"Зачем я учусь?" Материалы для школьников и их родителей
классный час (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Милорадова Людмила Кимовна

Презентация, позволяющая выявить причины трудностей в учёбе, включает в себя опросник "Я и школьные знания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ya_i_shkol.znaniya.ppt278 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАЧЕМ Я УЧУСЬ? МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МИЛОРАДОВА ЛЮДМИЛА КИМОВНА Лицей №3 г. Оренбурга 2015 г.

Слайд 2

ЦЕЛЬ ДАННЫХ МАТЕРИАЛОВ – дать учащимся и их родителям информацию о возможных причинах плохих оценок Содержание - «Семейный психолог»: данные психологических исследований по проблеме низкой успеваемости у подростков; опросник для учащихся «Я и школьные знания»; инструкция по обработке результатов.

Слайд 3

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ В подростковом и юношеском возрасте школа и учёба отходят на второй план, так как появляются новые интересы. Вследствие этого у школьников может возникнуть ошибочное мнение, что учебные знания оторваны от реальной жизни, существуют сами по себе, а поэтому их усвоение несущественно, неинтересно. Происходит ориентация на «учение по принуждению», а отсюда – формализм в усвоении знаний.

Слайд 4

Именно формализм в усвоении знаний является существенной причиной трудностей в учении. Известный психолог Л.И.Божович выделяет два вида такого формализма. При первом виде школьники не пытаются проникнуть в суть изучаемого, а механически, без осмысления «зазубривают» сведения. Обычно это бывает при отсутствии познавательных интересов, но при стремлении к хорошим оценкам.

Слайд 5

Второй вид формализма встречается наиболее часто. Он наблюдается у школьников, которые испытывают трудности, говоря словами психолога В.В.Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному». Для них система научных понятий, данная в учебной дисциплине, кажется отгороженной от реальных законов жизни. Причина – отсутствие стремления понять суть явлений, причинно-следственные связи.

Слайд 6

По мнению доктора психол. наук А.Прихожан, формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Каждый ученик может выяснить, нет ли у него формального подхода к учёбе, воспользовавшись приведённым далее опросником «Я и школьные знания». Нужно внимательно прочитать каждое предложение (тезис) из первой колонки и самостоятельно или с помощью родителей отметить своё отношение к нему, поставив галочку в соответствующую графу (в одну из колонок № 2-6).

Слайд 7

1 тезисы для оценки учащегося 2 совсем не похоже на меня 3 пожалуй, не похоже на меня 4 иногда похоже, иногда нет 5 похоже на меня 6 точно про меня я и школьные знания

Слайд 8

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Выяснить, сколько баллов получено за каждый ответ , можно с помощью таблицы 1 2 3 4 5 6 1. 1 2 3 4 5 2. 1 2 3 4 5 3. 1 2 3 4 5 4. 5 4 3 2 1 5. 1 2 3 4 5 6. 5 4 3 2 1 7. 1 2 3 4 5 8. 5 4 3 2 1 9. 1 2 3 4 5 10. 5 4 3 2 1 11. 1 2 3 4 5 12. 5 4 3 2 1

Слайд 9

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 12-28 баллов – низкий уровень познавательного отношения к учению, велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении. Родителям следует ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание сути учебного материала, на разъяснение слов, терминов, осмысление логики изложения материала. Особенно необходимо раскрывать ученику связь между школьными знаниями и действительностью. Обратить внимание на формирование умения переходить от абстрактных знаний к конкретным.

Слайд 10

29-45 баллов – средний уровень познавательного отношения к учению, отражающий несистематичность усвоения материала. Опасность – в возникновении пробелов в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям. Родителям следует обратить внимание на последовательность в усвоении ребёнком знаний, на установление связи между новым и старым учебным материалом, проанализировать причины непонимания материала. Более 45 баллов – высокий уровень познавательного отношения к учению. Полезно проанализировать каждый ответ ребёнка, чтобы выявить, какими навыками он ещё не владеет.

Слайд 11

рекомендуемая литература 1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995, с. 228-244. 2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990. 3. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.. 1991. 4. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.. 1999.

Слайд 12

Тезисы для оценки учащегося Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем или данные в конце параграфа. Если мне что-то непонятно в новой теме, я обязательно выясняю это. Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное. При подготовке уроков для меня важнее запомнить, чем понять. Я выясняю значение незнакомых слов. Обычно я не пытаюсь найти связь того, что изучается сейчас, с изученным ранее.

Слайд 13

7. Мне интересно многое из того, что изучают в школе. 8. После объяснения учителя я часто не могу выделить главное в его рассказе. 9. Я люблю следить за рассуждениями учителя, одноклассников, за объяснением того, как получен результат. 10. Мне кажется, что многое из того, что мы изучаем в школе, не имеет никакого отношения к жизни. 11. Для меня важно понять причину явления, события. 12. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего не знаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Пропаганда избирательного права среди школьников и их родителей

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государст...

Диагностика эмоционального и физического состояния школьников совместно с родителями

Для создания здоровьесозидающей среды в школе, в образовательном процессе, необходимо знать положительные стороны и учесть отрицательные составляющие. Для этого необходимо проводить педагогические диа...

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Семинар для педагогов "Песочная терапия в работе с младшими школьниками и их родителями"

Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и тво...

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Лекция для родителей

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВЛекция для родителей...

Советы школьникам и их родителям

В этой статье Вы узнаете, как определить, что мозг ребенка устал и как помочь ребенку?...