжетом.
- Почему он выбрал сложную форму?
Ученики: - Сложная – потому что сложена из многих образов содержания.
- Едины ли форма музыкального произведения и содержание сюжета, стихотворения, рассказа?
Ученики: Да. Форма и содержание в музыке едины.
- С каким новым песенным жанром русской музыки мы сегодня познакомились?
Ученики: - С балладой
Учитель: Фрагмент какого музыкального произведения мы слушали?
Ученики: Симфонии – кантаты Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом»
Учитель: Отметьте, пожалуйста, на своих карточках то состояние, которое будет справедливым по отношению к прошедшему уроку. Спасибо
- Домашнее задание: Рисунок героя симфонии-кантаты Ю.А. Шапорина. Будет выставка рисунков.
Выставление оценок.
- Спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения) «М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».
Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Сокровища русской классической музыки"
В данном документе содержится рабочая программа с УУД...
Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.
Проект « Классическая музыка в детском саду.»...
Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1. Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...
Открытое мероприятие на тему: «Духовные истоки русской классической музыки»
Открытое мероприятие на тему: «Духовные истоки русской классической музыки»...
5 КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 14. Модуль «Русская классическая музыка» (Д). Поэтическое звучание романса.
Открытый урок в 5 классе с применением функциональной грамотности....