Классный час: "Память - удивительное свойство разума"
классный час (6, 7 класс) по теме

Распопова Надежда Алексеевна

Материал предназначен для класных руководителей среднего звена. Классный час можно использовать как познавательный час. Игра "Вспомнить всё" способствует развитию умственных способностей подростков, развитию памяти.

Цели мероприятия:

- развитие у каждого ребенка способности к  запоминанию;

 - формирование культуры восприятия информации;

  - изучение свойств, видов памяти, основ умственного  развития учащихся;

  - формирование интеллектуальных способностей;

Материал состоит из:

- разработки классного часа;

- презентации к  мероприятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas.pamyat.doc141 КБ
Office presentation icon vspomnit_vse._igra.ppt442.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14

ст. Новотроицкая  Изобильненского района Ставропольского края

     

   

   

Подготовила

Распопова Надежда Алексеевна

Цели мероприятия:

  - развитие у каждого ребенка способности к  запоминанию;

  - формирование культуры восприятия информации;

  - изучение свойств, видов памяти, основ умственного  развития учащихся;

  - формирование интеллектуальных способностей;

  - знакомство с различными способами тренировки  памяти;

  - исследование свойств памяти учащихся класса.

Содержание:

 

  1.     Выступление учителя.

                      А) понятие памяти;

                      Б) виды памяти;

                      В) классификация памяти;

                      Г) тренировка памяти;                  

                      Д) законы запоминания;

                      Е) люди с уникальной памятью.

  1.     Игра «Вспомнить все».

  1.    Тесты для изучения свойств памяти.

  1.    Афоризмы на тему: «Память».

        Материалы:

         компьютер, проектор, экран, раздаточный материал,

         диск с презентацией  игры, карточки, фломастеры,  музыка, призы.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие друзья!  

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума – память.

Сегодня мы поговорим об этом замечательном свойстве и проверим своё умение ЗАПОМИНАТЬ.

     «Память – это единственный рай, из которого нет изгнания» - слова И. Ю.   Матюгина, будут девизом нашего познавательного и занимательного часа.

      Память – способность к восприятию прошлого, основное свойство нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию, многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную.

Исследования памяти показали, что успешно воспринимается то, что вызвано интересом.

Впечатления, которые мы получаем об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, а при возможности  - воспроизводятся. Эти процессы и есть – память.

 Особые виды памяти: моторная (память – привычка), эмоциональная или аффективная (память чувств), обзорная и словесно – логическая.

По времени хранения память подразделяют:

- мгновенная (0,1 – 0,5 сек.) удерживает точную и полную картину только что воспринятого органами чувств информации (память образа);

- кратковременная (до 20 сек) представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа;

- оперативная (до нескольких дней) – хранение информации в течение определённого заранее заданного срока, определяемого задачей вставшей перед человеком;

- Долговременная (неограниченно)  информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты;

Память генетическая – информация, которая хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству.

Память слуховая – запоминание и точное  воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная – запоминание и сохранение и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная – память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания. Запоминается им без особого труда на более длительный срок.  

Осязательная, обонятельная, вкусовая…- удовлетворение биологических потребностей с самосохранением организма.

      Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

       Учитель.

    Каждый человек наделен чудесной способностью запоминать колоссальное количество информации. И сегодня   я предлагаю вам проверить свои способности к запоминанию, выявить свои  потаенные человеческие возможности,  показать, на что способна ваша память.

   Начинаем игру «Вспомнить все».

Для проведения игры мне нужно 8 смельчаков, готовых проверить себя.

 (ребята выходят).

Вам предлагается разбиться на  пары. Вы будете играть в составе 4 команд. За каждый раунд вам будут начисляться баллы: за один правильный ответ 2 балла. После 3 раунда вас станет меньше на одну команду, и с каждым следующим раундом еще меньше. В последнем раунде участвует только одна команда.

Для подведения итого игры нам необходимо выбрать жюри (состав – 3 человека, представляют).

Условия игры понятны? Тогда начнем.

1 раунд – «Наблюдательность».

