Внеклассное мероприятие «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»
классный час (11 класс) на тему

Тарханова Юлия Александровна

Сценарий внеклассного мероприятия «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы» предусматривает реализацию нескольких воспитательных задач: социализацию личности старшеклассников и профессиональное ориентирование. Мероприятие разработано на основе использования личностно – ориентированной технологии обучения с элементами информационно – коммуникативной технологии. Классный час построен в форме конференции на принципах выбора, индивидуализации, гуманизма, творчества и успеха. Форма проведения мероприятия дает возможность самопознанию, самонаблюдению, самоанализу и самооценке учащихся.

Мероприятие соответствует теме воспитательной системы «Стремление к совершенству» с выпускниками школ для формирования их активной позиции, ценностных ориентиров и нравственных основ, собственных убеждений, навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

            Классный час имеет практическую направленность. Учащиеся знакомятся с рекомендациями по выбору профессии, составленными психологами, социологами, работниками центра занятости и трудоустройства населения. Старшеклассникам представлены результаты исследований спроса на рынке труда.

            Ожидаемые результаты:

·        осознанный выбор будущей профессии;

·        успешность диагностики личностного роста;

·        саморазвитие и самореализация личности старшеклассника;

·        проектирование жизненного успеха.

            Используемый материал позволяет привлечь внимание родителей старшеклассников к интересам, возможностям и желаниям их детей, способствует актуализации успешности воспитательного процесса.

            Цель: самоопределения учащихся 11-х классов МАОУ «Гимназия №1».

            Задачи:

1.Познакомить учащихся с существующими видами современных профессий.

2.Выделить существенные характеристики различных профессий.

3.Помочь учащимся сориентироваться в многообразии профессий.

4.Предложить практические советы при выборе профессиональной деятельности.

Участники мероприятия: учащиеся 11-го класса МАОУ «Гимназия №1».

            Гости мероприятия: администрация и учителя МАОУ «Гимназия №1», главный специалист центра занятости и трудоустройства населения Карпеева Зульфия Караматовна, родители.

            Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, бумага, цветные карандаши, маркеры, анкеты и выставка литературы «Мир профессий».

 

            Время проведения: внеурочное.

 

            Продолжительность проведения: 60 минут.

            Технологическое сопровождение: инновационные технологии, личностно ориентированные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия

«Профессии, которые выбирают нас,

профессии, которые выбираем мы»

Цель: самоопределение учащихся 11-х классов МАОУ «Гимназия №1».

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с существующими видами современных профессий.
  2. Выделить существенные характеристики различных профессий.
  3. Помочь учащимся сориентироваться в многообразии профессий.
  4. Предложить практические советы при выборе профессиональной деятельности.

Технологическое сопровождение мероприятия:

  • инновационные технологии,
  • личностно – ориентированные технологии;
  • технология развивающего обучения и воспитания с направленностью на развитие творческих качеств личности;
  • технология гуманного коллектива воспитания;
  • технология самосовершенствования личности;
  • технология воспитания духовной культуры молодого поколения;
  • технология коллективного творчества.

Методы обучения:

  • Иллюстративный;
  • Интерактивный.

Форма проведения: конференция.

Участники мероприятия: учащиеся 11-го класса.

Гости мероприятия: администрация и учителя МАОУ «Гимназия №1», главный специалист центра занятости и трудоустройства населения Карпеева Зульфия Караматовна, родители.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, бумага, цветные карандаши, маркеры, анкеты и выставка литературы по профориентации «Мир профессий».

Время проведения: внеурочное.

Продолжительность проведения: 60 минут.

Подготовительная  работа к классному часу:

  • выставка литературы по профориентации «Мир профессий»;
  • выставка фотографий «Люди разных профессий»;
  • подготовка доски объявлений «Ищу работу, предлагаю работу».

Эпиграф.

Важно не кем быть, а каким быть.

(слайд 1)

Этапы проведения мероприятия:

  1. Теоритический этап.
  2. Практический этап.

Ход мероприятия.

  1. Теоритический этап.

(Выходят юноша и девушка).

Он. Смотри! Вот еще объявления!

Она. Ну и что? Все то - же самое! Опытный», «Секретарь с опытом работы» и т.д. Везде и все одно и то же.

