Главные вкладки

    Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Мой профессиональный выбор»
    материал (8, 9 класс) на тему

    Соломатова Зинаида Борисовна

    Отчет о проделанной работе

    в рамках проекта «Мой профессиональный выбор»

     и реализации программы по профориентации

    учащихся  8-9 «А» класса

    МАОУ «СОШ № 24»г. Перми

    «Я выбираю САМ!»

    За 2012-2014 учебный год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchet_po_proektu.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет о проделанной работе

    в рамках проекта «Мой профессиональный выбор»

     и реализации программы по профориентации

    учащихся  8-9 «А» класса

    МАОУ «СОШ № 24»г. Перми

    «Я выбираю САМ!»

    За 2012-2014 учебный год.

    Отчет подготовлен

    Классным руководителем

    9 «А» класса

    МАОУ «СОШ № 24»

    Соломатовой З.Б.

    г.Пермь, 2014г.

    "Я предпочитаю разговаривать с детьми – есть, по крайней мере, надежда,

    что из них выйдут разумные существа…”

    Серен Кьеркегор

    детский философ

    Одним из направлений работы  школы по социальной адаптации детей, подготовке их к взрослой жизни, а тем более, направленная работа по развитию личности является профориентация учащихся.

    Обучая и воспитывая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательному труду. Чтобы завтра труд приносил радость и удовлетворение молодым людям и был во благо окружающим, необходимо помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии.

    Понятно, что молодому человеку, вчерашнему школьнику, очень сложно сделать правильный выбор. Они имеют лишь смутные представления о профессиях. Они еще не научились слышать, видеть и познавать самих себя. А зачастую выбор профессии осуществляют родители, не учитывая ни мнения своего ребенка, ни его способностей и возможностей, ни потребности региона, ставя во главу угла престижность.  

    Выпускники девятых классов должны иметь как можно более подробные представления о профессиях, они должны быть осведомлены о том, какие профессии нужны в их родном регионе. Они, конечно, должны пройти профдиагностику и получить профконсультацию, чтобы познать себя, увидеть свои перспективы. Много предстоит поработать с родителями девятиклассников, возможно, постараться переубедить и, сделать своими союзниками в работе, чтобы у их детей было успешное будущее.

    Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть, построено в значительной мере с возможностью реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших (после школьных) жизненных планов.Чтобы помочь школьнику с выбором и с самоопределением профессии, ученик должен пройти этапы диагностики. Для этого учащиеся 8 «а» класса школы № 24 отвечали на вопросы анкеты.

    После проведения анкеты выделились следующие группы учащихся:

    «определились с будущей профессией»- 3 человека из класса -12%

    « не знают, кем хотят быть» -22 человека- 88% учащихся

    Исходя из этих данных, передо мной возникла проблема: самоопределение группы учащихся в 8-9классе.

    Гипотеза : если  будут созданы  условия развивающей среды для учеников 8- 9 класса, то они будут должны осознанно подойти к выбору профессии, определить для себя куда пойти учиться в другие учебные заведения или продолжить обучение в школе.

    Цель проекта: создание условий для профессионального самоопределения учащихся.

     

    Данный проект был рассчитан на 2 года: начало – 8 класс 2012 -2013 учебного года, окончание – 9 класс 2013-2014 учебного года..

     Далее была составлена программа профильного самоопределения старшеклассников « Я выбираю сам».

    Цели программы:

    1. Разработать комплекс мер по профориентации учащихся  и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные на современном рынке труда.
    2. Создание условий для более успешной социализации выпускников 9»А» класса школы № 24..
    3. Соотнесение образовательных потребностей учащихся в соответствии с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода.

    Задачи программы:

    • сформировать положительное отношение к труду;
    • научить  разбираться в содержании профессиональной деятельности
    • научить  соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

    Ожидаемые результаты:
    Реализация данной Программы позволит:
    1. Повысить мотивацию учащихся;
    2.Оказать адресную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии;
    3.Сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях

          Сроки реализации  программы

    Данная программа была начата в сентябре 2012 учебного года и закончена в мае 2014 учебного года

          Участниками  программы  были  ученики  8-9 «А» класса МАОУ «СОШ № 24» Г.Перми , в составе 25 человек.

