Главные вкладки

    проект Пропаганда избирательного права среди школьников и их родителей
    методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

    В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике, уже в школьные годы, участвуя в выборах и деятельности органов школьного самоуправления, а затем в жизни страны.
    Молодому поколению нужно помочь стать политически зоркими, активными, способными делать в жизни самостоятельный правильный выбор, проявлять собственную гражданскую инициативу и в дальнейшем эффективно управлять страной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_propaganda_izbiratelnogo_prava.doc146.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Народ! Если бы знал, что можешь!»

                           Ф. Гойя

    Актуальность проблемы:

    Политическая система России на рубеже XX-XXI вв. претерпела серьезные изменения, так как определяющими при формировании тех или иных институтов государственной власти становятся приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека, верховенство права и определяющая роль гражданского общества. Вместе с политической системой серьезно изменяется и избирательная система.

    Для того, чтобы принцип демократизма реализовывался в реальной практике, необходимо активное участие граждан в системе народовластия (участие в политических процессах, формировании органов государственной и муниципальной власти и управления, в выработке и реализации ими решений), а также развитое общественное сознание, политическая и правовая культура.

    Нельзя понимать правовую культуру только как уважение  к праву. Закону, законопослушное поведение индивида. В демократическом обществе, в котором существуют реальные механизмы воздействия граждан на сферу законотворчества, гражданин несет ответственность и за количество принимаемых законов. Обязательными компонентами правовой культуры являются:

    способность граждан критически оценивать принимаемые законы, протестовать против законов, противоречащих духу права;

    знание своих прав и свобод, умение и готовность защищать их в случае необходимости;

    нетерпимое отношение к любым фактам нарушения прав человека;

    ответственность граждан за избранных ими представителей органов государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют в дальнейшем законодательную деятельность;

    умение распоряжаться свободой выбора направлений и способов деятельности в рамках правового пространства.

    Социально экономические и политические процессы, происходящие в Росси на рубеже XX-XXI вв., привели к значительному сокращению общественной активности граждан, правовому нигилизму, нарастанию аполитичности, пассивности, отчуждению населения страны от проблем государства и местных сообществ. Причины этого – разочарование в политике и политиках, слабость государства в борьбе с организованной преступностью  и коррумпированности  чиновников, обремененность россиян проблемами выживания, осознание собственного бессилия что-либо изменить, проведение различного рода преобразований «сверху», замена идеи коллективизма идеей индивидуализма и др.

    Вместе с тем граждане России могут эффективно влиять на политическую, социально-экономическую ситуацию в стране. Статья 3 Конституции РФ (1993 г.) гласит, что « высшим непосредственным выражением народа является референдум и свободные выборы», а статья 32 утверждает: « Граждане  Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления подкрепляются федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002)

    К сожалению, практика последних лет показывает, что основным электоратом на выборах в настоящее время являются представители старшего и среднего поколений (40-70 лет). Между тем привлечение молодежи к политическим процессам, изменяющим Россию, является одним из гарантов будущности государства, ведь именно молодые люди (школьники, студенты, рабочая и сельская молодежь) придут на смену современным политикам-управленцам, будут вершить судьбу государства в XXI веке.

    В связи с потребностью в социально-активных членах общества особое место в образовательном процессе должна занимать и активная деятельность учащихся, позволяющая им быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивать коммуникативные навыки, решать познавательные задачи, применять полученные знания на практике.

    Одним из средств решения обозначенной проблемы является гражданско-правовое образование. Практика показывает, что школьные уроки обществознания, проведение ролевых игр, конкурсов по избирательному праву стимулируют активность подростков и их родителей.

    С этой целью мной и был разработан проект « Пропаганда избирательного права среди учащихся и их родителей». Проект позволяет интересно, в нетрадиционной форме организовать ознакомление школьников с работой органов законодательной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях, способствует привлечению подростков к проблеме освоения механизмов избрания органов законодательной власти, что, в свою очередь, несомненно повысит уровень общей политической культуры юных граждан России.