Вам поочередно будут показаны 6 картинок. Ваша задача: внимательно их рассмотреть и попытаться запомнить, все, что видели. После просмотра вы должны ответить на мои вопросы по картинкам.

  (показывают слайды, ребята изучают в течение 1 минуты все 6)

Итак, ответьте на вопросы: (задаются каждой команде поочередно)

1. Какие 3 буквы были изображены на 1 картинке?     (а, к, в)

2. Сколько труб на заводе, изображенном на 3 рисунке?    (2)

3. Сколько времени показывали часы?  (12. 30)

4. Сколько гвоздей на последней картинке?  (3)

Молодцы, продолжаем игру.

5. Какого цвета изображен будильник?  (серо-зеленого)

6. Какого цвета были гвозди?    (белого)

7. Какая машина изображена на 2 рисунке? (скорая)

8. Какие листья и сколько изображены на рис. 5?  (2 кленовый и дубовый)

 Вы хорошо запомнили картинки. А вот запомнили ли вы их очередность?

9. Что изображено на 3 рисунке?  (Завод с трубами)

10. На каком по счету рисунке был изображен будильник?  (на 4)

11. Молоток и гвозди были, на какой картинке?   (на 6)

12. Что изображено на 2 картинке?   (машина).

Вы не плохо справились с первым заданием. Мы продолжаем играть.

2 раунд – «Восстанови картинку»

В течение одной минуты вам предлагается внимательно рассмотреть картину «6Х6=36». Запоминайте расположение цветов. Вам предстоит их затем восстановить (ребята восстанавливают картину, рисуя на листках).

3 раунд – «Найди ошибку»

В следующем конкурсе  мы проверим вашу наблюдательность. Вам надо посмотреть на фрагмент и затем ответить на мой вопрос. Внимание, кадр (показывает картину).

Вопрос. Какие вы увидели ошибки? (ребята пишут, ответы после зачитываются).

Пришло время для выбора пары, которая не смогла устоять перед таким натиском борьбы (одна пара выходит после выступления жюри).

А мы продолжаем игру. Следующий конкурс.

4 раунд – «Запомнить, чтобы вспомнить»

Вам будут предложены 9 картин, находящихся в таблице. Вы обязаны запомнить их названия и расположение. Вам дается на это 1 минута.

(ребята запоминают)

Ответьте письменно, какие предметы были изображены? (пишут).

Пришло время попрощаться с другой парой. Слово жюри.

5 раунд – «Угадай слово»

Продолжаем работать с предыдущими картинками. А вы их еще помните? Посмотрим.

Вам предстоит заполнить прочерки буквами и восстановить картинки.

(ребята поочередно отвечают).

Настало время выбрать самую способную команду. Слово жюри.

Перед нами всего 1 команда, всего два игрока. Но в каждой команде есть свой лидер. Сейчас мы определим, кто же обладает самыми незаурядными способностями, необыкновенной памятью.

Последний раунд – «Запомни цвет и слово»

Вам предстоит выучить словосочетания, записанные на слайде, запомнить их цвет. На это вам дается одна минута. (ребята запоминают).

Ответьте на мои последние вопросы.

1. Какое слово изображено белым цветом?      (свет)

2. Верно ли, что слово письменная изображено красным цветом?   (нет)

3. Каким цветом изображено слово добрый?   (синий)

4. Какое слово изображено розовым цветом?  (работа)

5. Верно ли, что слово человек изображено черным цветом?  (да)

6. Каким цветом изображено последнее слово?  (красным).

Ведущий.

Спасибо за игру. Пока жюри подводит последние итоги, разрешите познакомить вас с основными законами запоминания, (зачитывает).

Законы запоминания.

1. Наличие возможности выразить свою мысль словами, значительно облегчает процесс запоминания.

2. Список вопросов, которые могут быть заданы к запоминаемому тексту, упростит задачу.

3. Организационный и структурированный подход к запоминанию. Если у вас будет картотека в голове, тогда легче извлечь оттуда информацию.

4. Эмоциональная окраска, придаваемая информации яркой ассоциации

    с нужным воспоминанием.

