"Урок толерантности"
план-конспект урока на тему

Верейкина Татьяна Олеговна

Что такое толерантность? Какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? Такой человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Так почему же мы должны быть толерантны друг к другу? Для чего это нужно людям? Для того, чтобы было уютно, комфортно, весело и счастливо жить друг с другом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tolerantnosti.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ:

               -дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у воспитанников;

              -продолжать развивать коммуникативные навыки: сплочённость, сотрудничество, уважение друг к другу, умение слушать других, формировать адекватные нормы поведения;

             -способствовать процессам самовыражения, умению быть «в мире с собой и окружающими»;

             -расширить и активизировать словарь: толерантность, терпимость, национальность, достоинство.

                      Ребята под тихую лёгкую музыку входят в группу, здороваются.

Воспитатель: «Сегодня у нас гости, они вас не знают, пожалуйста, давайте представимся. Передаём эту волшебную палочку и называем своё имя такое, какое вы хотите слышать всегда. Мне нравится, когда вы называете меня Танечка Олеговна».

 ИГРА «ЛАСКОВОЕ ИМЯ». (После игры предлагаю воспитанникам занять свои места.)

Воспитатель: «Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. Это английское слово. Может, кто-нибудь из вас знает, как оно переводится на русский язык? Да, толерантность – это терпение. Вот сейчас  мы с вами и поразмышляем над этим понятием. Сначала мы посмотрим некоторые сюжеты.

ВИДЕОСЮЖЕТ 1.

                    «Наша группа номер два и уютна, и светла.

                     Дети дружно здесь живут, и играют, и поют.

                     Очень вежливы они, к окружающим добры.

                    Малышей не обижают и заботу проявляют.

                    Все стараются учиться на «четыре» и на «пять».

                   Очень любят все трудиться, взрослым много помогать.

                  Есть успехи в спорте, танцах, жизнь бурлит своим ключом,

                  Но случаются проблемы, их в сюжетах разберём».

СЮЖЕТ 2. «Плохая оценка» (инсценировка воспитанниками  группы).

                              «Вот идёт из школы Дима, низко голову склонив,

                            У него сегодня двойка, потому печальный вид.

                           Он сидит, к стене прижался, ждёт, когда ругать начнут,

                          Воспитатель строгим взглядом спрашивает: «Почему?»

ВОПРОСЫ  ПО  СЮЖЕТУ:

                 -Какие чувства у вас возникли?

                  -Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать, помогать в учёбе). Т.е., другими словами, вы проявите сочувствие Диме.

               -А почему вы будете сочувствовать Диме? (Потому что мы друзья, одноклассники; потому что мы могли оказаться в такой же ситуации и хотели бы, чтобы ребята смогли нам посочувствовать и помочь).

ВИДЕОСЮЖЕТ 3. «Плачущий малыш».

                           «Плачет горько Митенька, слёзки капают из глаз.

                          Что ты плачешь Митенька?

                          Почему страдаешь так?»

ВОПРОСЫ  ПО  СЮЖЕТУ:

                        -Что вы чувствовали, когда смотрели  сюжет?

                        -Как поступите в данной ситуации?  (Пожалеем малыша, успокоим, утешим). Почему?

Воспитатель: «Да, ребята, просмотрев эти два сюжета, мы с вами выяснили, что сочувствовать –это значит, сопереживать, стремится помочь. Вот слово «сочувствие» очень близкое по значению слову  «толерантность», но понятие «толерантность» имеет более широкое значение : оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, принимать других такими, какие они есть».

СЮЖЕТ 4. «СПОР» (инсценировка воспитанниками группы).

                       «Вот спорят наши ребята, стараются друг другу доказать,

                         Кто лучше: лошади или динозавры?

                         Давайте постараемся понять.

                        Ведь Миша и Виталик любят динозавров,

                        Эля и Наташа любят лошадей,

                        Как помочь ребятам, размышляйте поскорей.

ВОПРОСЫ  ПО  СЮЖЕТУ:

-Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания).

-Кто из вас прав? (Никто).

-Почему? Как разрешить ситуацию? (Принять мнение друг друга; поделиться своими знаниями об этих животных друг с другом).

Воспитатель: « Правильно, ребята, мы все разные, у нас разные вкусы, привычки, таланты, И это не значит, что кто-то из нас лучше или хуже, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и понимать друг друга, принимать других такими, какие они есть, дружить и общаться на основе взаимопонимания, терпения и согласия, то есть, быть толерантными по отношению друг к другу».