    Пояснительная записка

    В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике, уже в школьные годы, участвуя в выборах и деятельности органов школьного самоуправления, а затем в жизни страны.
    Молодому поколению нужно помочь стать политически зоркими, активными, способными делать в жизни самостоятельный правильный выбор, проявлять собственную гражданскую инициативу и в дальнейшем эффективно управлять страной. Для современных подростков чрезвычайно важно осознание того, что конституционное положение о праве российских граждан участвовать «в управлении делам государства как непосредственно, так и через своих представителей» не только может быть, но и непременно должно быть ими умело реализовано. Знания, умения и навыки в области избирательного права, полученные учащимися уже в школьные годы, должны способствовать решению названных задач.
    Цели проекта: способствовать развитию процесса самореализации личности подростка, его активной позиции в органах внутришкольного самоуправления, формированию лидерских качеств; способствовать формированию активной гражданской позиции, знаний, умений и практических навыков в области избирательного права РФ и Ульяновской  области.
    Задачи проекта:

    Создать у учащихся представление об истоках формирования современного избирательного права РФ;

    Расширить и систематизировать знания подростков в области политико-правовой сферы общества и основ конституционного строя РФ, получаемых ими в курсе обществознания;

    Создать у учащихся представление об избирательном законодательстве и избирательных процессах в Ульяновской области;

    Посредством практических занятий с учащимися способствовать усвоению ими сложных понятий и терминов из области избирательного законодательства, формировать навыки активного участия в общественной и политической жизни школы, города;

    Способствовать формированию у учащихся необходимой правовой культуры, правового сознания, чувства гражданской ответственности и гражданского долга.

     Предмет проекта: 

     Творческие работы (эссе) на заданную тему (приложение №1) учащихся МОУ Инзенская СОШ №2

    Формы и методы работы:

    работа с документами (анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);

    изучение материалов СМИ, Интернет-материалов

    дискуссии, дебаты, проектная деятельность;

    практические занятия по решению учебных задач;

    освоение знаний по избирательному праву Ульяновской  области с помощью приемов деловой игры.

    Участники проекта:

    учащиеся  9-11  классов  МОУ Инзенская СОШ №2 и их родители.

    Описание деятельности в рамках проекта.

    Реализация проекта начинается с входной диагностики. С помощью анкеты будет выяснена степень правовой грамотности в сфере электоральной активности обучающихся и родителей. Анализ результатов анкетирования поможет разработать тематику проведения семинарских занятий. Полученные знания  лягут в основу выступлений участников проекта в ходе агитационных походов в образовательные учреждения Инзенского  района (Приложение №2). Завершится проект итоговой ученической конференцией, где будут подведены итоги работы.

    План реализации проекта

    Мероприятия

    Срок

    1. Анкетирование участников проекта

    Октябрь

    2. Семинарские занятия по правовой грамотности

    Ноябрь

    3.  Выступление школьной информбригады на родительском собрании и опрос родителей

    Декабрь

    4.  Информационные походы в образовательные учреждения района  с заполнением трансфертных листов обучающимися школ

    Январь - февраль

    5. Разработка странички на школьном сайте о ходе реализации проекта

    Март

    6.  Итоговая конференция по проекту и итоговое анкетирование

    Апрель-май

    Предполагаемые результаты проекта  –  учащиеся и их родители  должны:

    проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право», «Избирательное право Ульяновской области»;

    характеризовать избирательные системы;

    объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;

    знать основные термины: гражданин, избиратель, избирательное право, избирательная кампания, выборы, референдум;

    стать активными участниками школьных, муниципальных, региональных олимпиад, конкурсов сочинений по избирательному праву, проводимых городской и областной избирательной комиссией.

    Критерии и механизм оценки результатов

    - Рост правовой грамотности участников проекта будет оценен на основе входной и итоговой диагностики.

    - Личностный рост, лидерские и организаторские навыки  будут отслежены  с помощью рефлексивного  эссе каждого участника «Что дало мне участие в проекте?»

    - Влияние проекта на родителей планируется оценить с помощью их письменных отзывов на классных родительских собраниях.

    - Обучающиеся школ района отразят свое мнение о проекте через заполнение трансфертных листов.

    Помню, когда я была маленькой, я с мамой впервые пошла на выборы. Сначала я увидела огромный российский флаг, развевающийся на ветру, а потом уже большой холл моей будущей школы, где собралось множество народа с белыми бланками в руках. Мама куда-то ушла и сказала мне, чтобы я оставалась на своем месте. И вдруг я увидела большой стенд, на котором яркими буквами было написано: «Выборы главы государства». Хотя значения слов я не понимала, но сразу поняла что это, что-то важное и что мама не зря сюда пришла. Так впервые я ощутила себя частью государства…

     Прошли годы. Сейчас я уже знаю, что такое органы                      государственной власти и что они формируются двумя путями: путем выборов и путем назначения. Выборы позволяют выразить людям свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы.  Поэтому мы можем избрать Президента РФ, депутатов Государственной Думы, глав администрации субъектов Федерации, депутатов законодательных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Но не всегда было так.  

