Классный час на тему: «Память. Удивительное свойство человеческого разума»
классный час (8, 9 класс) по теме

Разработка классного часа на тему «Память. Удивительное свойство человеческого разума» вкючает в себя конспект мероприятия и презентацию.Может использоваться для учащихся 8-9 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Память. Удивительное свойство человеческого разума».

Цели проводимого мероприятия:

  • развитие у учащихся способности к запоминанию;
  • формирование культуры восприятия информации;
  • изучение свойств, видов памяти, основ умственного развития учащихся;
  • формирование интеллектуальных способностей;
  • знакомство с различными способами тренировки памяти;
  • исследование и проверка свойств памяти учащихся класса.

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума - память. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира.Итак, каждый день мы узнаем что - то. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума», - говорил Суворов.

Память - это способность нашего мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть их. Память справедливо называют хранительницей разума человека, сокровищницей её знаний и умений. Без памяти невозможно не только учение, но и вся жизнь человека.

Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная. Представьте себеб идёт урок и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя - работает слуховая память, записываем слова в тетрадь - работает двигательная, зрительная и словесная память. Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем - запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения. Так запоминается в 3 раза больше информации.

Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить - это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.

Таблицу умножения мы запоминаем надолго - это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть - это кратковременная память] Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчёту учёных каждый из нас способен запоминать миллионы книг. Но мы из - за лени или по незнанию - используем лишь частичку своего мозга.

Возможности памяти.

Римский философ Сенека мог повторить 2000 несвязанных слов в том порядке, в котором их услышал только один раз.

Александр Македонский, Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого полководца превышало 30 000 человек.

Бетховен сочинял на ходу и никогда не наносил на бумагу ни одной ноты, пока вся пьеса не запишется в голове.

Русский шахматист Александр Алёхин в 1938г. в Чикаго вслепую в течении 12 часов одновременно играл на 32 шахматных досках, оперируя тысячью фигур более чем на 2000 клетках.

Мозг начинает стареть после 15 лет, поэтому до этого возраста лучше всего обогащать себя знаниями.

Пик возможностей памяти приходится на 25 лет, а затем сохраняется на одном уровне до 40-45 лет, ослабляясь к 50 годам.

Держать память в форме можно только постоянной умственной деятельностью. Многие школьники, объявляя причины своей плохой успеваемости, жалуется на память. Но плохая память не дана нам от рождения. Она стала такой, потому что её недостаточно развивали. Память развивается в процессе умственной деятельности. Память, необходимую для успешной учебы, может развивать каждый школьник. Для этого нужно знать и применять в своей учебе несколько правил.

Гигиена мозга.

Как обеспечить мозгу наилучшие условия работы?

Следует знать, что мозг снабжается кровью, как и мышцы.

Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит и хорошую память. Как это сделать? Один день в неделю /по меньшей мере/ нужно проводить на воздухе. Умственную работу нужно прерывать для небольших «кислородных» пауз, т.е.открывать окно на 1-2 минуты. Нельзя умственно работать в непроветренной или прокуренной комнате. Избегайте использовать приборы отопления с открытым огнем.

Первое правило улучшения вашей памяти: Обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом вашей крови.

Второе правило: достаточно спать.

Это обеспечивает нормальную работу мозга. После хорошего сна мозг работает лучше. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток — 9 (от 16 до 22 лет).

Разрушает ли табак память?

Конечно, курильщик, тренирующий память, имеет большие способности в этом плане, чем некурящий человек не тренирующий память. Однако, если взять людей при всех равных условиях, то следует признать, что табак ухудшает память.

Специальное анкетирование показало, что, если расположить выпускников института в нисходящий ряд по результатам учебы, то в каждой последующей двадцатке больше курильщиков, чем в предыдущей. Хотя известен быстротечный эффект табака, чтобы сосредоточиться и повысить внимание.

Таким образом, третье правило: не курить!

Остерегайтесь алкоголя

Если вы хотите сохранить всю гибкость своей памяти, нужно избегать алкоголя. Неоспорим тот факт, что прием алкоголя ведет к ослаблению памяти.

Но что нужно также знать, это то, что, даже при самом легком и случайном приеме алкоголя, запоминаемость существенно снижается. Чем больше потребляется алкоголя, тем меньше фиксация памяти. Каждый знает, что очень тяжело восстановить в памяти события, прошедшие в состоянии опьянения. Простой обед, «сдобренный» вином, на несколько часов снижает способность к запоминанию. Следует избегать приема любого алкоголя, даже вина и пива, если вам нужно изучить что-либо, присутствовать на занятиях или участвовать в конференции.

Четвертое правило: избегать алкоголя!

Наконец знайте, что некоторые медикаменты могут вызвать временную потерю памяти.

В заключение, запомните пять правил гигиены вашего мозга:

  1. Давайте больше кислорода крови,
  2. Хорошо высыпайтесь,
  3. Не курите,
  4. Остерегайтесь алкоголя,
  5. Остерегайтесь некоторых лекарств.

