Открытый урок в 5 классе на тему «Духовные истоки русской классической музыки»
план-конспект урока по музыке (5 класс)
В данном документе представлен план проведения открытого урока музыки на тему «Духовные истоки русской классической музыки».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе на тему:
«Духовные истоки русской классической музыки»
Слайд 1 (по щелчку) Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский.
Ведущий что вы почувствовали, слушая первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского?
(Ответы ребят)
Команда «Классики» Музыка Чайковского - это подлинное душевное переживание, рожденное пламенным, любящим сердцем. Произведение передает бурный стремительный, яркий, завораживающий характер. Мелодия как бы стремится вверх, растет. Слайд 2 Между прочим, Первый концерт Чайковского - одно из самых репертуарных его произведений. Ни одно другое классическое произведение не играют так часто, в том числе и на всевозможных конкурсах.
Ведущий да, действительно, это одно из самых известных произведений композитора. Это целая эпоха в русской фортепианной музыке. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах. 1 ноября 1875 концерт был впервые исполнен в России (в Петербурге). В музыке концерта Чайковский использовал украинские народные темы, украинскую песню "Выйди, выйди, Иваньку."
Входит ученик и выступает в роли Чайковского.
Ученик. Музыканты в чёрных фраках
Взяли скрипки и альты.
Дирижёр привычным взмахом
Воскресил мои мечты.
Баритон виолончели
Души резал на клочки,
И качались как качели
Изумлённые смычки.
Слайд 3 Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. В переводе с латинского classicus – образцовый. Расцвет русской музыкальной классики приходится на первую половину XIX в.
Слайд 4 Классическая музыка отражает все сферы проявления жизни человека: радость и печаль, рождение и смерть, любовь и ненависть, страдание и безмятежность, борьбу и смирение. В произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил русского народа, непримиримость, неприятие зла.
Очевидно, что классика жива и в наше время. А такие современные версии классической музыки, как мы услышим, помогают приобщить к ней активных любителей поп-музыки.
Кто из вас считает, что старинная классическая музыка более значима в наше время? А кто считает, что современная классическая музыка?
Давайте мы поговорим о том, какая музыка более доступна для восприятия человека, старинная классическая музыка или современная классическая музыка. Слайд 5 Для этого я предлагаю выбрать двух учащихся.
Первый участник будет отстаивать позиции важности и значимости музыкальных произведений старой классической школы. И участник, который отстаивает современную классическую музыку.
Я предлагаю возглавить в «Классики» Болотину Марию, а в «Современники» Марабян Анжелу
Слайд 6
Ведущий Одним из ведущих композиторов русской классической музыки второй половины 19-го века является Александр Порфирьевич Бородин. Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), слайд 7 являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!
Слайд 8 Видеофрагмент из оперы «Князь Игорь» Половецкая пляска с хором
Ведуший что вы почувствовали, слушая эту музыку?
Слайд 9 Команда «Классики» Как прекрасна музыка. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, ты в край родной родная песня наша…» Композитор передал в музыке тему борьбы между народом и врагами. При этом даже самые трагические переживания переданы сдержанно и строго.
Команда «Современники» Постой–ка! Я тоже слышала этот фрагмент. Но я предпочитаю слушать в современной обработке. Вот, послушайте. Слайд 10
Видеофрагмент «Улетай на крыльях ветра» в современной обработке»
Команда «Современники». Вот видите, в современной обработке тоже передана грусть, печаль и прекрасное нежное очарование.
Ведущий да, в настоящее время существует множество интерпретаций на классические произведения. Но не все интерпретации могут отличаться высоким художественным вкусом, хотя и на первый взгляд и покажутся модными.
Слайд 11 В опере «Князь Игорь» Половецкая пляска с хором звучит в исполнении инструментов симфонического оркестра, слайд 12 а фрагмент в современной обработке звучит в электронном исполнении с помощью компьютера и аудио оборудования.
Команда «Классики» а вообще последние десятилетия в обществе наблюдается падение нравственности и духовности. слайд 13 В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это, в первую очередь, средства массовой коммуникации и информации).
Ведущий А теперь я вам предлагаю послушать такое произведение!