    Путь к всеобщему  избирательному праву был долог и тернист, но, к сожалению, люди забыли это. Давайте углубимся в историю. Она учитель мудрости.  Победы и  завоевания прошлого - фундамент настоящего и путь в  будущее.  Понятие демократия было заложено еще в Древней Греции. Но чтобы получить доступ к власти простой народ, т.е. демос ввел борьбу с сильными  и богатыми мира сего, т.е. аристократами, а они правили балом. А народ платил налоги, работал. И когда государство оказалось на краю гибели один умный муж – Солон провел реформы, суть  которых заключалась в  доступе к власти всем гражданам Аттики, независимо от их имущественного и материального благосостояния. Также каждый школьник помнит чартистское движение. Именно тогда бесправные рабочие Англии опубликовали «народную хартию»- проект введения всеобщего избирательного права для мужчин. «Политическая власть – наше средство, социальное благоденствие – наша цель», - заявляли чартисты. «Если мы добьемся всеобщего избирательного права, - рассуждали они, - власть окажется в наших руках». Под петицией подписалось  в конечном итоге 5-6 миллионов человек. Но высший свет отверг просьбу рабочего люда.  А им так хотелось улучшить свою жизнь. Это все примеры всеобщей истории. И у нас в России после царского Манифеста 1905 года  состоялись выборы в первый Законодательный орган. А они  были не всеобщими,  в них не могли участвовать женщины, рабочие мелких предприятий, военнослужащие и другие. И не равными - каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, пятнадцати голосам крестьянам, сорока пяти голосам рабочих. О равенстве оставалось лишь мечтать.

     Двадцатый век изменил все. И мир, и самого человека. И дал самое ценное: свободу, равенство и права.  Конституция РФ определяет правовой статус человека - совокупность его прав и обязанностей,  закреплённых юридическими актами и гарантирует возможность личности избирать вид и меру своего поведения в государстве. Исполнилось тебе восемнадцать лет, и ты  правомочен реализовывать конституционные свободы - самостоятельно решая важные государственные вопросы,  как представитель народа. Обратимся  первоисточнику. Извлечения из основного закона страны:  Глава первая, Статья 3

    1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

    2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

    Но сейчас мы это имеем, но не ценим, как говориться « Что имеем, не храним, потерявши плачем»  И все  решаем, что такое выборы: долг, право или обязанность?

    Основные принципы и ценности демократии

    Итак, в современных государствах, в  том числе и в России, существует представительная демократия. Это означает, что от имени народа страной управляют их представители. Народ выбирает членов парламента, а в президентских республиках и президента, и они принимают  основные решения по управлению страной.

    Для того, чтобы обеспечить справедливое представительство народа, должны быть обеспечены свободные и открытые выборы. Это важнейший принцип демократии, когда все граждане имеют право принять участие в выборах, обладая всей необходимой информацией о кандидатах, при этом избираются депутаты, действительно представляющие большинство населения.( Приложение №3)

    Часто говорят, что демократия – это правление большинства. И это справедливо. Ведь, принимая решение, руководители страны не могут учесть все точки зрения, все мнения своих граждан. Поэтому они основываются на мнениях большинства представителей большинства населения.

    Однако всегда ли право большинство?

    Например, в одном из областных городов средней полосы России принято решение не разрешать селиться там представителям народов Кавказа. Это было обусловлено тем, что ряд кавказцев устраивали драки на рынках, недостойно себя вели. Большинство жителей города поддержали распоряжение мэра. Правы ли они? Конечно, нет. Ведь нельзя сделать вывод, что все представители  этих национальностей таковы.

    Может быть, самым важным политическим правом является право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в управлении в референдуме. Достигнув 18 лет и оказавшись достаточно здоровым и законопослушным, гражданин России обретает статус избирателя. В Конституции указывается на два условия, при которых гражданин РФ. Достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным: признание судом недееспособным и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.  Участие в выборах  - проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости (а может быть и культуры) каждого взрослого человека, каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Но мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития (экономического, социального, культурного).  Избирательное право подразделяется на: а) Избирательные права граждан и б) нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти. Избирательные права граждан бываю активными и пассивными. Активное избирательное право- это право избирать, а пассивное избирательное право – право быть избранным в указанные выше органы.

    При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов: всеобщего, равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании.  Его участие в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. Вот почему закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования.