Он. Будущую профессию не на рекламной тумбе надо искать, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть?

Она. Я? Ну…Может быть, модным дизайнером.

Он. А почему ты решила выбирать такие профессии?

Она. Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Иванова».

Он. (передразнивает). Известный дизайнер Иванова. А я мечтаю стать программистом. Но не потому, что модно или денежно. Потому что мне нравится это делать. Я хочу быть профессионалом в этой области.

Она. Ты это серьезно?

Он. Вполне. И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тебя тоже выбрала.

Она. Тогда поговорим о профессиях?

Он. Поговорим. Ведь будущее - за профессионалом, любящим свое дело!

(слайд 2)

Учитель. Есть вопросы, которые любят задавать детям. Например: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?»

(Выходят ученик и ученица)

Ученик. Учёные считают, что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего всего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор!

Ученица. Однако, согласно многочисленным опросам школьников, 70% старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение.

Ученик. И если в прошлом веке школьники чаще всего мечтали стать космонавтами, инженерами, врачами и учителями, то сегодня дети вообще мечтают редко - они руководствуются финансовыми возможностями своих родителей и их представлениями о престижности той или иной профессии.

Ученица. В то же время количество и состав специальностей, по которым ведётся подготовка в вузах, зависят не от спроса на них на рынке труда, а от популярности их среди населения.

Учитель. Я хотела бы познакомить вас со способами выбора профессии.

Первый - метод проб и ошибок, когда человек пробует себя в разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к  существованию, но и радость. Но на это уйдет половина жизни.

Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания, чтобы выбор был сознательным.

Третий путь - выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где передают профессию из поколения в поколение.

Учитель. Хотелось бы, чтобы сегодня мы познакомились с мнением родителей, приглашенных, которые могли бы познакомить нас со своими путями поиска и выбора профессии.

(Родители рассказывают о выборе своей профессии, согласно трем путям, о которых было рассказано.)

Ученик. Спасибо за ваш рассказ. Вы еще раз убедили нас в том, что отношение к порученному делу - половина успеха в профессии.

Ученица. При выборе профессии учтите: «попасть в струю» - вполне реально! Умные люди давно просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие десять лет.

Ученик. Представляем топ-десятку профессий будущего десятилетия.

(слайд 3)

Ученик 1. Номер 1 - специалисты по информационным технологиям. Они способны решать самые насущные для любого государства проблемы: создавать и реализовать модели управления банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями.

Ученик 2. Номер 2 – экологи. Это истинные целители окружающей среды. Без экологической экспертизы нельзя построить дом, проложить новую дорогу, открыть фабрику или завод. Выгоднее предотвратить загрязнение окружающей среды, чем выплачивать больничные и штрафы.

Ученик 3. Номер 3 – «хед - хантерс». Это настоящие «охотники за головами» - то есть сотрудники агентств по персоналу. Они сами находят нужных специалистов, в основном менеджеров высшего звена.

Ученик 4. Номер 4 – биотехнологи. Это люди, которые с помощью живых организмов и их компонентов (генов, ферментов, белков) создают то, чего раньше не было в природе, - совершенно новые организмы, растения и продукты. Биотехнология-это генная инженерия и даже клонирование живых организмов. Суперактуальная тема!

Ученик 5. Номер 5 – ландшафтные дизайнеры. Это художники, а область их деятельности – садово-парковое искусство: от традиционных шести соток до огромных территорий и загородных резиденций.

Ученик 6. Номер 6 - психоаналитики. Это «доверенные лица» политиков, звезд кино, шоу-бизнеса, бизнесменов. Им люди рассказывают то, в чем не признаются даже самим себе!

Ученица 7. Номер 7 - логистики. Логистики отвечают за все процессы, где можно сэкономить: поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами и т.д. Логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, а магазину - ждать завоза продукции.

Ученица 8. Номер 8 - аудиторы. Это люди, которые ежедневно демонстрируют высший пилотаж бухучета! Основная задача аудитора - окончательная проверка финансовых отчетов компании, например перед налоговой проверкой.