Слайд 14 Видеофрагмент Вступление к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского
Слайд 15
Произведение, которое вы слышали, называется “Рассвет на Москве-реке” и является вступлением к опере “Хованщина”, которую написал Модест Петрович Мусоргский, великий русский композитор XIX века. Опера рассказывает об исторических событиях XVII века, об уходящей Руси и начале правления Петра I. Что вы почувствовали, слушая это произведение?
Команда «Классики» Меня музыка перенесла в древнюю Москву. Она, древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несётся над красной площадью колокольный перезвон, который так красиво передал в музыке М.П.Мусоргский.
Команда «Современники» Я согласна с вами, но я хочу вам предложить послушать оперу «Юнона и Авось», но не просто оперу, а рок- оперу. Слайд 16 Первая премьера рок - оперы «Юнона и Авось» состоялась 8 июля в 1981 году. Между прочим, прошло более 30 лет, а интерес и любовь у зрителей к этой постановке не угасают. Вот, послушайте!
Слайд 17 Видеофрагмент из оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду»
Команда «Классики», но ведь жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). А жанр рок-оперы появился лишь во второй половине 20-го века.
Ведущий Вы конечно же правы. Можно сказать, что рок опера — это современная опера. Слайд 18 Рок-опера – это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.
Рок музыканты в поисках новых возможностей сами обратились к традициям классической музыки возникли такие направления как симфо-рок, арт – рок, барокко-рок, рок – опера которая появилась в 60 – гг в Америке. Слайд 19 В России 70 – гг. «Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось». Слайд 20 Автор рок-оперы «Юнона и Авось» наш современник Рыбников Алексей Львович- член совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Слайд 21
Николай Резанов приплыл с деловым визитом с Аляски в Сан-Франциско на парусниках «Юнона» и «Авось». И вроде все у него было: и статус, и дети, но… Успешный 41-летний мужчина как мальчишка влюбился в 16-летнюю Кончиту Аргуэльо – дочь губернатора Калифорнии. Различия веры, протесты семьи девушки – ну разве это помеха для человека, который приплыл на край света? Влюбленные обручились и ждали только разрешения от Папы Римского. Спустя некоторое время Резанов уехал в Россию разобраться с делами, но финал у истории получился трагический: он умер. Кончита, рассказывают, больше 30 лет отказывалась верить в его смерть. А убедившись, ушла в монастырь.
Мы с вами послушали концерт, оперу и рок оперу, а ведь есть еще балеты.
Слайд 22
Например, балет «Ромео и Джульетта» русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, где музыка передает тончайшие движения человеческой души, богатство шекспировской мысли, страстность и драматизм его первой из совершеннейших трагедий. Слайд 23
(Видеофрагмент «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»)
Что вы мне на это скажете, друзья?
Слайд 24
Команда «Классики» Прокофьеву удалось воссоздать в балете шекспировские характеры в их разнообразии и полноте, глубокой поэтичности и жизненности. Праздничный и буйный колорит итальянских улиц, нежность утреннего рассвета и драматизм сцен смерти – все это воплощено Прокофьевым с мастерством и огромной выразительной силой.
Команда «Современники» И что? А я вам могу предложить посмотреть видеофрагмент из фильма «Уличные танцы», где звучит этот же фрагмент, но уже в современном исполнении. Слайд 25
(видеофрагмент из к/ф «Уличные танцы»)
Слайд 26 Ведущий Вы все несомненно правы, но с классики всё начинается, к ней обращается каждое следующее поколение музыкантов в поисках вдохновения – даже для самых смелых экспериментов. Вкусы и стили меняются, но классическая музыка при этом не теряет своей ценности, она была и останется фундаментом. На примере балета мы доказали, что мода не всегда соответствует вкусу и, чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, нам необходимо знание классики как образца и эталона подлинного вкуса.
Музыка неконкретна, если это не программная музыка – как опера, к примеру. Там действие, всё понятно. Про инструментальную, симфоническую или камерную музыку нельзя сказать – о чём она. Впустить в душу классическую музыку – всё равно, что открыть окно.
Слайд 27 Большой вклад в развитие русской классической музыки внес Михаил Иванович Глинка.
Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны. слайд 28
Романс "Жаворонок" Глинка написал на слова своего друга, поэта Нестора Кукольника.
Сейчас вы услышите этот романс.