5. Готовясь к экзамену, материал необходимо повторять перед сном,

    дабы информация, поступающая в течение всего дня, не смешивалась и не накладывалась одна на другую.

Используйте эти правила в повседневной жизни, и тогда ваша память будет вам наградой. И еще некоторые афоризмы, связанные с этим чувством.

Афоризмы о памяти.

1. «Для того, чтобы что-то запомнить, необходимо это понять».

                                                                                                           О. Анина.

  2. «Память-это такое устройство в мозгу, при помощи которого мы все забываем».                                                                               А. Чейз.

  3. «Запись боли в одном пространстве памяти нельзя стереть записями счастья в других».  

  4. «Кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать».                                                                                  М. Монтень.

  5. «Никто через год не вспомнит , какие ты носил джинсы, но все будут помнить, какой ты был человек».                

                     

  6. «Кто помнит всегда о других, тот оставляет о себе память.

       Кто думает лишь о себе, канет в небытие».                Л. С. Сухоруков.  А теперь слово жюри.

                                             (Награждение победителей).

                                     (Смотри презентацию «Вспомнить все»)

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П а м я т ь - удивительное свойство человеческого разума. "Память - это единственный рай, из которого нет изгнания". И. Ю. Матюгин.

Слайд 2

ПАМЯТЬ свойство нервной системы человека, выражающееся в способности длительно хранить информацию и воспроизводить ее в сферу сознания и поведения. Виды памяти 1. Моторная (память-привычка), 2. Эмоциональная, аффективная (память чувств), 3.Образная и словесно-логическая.

Слайд 3

Класификация памяти 1. кратковременная, 2. оперативная, 3. долговременная. 1. генетическая, 2. зрительная, 3. слуховая, 4. двигательная, 5. эмоциональная, 6. осязательная, обонятельная, вкусовая. непроизвольное, произвольное.

Слайд 4

Добро пожаловать ! Игра "Вспомнить все"

Слайд 5

1 раунд Наблюдательность

Слайд 6

1 а к в

Слайд 7

2

Слайд 8

3

Слайд 9

4

Слайд 10

5

Слайд 11

6

Слайд 12

2 раунд "Восстанови картинку".

Слайд 16

3 раунд "Найди ошибку".

Слайд 17

сочинение на тему: "Как я провел лето".

Слайд 18

4 раунд 4 раунд "Запомнить, чтобы вспомнить".

Слайд 19

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 20

5 раунд "Угадай слово". - я - - а я - к - с - - - о - ы - а - о - е -

Слайд 21

1 2 - о – ы 3 - а – о – е - 4 - а я - 5 6 к – с - - 7 8 - я - 9 - и – р

Слайд 22

6 раунд "Запомни цвет и слово".

Слайд 23

1. добрый 2. яркий 3. письменная человек свет работа

Слайд 24

1. добрый 2. яркий 3. письменная человек свет работа

Слайд 25

1. Наличие возможности выразить свою мысль словами, значительно облегчает процесс запоминания. 2. Список вопросов, которые могут быть заданы к запоминаемому тексту, упростит задачу. 3. Организационный и структурированный подход к запоминанию. Если у вас будет картотека в голове, тогда легче извлечь оттуда информацию. 4. Эмоциональная окраска, придаваемая информации яркой ассоциации с нужным воспоминанием. 5. Готовясь к экзамену, материал необходимо повторять перед сном, дабы информация, поступающая в течение всего дня, не смешивалась и не накладывалась одна на другую. Законы запоминания

Слайд 26

1. «Для того, чтобы что-то запомнить, необходимо это понять». О. Анина. 2. «Память-это такое устройство в мозгу, при помощи которого мы все забываем». А. Чейз. 3. «Запись боли в одном пространстве памяти нельзя стереть записями счастья в других». 4. «Кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать». М. Монтень. 5. «Никто через год не вспомнит , какие ты носил джинсы, но все будут помнить, какой ты был человек». 6. «Кто помнит всегда о других, тот оставляет о себе память. Кто думает лишь о себе, канет в небытие». Л. С. Сухоруков. Аффоризмы

Слайд 27

Спасибо за внимание!