    Мне кажется, выборы – это индикатор гражданской позиции, а в частности молодежи, ее отношения к демократии и народовластию, к будущему страны, выражение доверия к российской избирательной системе. Но главной проблемой на сегодняшний день остается  нежелание жителей России и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни.

    Практика показывает, что лекционная форма работы с подростками мало эффективна. Желаемый результат приносит деятельностный подход. Поэтому я предлагаю форму воспитательной работы через коллективно-творческую деятельность. По моему мнению, совместная деятельность обучающихся, педагогов, родителей, специалистов районной администрации приведет к реальному повышению правовой грамотности будущих избирателей. Так, например, на уроках обществознании я применяю игры для учащихся (приложение №4), или  метод экспертизы законопроекта:

    Проект закона « Об обязательном участии в выборах»

    « Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под постоянным наблюдением врача, обязаны принимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избирательного права (права избирать) является важной характеристикой гражданственности. В случае невозможности принять участие в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соответствующее решение. За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах массовой информации), во второй раз штраф в размере трех минимальных размеров оплаты труда, в третий раз – общественные работы на срок от 10 до 90 дней»

    Задание одной группе  ребят: Вы являетесь депутатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои аргументы в пользу его принятия (предположите, какие выгоды в экономической, политической, социальной и правовой, духовной областях может принести принятие этого закона.

    Задание второй группе ребят: Вы являетесь парламентской оппозицией и должны представить аргументы против принятия данного закона.

    Заключение

    В следующем году многие мои выпускники, сегодня учащиеся 11 класса  пойдут  на выборы, потому что знают, что их голос тоже что-то значит для нашей страны, и они  могут участвовать в государственных делах.  Однако есть учащиеся, которые  так не считают, они абсентеисты, т.е. те, кто отклоняется от участия в выборах. Они уверены, что депутаты со своей предвыборной программой - это те же шоумены, которые хотят «попасть в счастливую восьмерку», а потом забыть о народе.  Причинами такого поведения являются: недоверие к партиям, кандидатам, политике в целом; низкий авторитет представительных органов власти, отсутствие электоральной культуры и убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации, сомнения в подсчете голосов. Абсентеизм - огромная проблема для государства, она может привести к параличу власти.

    Актуальность  темы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем, ведь как гласит народная поговорка «что посеешь, то и пожнешь». Правосознание общества - уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем, снижения явления абсентеизма в обществе. Повышение общей культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры. Но что же может узнать молодой человек об избирательной системе, если ему никто не расскажет, ведь мало кто будет самостоятельно искать информацию о выборах. Основными формами привлечения молодежи к участию в выборах являются:  Семья - необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Существует большая вероятность того, что если родители участвуют в выборах и проявляют активную гражданскую позицию, то и дети тоже будут участвовать в выборах. Школа как   социальный институт, играет важную роль в социализации личности. Необходимо создавать школьные кружки, школьные дискуссионные клубы и чем выше степень участия школьников во внеурочных  мероприятиях, тем выше их уровень политической грамотности и активности. Волонтерские движения – это опыт  добровольного, бескорыстного  участия молодежи в различного рода общественных проектах. Значительную  часть информации о выборах молодое поколение получает через   СМИ,   поэтому   необходимо   просматривать   и   обсуждать проблемы    государственного    устройства,    систему    выборов,     права    и обязанности граждан и т.д. Создание молодежных организаций,    при поддержке политических партий весомый фактор  вовлечения молодежи в электоральный процесс. В молодом возрасте молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве, но, подходя к избирательным урнам каждый должен голосовать не чувствами, а умом. Опускающийся бюллетень – это надежда конкретного лица  на экономическое процветание страны, на достойную жизнь   на духовное и нравственное  возрождение  ценностей.  Потенциально учащиеся готовы к тому, чтобы не только участвовать в выборах, но и проявлять более активную гражданскую позицию. Вопрос в том, как перевести это из потенциальной сферы в реальную. Я думаю, чтобы заинтересовать молодёжь политикой не надо придумывать сложные пиар-ходы или акции. Если основным препятствием для участия молодёжи в выборах является неверие и недоверие, следует предпринимать шаги, которые бы исправили такое положение дел и заставили молодёжь поверить в то, что в её силах изменить ситуацию и повлиять на то или иное политическое решение. Государство должно показать, что проблемы молодежи известны и важны. Тогда молодёжь поверит, что о ней не забыли и что её благополучие является одним из важнейших приоритетов развития страны, она сможет поменять своё мнение о политике и власти.  