Примеры методов борьбы с интернет зависимостью:

  1. Узнайте настоящую причину своей зависимости. Спросите себя: почему вы проводите так много времени онлайн? Найдите глубокую причину своей интернет-зависимости. Вам нужно сделать это, так как устранение причины необходимо для ускорения процесса избавления от зависимости.
  2. Расскажите об этом профессионалу. Поговорите с консультантом. Из-за распространенности такой проблемы было создано много горячих линий для оказания помощи нуждающимся. Обращение к профессионалу будет одним из лучших вариантов, так как меры, предпринимаемые этим человеком, как правило, подкрепляются исследованиями.
  3. Поделитесь своей проблемой с другом. Также можно обратиться к члену семьи. Просто поговорите с тем, кто вам близок. Этот человек будет хорошим «инструментом» для вашего лечения. Он или она может вытащить вас из дома, так что вы будете проводить больше времени вдали от своего компьютера.
  4. Отключитесь от интернета. Вы можете отказаться от услуг интернет-провайдера у себя дома. Если возникнет обоснованная необходимость воспользоваться сетью, вы можете сходить в интернет-кафе, где ваши привычки также будут контролироваться. Это также заставит вас просто выйти на улицу и сделать что-то еще.
  5. Используйте подсознательные сообщения. Подсознательные сообщения могут быть в виде изображений, слов или звуков. В этом случае подсознательные сообщения могут быть положительными подкреплениями или утверждениями. Эти подсознательные сообщения могут изменить ваши шаблоны мышления. Например, вы можете говорить себе следующее:
  • я могу использовать свое время гораздо лучше;
  • эта интернет-зависимость не влияет на меня;
  • я контролирую свои привычки относительно интернета.

Эти подсознательные сообщения могут сделать вас более уверенными в борьбе против зависимости. Вы поймете, что ключевым элементом своего исцеления являетесь вы сами. До тех пор, пока вы готовы бороться с зависимостью, вы будете способны покончить с ней.

Вернитесь к основам. Мир достаточно хорош даже и без интернета. Вполне очевидно, что вы будете способны прожить без него в течение нескольких дней. Выберитесь на природу. Вместо онлайн-игр вы можете заняться спортом. Прекратите переписываться в социальных сетях и пообщайтесь с друзьями вживую за обедом или ужином.


Чтобы улучшить память, нужно внимание!

Проверка внимания.

Послушайте небольшой рассказ: Пятого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошел с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 - вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылилась на автостраду, из-за чего упал набок 10 -тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовики получил легкие ушибы.

А теперь дайте ответы на вопросы:

В какое время года произошло событие? (весной 5 апреля)

Каких вагонов было больше - с вином или с соляркой? (С вином)

Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны)

Чего больше разлилось - вина, солярки или масла? (Вина)

Сколько было всего вагонов (27)

В какое время суток произошло крушение? (вечером)

Как ещё можно улучшить память? (слайд)

Упражнение.

Кастрюля, Стул, Барабан, Парусник, Мыло, Банан, Ковер, Буква, Автомобиль, Река, Пробка,

Орудие, Сандалия, Булавка, Сумка, Перо, Картина, Ваза, Веревка, Медаль.

Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течении 1,5 минут. Дети смотрят на доску, стараясь запомнить. Теперь я закрываю этот список и даю вам минуту, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Сколько слов вам удалось запомнить?

Оцените ваши результаты. Если вы запомнили от 18 до 20 слов, великолепно; от 15 до 17 — это еще хорошо; от 10 до 14 — средне; если меньше 10 — это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей памятью. В любом случае будьте уверены, что мы вам покажем дальше необычный способ для запоминания такого листа по порядку — это способ изобразительных ассоциаций.

Тест.        Необходимо воспроизвести увиденные точки в заранее заготовленной карточке.

Обработка результатов:

10 баллов - воспроизведено 6 и более точек правильно (очень высокий уровень)

8-9 баллов - воспроизведено от 4 до 5 точек (высокий уровень)

6-7 баллов - воспроизведено от 3 до 4 точек (средний уровень)

5-4 баллов - воспроизведено от 2 до 3 точек (низкий уровень)

0-3 балла - воспроизведено не более 1 точки (очень низкий уровень).

Тест        на зрительную память: узнавание абстрактных фигур.

Памятка.

Правила обращения с памятью:

Заучивать с желанием знать и помнить.

Ставь цель запомнить надолго.

Пользуйся смысловыми опорами.

Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

Заучивай и повторяй небольшими дозами.

Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд семь дней.

После математики учи историю, после физики - литературу; память любить разнообразие.

Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай.

Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные разбивай на порции.

"Никогда не справляйся в книге, ежели что - нибудь забыл, а старайся сам припомнить" (Л. Н. Т олстой)

Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Память сердца"

Данный материал приурочен к празднованию 9 мая....

Методическая разработка классного часа на тему: "Память, мышление, внимание"

Представлен интересный материал для работы с учащимися по развитию памяти, мышления, внимания....

Классный час на тему: «Память, высеченная в камне».

Классный час для учащихся МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета. Был приурочен к Дню Победы и рассказывает о жизни ветерана Великой Отечественной войны А.П. Белобородова....

Классный час: "Память - удивительное свойство разума"

Материал предназначен для класных руководителей среднего звена. Классный час можно использовать как познавательный час. Игра "Вспомнить всё" способствует развитию умственных способностей подростков, р...

Классный час на тему "Память"

Классный час на тему "Память"...

Материал для классного часа на тему "Память не умирает,память живет!",посвященного Дню памяти Холокоста

Целевая аудитория мероприятия:8-11 классУчащимся предсоит серьезный разговор о памяти...Следуя словам В.Шаламова:"Нельзя  дать памяти забыть",учащиеся вместе с учителем перелистают &quo...

Классный час на тему "Память о Холокосте"

Урок проводится в очередную годовщину освобождения Освенцима Советской Армией (27 января 1945 г.). Событие это стало символическим, поскольку именно СССР сыграл решающую роль в разгроме фашизма и оста...