ИГРА « ЭТО  ЗДОРОВО». Предлагаю встать тому  (не называя имени), кто:

-чемпион района по шашкам;

-очень хорошо  разбирается в технике;

-много читает познавательной литературы;

-лучший вратарь в нашей футбольной команде;

-лучший гимнаст;

-самый экономный;

-лучший помощник взрослых.

Каждую кандидатуру воспитанники приветствуют хором: «Это здорово!»

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ: распределить слова и фразы на две группы.  (Выполнение задания на ПК).

Первая группа – слова, которые относятся к понятию толерантности ( терпимость к чужим мнениям, поведению; сочувствие; умение не осуждать других; сопереживание; принятие других людей такими, какие они есть; уважение человеческого достоинства; отказ от причинения вреда и насилия; уважение права быть иным).

Вторая группа – слова, которые не относятся к понятию толерантности (причинять боль и вред другим; плохо отзываться о людях; осуждать других; не терпеть мнения других людей, не принимать их; не дружить с детьми другой национальности).

Воспитатель: «Все качества, перечисленные в первой группе очень важные и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них, мы не можем жить в мире с собой и другими. Мы, взрослые, тоже учимся толерантности. Ведь не секрет, вы, иногда грубите мне, не всегда охотно помогаете, огорчаете, но я принимаю вас такими, какие вы есть,  прощаю все ваши ошибки, разрешаю вместе с вами проблемы,  люблю вас всех и с радостью спешу к вам каждый день».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись!»

 ПРОСМОТР ДВУХ СЮЖЕТОВ  ОБ  ОБЩЕНИИ ВЗРОСЛЫХ.

-Какой сюжет вам было приятнее смотреть? Почему?

-А вы как чаще поступаете?

Воспитатель: « В нашем городе уже несколько лет осуществляется целая программа по толерантности, есть в нашем городе и своя эмблема, которая символизирует толерантность. (Демонстрация эмблемы на ПК).

-Скажите, кто изображён на эмблеме? (Люди с разным цветом кожи вокруг шпиля Петропавловской крепости).

-Почему такая  эмблема? (Потому что в нашем городе проживают люди 134 национальностей).

-Какие вы знаете национальности?

-Вспомните, какие блюда национальной кухни мы готовили?  Какие ещё знаете?

Воспитатель: «Вот мы с вами и выяснили, что такое толерантность, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек. Такой человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Так почему же мы должны быть толерантны друг к другу? Для чего это нужно людям? Для того, чтобы было уютно, комфортно, весело и счастливо жить друг с другом».

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ:

-Поразмышляйте и закончите предложение:

-«Если мы не будем толерантны друг к другу, то…».

-Подумайте, какую эмблему толерантности нарисовали бы вы и изобразите её.

Под  спокойную музыку (любую национальную) воспитанники начинают выполнять задание. (Работа на ПК).

Воспитатель: «Следующий наш урок толерантности мы начнём с обсуждения ваших предложений и рассматривания ваших эмблем».

«В ЖИЗНИ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ ЖИТЬ:

                          В ГОРЕ МОЖНО И В РАДОСТИ,

              ВОВРЕМЯ ЕСТЬ, ВОВРЕМЯ ПИТЬ,

                       ВОВРЕМЯ ДЕЛАТЬ ГАДОСТИ.

                                                             А МОЖНО И ТАК:                                                          НА РАССВЕТЕ ВСТАТЬ

                                     И, ПОМЫШЛЯЯ О ЧУДЕ,

                                   РУКОЙ ОБНАЖЁННОЮ СОЛНЦЕ ДОСТАТЬ

                                  И ПОДАРИТЬ ЕГО ЛЮДЯМ…»                                           А.Вознесенский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентазия к уроку "Толерантность"

Презентация содержит ключевые аспекты урока: высказывания о толерантности, критерии  и формула толерантности....

Уроки толерантности

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгои...

Урок толерантности

На уроке толерантности в интерактивной, игровой форме ребята обсуждают вопросы:;1.Что такое толерантность?2 Можно ли научиться толерантности?3 Как преодолеть интолерантность в общении?4 Как созд...

Урок толерантности

Данный материал направлен на воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать....

Классный час "Урок толерантности"

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...