         Основные направления работы:

    Профориентационная  деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 8 по 9 класс, работу школы с семьей и социумом.

    В ходе осуществления программы были проведены следующие мероприятия по взаимодействию с предприятиями города Перми, использовались такие формы, как  экскурсия и встреча, с целью активизации работы по профориентации.
    Основные мероприятия:
    1.Организация экскурсий на предприятия города:  
    в аптеку;
    на почту;
    в пожарную часть;
    в полицию
    в библиотеку;
    в музеи

    на Камский кабель,

    в пекарню в поселке Очёр,

    в  авиаклуб поселка Фролы,

    в медицинскую академию,

    на выставку  «Образование и карьера»,

    посетили гончарную мастерскую в г.Кунгуре, где попробовали себя в роли гончара.


    2.Встречи учеников с представителями разных профессий   использована форма -  единый классный час по профориентации.


    3.Экскурсии по родному краю.

    Базовой формой организации познавательной деятельности обучающихся в данном курсе является имитационное моделирование, реализуемое через ситуационные задания, деловые и сюжетно-ролевые игры. Весьма результативным в этом плане является использование «Дневника профессионального самоопределения старшеклассника» ( издательство « Планета» , 2011) Дневник содержит задания, которые содействуют профессиональному самоопределению старшеклассника, активизации его самопознания , будущему построению карьеры...С их помощью учащиеся 8- 9 «а» класса школы совместно с психологом и классным руководителем проводили  рефлексивный анализ происходящих с ними изменений на этапе перехода из школьного детства во взрослость, на пороге выбора будущего профессионального пути. В процессе заполнения Дневника старшеклассники смогли лучше разобраться и понять свои психологические способности, так как им были предложены специальные тесты. По мере изучения тем разделов учащиеся заполнили «Психологическую карту личности»  (память, внимание, мышление, интеллект, тип нервной системы, тип темперамента, характер, ценностные ориентиры, уровень конфликтности, самооценка).    

    Вот некоторые выдержки из рефлексивных высказываний ребят: «Я добрый, отзывчивый,  жизнерадостный, трудолюбивый, усидчивый и спокойный человек. Мне кажется, мне подходит Архитектура. В классе мы вели дневник самоопределения. Я выяснила, что я Человек - Художественный образ. Еще один + в пользу Архитектуры…»(Васева Н.); «Я выбрала профессию переводчика, потому что меня всегда привлекали иностранные языки. Если совсем честно, то в дальнейшем я планирую изучить множество языков: французский, немецкий, итальянский, - хочу стать этаким полиглотом. И если верить этому Дневнику ,то у меня должно получиться, ведь он показал, что я филолог.»(Миронова П.); « В классе мы занимались самоопределением. Я человек- природа, Я очень люблю природу, хочу быть биологом . долго думала, кем стать, потом решила, что знания биологии пригодятся при поступлении в медицинскую академию, сейчас меня радует профессия косметолога- дерматолога, поэтому я решила пойти учиться в 10-ый класс, уделяя большое внимание предмету биологии, и в этом убедиться мне помог Дневник») Семагина В.).

                Таким образом, профориентация превратилась в сложный процесс формирования психологической готовности к труду во благо. Полезный эффект человеческого труда определяется не только тем, что человек хорошо осознает значимость своих усилий. Этот эффект будет во много раз выше, сильнее, если человек найдет себе такое занятие по сердцу, по душе, по рукам, где его физические и духовные силы могут проявиться наилучшим образом. Выбор будущей профессии как решение сложной задачи со множеством неизвестных.

                    В самом общем виде схема решения этой задачи для молодого человека состояла из следующих действий:

    1) ориентироваться в мире современных профессий, с тем, чтобы определить свои склонности и интересы;

    2) определить свои способности;

    3) определить состояние своего здоровья, чтобы выяснить, нет ли противопоказаний к какому-либо труду;

    4) выяснить потребность общества в интересующей профессии и перспективу ее развития в том регионе, где человек собирается жить;

    5) определить пути и способы получения желаемой профессии.

                      Мир современных профессий можно классифицировать по четырем признакам:

    • по предмету или объекту труда,
    • по цели труда,
    • по средствам или орудиям труда,
    • по условиям труда.

