классный час "ДЕТИ ВОЙНЫ".
классный час (7 класс) на тему

Фалалеева Нина Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voyny.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

– Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

 (на столах для каждого пилотки, листы бумаги в клетку для письма, ручки)

– Как бы вы определили тему нашего классного часа на основе представленных вещей на столе. Давайте обобщим ваши ответы и назовем тему классного часа: «Дети войны». Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне. Попытаемся увидеть детей того времени, чем они жили, чем их жизнь отличалась от жизни современного ребенка.

Настоящее

– Но прежде чем говорить о прошлом, давайте поговорим о настоящем. Какой сегодня месяц, год?

– За окном поздняя осень, голубое небо, мирная жизнь.

У каждого из нас в жизни есть любимое занятие, любимое блюдо, любимые места в городе, районе, во дворе, любимые люди, с которыми мы с удовольствием общаемся.

Входя в класс, вы выбрали треугольник понравившегося вам цвета. В соответствии с данным цветом вы расселись по группам. На столах у каждой группы лежит «кусочек голубого неба». Каждой группе предлагается сделать коллаж сегодняшней жизни. По окончании работы представитель группы расскажет всем о проделанной работе.

 1-я группа «Увлечения» (деятельность). Выполненный коллаж прикрепляется на доску.

 2-я группа «Еда» (любимые продукты) Выполненный коллаж прикрепляется на доску.

 3-я группа «Общение» (средства связи)

Выполненный коллаж прикрепляется на доску.

Подводим результат выполненной групповой работы. Как бы Вы обозначили общую картинку жизни современного ребенка на основе тех позиций, которые отражены в коллажах.

(Групповая работа:

Каждая из 4 групп обучающихся составляет коллаж из цветных картинок на фоне голубого неба по одной из предложенных тем:  «Общение», «Увлечения», «Еда»,; затем 1 человек защищает проект (рассказывает).

Ребята рассказывают об атмосфере дома, окружении на улице, в школе,

о своих любимых занятиях, увлечениях, распорядке дня,

предпочтениях в еде. Рассказывают, посредством чего происходит

общение.)

– Посмотрите, какая красочная и красивая наша жизнь получилась.

Ключевыми словами являются слова мир, достаток, увлечения, развлечения, комфорт, общение, радость, отдых, благополучие и пр.

        Возвращение в Прошлое. Война

А сейчас я предлагаю мысленно совершить скачок во времени… Мы попали в другое время, в прошлое…

Звучит серьезная тревожная музыка, после которой звучит голос Левитана.

– 22 июня 1941 года, начало Великой Отечественной войны.

– Символ военного времени – пилотки, наденем и мы их,  для того чтобы  познать чувства  и настроение того времени.

Итак, сегодня 22 июня 1941 года.

– Посмотрите! Отцы, старшие братья, матери уходят на фронт сражаться за Родину, а мы остались. Как помочь в эту трудную ситуацию нашим матерям, отцам, детям, братьям?

Вы видите на столе предметы, которые помогут вам ответить на мой вопрос (автомат, бинт, подшипник),  как вы думаете, что они означают?

(Ответы детей. - Мы будем работать на заводах, изготавливать орудия, патроны, танки, машины для фронта. Работа детей в госпиталях: ухаживать за больными, писать письма родным и т. п.)

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Р. Рождественский

– Следующий предмет – автомат.

Были и такие подростки, которые уходили на фронт, «обманывая» военкомат, прибавляли себе количество лет, чтобы быть старше (им было 15–16 лет, а говорили, что им 18), Дети воевали наравне со взрослыми.

некоторые становились сыновьями полка. Во-первых, бойцы воинских подразделений подбирали детей, оставшихся без попечения родителей в ходе боевых действий. Это могли быть как сироты, так и просто потерявшиеся дети. Во-вторых, в советских частях нередко были случаи, когда родители, занимающие командные должности, один или оба, проходя службу
в подразделении, привозили на передовую детей, не без оснований полагая, что так для ребёнка будет безопасней, нежели в тылу. В-третьих, пополнение происходило и за счёт детей, убежавших из тыла на фронт и удачно добравшихся до передовой.

Многие писатели и поэты посвятили свои произведения детям военного времени. Обратите внимание на представленную выставку произведений. Все книги из школьной библиотеки. Если кто-то из вас не читал эти произведения, может взять их в библиотеке и ознакомиться.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать ребенок, заменяя взрослых в военное время?

