Классный час на тему " 20 -летие Конституции Российской Федерации"
классный час (5 класс) на тему

Солдатова Элла Александровна

Беседа с учащимися ( 5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

МБОУ «Теньгушевская средняя

общеобразовательная школа»

Классный час

«20-летие Конституции Российской Федерации»

5 класс

Россия без каждого из нас обойтись может, Но никто из нас без нее не может обойтись.
                                                 И.С.Тургенев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,
использующее опыт людей на благо общества.
                                               С.Джонсон

article55.jpg

Провела: Солдатова Э.А.

 

                                                     2013-2014 уч. год

Цель: 

Познакомить учащихся с основным законом государства –  

Конституцией России;

дать определение государственных символов - Герба, Флага, Гимна,  

способствующих  воспитанию патриотизма;

содействовать развитию познавательной активности учащихся;

формировать гуманизм, всесторонне развитую личность; 

воспитывать чувство гордости и уважения к Конституции.

Дорогие ребята, поздравляю вас с началом учебного года. Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класса. А я стала вашим классным руководителем. Впереди у нас долгие годы совместной жизни. Я надеюсь, что наш класс будет здоровым, дружными сплочённым. Нас ждёт много интересных дел. Но главное наше дело-это создать и сберечь наш коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нём уверенно, надёжно и удобно.

В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не всё будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя.

Класс, в котором вы сейчас находитесь, -это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная комната станет для вас вашим школьным домом. Вы становитесь хозяевами этого учебного кабинета. А настоящий хозяин будет беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и порядок.

Вы многое уже умеете, многому научились в начальной школе. .И главное – подружились. А  дружный класс живет интересно, ладно, весело. Давайте совместно с вами, ребята, определим, что среди друзей может быть разрешено, а что должно быть запрещено, т.е. поговорим сегодня о ваших правах и обязанностях. Посвятим нашу первую встречу теме, о которой будут  говорить сегодня  в каждом  классе нашей школы.

Ребята! В какой стране мы живём? (в РФ)  Символы страны. (слайд 2)

Но ещё мы живём в правовой стране.  Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.

В этом году, 12 декабря, исполняется 20 лет основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации, поэтому наш Урок Знаний сегодня посвящается этой теме,  это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране России

        А сейчас послушайте, пожалуйста,  легенду.

"Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

        Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам.)
 

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними  появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

 

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце-концов людям удалось решить Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

 

- Декларация – название документа, в котором говорится о правах человека.

 

http://svetlograd-info.ru/images/1%2837%29.jpg

 

  

Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

 Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.

Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.

Флаг

В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимн

 Флаг России выглядит так,

Белый цвет - за Отечество

Синий цвет - Верность

Красный цвет - Отвага, битва за веру

 


Герб

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

 На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея - это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.


 

Гимн

Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

 После  выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России

Россия – священная наша держава,

Россия-любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твоё достоянье не все времена!

                            Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

                            Братских народов союз вековой,

                            Предками данная мудрость народная!

                            Славься страна! Мы гордимся тобой!

 

Учитель:   В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законов: 

    Каждый человек имеет право на свободу слова

    Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

    Каждый человек имеет право на работу

    Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

    Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

    Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества

Учитель:

 1. А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.

Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка») 

     2.    В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

           попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?  

                             («Колобок».)

3.   В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за

      вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения

     Буратино».  Карабас-Барабас).

4.   Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

      перемещение на метле? (Баба Яга.)

5.    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

 Учитель:

2.  А теперь маленькие задания. 

Каждая команда получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям или какими правами воспользовался. А потом расскажут нам. (можно записать на листках и зачитать).

1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).

2. Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).

3. Дедушка Чипполино (у него нарушено право на свободу).

4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища).

5. Лиса (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность)

6. Красная шапочка (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность)

7. Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

8. Волк (три поросенка) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).


9.
Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).

10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).

11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения).

12. Капитан Врунгель. (воспользовался правом свободы передвижения).

13. Сеньор помидор. Тыква. (Нарушено право неприкосновенности жилища).

14. Знайка (воспользовался правом на образование).

15. Буратино (воспользовался правом на образование).

16. Герои простоквашино (воспользовались правом на отдых).

17. Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).

18. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).

19. Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).

20. Наф-наф (воспользовался правом на труд).

 

Учитель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.
Следующая игра 3. 

Всякому мила…( своя сторона).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить -…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

Восстановленные пословицы дети наклеивают на лист бумаги, прикрепляют на доску и читают пословицы.
 

Учитель:

Следующая игра, ребята, называется

«Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/. 

 Право на жизнь

А) Золушка

Б) Колобок

В) Кот в сапогах

 Право на неприкосновенность жилища

А) Сестрица Алёнушка

Б) Три поросёнка

В) Колобок

 Право на свободный труд

А) Золушка

Б) Красная Шапочка

В) Балда

Право на свободу вступления в брак

А) Золушка

Б) Дюймовочка

В) Алёнушка

Право на владение личным имуществом

А) Красная Шапочка

Б) Буратино

В) Баба Яга

Учитель:

Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)

        - Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

        - Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

-Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

-Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

 Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира,  расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; )

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.) 

В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 де кабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума).

 «Права и обязанности». Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны.  Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.(слайд 17)

Попробуем правильно выполнить следующие задания:

1).  Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника. (слайд 18 -19)

  1. Бесплатное образование.(право)
  2. Уважение мнений всех учащихся и учителей. (обязанность)
  3. Удобное рабочее место. (право)
  4. Посещение школы в предназначенное для этого время. (обязанность)
  5. Активное приобретение знаний. (право)
  6. Защита личной собственности. (право)
  7. Примерное поведение на уроках и переменах. (обязанность)
  8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. (обязанность)
  9. Бережное отношение к школьному имуществу. (обязанность)
  10.  Сотрудничество с учителями. (право)

кабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума).

Угадай героя по описанию или назови, какое право нарушалось у данного героя.(слайды 21 - 26)

-  В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)

-  Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?  (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)

-  Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)

-  В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).

-  Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка)

-  Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг)

  Кодекс класса.

       Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, выработаем Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для нашего класса:

1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

2. Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

3. В классе должна существовать дружба

4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.

5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

8. . Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.

9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.

10. Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

11.  Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.

12. Следить за порядком и чистотой. Содержать в чистоте кабинет

.

14. Вести себя хорошо, быть вежливым и воспитанным.

Учитель:

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины.

 Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ее. Быть достойными гражданами своей страны, т.к. каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

        

        

МБОУ « Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

                                 

Классный час

«20-летие Конституции Российской Федерации»

5 класс

Провела: Солдатова Э.А.

 

        

                                    2013-2014 уч. год

Классный час

«20-летие Конституции Российской Федерации»

5 класс

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации, "Мы - россияне"

Классный час "Мы -  россияне" направлен на формирование уважительного отношения к закону, воспитание толерантности, патриотизма и чувства гордости за свою Родину....

Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации»

Знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры....

Классный час "Это должен знать каждый!", посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации

Конституцию мы знаем, с интересом изучаем! Данный материал способствует формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации к...

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Классный час на тему: "День конституции Российской Федерации"

Классный час на тему: "День конституции Российской Федерации" посвящен юбилею конституции РФ. Рассматривается история конституций России, содержится викторина по данной теме....

Классный час на тему "День Конституции Российской Федерации"

Предложенный классный час на тему "День Конституции Российской Федерации" предназначен для учащихся начальных классов школы VIII вида....

Классный час на тему " 20 -летие Конституции Российской Федерации"

Классный час на тему " 20 -летие Конституции Российской Федерации"...