Сценарий литературной гостиной «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
классный час (10 класс) на тему

Верзилина Татьяна Ивановна

Сценарий литературной гостиной "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой".Посвящается 70-летию Победы.Участники:обучающиеся 10 класса, родители

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс классных руководителей                         общеобразовательных учреждений                                         «Самый классный классный»

Сценарий литературной гостиной

«Нет в России семьи такой,                                                                                 где б не памятен был свой герой»

Посвящается 70- летию Великой Победы

Участники: обучающиеся 10 класса, родители

Классный руководитель: Верзилина Татьяна Ивановна                                         МОУ СОШ п.Мирный

2015 год

Литературная гостиная «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

Великая Отечественная война в исторической памяти современных подростков

Автор сценария: Верзилина Татьяна Ивановна

Классный руководитель 10 класса МОУ СОШ п.Мирный

Цель: показать важность сохранения и передачи исторической памяти  о Великой Отечественной войне черезмежпоколенческую историю семьи;                                                        содействовать формированию гражданского самосознания старшеклассников, воспитанию чувства патриотизма;                                                                                        воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, через знакомство с воспоминаниями участников, текстами художественной литературы, личное восприятие событий ВОВ.

Задачи:  выявить, что знают и помнят о Великой Отечественной войне современные подростки и члены их семей                                                                        выявить источники получения информации о ВОВ, о героях войны                                 выявить личностные переживания современных подростков, связанные с периодом ВОВ                                                                                        проанализировать,  каким образом в семьях современных подростков сохраняется и передается через поколения связь  с великим прошлым нашей страны                        организация диалога между поколениями (через анкетирование, описание истории семьи) с целью воспитания чувств гордости и патриотизма у поколения нового века

                                                                                Гордиться славою своих предков                                                                 не только можно, но и должно.                 А.С.Пушкин

Оборудование: фрагменты кинохроники, презентация, орденские книжки, документы военных лет

Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!

Эта память о прошлой войне
Не даёт мне покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!

Война. Великая. Отечественная. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 50 лет!                                                                                                Война 1941–1945 гг. не обошла стороной ни один город, ни одну деревню, в каком бы глубоком тылу они ни находились. И ни одна семья не была в стороне от общенародного горя. Скоро семьдесят лет  со дня Великой Победы, бабушки-дедушки и даже прабабушки- прадедушки  современных мальчишек и девчонок – это дети войны, помнящие голод, лишения.                                                                                Я думаю, что сегодня нужно говорить не о войне вообще, а о каждом конкретном участнике ее: о прадедах, тогда еще молодых парнях, недолюбивших, не доживших до Победы, не увидевших, как росли их дети, о бабушках и дедушках – двенадцати–четырнадцатилетних подростках, наравне со взрослыми стоявших сутками у станков, работавшими в поле, голодающих, но чистых душами и помыслами, – о тех, кто ратным и трудовым подвигом приближал май 45-го.                                                                                Вы – четвертое поколение, не знающее войны. Но память о тех страшных днях жива. В семье вам рассказывали о погибших родственниках, исковерканных судьбах близких. В школе вы знакомитесь с событиями той войны. А что для Вас, поколения 21 века, значит слово война? ( ответы уч-ся)        

Информация по Дергачёвскому району и совхозу «Вторая пятилетка»  (Презентация.) Великая Отечественная война является ключевым событием в истории нашего государства. Память о ней сохраняется как у людей, переживших военные годы, так и у последующих поколений. И это прекрасно, что сохраняется  связь поколений.

Ученик  

Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

 Ученик:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Вопрос учащимся: Как вы думаете, зачем нужно говорить  и помнить о войне?                                      Учащиеся отвечают

    Просмотр Видеоролика  группы Любэ  Ветеранам Великой Отечественной войны посвящается

Ведущий        «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», так назвали мы нашу встречу,  и  сегодня мы услышим рассказы о нелёгких фронтовых дорогах наших прадедушек и прабабушек, которые с честью выдержали тяжёлые испытания.                Ученик:

И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату, русскому дана.

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

В войне с фашизмом - чёрной силой

Сумела выстоять страна.

Сумела,  выстояла,  победила,

Европу от чумы коричневой спасла.

Несокрушимая неведомая сила.

Что в наших дедах,  прадедах жила.

