Избирательное право среди молодежи
классный час (7 класс) на тему

Посредством практических занятий с учащимися способствовать усвоению ими сложных понятий и терминов из области избирательного законодательства, формировать навыки активного участия в общественной и политической жизни школы, города;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1chast.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«Народ! Если бы знал, что можешь!»

                       Ф. Гойя

Пояснительная записка

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике.
Молодому поколению нужно помочь стать политически зоркими, активными, способными делать в жизни самостоятельный правильный выбор, проявлять собственную гражданскую инициативу и в дальнейшем эффективно управлять страной. Для современных подростков чрезвычайно важно осознание того, что конституционное положение о праве российских граждан участвовать «в управлении делам государства как непосредственно, так и через своих представителей» не только может быть, но и непременно должно быть ими умело реализовано.

Цели работы: способствовать развитию процесса самореализации личности подростка, его активной позиции в органах внутри школьного самоуправления, формированию лидерских качеств.

Задачи работы:

-Создать у учащихся представление об истоках формирования современного избирательного права РФ;

-Расширить и систематизировать знания подростков в области политико-правовой сферы общества и основ конституционного строя РФ, получаемых ими в курсе обществознания;

-Создать у учащихся представление об избирательном законодательстве и избирательных процессах в нашей области;

-Посредством практических занятий с учащимися способствовать усвоению ими сложных понятий и терминов из области избирательного законодательства, формировать навыки активного участия в общественной и политической жизни школы, города;

Способствовать формированию у детей необходимой правовой культуры, правового сознания, чувства гражданской ответственности и гражданского долга.

Формы и методы работы:

-работа с документами (анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);

-изучение материалов СМИ, Интернет - материалов

-дискуссии, дебаты, проектная деятельность;

-практические занятия по решению учебных задач;

-освоение знаний по избирательному праву Ростовской области с помощью приемов деловой игры.

Участники работы:

учащиеся  7  класса  МБОУ ОШ №3.

Предполагаемые результаты просветительской работы  –  учащиеся и их родители  должны:

-проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право», «Избирательное право Ростовской области»;

-объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;

-знать основные термины: гражданин, избиратель, избирательное право, избирательная кампания, выборы, референдум;

-стать активными участниками школьных, муниципальных, региональных олимпиад, конкурсов сочинений по избирательному праву, проводимых городской и областной избирательной комиссией.

Критерии и механизм оценки результатов

- Рост правовой грамотности участников  будет оценен на основе  итоговой диагностики.

- Личностный рост, лидерские и организаторские навыки  будут отслежены  с помощью личного выступления на классном часе каждого участника «Что дало мне участие в работе по нахождению информации об избирательном праве?»

 Двадцатый век изменил все. И мир, и самого человека. И дал самое ценное: свободу, равенство и права.  Конституция РФ определяет правовой статус человека - совокупность его прав и обязанностей,  закреплённых юридическими актами и гарантирует возможность личности избирать вид и меру своего поведения в государстве. Исполнилось тебе восемнадцать лет, и ты  правомочен реализовывать конституционные свободы - самостоятельно решая важные государственные вопросы,  как представитель народа. Обратимся  первоисточнику. Извлечения из основного закона страны:  Глава первая, Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Но сейчас мы это имеем, но не ценим, как говориться « Что имеем, не храним, потерявши плачем»  И все  решаем, что такое выборы: долг, право или обязанность?

Часто говорят, что демократия – это правление большинства. И это справедливо. Ведь, принимая решение, руководители страны не могут учесть все точки зрения, все мнения своих граждан. Поэтому они основываются на мнениях большинства представителей большинства населения.

Однако всегда ли право большинство?

Например, в одном из областных городов средней полосы России принято решение не разрешать селиться там представителям народов Кавказа. Это было обусловлено тем, что ряд кавказцев устраивали драки на рынках, недостойно себя вели. Большинство жителей города поддержали распоряжение мэра. Правы ли они? Конечно, нет. Ведь нельзя сделать вывод, что все представители  этих национальностей таковы.

Может быть, самым важным политическим правом является право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в управлении в референдуме. Достигнув 18 лет и оказавшись достаточно здоровым и законопослушным, гражданин России обретает статус избирателя. В Конституции указывается на два условия, при которых гражданин РФ. Достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным: признание судом недееспособным и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.  Участие в выборах  - проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости (а может быть и культуры) каждого взрослого человека, каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Но мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития (экономического, социального, культурного).  Избирательное право подразделяется на: а) Избирательные права граждан и б) нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти. Избирательные права граждан бываю активными и пассивными. Активное избирательное право- это право избирать, а пассивное избирательное право – право быть избранным в указанные выше органы.