    Для чего человеку нужны политические права?– Большинство людей об этом даже не задумываются, многим кажется, что их благополучие зависит от того, какие экономические права они имеют, сколько им платят за труд, какую получат пенсию по старости и так далее. А ведь каждый из нас может повлиять на состояние экономики, голосуя на выборах за ту или иную партию или кандидата. Отсюда  роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный и рациональный выбор, требующий наличия определенной культуры. Один  голос может решить все. Он  не потеряется в многомиллионной массе подданных голосов. Надо голосовать за того кандидата, который честен, порядочен и болеет душой не за себя, а за весь  народ, за всю Россию. А если  уклонятся  от своего гражданского долга, и тогда бразды правления окажутся в руках простого политикана, для которого власть - цель и средство достижения своих амбиций. Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать.

    Следует помнить, что слово «кандидат» латинского происхождения, произошло от слова «кандида лат. candidatus» - плащ белого цвета и человек,  надевающий его, показывал всем, что он хочет занять высшую государственную должность, но в тоже время он чист и справедлив. Известно выражение, принадлежащее О.Бисмарку: «Каждый народ заслуживает своего вождя», перефразировавшему ставшую крылатой фразой Г.Гегеля: «Каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет». Во многом это утверждение вполне справедливо.   Поэтому наша задача состоит в том, чтобы изъявив свою волю на выборах, проголосовать за лучшего, по нашему мнению, который получив власть по поручению народа будет помнить, что и ответственен перед ним,  и, взявшись за дело, найдет в себе силы изменить нашу жизнь в лучшую сторону.  На Руси всегда существовала вера: Новый царь - новые надежды. Сегодня нет монархов,  глава государства избранный на  всеобщих выборах - президент, но упования, как и прежде, остаются в умах народа.  На главу государства народ возлагает большие надежды, мол, поднимет страну, модернизирует экономику, улучшит социальную политику.

    Президент, на мой взгляд, очень старается, но что он сможет сделать без поддержки и энтузиазма простых людей?

    Каждый должен обладать  мужеством  отстаивать   свои убеждения, вследствие этого приходя на избирательный участок,  все мы голосуем  за лучшую жизнь,  за светлое будущее, за сильное могучее государство –   за  великую нашу родину  Россию.

     Просто так голоса никто не отдаст. Наша общая задача - сделать так, чтобы молодые люди поняли: от них зависит, как будет жить в будущем наш город, наша область, наша страна.

    Россия воспрянет ото сна тогда, когда  каждый ее гражданин будет стремиться внести свою лепту в ее процветание. А первый шаг – это прийти на избирательный участок и высказать свое мнение, показав свою свободу. Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен, а всякий долг, добровольно возложенный на себя, подразумевает свободу.

    В настоящее время  Россия встала  на путь  демократии,  и каждому  из нас важно из множества политических партий и кандидатов выбрать достойных людей, которые смогут  повести  государство по правильному курсу. Верю и надеюсь, что будет так!

    Приложение №1

    Сочинения – рассуждения на тему « Я – будущий избиратель!»

     учащихся 10 класса

    На мой взгляд, избирать, принимать участие в выборах - обязанность каждого гражданина.

    Это его гражданский долг. Сейчас многие люди не желают идти на выборы из-за мнения, что их голос ничего не значит и не изменит результатов выборов. Я не согласен с этим, ведь если каждый так будет думать – то к чему мы придем в будущем, что нас ждет впереди?

    Серяков Никита.

    Я - будущий избиратель. Через 2 года, я, как и мои родители уже буду иметь право голосовать. Уже сейчас я задумываюсь кто такой избиратель? Какими правами он обладает?

    С юридической точки зрения избирателем является гражданин России, достигший возраста 18 лет, независимо от пола, расы, национальности и т.д. Однако не имеет права избирать и быть избранным гражданин РФ признанный недееспособным в судебном порядке или находящийся в местах лишения свободы. Так говорит об избирателе буква закона.

    Избиратель-это гражданин, который осознаёт, что от его выбора зависит судьба его страны!

    Назимов Сергей.

    Вступая во взрослую жизнь, я хочу участвовать во всех политических и экономических процессах нашей страны. Нам, молодым, принадлежит будущее нашей страны, и все зависит только от наших действий или бездействий. От того за кого мы проголосуем, будет зависеть развитие экономики, политики и др.сфер. Мы, подрастающее поколение, должны учиться у  настоящих граждан, стоящих у власти страны, которые заручились поддержкой граждан России и получили власть путем выборов. Если выборы будут проходить на честной законной основе, то через несколько лет явка избирателей будет стопроцентная и наша страна будет развиваться и процветать.

