Выступление на педсовете
статья на тему

Крылова Алевтина Львовна

Преемственность в работе классного руководителя по развитию классного коллектива

А.П.Чехов сказал: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребёнку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес не только к обучению, но и к управленческой деятельности класса. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Классное самоуправление – это самодеятельный добровольный соуправляемый центр, объединяющий детей.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырёх лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет.

     В текущем учебном году я взяла классное руководство в 5 б классе. И первыми вопросами с ними были для меня следующие:  « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Что было отрадно, это то, что я их знала уже, т.к. вела у них уроки марийского языка. Я в 4 классе уже приглядывалась к ним, старалась определить, какие же они каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый класс, так же беседовала с классным руководителем Ведерниковой Е.В. (с целью на кого обратить внимание). Полного самоуправления в 4 классе ещё не существовало, т.к. класс находился на первом этапе создания коллектива. Однако первые черты его уже проявлялись: командир чётко знала свои функции и класс ему подчинялся. Командир класса с помощью командиров подгрупп мог воздействовать на любого учащегося, а также оказать помощь любому ученику при необходимости. Уровень самоуправления в классе был чуть ниже среднего, он проявлялся в том, что всей внеклассной работой руководил учитель, хотя кое-что дети пытались делать и самостоятельно (проведение классных часов, заполнение календаря погоды, дежурство по классу, по столовой, уход за цветами).

           Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

1.Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

       2. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

      3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

         Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Свою деятельность я начала с того, что 3 сентября я организовала экскурсию по школе и по классам, в которых они будут учиться в среднем звене. Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления. Пять подгрупп (звеньев) в рамках преемственности оставили те же, что и в начальных классах. Но командиров каждого звена мы выбрали с учётом мнений всех ребят, они отвечают за сбор дневников, за внешний вид и поведение своего звена.

          Обязанности были строго распределены. Например, командир класса отвечает за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса, за организацию самоуправления в классе. Учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий, содействует работе с портфолио ученика в классе.  Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Зона полезного действия (трудовой сектор) – за организацию дежурства в классе и по столовой, за организацию работы на территории школы, хозяйственно-бытовых мероприятий класса (генеральные уборки), за соблюдением учащимися единых требований школы, к внешнему виду учащихся. Художественный сектор - за классный уголок, стенгазеты, за участие в конкурсах рисунков, плакатов. Библиотекари, цветоводы, вожатые тоже знают свои обязанности. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений почти никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течение первых  двух четвертей 5 класса,  стало функционировать лучше.

        Одним из видов самоуправления является ЧТД, где у каждого звена есть свои обязанности, например,

·        Работа с подшефными (каждое звено проводило с 1 б разные игры, загадывали загадки, помогали)

·        Выпуск молнии (еженедельно дети выпускают молнии-газеты, где обобщают, что хорошего и плохого было у них за неделю (без помощи классного руководителя))

·        Зона полезного действия (следит за посещаемостью учеников, назначает дежурных по классу, помогает классному руководителю следить за соблюдением правил внутреннего распорядка)

·        Дежурство по столовой (в начальных классах дети дежурили в столовой всем классом, а сейчас каждое звено должно дежурить, вначале все переживали, как будем успевать, но быстро привыкли ко всему). У меня в классе есть мальчик, который вообще не понимал как и почему дежурить, но глядя на своих товарищей, он научился.

·        Классный час (как я уже говорила, в начальных классах практиковалось проведение классных часов самими детьми, это было им не в тягость, они с большим энтузиазмом готовят классные часы).

         На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. Для сплочения коллектива были проведены классные часы  «Я и мои друзья», «Мы выбираем, нас выбирают», «День рождение класса».  Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом. Можно сказать, что количество активистов увеличилось. Считаю, что еженедельное подведение итогов ЧТД, обсуждение проблем, возникающих в звенья, дало положительные результаты.

                   Уровень развития самоуправления в коллективе у нас средний, но работа продолжается. До конца учебного года осталось не больше 2 месяцев. Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

          Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.