При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов: всеобщего, равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании.  Его участие в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. Вот почему закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования.

Мне кажется, выборы – это индикатор гражданской позиции, а в частности молодежи, ее отношения к демократии и народовластию, к будущему страны, выражение доверия к российской избирательной системе. Но главной проблемой на сегодняшний день остается  нежелание жителей России и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни.

Практика показывает, что лекционная форма работы с подростками мало эффективна. Желаемый результат приносит деятельностный подход. Поэтому я предлагаю форму воспитательной работы через коллективно-творческую деятельность. По моему мнению, совместная деятельность обучающихся, педагогов, родителей, специалистов районной администрации приведет к реальному повышению правовой грамотности будущих избирателей. Так, например, на мною посещенном уроке обществознании в 7 классе, я увидела применение игры для учащихся учителем Близнюковой Е.В.

Задание одной группе  ребят: Вы являетесь депутатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои аргументы в пользу его принятия (предположите, какие выгоды в экономической, политической, социальной и правовой, духовной областях может принести принятие этого закона.

Задание второй группе ребят: Вы являетесь парламентской оппозицией и должны представить аргументы против принятия данного закона.

Актуальность  темы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем, ведь как гласит народная поговорка «что посеешь, то и пожнешь». Правосознание общества - уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем, снижения явления абсентеизма в обществе. Повышение общей культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры. Но что же может узнать молодой человек об избирательной системе, если ему никто не расскажет, ведь мало кто будет самостоятельно искать информацию о выборах. Основными формами привлечения молодежи к участию в выборах являются:  Семья - необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Существует большая вероятность того, что если родители участвуют в выборах и проявляют активную гражданскую позицию, то и дети тоже будут участвовать в выборах. Школа как   социальный институт, играет важную роль в социализации личности. Необходимо создавать школьные кружки, школьные дискуссионные клубы и чем выше степень участия школьников во внеурочных  мероприятиях, тем выше их уровень политической грамотности и активности. Волонтерские движения – это опыт  добровольного, бескорыстного  участия молодежи в различного рода общественных проектах. Значительную  часть информации о выборах молодое поколение получает через   СМИ,   поэтому   необходимо   просматривать   и   обсуждать проблемы    государственного    устройства,    систему    выборов,     права    и обязанности граждан и т.д. Создание молодежных организаций,    при поддержке политических партий весомый фактор  вовлечения молодежи в электоральный процесс. В молодом возрасте молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве, но, подходя к избирательным урнам каждый должен голосовать не чувствами, а умом. Опускающийся бюллетень – это надежда конкретного лица  на экономическое процветание страны, на достойную жизнь   на духовное и нравственное  возрождение  ценностей.  Потенциально учащиеся готовы к тому, чтобы не только участвовать в выборах, но и проявлять более активную гражданскую позицию. Вопрос в том, как перевести это из потенциальной сферы в реальную. Если основным препятствием для участия молодёжи в выборах является неверие и недоверие, следует предпринимать шаги, которые бы исправили такое положение дел и заставили молодёжь поверить в то, что в её силах изменить ситуацию и повлиять на то или иное политическое решение. Государство должно показать, что проблемы молодежи известны и важны. Тогда молодёжь поверит, что о ней не забыли и что её благополучие является одним из важнейших приоритетов развития страны, она сможет поменять своё мнение о политике и власти.  

Для чего человеку нужны политические права?– Большинство людей об этом даже не задумываются, многим кажется, что их благополучие зависит от того, какие экономические права они имеют, сколько им платят за труд, какую получат пенсию по старости и так далее. А ведь каждый из нас может повлиять на состояние экономики, голосуя на выборах за ту или иную партию или кандидата. Отсюда  роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный и рациональный выбор, требующий наличия определенной культуры. Один  голос может решить все. Он  не потеряется в многомиллионной массе подданных голосов. Надо голосовать за того кандидата, который честен, порядочен и болеет душой не за себя, а за весь  народ, за всю Россию. А если  уклонятся  от своего гражданского долга, и тогда бразды правления окажутся в руках простого политикана, для которого власть - цель и средство достижения своих амбиций. Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать.