    Бехтянова Яна.

    Я – будущий избиратель. Уже сейчас я задумываюсь над тем, а что же именно я могу сделать для своей страны?

    Ответить на этот вопрос не просто. Сначала нужно поговорить со взрослыми и узнать, кто такой избиратель и зачем нужно ходить на выборы.

    В первую очередь я обратилась за помощью к учителю и к родителям, так как они уже состоявшиеся избиратели.

    Если внимательно вглядеться в слово «избиратель», то в нем можно увидеть отражение гражданина, который ответственен перед своей страной. Поэтому он приходит на избирательный участок и делает осознанный выбор в пользу лучшего, на его взгляд, будущего страны. Я понимаю. Что для того, чтобы в государственных органах власти оказались люди, наиболее достойные во всех отношениях, которым доверяет большинство населения страны – необходимо обязательное участие всех граждан на выборах.

    Карина Нугаева.

    Совсем немного осталось времени до того, как я впервые пойду на выборы. Я не буду игнорировать голосование, потому что для меня важна судьба моей страны и мой голос значит многое для дальнейшей судьбы моей страны. К сожалению, современная молодежь не хочет участвовать в политической жизни своего государства. А я для себя сделала вывод – участие в выборах – это участие в будущем страны. Я – будущий избиратель и я буду активно участвовать в выборах.

    Крестелева Ангелина

    Приложение №2

    Сценарий

    представления информбригады МОУ Инзенская СОШ №2  «Право выбора»

    Картина 1.

    На сцене первобытная пещера. Мужчины и женщины в шкурах. Мужчины разжигают огонь, обтачивают наконечники для копий, рисуют наскальные рисунки. Женщины делают друг другу прически, красят брови, губы.

    1-я женщина: Сегодня выборы главы рода и распределение обязанностей.

    Все женщины: Мы готовы!!!

    2-я женщина(обращается к мужчинам): А вы идете?

    Мужчины: Идите, некогда нам, проголосуйте за нас.

    Женщины уходят, затем возвращаются возбужденные.

    1-я женщина: Вот и мы – совет племени и глава рода (одна женщина с короной на голове, остальные с табличками на груди: «культмассовый сектор», «пресс-центр», «отдел кадров»).

    Все женщины:    Хотим мы всех мужчин предупредить,

                            На выборы должны все вовремя ходить,

                            А если не пришли вы выбирать,

                            В матриархате будем доживать!!!        

    Картина 2.

    Новгород. Девушки в русских сарафанах танцуют танец.

    Звон новгородского колокола.

    Девушка: Опять киевский князь своего сына прислал Новгородом управлять.

    Юноша: Сегодня все должны придти на вече. Если князь нам понравится, оставим его, а если нет, прогоним прочь.

    Князь киевский: Хочу я землей Новгородскою править!

    1-ый новгородец: Мы тебя не хотим, ступай от нас добром, куда хочешь!

    2-ой новгородец: Мы выбираем своего князя и будем сами управлять собой!

    Новгородцы: Коль в русских людях мир да лад

                    Свободным будет стар и млад.

                    На вече ты народное ходи

                    Долг Родине исправно ты плати!!!

    Ведущий: Вот так в старые времена люди выбирали. Одни показывали свою твердую гражданскую позицию, и, в государстве был порядок. Другие, поленившись сходить на выборы, жили в рабстве, по чужим законам. А что же сейчас?

    Картина 3.

    Наше время. Группа молодежи танцует на дискотеке.

    Вася: Юля, давай завтра с утра на шашлыки махнем!

    Юля: Что ты, Вася, завтра же выборы в Госдуму.

    Вася: Подумаешь, без нас проголосуют. Мы с предками уже забыли, где наш избирательный участок находится.

    Юля: Нет, я не могу. Завтра с утра мы с родителями на выборы, а потом на дачу. Через неделю.

    Вася (обращается к Юле): Представляешь, стипендию урезали, а предкам зарплату задержали, накрылся мой компьютер.

    Юля: Так через две недели повторный тур голосования. Все средства опять на выборы пустили. А все из-за таких, как вы, которые не пришли на выборы!

    Юноша:         Печальна Родины судьба и не завидна

                    И будущего светлого не видно,

                    Коль будешь как Василий безразличен.

                    То жизненный уклад твой пуст и ограничен.

    Девушка: Грядущее спокойно у страны,

                  Коль все как Юля будут ей верны

                  И будет вечно процветать держава,

                  Пока в России выбора есть право!!!

    Вед. А вы, сделали свой выбор?