         В конце своего выступления, хочу порекомендовать будущим классным руководителям 5 классов:

·        Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива заблаговременно

·        Поддерживайте тесную связь с первым учителем

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

11.04.2013 Педагогический совет

Преемственность в работе классного руководителя по развитию классного коллектива

А.П.Чехов сказал: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребёнку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес не только к обучению, но и к управленческой деятельности класса. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Классное самоуправление – это самодеятельный добровольный соуправляемый центр, объединяющий детей.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырёх лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет.

     В текущем учебном году я взяла классное руководство в 5 б классе. И первыми вопросами с ними были для меня следующие:  « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Что было отрадно, это то, что я их знала уже, т.к. вела у них уроки марийского языка. Я в 4 классе уже приглядывалась к ним, старалась определить, какие же они каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый класс, так же беседовала с классным руководителем Ведерниковой Е.В. (с целью на кого обратить внимание). Полного самоуправления в 4 классе ещё не существовало, т.к. класс находился на первом этапе создания коллектива. Однако первые черты его уже проявлялись: командир чётко знала свои функции и класс ему подчинялся. Командир класса с помощью командиров подгрупп мог воздействовать на любого учащегося, а также оказать помощь любому ученику при необходимости. Уровень самоуправления в классе был чуть ниже среднего, он проявлялся в том, что всей внеклассной работой руководил учитель, хотя кое-что дети пытались делать и самостоятельно (проведение классных часов, заполнение календаря погоды, дежурство по классу, по столовой, уход за цветами).

           Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

1.Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

       2. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

      3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

         Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Свою деятельность я начала с того, что 3 сентября я организовала экскурсию по школе и по классам, в которых они будут учиться в среднем звене. Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления. Пять подгрупп (звеньев) в рамках преемственности оставили те же, что и в начальных классах. Но командиров каждого звена мы выбрали с учётом мнений всех ребят, они отвечают за сбор дневников, за внешний вид и поведение своего звена.

          Обязанности были строго распределены. Например, командир класса отвечает за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса, за организацию самоуправления в классе. Учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий, содействует работе с портфолио ученика в классе.  Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Зона полезного действия (трудовой сектор) – за организацию дежурства в классе и по столовой, за организацию работы на территории школы, хозяйственно-бытовых мероприятий класса (генеральные уборки), за соблюдением учащимися единых требований школы, к внешнему виду учащихся. Художественный сектор - за классный уголок, стенгазеты, за участие в конкурсах рисунков, плакатов. Библиотекари, цветоводы, вожатые тоже знают свои обязанности. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений почти никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течение первых  двух четвертей 5 класса,  стало функционировать лучше.

        Одним из видов самоуправления является ЧТД, где у каждого звена есть свои обязанности, например,

  • Работа с подшефными (каждое звено проводило с 1 б разные игры, загадывали загадки, помогали)
  • Выпуск молнии (еженедельно дети выпускают молнии-газеты, где обобщают, что хорошего и плохого было у них за неделю (без помощи классного руководителя))
  • Зона полезного действия (следит за посещаемостью учеников, назначает дежурных по классу, помогает классному руководителю следить за соблюдением правил внутреннего распорядка)
  • Дежурство по столовой (в начальных классах дети дежурили в столовой всем классом, а сейчас каждое звено должно дежурить, вначале все переживали, как будем успевать, но быстро привыкли ко всему). У меня в классе есть мальчик, который вообще не понимал как и почему дежурить, но глядя на своих товарищей, он научился.
  • Классный час (как я уже говорила, в начальных классах практиковалось проведение классных часов самими детьми, это было им не в тягость, они с большим энтузиазмом готовят классные часы).

         На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. Для сплочения коллектива были проведены классные часы  «Я и мои друзья», «Мы выбираем, нас выбирают», «День рождение класса».  Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом. Можно сказать, что количество активистов увеличилось. Считаю, что еженедельное подведение итогов ЧТД, обсуждение проблем, возникающих в звенья, дало положительные результаты.

                  Уровень развития самоуправления в коллективе у нас средний, но работа продолжается. До конца учебного года осталось не больше 2 месяцев. Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

          Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.

        В конце своего выступления, хочу порекомендовать будущим классным руководителям 5 классов:

  • Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива заблаговременно
  • Поддерживайте тесную связь с первым учителем

Трофимова А.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...