Следует помнить, что слово «кандидат» латинского происхождения, произошло от слова «кандида лат. candidatus» - плащ белого цвета и человек,  надевающий его, показывал всем, что он хочет занять высшую государственную должность, но в тоже время он чист и справедлив. Известно выражение, принадлежащее О.Бисмарку: «Каждый народ заслуживает своего вождя», перефразировавшему ставшую крылатой фразой Г.Гегеля: «Каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет». Во многом это утверждение вполне справедливо.   Поэтому наша задача состоит в том, чтобы изъявив свою волю на выборах, проголосовать за лучшего, по нашему мнению, который получив власть по поручению народа будет помнить, что и ответственен перед ним,  и, взявшись за дело, найдет в себе силы изменить нашу жизнь в лучшую сторону.  На Руси всегда существовала вера: Новый царь - новые надежды. Сегодня нет монархов,  глава государства избранный на  всеобщих выборах - президент, но упования, как и прежде, остаются в умах народа.  На главу государства народ возлагает большие надежды, мол, поднимет страну, модернизирует экономику, улучшит социальную политику.

Приложение №1-2

Сценарий

представления информативной бригады МБОУ ОШ №3  «Право выбора»

Картина 1.

На сцене первобытная пещера. Мужчины и женщины в шкурах. Мужчины разжигают огонь, обтачивают наконечники для копий, рисуют наскальные рисунки. Женщины делают друг другу прически, красят брови, губы.

1-я женщина: Сегодня выборы главы рода и распределение обязанностей.

Все женщины: Мы готовы!!!

2-я женщина (обращается к мужчинам): А вы идете?

Мужчины: Идите, некогда нам, проголосуйте за нас.

Женщины уходят, затем возвращаются возбужденные.

1-я женщина: Вот и мы – совет племени и глава рода (одна женщина с короной на голове, остальные с табличками на груди: «культмассовый сектор», «пресс-центр», «отдел кадров»).

Все женщины:    Хотим мы всех мужчин предупредить,

                        На выборы должны все вовремя ходить,

                        А если не пришли вы выбирать,

                        В матриархате будем доживать!!!        

                                                                                                  Картина 2.

Новгород. Девушки в русских сарафанах танцуют танец.

Звон новгородского колокола.

Девушка: Опять киевский князь своего сына прислал Новгородом управлять.

Юноша: Сегодня все должны придти на вече. Если князь нам понравится, оставим его, а если нет, прогоним прочь.

Князь киевский: Хочу я землей Новгородскою править!

1-ый новгородец: Мы тебя не хотим, ступай от нас добром, куда хочешь!

2-ой новгородец: Мы выбираем своего князя и будем сами управлять собой!

Новгородцы: Коль в русских людях мир да лад

                Свободным будет стар и млад.

                На вече ты народное ходи

                Долг Родине исправно ты плати!!!

Ведущий: Вот так в старые времена люди выбирали. Одни показывали свою твердую гражданскую позицию, и, в государстве был порядок. Другие, поленившись сходить на выборы, жили в рабстве, по чужим законам. А что же сейчас?

Картина 3.

Наше время. Группа молодежи танцует на дискотеке.

Вася: Юля, давай завтра с утра на шашлыки махнем!

Юля: Что ты, Вася, завтра же выборы в Госдуму.

Вася: Подумаешь, без нас проголосуют. Мы с предками уже забыли, где наш избирательный участок находится.

Юля: Нет, я не могу. Завтра с утра мы с родителями на выборы, а потом на дачу. Через неделю.

Вася (обращается к Юле): Представляешь, стипендию урезали, а предкам зарплату задержали, накрылся мой компьютер.

Юля: Так через две недели повторный тур голосования. Все средства опять на выборы пустили. А все из-за таких, как вы, которые не пришли на выборы!

Юноша:         Печальна Родины судьба и не завидна

                И будущего светлого не видно,

                Коль будешь как Василий безразличен.

                То жизненный уклад твой пуст и ограничен.

Девушка: Грядущее спокойно у страны,

              Коль все как Юля будут ей верны

              И будет вечно процветать держава,

              Пока в России выбора есть право!!!

Вед. А вы, сделали свой выбор?

Звучит песня о России

Приложение №3

Игра для учащихся 7-х классов « Право  выбора за нами ! »

Цели:

применение и пропаганда знаний по избирательному праву среди учащихся 7-х классов;

развитие умений применять знания в нестандартной ситуации , творческих способностей учащихся;

воспитание уважения к закону

Ход игры:

1 этап:

Определяются составы команды:

- « Избиратели» - в команде дети (в роли  родителей);

- « Члены избирательных комиссий»

- «Кандидаты в ….»