Слайд 29
(видеофрагмент романса «Жаворонок» в старинном исполнении)
Команда «Современники» Разве такой старинный романс «Жаворонок» еще исполняется в наше время?
Команда «Классики» Конечно. В наше время романс все так же популярен.
Едва ли найдется в русской музыкальной литературе романс более популярный и «запетый». Всеобщая любовь к нему вызывается, по-видимому, чертами наивной прелести и задушевной простоты его напева. Слайд 30 по щелчку Вот, послушайте!
Слушание романса «Жаворонок»
Ведущий В романсе слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок" - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь!
Где мы можем услышать классическую музыку? Человек включает радио и сразу слышит «мое — не мое». Слайд 31 В Москве есть радиостанция, которая называется «Орфей». Ей через год 28 лет.
Команда «Классики» Слушая музыку на этом канале можно прекрасно отдохнуть, погрузиться в этот дивный мир, который бесконечен.
Команда «Современники» На телевидении программ, посвящённых классической музыке, можно сосчитать по пальцам. На 1 канале их практически нет.
Слайд 32 Команда «Классики», зато есть канал – «Культура», который уделяет поднятию уровня духовности людей большое влияние. В программе канала большое место занимают трансляции концертов классической музыки, опер, балетов.
Слайд 33
Ведущий На молодёжных концертах (рок-, поп-, рэп-концерты), дискотеках звучит по преимуществу элементарная музыка, а зачастую агрессивная, которая разрушает психику, духовный мир молодёжи, провоцирует негативные, асоциальные формы поведения и иногда это делают специально, чтобы настроить молодежь на агрессию. Музыка, наряду с Интернетом, занимает одно из первых мест в структуре свободного времени молодежи, являющейся основным потребителем массовой музыкальной продукции самых различных стилей и направлений.
Убеждать, что слушать классику – не нужно. Нужно постепенно просто приобщать к этому, ведь многие и не подозревают, что классика – это интересно, что её можно и нужно слушать. Слайд 34
Нельзя отказаться от слушания старинной классической музыки и современной классической музыки, потому что и та музыка и та заставляет слушателей плакать и переживать вместе с автором, завораживает красотой мелодии или поражает тем, как точно передано наше настроение, чувства, мечты, обиды и радости.
По музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Но и по тому, как вы реагируете на музыкальные пристрастия других, можно судить об этом же. Уважайте мнение других людей и развивайте свой музыкальный вкус, слушая качественную, высокохудожественную музыку. Тогда вы станете интересны не только другим, но, в первую очередь, самим себе. Слайд 35
О, музыка, – язык любви,
Язык всемирного общенья!..
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью,
Как наполняют кровь и мысль,
Как успокаивают нервы,
Когда по залу пронеслись
Раскаты двух аккордов первых.
Мгновенно замер зал, затих, –
Запели трубы и фаготы,
И, словно мужественный стих,
Несут воинственные ноты.
А чудо тенора-альты
В союзе с томной девой-скрипкой
Влекут в просторы высоты…
И слезы искрятся с улыбкой.
Ты, музыка, – язык любви,
Созданье божьего свеченья,
Как очищаешь душу ты,
Как зажигаешь вдохновенье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения) «М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».
Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися...
Открытый урок - круглый стол по теме "Духовно-нравственные ценности молодежи". 2013-2014 учебный год.
Цель: духовно - нравственное развитие учащихся посредством изучения иностранного языка.Задачи:Совершенствование навыков:устной речи (монологической, диалогической и полилогической);лексико-грамматичес...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Сокровища русской классической музыки"
В данном документе содержится рабочая программа с УУД...

Открытое мероприятие на тему: «Духовные истоки русской классической музыки»
Открытое мероприятие на тему: «Духовные истоки русской классической музыки»...

Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.
Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век....
5 КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 14. Модуль «Русская классическая музыка» (Д). Поэтическое звучание романса.
Открытый урок в 5 классе с применением функциональной грамотности....
6 КЛАСС Урок 6. Модуль «Русская классическая музыка» . Мир чарующих звуков…»
-выявление сути жанра романса как лирической музыкально-поэтической миниатюры;— осознание, определение характерных черт и особенностей тем, образов, музыкального языка жанра романса;&mdash...
