Наши трудные дети
статья (5 класс) по теме

Краснова Оксана Евгеньевна

Сценарий проведения родительского собрания, посвящённого трудностям подросткового возраста. Дан не только анализ проблем, но и рекомендации конструктивного общения между родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_trudnye_deti_stsenariy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Наши трудные дети (сценарий родительского собрания)

Краснова О.Е.

Учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №166 г.о.Самара

  1. Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего собрания, может быть и не совсем соответствует возрасту наших деток, но, судя по общению с вами, является актуальной.
  2. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.
  3. Вопросы, которые хочу задать вам. Как вы считаете, какого ребёнка можно отнести к трудным детям? Как вы думаете, ваш ребёнок – трудный ? (это провокация, лёгких детей не бывает) В чём причины трудности ребёнка? Как вести себя с трудным ребёнком – яростно бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт и всё образуется? Говорить ли о проблемах в общении с ребёнком с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
  4. Но для начала составим словесный портрет трудного ребёнка.  Можно что-то добавить…
  5. А теперь ответьте на вопрос, что может стать причиной такого поведения? Ваши версии…
  6. В классе было проведено анкетирование по следующим вопросам.  Позвольте познакомить вас с результатами анкетирования. Обращаю ваше внимание на запреты, которыми дети особенно недовольны.

Что вы думаете о мнении детей?

  1. Мне хочется познакомить вас с основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание («Сердитое внимание»). Внимание – какое оно ни есть – необходимо ребёнку для его эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям, опасениям взрослых. Он хочет иметь своё мнение, принимать собственные решения, ведь это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить

  • За сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами
  • За унижение друг друга членами семьи
  • За развод и появление в доме нового члена семьи
  • За несправедливость и невыполненные обещания
  • За чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу

Причина четвёртая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и учителем, низкая самооценка.

Психологи Адлер и Дрейкус, занимавшиеся проблемами личности, считали, что мотивы поступков, а также поведенческие реакции зависят от того, в какой степени удовлетворяется базовая человеческая потребность в принятии и уважении, а также в чувстве значительности.

Поведение подростка строится на основных законах:

 - подросток выбирает определённое поведение в определённых обстоятельствах

 - любое поведение ребёнка подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным в семье, а также :

                Ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере – учении

                Строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками – коммуникативная состоятельность

                Вносить свой особый вклад в жизнь семьи и класса – реализация творческого потенциала.

Рассмотрим основные модели поведения подростков.

  1.   Поведение подростка, построенное на способах привлечения внимания (ну посмотрите же, какой я!) Активная форма: дразнит, смеётся по поводу и без повода, импульсивные реакции проходят, как только его заметили

Пассивная форма: делает всё медленно (в час по чайной ложке)

Причины: 

Взрослые уделяют больше внимания «сердитому поведению»

«Психологический голод», т.е. дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, просто не умеют проявлять нежность, заботу, любовь

Дефицит личного внимания в семье, т.е. они чувствуют себя пустым местом в семье

«Сверхлюбовь – кумир семьи», а отсюда безграничное желание получать максимум внимания.

Родители могут предотвратить такое поведение следующими способами:

-отмечать и хвалить за адекватность и социально приемлемое поведение

- учить просить внимания конструктивно (личный пример)

-минимизировать внимание (парадокс – своим вниманием мы закрепляем плохое поведение)

 - игнорировать выходку

 - удивлять – на выходку ответить выходкой

 - отвлекайте подростка, задавая ему вопросы на отвлечённые темы

 - обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия

 - используйте разрешающее поведение (роняет вилку – устройте соревнование по ронянию вилок)

9.      Поведение подростка, построенное на проявлении своей власти

Активная форма – словесное негодование («синдром хама и синдром адвоката»)

Пассивная форма – «тихое непослушание»

        Причины:

  1. Утвердиться через власть: добиться для себя минимума обязанностей и максимума прав
  2. Мода на силу учит утверждению «Я» посредством агрессии, а не конструктивному подчинению
  3. Семейное воспитание

Такие подростки, как правило, сильные и незаурядные личности. Имеют своё мнение, честолюбивы – можно строить отношения на равных.

Родители могут предотвратить такое поведение следующими способами:

 - уходить от конфронтации к снижению напряжения

 - не переходить на личности

 - не усиливать напряжения (сарказм недопустим, как и повышенный тон, и демонстрация чувства превосходства, не читайте нотации, не передразнивайте, не сравнивайте с другими, не настаивайте на собственной правоте)

 - позвольте ребёнку сохранить лицо: пусть он выразит негатив, но сделает по-вашему.

 - обсуждайте поступки ребёнка позже – без зрителей

 - демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

  1. Поведение подростка, построенное на проявлении мести

Дети, которые демонстрируют поведение –власть, чаще обаятельные и симпатичные. Как правило, имеют лидерские качества, а мстители выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют.