    Звучит песня о России

    Приложение №3

    Игра для учащихся 10-х классов « Право – выбора за нами»

    Цели:

    применение и пропаганда знаний по избирательному праву среди учащихся 10-х классов;

    развитие умений применять знания в нестандартной ситуации , творческих способностей учащихся;

    воспитание уважения к закону

    Ход игры:

    1 этап:

    Определяются составы команды:

    - « Избиратели» - в команде только родители

    - « Члены избирательных комиссий»

    - «Кандидаты в ….»

    - « Наблюдатели на выборах»

    - « Знатоки истории избирательного права»

    В ходе игры каждая группа определяет лидера, который организует работу в группе, распределяет обязанности, координирует взаимодействие членов группы, обобщает, подводит итоги работы на каждом этапе.

    Консерватора, который в ходе игры  определяет положительные, отрицательные стороны высказываний своей и других групп.

    Остальные игроки выполняют комплексную функцию: теоретика, практика, аналитика. Участники игры – за столами. Оговаривается регламент. Командам дается минута на распределение ролей.

    Слово- группе « знатоки избирательного права». Участник  группы проводят викторину среди представителей других команд.

    Примерные вопросы:

    Выборы при которых вопрос об избрании депутатов решают сами граждане называются…( прямыми, косвенными, непосредственными. Личными)

    Внеочередные выборы – это выборы .. ( проводимые в установленные законом сроки, проводимые в неустановленные законом сроки, назначенные в случае досрочного роспуска парламента, назначенные в случае ухода в отставку правительства)

    Активное избирательное право предполагает право …(избирать, участвовать в выборах, выдвигать свою кандидатуру на выборы, все перечисленное)

    Принципами российского избирательного права является…(всеобщее голосование, равное голосование, тайное голосование, все перечисленное)

    Региональные выборы – это выборы…( проводящиеся по всей стране, проводящиеся на территории субъекта РФ, органов местного самоуправления, нет верного ответа)

    Равное избирательное право предполагает, что каждый гражданин …) имеет право голосовать, имеет один голос, гоосует непосредственно, нет верного ответа)

    Вы услышали и постарались ответить на вопросы, связанные с избирательной системой в РФ. Теоретически команды готовы к продолжению работы. Но прежде. Чем продолжить дальше, очень интересно услышать итоги социологического опроса, который провели наши 10-классники со своими родителями накануне нашей игры. Итак, были заданы следующие вопросы:

    Будете ли вы участвовать в выборах?

    Есть ли, на Ваш взгляд, возможность и необходимость критиковать власть? За что? Делали Вы это?

    Если бы вы были избраны в состав Государственной Думы . с внесением каких законов Вы бы начали преобразования ради улучшения жизни нашего населения?

    Итоги социологического опроса.

    Иформация к размышлению получена. Считаем, что и информационно, и психологически участники готовы к следующему этапу.

     Коллективный поиск. «Мозговая атака»- работа в группах. Каждая команда анализирует, нарабатывает все, что связано с предложенными им вопросами и ситуациями. На работу в группах- 20 минут.

    1. «Знатоки истории избирательного права» Критерии демократических выборов:· понятие демократических выборов;· периодичность;· конкурентность;· окончательность (легитимность);· представительность.

    2. «Члены избирательных комиссий» Порядок и ход проведения избирательной кампании:· порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;· способы и законное регулирование финансирования выборов;· условия участия партий в выборах;· порядок проведения выборов и подсчета голосов;· ответственность за нарушение законодательства о выборах.

    3. «Кандидаты в ...»· привилегии и ответственность кандидатов в депутаты;· составление предвыборной программы и агитация за нее.

    4. «Наблюдатели на выборах» Избирательные системы и их особенности:· пропорциональная;· мажоритарная;· абсолютного и относительного большинства. Соблюдение процедуры выборов.

    5. «Избиратели»- в команде только родители· равное избирательное право;· прямое избирательное право;· тайное голосование;· альтернативность выборов;· добровольность выборов;

    Межкомандная дискуссия (мнения, структура, алгоритм; высказывания консерваторов, оппонентов; вопросы, советы, пожелания).Команды выступают с сообщениями по предложенным вопросам. При обсуждении в первую очередь к дискуссии приглашаются консерваторы- 1 минута для возражения, сомнения. Вопросы (любой группе), советы, пожелания. 1-2 вопроса команда может задать другой команде.

    Релаксационная ситуация. Некоторая усталость диктует необходимость немного расслабиться, отдохнуть. Это, одновременно, и смена деятельности. Командам предлагаются творческие задания на выбор:

    1. Подберите или сочините песню, текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы.