                 Таким образом, схема условий оптимального выбора профессии строится на  следующих модальностях:

    ХОЧУ - изучение направленности личности, ее стремлений. Это проявляется в мотивах, интересах, склонностях, профессиональных намерениях.

    МОГУ – изучение способностей и здоровья.

    НАДО – функциональность указывает на  требования рынка труда к профессии, потребность в кадрах. Если заниматься каким-либо делом, на которое нет спроса на рынке труда, то прилагаемые усилия теряют смысл.

    ЕСТЬ – изучение характерологической совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в самооценке поведения, отношении к окружающей действительности и труду.

                     

    Зоны эти не могут существовать отдельно друг от друга, они пересекаются. Зона оптимального выбора профессии – это место пересечения всех четырех зон.

                 

      Учащимся дается задание проанализировать заполненную ими на предыдущих занятиях таблицу «Хочу – Могу - Надо» и сделать вывод о том, оптимален ли их выбор будущей профессии. После этого они завершают работу над таблицей записью вывода в строке « Я выбираю».

    Проанализировав выбор согласно проведенной анкете в мае 2014 г.,  у нас получились следующие данные:

      Выбирают лицей №2 - 3 чел., что составило 12 %

     Выбирают гимназию №3 -2 чел., что составило 8%

    Хотят учиться в МАОУ «СОШ №104»- 2 чел. это составило 8%

    Желают продолжить обучение в МАОУ «СОШ №24» -4 чел., что составило 16 %

    Планируют поступить в  автоколледж -1 чел.- 4%

    Хотел поступить в колледж им. Славянова 1 чел.- 4%

    В  финансово-экономический колледж- 1 чел. -4%

    Выбрал для поступления нефтяной колледж -1 чел.- 4%

     Будут поступать в строительный колледж- 3 чел.- 12%

    Выбран  театральный колледж- 1 чел.-4%

     Поступят в ППКК- 5 чел. 20%

    и не знаю, где он продолжит обучение  1 чел.- 4%

    Таким образом, после завершения проекта и реализации программы « Я выбираю сам» можно сделать вывод: из 25 учащихся определились с выбором 24 чел.,что составляет 96%.

    В августе 2014 г. предыдущие данные подтвердились:

    - в 10-ый класс поступили  (3+2+2+4=11 чел.).Фактически :3 чел. продолжат обучение в лицее №2, 4 чел. – в гимназии №3, 4 чел.- в МАОУ «СОШ № 80» ; итого – 11 чел., что составляет 44% от всех учащихся 9 «А» класса

    -в  СУЗы  поступили 14 чел., что составляет 56%, таким образом процент определившихся с будущей профессией составил  100%.

                 Подводя итоги, скажу: проблема профессионального самоопределения человека, особенно молодого, - проблема сложная. Ему одному справиться с этой проблемой трудно.

    Реализация проекта позволила учащимся в течение двух лет ( 8- 9 кл.) изучать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

     Известный американский специалист по управлению Дэйл Карнеги (1888-1955) просил использовать наилучшим образом то, что дала каждому природа. Вы , говорил он, «можете петь только своим голосом, рисовать своей рукой...Как бы ни сложились обстоятельства, вы должны играть на своем инструменте в сложном оркестре жизни».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    отчет о проделанной работе методического объединения

    о работе методического объединения...

    Отчет о проделанной работе учителя - логопеда

    отчет о работе учителя-логопеда за учебный год...

    Отчет о проделанной работе, учителями-предметниками в рамках Декады Химии

    Отчет о проделанной работе, учителями-предметниками в рамках Декады Химии...

    Отчет о проделанной работе, учителями-предметниками в рамках Декады Экологии

    Отчет о проделанной работе, учителями-предметниками в рамках Декады Экологии...

    Творческий отчет о проделанной работе поисковой группой «Каскад» МОУ «Владыкинская СОШ» в 2018 году

    В данном отчёте приведены следующие разработки поисковой группы "Каскад": 1. Структура и задания квест - тура "Владыкино".2. Спортивно - туристический азимутальный маршрут &qu...

    Отчет о проделанной работе МО учителей гуманитарного цикла за первое полугодие 2017-2018 учебного года

    Работа МО учителей гуманитарного цикла проводилась в соответствии с планом работы, составленным на основе анализа работы МО по итогам 2016-2017 учебного года и утвержденным на МО в августе 2017 года....