Методическая разработка литературного воспитательного классного часа для 5-6 классов, посвященного Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков
классный час (5 класс) на тему

Макарова Елена Викторовна

Мероприятие проводилось в рамках  патриотического воспитания, приурочено к Дню освобождения Брянщины от немецко- фашистских захватчиков. К проведению мероприятия привлекался учитель литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  литературного воспитательного мероприятия для 5-6 классов, посвященного Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков

Цели: воспитание патриотизма, привитие уважения к ветеранам ВОВ, развитие интереса к прошлому своей страны и родного края посредством обращения к литературным источникам

Оборудование: плакаты военной тематики, выставка книг о войне

Ведущий:

Средь многих дат одна есть дата,

 Которая так сердцу дорога.    

 В сентябрьский день советские солдаты

 Освободили край наш от врага.

17 сентября – День освобождения Брянщины, а теперь и день города. С момента его освобождения прошло уже 65 лет. Эта дата вызывает в сердце каждого радость и горе, счастье и боль и великую гордость за свой народ, его мужество и героизм.

780 дней хозяйничали на Брянщине оккупанты. Это были два самых черных года за всю историю области. За время оккупации были расстреляны, сожжены и замучены 80 тысяч человек мирного населения.

Ученик 1

Весь под ногами шар земной…

 Живу, дышу, пою.

 Но в памяти всегда со мной

 Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

 Нет кровнее родни.

 Не потому ли я живу,

 Что умерли они….

Ведущий:

Здесь фашисты сжигали деревни,

 Города выжигали дотла.

 И в огне умирали деревья,

 И по ветру гуляла зола.

 Многие ваши односельчане ушли на фронт в первые же дни войны и сражались в рядах Советской Армии. Но и те, кто остался  в родных местах, внесли свою лепту в общее дело на пути к победе.   В основном это были женщины, дети и старики. В период оккупации района жители села Бяково и окрестных населенных пунктов Муравьевка, Жары, Козловка активно сотрудничали с партизанами, с комсомольским подпольем в Навле. Часто курьерами для распространения антифашистских листовок становились дети – их менее тщательно осматривали немецкие патрули. Все это было очень опасно: гитлеровцы жестоко расправлялись со всеми, кто оказывал сопротивление в тылу. Пример этого – гибель комсомольцев-подпольщиков в п. Навля. Большинство подпольщиков за связь с партизанами и подрывную деятельность в тылу врага были арестованы немецкими оккупантами и после жесточайших издевательств 18 сентября 1942 г. публично казнены в п. Навля, в районе «Лесохимовской горки». Ныне на этом месте располагается парк им. Комсомольцев-подпольщиков.

Ученик 2

Касаясь мрамора могильных плит,

 Как шрамы под рукой шершавы даты…..

 Здесь спят в боях погибшие солдаты,

 Но наша память никогда не спит.

 Никто не заставлял, они шли сами,

 Хотя имели жизнь всего одну,

 Но покидали мать, детей, жену,

 Чтоб мы под мирным небом жили с Вами!!!

Ведущий 

Война обострила привязанность людей к Родине, к домашнему очагу.  У каждого   в мирном прошлом осталось что-то сокровенное, дорогое – то, что поддерживало в самые тяжкие минуты, заставляло идти вперёд, то, за что отдавали жизнь… Ведь каждый боец , сражаясь за  Родину, защищал маленький её уголок, где его любят и ждут… Послушайте стихотворение военной поэтессы Юлии Друниной и попробуйте понять чувства, которые испытывал автор..

1.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3.

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

 (Несколько минут уделить обсуждению стихотворения: о ком, какие переживания вызывает и т.п.)

Ожесточенные бои шли за каждый, даже самый малый населенный пункт.  Практически в каждом нынешнем сельском поселении есть хотя бы одна братская могила, где покоятся те, кто сложил голову при освобождении нашей малой  родины. Есть она и в селе Бяково. Все вы неоднократно ее посещали. Это наш священный долг – хранить благодарную  память об освободителях и передать ее следующим поколениям. Давайте вместе перечислим даты, по которым мы традиционно приходим поклониться братской могиле.

Но я надеюсь, что и в обычные дни, оказавшись поблизости, вы найдете минутку, чтобы положить к памятнику букет полевых цветов, выдернуть сорняк  над гробницей или просто постоять помолчать…

А сейчас почтим память павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Ученик 3

По берегам реки Десны в лесную глубь ведут нас тропы,

 Где до сих пор еще видны травой поросшие окопы.

 Где до сих пор еще слышны родной Земли глухие вздохи.

И в царстве мирной тишины березы плачут у дороги.

 Здесь шли бои, была война, пролита кровь родных и близких,

 Их не померкнут имена на краснозвездных обелисках.

Ведущий

Отголоски далекой войны доносятся и поныне: то во время строительных работ находятся неразорвавшиеся боеприпасы, поисковые отряды по всей стране обнаруживают большие и малые места захоронений. Этой весной и на мемориальной доске местной братской могилы появились новые имена: состоялось торжественное перезахоронение останков воинов, найденных близ деревни Селище.

Так давайте помнить имена мертвых и не устанем благодарить пока еще живых героев той войны. А ведь героями по праву можно назвать не только участников боевых действий, но и вдов, и тех, в чьих детских воспоминаниях навеки отпечатались скорбные годы. Назовите имена своих соседей, которых вы сегодня поздравите с праздником.

Ученик 1

Позвольте вас поздравить с праздником!!

 Большого счастья в жизни пожелать.

Ученик 2

Пусть никогда не возвратятся беды,

 Не зря солдат стояла насмерть рать.

Ученик 3

Отчизна славит нынче ветеранов,

С великим праздником товарищи, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий торжественной линейки, посвященной дню освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий можно использовать и на День Победы, материал будет уместен и ко дню Памяти и скорби 22 июня....

Урок, посвященный годовщине освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

Урок-проект разработан в рамках работы над проектом  "Мы и прошлое". В ходе урока учащиеся демонстрируют результат проделанной работы по третьему этапу проекта - анализ исторических документов, п...

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков "Земля веками лечит раны"

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков "Земля веками лечит раны", презентация "Шумел сурово Брянский лес", презентация "Комаричи"...

сценарий классного часа, посвященного Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

сценарий общешкольного классного часа, посвященный 70-летию освобождения Воронежа...

Сценарий Урока мужества, посвященного годовщине освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, воинам Великой Победы

Недостаточные знания школьников по краеведению, истории школы, слабый интерес к прошлому нашего края. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя, а гражданский долг любого чел...