    2. Нарисуйте эмблему.

     3. Составьте эпиграмму.

    4. Подберите слова, эпиграф по сути «своей» проблемы (роли).

    5. Нарисуйте агитационный плакат, приглашающий на выборы.

    Подготовка задания- 5 минут. Затем каждая команда демонстрирует вои итоги (2 минуты).

        Подведение итогов игры.

    Приложение №4

    Характеристика видов избирательных систем

    Мажоритарная

    Пропорциональная

    Система голосов обычно проходит по представительству (списку) абсолютного большинства (победившим считается кандидат, за которого проголосовало 50%+1 голосов либо от общего числа избирателей, либо от числа участвовавших в выборах) и относительного большинства (победившим считается кандидат, за которого проголосовало меньше половины, но больше чем за других кандидатов). Необходимо отметить, что система относительного большинства не дает юридического равенства.

    Применяется тогда, когда осуществляются выборы от избирательных объединений. Территория государства или муниципального образования объявляется единым избирательным округом.  Политические партии выдвигают списки своих кандидатов.  Избиратель голосует за один из таких списков.  Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, подсчет ведется лишь по спискам, набравшим 7% и более. Каждое избирательное объединение занимает в парламенте количество мест, пропорциональное количеству отданных за него голосов избирателей. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого.  Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части.  Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе
    Может быть двух видов:
    - Без установления минимума голосов.
    - С установленным минимумом голосов (в РФ он составляет 7%).
    Таким образом, второй вид в какой-то степени совмещает в себе мажоритарную и пропорциональную избирательную систему.

    Положительные стороны


    Эта система результативна – дает победителя; кроме того, голосование предметно – избиратель отдает предпочтение конкретному человеку. Депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку на следующих выборах. 


    Голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 7%-ю планку). 

    Отрицательные стороны


    Данная избирательная система не позволяет учитывать полностью соотношение сил в стране (не обеспечивает мнение меньшинства). Голоса избирателей, поданные за не победивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иного явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности такого депутата


    Данная избирательная система не обеспечивает гласности выборов (при выборах мы не имеем понятия о всех членах данного общественного объединения, т.е. голосуем за партию, а не людей). Избиратель выбирает как бы абстрактных лиц – он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны.  Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.

    Литература:

    Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Мы, народ , Москва, 1998

    Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999.е5к

    Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов под редакцией. Москва, 1999.

    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Гл. 13. М.: Юрист, 1998.

     Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан //Государство и право, 1997, № 2.

    Кукушкин М.И., Югов А.А. Понятие и структура избирательного процесса // Теория и практика избирательного процесса, 1998.

    Князев С.Д. Современное избирательное право. Владивосток, 1999.

    Комментарий Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Ред. А.А. Вешнякова, Е.И. Колюши-на, В.И. Лысенкова. М., 2000.

    Комментарий Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ред. Васильева В.И., Вешняков А.А., Лысенко В.И. М., 1999.

    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российский Федерации. М.: Юристь, 1995.

    Скворцова И.В., Бурусов Е.И. Быть гражданином и патриотом учимся в школе. Ульяновск 2012



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Организация информационной работы по пропаганде здорового образа жизни школьников и их семей"

    Проблема здорового образа жизни стоит очень остро. Поэтому так важна профилактика и просветительная работа в школе и семьях. Цель данного проекта в интересной форме донести до учащихся и их родителей ...

    Социальный проект «Решение проблемы низкой общественной активности граждан, через пропаганду избирательного права"

      В связи с потребностью в социально-активных членах общества особое место в образовательном процессе должна занимать и активная деятельность учащихся, позволяющая им быстрее и успеш...

    Практико-ориентированный проект «Пропаганда здорового образа жизни среди подростков».

    В проекте представлены методические и дидактические материалы    по    программе  курса   «Мой выбор – моё здоровье»,  определена актуальность, ...

    Презентация - проект по теме: "Избирательный процесс. Избирательное право"

    Презентацию - проект по теме :"Избирательный процесс. Избирательное право ", удобно использовать для сопровождения урока по Праву. Чтобы сформировать у студентов осознанное понимание необходимост...

    Проект "Мое избирательное право"

    Правовая социализация школьников в области избирательного права....

    Избирательное право среди молодежи

    Посредством практических занятий с учащимися способствовать усвоению ими сложных понятий и терминов из области избирательного законодательства, формировать навыки активного участия в общественной и по...

    Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

    Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....