(Выносливый, трудолюбивый, терпеливый, аккуратный, доброжелательный, справедливый.)

К доске прикрепляется иллюстрация: кусочек серого неба с черно-белыми фотографиями о деятельности детей в военное время .или презентация

– А теперь поговорим о том, что же мы видим вокруг себя во время войны? Что чувствуем?

видели дети вокруг себя страшную картину: развалины, трупы, обожженную землю, слышали вой сирен, взрывы

основные чувства, которые переживали и дети, и взрослые, – это страх, боль, переживания

К доске прикрепляется иллюстрация: кусочек серого неба с черно-белыми фотографиями, на которых изображена окружающая обстановка военного времени.

– Давайте вспомним дни блокады Ленинграда. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 872 дня (2,5 года).

(Просмотр видеоролика о блокаде Ленинграда.)

В городах и селах жители, чтобы не умереть от голода, дети ходили в лес за ягодами и грибами, выходили в поля, чтобы найти и собрать на пустынных полях зерна, а потом из нескольких зернышек варили похлебку или кашу. Но вдоволь поесть не получалось.

– Что чувствовали дети? Голод, холод

К доске прикрепляется иллюстрация: кусочек серого неба с черно-белыми фотографиями о питании детей в военное время.

Еще одной трагической темой во время войны является тема плена, концлагерей. Нередко дети после захвата фашистами сел, городов попадали

в концлагеря. Немцы использовали  малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. (Слайд)

(Чтение стихотворения об узниках концлагеря.)

ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять:

кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

чего хотят от них мужчины…

Как, по-вашему, могли общаться дети, которые находились далеко от родителей?

– Писали письма

Мы увидели, как живут дети во время Великой Отечественной войны, пережили их трудности, страх и горе.

Давайте от их имени напишем письма (короткие, 2–3 предложения) ребятам, нам с вами, в школу, в 2014 год, о том, какими бы они хотели бы видеть современных детей. (личные качества)

Начнем письмо так.

Я пишу тебе из прошлого…

– А теперь давайте  свернем письма в треугольник.

Подписываем письма, адрес.

Отправляем в будущее – кладем письмо на край стола.

                          Возвращение в настоящее 

– Вот мы и вернулись обратно, в наше время.

Сегодня 201 год, Россия, Гулькевичи, школа № 1, конкурс классных руководителей

Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит письмо из прошлого, откройте и прочитайте письмо, кто хочет зачитать его вслух?

– Как вы думаете, те качества, о которых вы откровенно написали в своих письмах-треугольниках, совпадают с теми качествами, которыми обладаете вы? Может быть, сейчас вам пришла в голову мысль,

что что-то вам необходимо изменить в себе? Над этим можно поразмыслить…

 Подведение итогов

– В процессе нашего классного часа мы с вами собрали 2 кусочка неба (цветное и черно-белое). Одинаковы ли они? Аргументируйте свой ответ.

Что разделяет эти два неба? Самое главное, благодаря которому и взрослые, и дети смогли пережить весь ужас войны.

ПОБЕДА – что значило это слово для детей, прошедших войну?

Радость Победы в войне идет рядом с горем и утратой. Не все вернулись с войны.

– Давайте почтим память погибших во время Великой Отечественной войны: детей, стариков, отцов, матерей –  минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ…

 Рефлексия.

– Вот и подошла к концу наша встреча. Очень бы хотелось услышать ваше мнение о ней.

Предлагаю вам свое впечатление о классном часе оставить в виде красной звездочки . Поднимите красную звездочку, если классный час оставил положительные впечатления о себе, вам удалось высказать свою позицию, мнение. Если классный час не оставил положительного впечатления, если вы не смогли высказать своего мнения, аргументировать свой ответ, то звезд не надо. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».

15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "

Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...

Классный час "Война на дорогах"

Классный час о правилах дорожного движения....

Классный час "Война 1812 года", 5 класс

Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса...

Классный час Война 2012 года

Классный час Война 2012 года...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Классный час. Война 1812г.

Презентация подготовлена для проведения урока мужества "Герои прошлых лет... Война 1812г."...

Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"

Презентация для классного часа  разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...