Какими путями прошли вы, солдаты!
Какие преграды сумели сломить!

Стираются лица, стираются даты –

Военных дорог никогда не забыть!                                                                

Учитель рассказывает об истории своей семьи (3 мин.)(презентация)

Пензин Илья Максимович. Он родился 1 августа 1906 года в селе Орлов-Гай ,Новорепинского района, Саратовской области. Окончил 4 класса начальной школы в 1918 г. Семья была многодетная, работали на своей делянке земли. В 1926 г. женился на Яковлевой Ольге Семёновне , в 1927 г. родилась дочь Анна. Переехал с семьёй в посёлок Ветлянный. Затем действительная служба в армии с 25 ноября  1928 г по  28 октября 1930 г.После возвращения из армии работал в совхозе «Вторая пятилетка» рабочим. Родились дети Мария, Анна,Антонина, Владимир. Жить бы да радоваться. Но война …Был  призван по мобилизации Дергачёвским  райвоенкоматом 26 июня 1941 г. , зачислен в 30 стрелковый полк – стрелком, воевал  с июня 1941 по январь 1945 г. Демобилизован  на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1945 – 13 августа 1945 г. Такие короткие сведения из военного билета. А за ними трудные дороги войны, три ранения. Вернулся домой с осколочными ранениями.  Продолжил работать в родном совхозе полеводом, трактористом. В 1947 г. родилась дочь Валентина. Прожил недолго, так как  фронтовые раны давали о себе знать. Умер в  сентябре 1969 года.                И вот недавно на сайте «Подвиг народа» мы нашли  следующую информацию .Приказ  от 5 февраля 1945г.о награждении медалью « За отвагу».Наградить медалью «За отвагу» »Ручного пулемётчика 2 стрелковой роты, ефрейтора Пензина Илью Максимович за то, что он в бою 28-29 января 1945 г., после того как была форсирована река Драге (Германия), из своего пулемёта подавил огонь одной пулемётной точки, при этом уничтожил 3-х немецких солдат, тем самым дал возможность стрелковому отделению выдвинуться вперёд и занять выгодный рубеж.  Ранее не награждался. Имеет три ранения.

Как семейные реликвии у нас хранятся  Военный билет дедушки, справка о ранении, Удостоверение  к медали « За отвагу», открытка приглашение на вечер «Служу Советскому Союзу» от 23 февраля 1969 г., фотографии, бритва.

Пензин Константин Максимович род. 1920 г., пос. Орлов-Гай, Новорепинского района. Призван в Советскую Армию в 1941 г., рядовой. Пропал без вести в сентябре 1941 г. К сожалению, больше ничего о нём не известно нам.

Стихотворение читает Ермухамбетова Эльмира Булатовна( мама)                        Н.Палькин  «Жили-были»

Жили-были..                                                                                                Жизнь была их молода,

Но однажды

Вдруг обрушилась беда,

Никогда им

Не открыть весёлых глаз,

Лишь со снимков

Все глядят они на нас.

Молодые-

Всё на свете впереди.

Озорные-

Многим нет и двадцати.

В каждом доме

Молча смотрят со стены

Те ребята,                                                                                                 Не  пришедшие с войны.

Всё ребята                                                                                         испытали, всё прошли,

Защитили,

Но вернуться не смогли.

Не подняться,

Не открыть весёлых глаз,

Лишь со снимков

Все глядят они на нас.