- « Наблюдатели на выборах»

- « Знатоки истории избирательного права»

В ходе игры каждая группа определяет лидера, который организует работу в группе, распределяет обязанности, координирует взаимодействие членов группы, обобщает, подводит итоги работы на каждом этапе.

Консерватора, который в ходе игры  определяет положительные, отрицательные стороны высказываний своей и других групп.

Остальные игроки выполняют комплексную функцию: теоретика, практика, аналитика. Участники игры – за столами. Оговаривается регламент. Командам дается минута на распределение ролей.

Слово - группе « знатоки избирательного права». Участник  группы проводят викторину среди представителей других команд.

Примерные вопросы:

Выборы при которых вопрос об избрании депутатов решают сами граждане называются…( прямыми, косвенными, непосредственными, личными)

Внеочередные выборы – это выборы … ( проводимые в установленные законом сроки, проводимые в неустановленные законом сроки, назначенные в случае досрочного роспуска парламента, назначенные в случае ухода в отставку правительства)

Активное избирательное право предполагает право …(избирать, участвовать в выборах, выдвигать свою кандидатуру на выборы, все перечисленное)

Принципами российского избирательного права является…(всеобщее голосование, равное голосование, тайное голосование, все перечисленное)

Региональные выборы – это выборы…( проводящиеся по всей стране, проводящиеся на территории субъекта РФ, органов местного самоуправления, нет верного ответа)

Равное избирательное право предполагает, что каждый гражданин …) имеет право голосовать, имеет один голос, голосует непосредственно, нет верного ответа)

Вы услышали и постарались ответить на вопросы, связанные с избирательной системой в РФ. Теоретически команды готовы к продолжению работы.

1. «Знатоки истории избирательного права» Критерии демократических выборов:· понятие демократических выборов;· периодичность;

· конкурентность;

· окончательность (легитимность);

· представительность.

2. «Члены избирательных комиссий» Порядок и ход проведения избирательной кампании:· порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;· способы и законное регулирование финансирования выборов;· условия участия партий в выборах;· порядок проведения выборов и подсчета голосов;· ответственность за нарушение законодательства о выборах.

3. «Кандидаты в ...»· привилегии и ответственность кандидатов в депутаты;· составление предвыборной программы и агитация за нее.

4. «Наблюдатели на выборах» Избирательные системы и их особенности:· пропорциональная;· мажоритарная;· абсолютного и относительного большинства. Соблюдение процедуры выборов.

5. «Избиратели»- в команде только родители· равное избирательное право;· прямое избирательное право;· тайное голосование;· альтернативность выборов;· добровольность выборов;

Межкомандная дискуссия (мнения, структура, алгоритм; высказывания консерваторов, оппонентов; вопросы, советы, пожелания). Команды выступают с сообщениями по предложенным вопросам. При обсуждении в первую очередь к дискуссии приглашаются консерваторы- 1 минута для возражения, сомнения. Вопросы (любой группе), советы, пожелания. 1-2 вопроса команда может задать другой команде.

Релаксационная ситуация. Некоторая усталость диктует необходимость немного расслабиться, отдохнуть. Это, одновременно, и смена деятельности. Командам предлагаются творческие задания на выбор:

1. Подберите или сочините песню, текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы.

2. Нарисуйте эмблему.

 3. Составьте эпиграмму.

4. Подберите слова, эпиграф по сути «своей» проблемы (роли).

5. Нарисуйте агитационный плакат, приглашающий на выборы.

Подготовка задания- 5 минут. Затем каждая команда демонстрирует вои итоги (2 минуты).

    Подведение итогов игры.

                                                                                            Литература:

Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Мы, народ , Москва, 1998

Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999.е5к

Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов под редакцией. Москва, 1999.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Гл. 13. М.: Юрист, 1998.

 Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан //Государство и право, 1997, № 2.

Кукушкин М.И., Югов А.А. Понятие и структура избирательного процесса // Теория и практика избирательного процесса, 1998.

Князев С.Д. Современное избирательное право. Владивосток, 1999.

Комментарий Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Ред. А.А. Вешнякова, Е.И. Колюши-на, В.И. Лысенкова. М., 2000.

Комментарий Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ред. Васильева В.И., Вешняков А.А., Лысенко В.И. М., 1999.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российский Федерации. М.: Юристь, 1995.

Скворцова И.В., Бурусов Е.И. Быть гражданином и патриотом учимся в школе. Ульяновск 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"

Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

проект Пропаганда избирательного права среди школьников и их родителей

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государст...

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....