Активная форма – акты физического насилия – против окружения, порчи имущества, психические  акты  - оскорбления и хамство, невыполнение требований

Пассивная форма – игнорируются все попытки установления контакта

Сильная сторона есть: подростки демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя.

                                Причины:

  1. Отражение роста насилия в обществе
  2. Детское властолюбие, на которое взрослый отвечает силой
  3. Минимум эмоционального тепла в семье

Родители могут предотвратить такое поведение:

 - строить отношения по принципу искренней заботы и интереса к подростку

 - учить конструктивному выражению душевной боли (говори же, когда ты сердита!)

11. Поведение подростка, построенное на избегании неудач

Активная форма – вспышки негодования: не может справиться с чем-либо – выходка

Пассивная форма – откладывание на потом, недоведение до конца пусть лучше мои действия не оценят, зато сохраню лицо, а также временная нетрудоспособность -  уход в болезнь (психосоматика, помните?)

Сильная сторона таких детей:  они хотят успеха и готовы к сотрудничеству.

                                Причины:

  1.  Завышенные требования со стороны родителей (они бывшие медалисты или хотели быть таковыми)
  2. Стереотипы семейного воспитания («Лень раньше меня родилась», я не тупой, а просто ленюсь)
  3. Перфекционизм – требование от себя и других совершенства (избежать ошибку любой ценой – разве уход от проблемы не выход?)
  4. Отношения по типу «красного карандаша», т.е. работа не над достоинствами, а над недостатками

Родители могут предотвратить такое поведение:

 - поддерживать ребёнка – «ты можешь!»

 - помогать в установлении контактов в сфере общения

 -развивать навыки, формировать временную перспективу типа «будешь ходить в бассейн – будешь сильным» и т.д.

 - в семейном кругу обозначить круг прав и обязанностей каждого члена семьи

 - санкции за нарушение правил придумывают сами подростки

 - объяснить, что ошибки – нормальное явление, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает

 - формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с которыми ребёнок сможет справиться)

 -отмечать достижения (экран успехов, звёзды и др.)

Главное – удовлетворить человеческую потребность – быть значительным!

12, 13  Позвольте предложить вашему вниманию Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:

Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:

  • Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
  • Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
  • Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (быть значительным в семье, в учении, в общении, в творчестве)
  • Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными (в одну дуду)
  • Запреты и требования должны ребёнку разъясняться (потому что гладиолус – не сработает)
  • Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном  (тихий голос дальше слышен)

И в заключение позвольте рассказать вам одну притчу.

Один искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка и тогда военные действия, которые вы с ним ведёте, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.

14. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку:   «я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

Желаю вам успехов!

Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению

Всё, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах

Всё, что разрешается мне в особых обстоятельствах

Всё, что запрещено всегда

Например, покупать интересующие меня диски, смотреть телевизор и т.п.

Например, могу пойти погулять, но вернуться не позднее 20.00, могу надеть куртку только с шапкой и т.п.

Например, только на новый год могу лечь спать позже и т.п.

Например, меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.п.

Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению

Всё, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах

Всё, что разрешается мне в особых обстоятельствах

Всё, что запрещено всегда

Например, покупать интересующие меня диски, смотреть телевизор и т.п.

Например, могу пойти погулять, но вернуться не позднее 20.00, могу надеть куртку только с шапкой и т.п.

Например, только на новый год могу лечь спать позже и т.п.

Например, меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.п.


Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:

  • Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
  • Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
  • Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в принятии, уважении, а также чувстве значительности)
  • Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными
  • Запреты и требования должны ребёнку разъясняться
  • Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном  

Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:

  • Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
  • Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
  • Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в принятии, уважении, а также чувстве значительности)
  • Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными
  • Запреты и требования должны ребёнку разъясняться
  • Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Наши трудные дети"

Сценарий  родительского собрания...

Сценарий родительского собрания "Наши трудные дети", 6 класс

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.2. Развивать умения поиска выхода в трудных си...

родительское собрание "Наши трудные дети"

Познакомить родителей с причинами . которые возникают при воспитании трудновоспитуемых детей. Выявить пути решения сложных ситуаций, которые возникают  при воспитании шестиклассников....

Родительское собрание "Наши трудные дети"

Родительское собрание "Наши трудные дети"...

Наши трудные дети

Беседа с родителями....

Презентация. Родительское собрание "Наши трудные дети"

Пезентация родительского собрания "Наши трудные дети" предназначена для проведения собраний в  5-8 классах....

Родительское собрание по теме"Наши трудные дети"

Данная методическая разработка родительского собрания знакомит родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребёнка, даёт рекомендации с помощью которых можно преодолеть трудно...