Рассказ  семьи   Ермухамбетовых

Семья Ермухамбетовых жила  в с.Киевка, Новоузенского района.                ЕрмухамбетовБелялКаримович, родился в 1918 г., с первых дней Великой Отечественной войны был призван в армию. Он был рядовым. Пропал без вести.                ЕрмухамбетовКалелКаримович1914 г. рождения. Рядовой. Он погиб 24 июля 1944 г. Захоронен в Молдавской ССР, с. Тея, во дворе сельсовета. Информацию эту я нашёл на сайте « Мемориал»                                                                        Мой прадед Ермухамбетов Михаил Каримович1928 г.рождения. Он ветеран труда Великой Отечественной войны. Когда началась война ему было  13 лет.                                 Он  остался единственным кормилицей семьи. А семья была большая:  мама и пятеро маленьких сестрёнок. Дедушка работал в тылу. Вспоминая эти годы, он говорил, что трудно было всем, и тем, кто сражался  на  фронте, и тем, кто работал на трудовом фронте. Пахали, сеяли, убирали урожай в колхозе женщины, дети. Техники не было, все  сельскохозяйственные работы   выполняли на лошадях. А  если лошади не тянули, то впрягались вместе с ними в телеги, сани. Кормили совхозную скотину. Сами голодали. Одна небольшая картофелина на обед и стакан кипятка.  В колхозе работали и маленькие сестрёнки: Алиш и Макуш. Им в это время было 11 и 16 лет. В настоящее время моего дедушки нет в живых, он умер    когда?                                                                Мои 4 прадедушки со стороны мамы Айтмухамбетовы  все погибли.                Мой прадед АйтмухамбетовМиргалиБайменович 1913 г.р., родился в Новорепенском районе. Когда началась война, ему было 28 лет. С июня 1941 года был призван в Советскую Армию, служил рядовым. Погиб.                                            Ученик                                                                                        От бескрайней равнины сибирской                                                                До полесских лесов и болот                                                                         Поднимался народ богатырский,                                                                Наш великий советский народ.

                 Выходил он: свободный и правый,

                  Отвечая войной на войну,

                  Постоять за родную державу

                  За могучую нашу страну.(М.Исаковский)            

 Константин Тарасовец  Рассказ о  семье

Фахретдинов Ахать Гельманович 1905 года рождения. Это мой прадедушка по маминой линии. Место рождения- Саратовская область, Новорепинского района, село Осинов- Гай. До Великой Отечественной войны работал конюхом. Прадедушка был женат на УзбековойАйшеАтауловне. Дата её рождения 1 мая 1911г. Жила прабабушка тоже в Осинов-Гае. Она работала летом на плантации, а зимой  на животноводческой ферме.В семье было двое детей.

Ахать Гельманович был призван в Рабоче Крестьянскую Красную Армию  30июня 1941 года военкоматом Дергачёвского района Саратовской области.  Ему  было 36 лет.Служил прадедушка в 49 отдельной стрелковой бригаде в звании красноармеец он пропал без вести. 8 декабря 1941 года в бою под деревней Дедово  Московской области. Об этом наша семья узнала из Книги Памяти.

Прабабушка моя, Айш Атауловна, скончалась 7 ноября 1997 года.

Ученик. Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

               Сквозь дым пожарищ ,через трупный смрад,

               Отстаивая право на свободу,

                К победе шёл, Россия, твой солдат!

Аменова Виктория Рассказ о семье

К сожалению, наша семья о своих прадедах знает очень мало.

В Книге Памяти мы нашли следующую информацию: Аменов Ахмед В родился  в 1917г. Капитан. Погиб в бою 22 декабря 1944г.        под Сталинградом (Волгоградом)                                 

Ученик. Какими путями прошли вы, солдаты!
           Какие преграды сумели сломить!

           Стираются лица, стираются даты –

           Военных дорог никогда не забыть!

Бикжанова Анжела  Рассказ о семье.                        Бикжанов  Кабир Агазилович родился в 1914 г. В Казахстане. Во время войны добровольцем отправился на фронт.В 1945 году вместе со своей дивизией пешком дошёл до Германии , до города Берлина. Где в мае отпраздновал с однополчанами  Великую Победу Советского Союза над фашистской Германии. Был награжден многими боевыми медалями и почётными грамотами. После войны Бикжанов К. А. остался жить п. Советский, Дергачевского р-на, Саратовской обл.. Работал в поле, пахал, сеял, убирал урожай. В районе Кабир Агазилович познакомился со своей будущей женой Бикжановой Гульсярой Джановной,  поженились, вырастили 10 детей. За это Гульсяра Джановна была награждена медалью «Мать-Героиня».        Весной 1999 г. Бикжанов Кабир Агазилович умер от рака.

     Сценка «Жди меня»

Учитель: Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что она пришла в каждый дом, в каждую семью. Дороги войны…

От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Всего 2600 километров. Если считать по прямой. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа. А перебежками, по-пластунски, - долгих 4 года, 1418 дней!         

Сейчас я хочу вас спросить: Что для вас значит слово мир?

«Нельзя научиться любить живых,  если не умеешь хранить память о павших»,- говорил Маршал Рокоссовский

 Как выпонимаете эти слова? Рокоссовский призывает нас хранить Память. Без нее человек не может жить. Именно память об исторических событиях, предках, культурных традициях делает человека человеком. Память- это то, что связывает нас со своими корнями.

Нет в России семьи такой,-

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

Учитель.Какими путями прошли вы, солдаты!
Какие преграды сумели сломить!

Стираются лица, стираются даты –

Военных дорог никогда не забыть!

                                                        Звучит реквием.                                

Помните!                                                                                                Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда

 Помните!

 Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

 Каждым дыханьем Будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся -

Помните!

Какою ценой

Завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Песню свою

Отправляя в полет -

Помните!

О тех,

Кто уже никогда не споет, -

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям детей

Расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, -

О погибших

Помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли,

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью

Наполните!..

Но о тех,

Кто уже не придет никогда, -

Заклинаю -Помните!                                                                                 Учитель:

                         Прошу всех встать!    (минута молчания)                        Стихотворение «Я не хочу войны» 

Учитель.

Прошло уже 70 лет, как закончилась ВОВ, но мы продолжаем вспоминать эти страшные годы.  «Зачем?» - спросят некоторые. Помнить нужно затем, что мы не имеем права забывать тех, кто подарил нам мирное небо, возможность жить, любить.   «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», -  писал А.Пушкин.  Давайте мы с вами создадим альбом памяти «Война вошла и в нашу семью». Начало – наш материал , который нам  удалось найти,  и продолжим  поиски дополнительных сведений о наших семьях.

Благодарю всех за участие в нашей литературной гостиной.

                                                                          Приложение № 1                                          Сценка «Жди меня»

Она: Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.

Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу!

Она: Какое это счастье – получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!

Она: Как мне хочется быть с тобой! Пусть моя любовь поможет тебе!

Он:

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять, неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты
Спасла меня.

Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”. Скорей бы кончилась эта война.

Приложение №2

Я не хочу войны                         Бархатова  Н.М. 

Я не хочу войны. Ведь в памяти осталось:                                        Холодных чёрных зим смертельная усталость,                                        И сводок злой набат, печей железных труб,                                Израненных солдат запекшиеся губы.

          Я не хочу войны. Мир щедро полит кровью,                                                Оплачен чьей-то он и жизнью и любовью.                                        Сожжённых деревень стучится пепел в сердце,                                 И плачет по ночам украденное детство.

Я не хочу войны, беды чужим и близким,-                                                И так по всей земле тоскуют обелиски,                                                  И вечного огня недремлющая совесть                                                         Твердит нам о войне безжалостную повесть.                                                 

Я  не хочу войны, но со страниц газеты                                                 Кричит   чужая боль со всех концов планеты.                                                 И  плачет Мать-Земля, захлёбываясь кровью.                                         Спасти её легко. Но не войной, любовью.

Ожидаемый результат:                                                                                

1.выявить, что знают и помнят о Великой Отечественной войне  десятиклассники и члены их семей, уточнить  источники получения информации о ВОВ, о героях войны                                                 2.способствовать формированию интереса к истории своей семьи и к истории станы.                                                                                3.проанализировать,  каким образом в семьях современных подростков сохраняется и передается через поколения связь  с великим прошлым нашей страны                                                                                        4.организовать  диалог  между поколениями (через анкетирование, описание истории семьи) с целью воспитания чувств гордости и патриотизма у поколения нового века, показать важность сохранения и передачи исторической памяти  о Великой Отечественной войне                                         5. содействовать воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, через знакомство с воспоминаниями участников, текстами художественной литературы, личное восприятие событий ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интернационал...

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой

Сценарий мероприятия, посвященного 68-летию Победы  «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Здесь представлены результаты поисковой и исследовательской деятельности учеников ...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!

Мероприятие, посвященное дню Победы....

Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."

Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...

«Нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой».

В данной работе ученик рассказывает о своей прабабушке - участнице  Великой Отечественной  войны, Низамутдиновой Зинаиде Матвеевне . Как все росла, училась в школе, строила планы на будущее,...

Сценарий урока памяти "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Урок памяти посвящен годовщине Великой Отечественной войны. Урок построен на мини-исследованиях учащихся 6класса об участии их прапрадедов в Великой Отечественной войне. Мероприятие сопровождается пре...


 

Комментарии

Кошелева Лидия Анатольевна

Очень хорошая работа!