Ученица 9. Номер 9 - телепродюсеры. Это самые главные люди на телевидении! Они придумывают сами или находят подходящую идею для программы или фильма и воплощают её в жизнь. Они занимаются всем: от создания творческой группы до рекламной компании!

Ученица 10. Номер 10 - имиджмейкеры. Это виртуозы социальных превращений.

Учитель. Как видите, мы познакомились с вами с профессиями, которые являются рейтинговыми профессиями сегодняшнего дня. Однако, это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны или востребованы. Каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты к ней относишься, как ты ее выполняешь.

А теперь прочитаем вторую часть темы классного часа. Какие бывают профессии? Чтобы вспомнить это, сыграем с вами в игру «Путешествие от А до Я». Алфавит вы знаете. Я буду показывать букву, а вы вспоминать профессии, начинающиеся с этой буквы. Итак, начинаем!

(слайд 4)

  1. Игра «Путешествие от А до Я».

(Класс делится на две команды, и весь алфавит соответственно на две части. Команды должны за 5 минут записать названия профессий на все выписанные им буквы алфавита (подсчитать очки).

  1. Тестирование.

Учитель. Предварительно перед подготовкой к данному внеклассному мероприятию нами было проведено психологическое тестирование.

Задание.

Учитель. Сделайте свой выбор, внимательно прочитав следующие утверждения:

1а. Ухаживать за животными.

1б. Обслуживать машины, приборы (следить за ними, регулировать).

2а. Помогать больным людям, лечить их.

2б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу).

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярную литературу, статьи.

5б. Обсуждать художественную литературу, пьесы, концерты.

6а. Выращивать молодняк животных какой-нибудь породы.

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством.

8а. Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведениям в справочном материале.

8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке концертов, пьес.

9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчёты.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий.

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснить, поощрять.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях.

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).

16а. Делать лабораторные анализы в больницах.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечения.

17а. Красить или расписывать стены помещений либо поверхности изделий.

17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов.

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада.

20б. Работать на клавишных машинах: пишущей машинке, телетайпе, наборной машине.

Учитель. Перед вами лист с ответами к выше предложенному психологическому тестированию.

Лист ответов.

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

 

10б

 

 

11а

 

11б

 

12а

 

12б

 

13а

 

13б

 

14а

 

14б

 

15а

 

15б

 

16а

 

17б

 

16б

 

19б

 

17а

 

20а

 

19а

 

18а

 

20б

 

18б

 

Учитель. Так как само тестирование занимает большое количество времени, результаты его были обработаны нами также заранее. Подсчитав, сколько всего плюсов и минусов в каждом столбике мы определили, кто из вас соответствует определенному типу труда.

(Результаты тестирования – приложение 1)

(слайд 4)

Учитель. Каждый столбик соответствует одному из типов труда. Так, например:

1 – «человек-природа»

2 – «человек – техника»,

3 – «человек – человек»,

4 – «человек – знаковые системы»,

5 – «человек – художественный образ».

(слайд 5)

Учитель. Наибольший результат плюсов свидетельствует о склонности, предпочтении вида труда.

Учитель. Если два вида труда предпочтительны, то они говорят о профессии, которая лежит на стыке двух видов труда, например:

  • профессия врача – «человек – человек» и «человек – природа»;
  • профессия дизайнера - «человек – техника» и «человек – художественный образ».

Учитель. Если результаты в большинстве столбиков почти одинаковые, то ясно: склонности не выявлены и предпочтения к отдельным видам профессий нет.

Учитель. А сейчас наши ведущие расскажут вам о каждом типе профессий.

(слайд 7)

Ведущий 1.

Профессии типа «человек — техника» (Т). 

Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание.

Техника, как предмет труда, представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому, важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

(слайд 8)

Ведущий 2.

Профессии типа «человек — человек» (Ч). 

Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа:

  • устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми;
  • потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей;
  • умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;
  • хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;
  • умение находить общий язык с разными людьми;
  • терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

(слайд 9)

Ведущий 3.

Профессии типа «человек—природа» (П). 

Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их.

Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме.

Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда – важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

(слайд 10)

Ведущий 4.

Профессии типа «человек — знаковая система» (3). 

Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления.

Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками.

Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

(слайд 11)

Ведущий 5.

Профессии типа «человек - художественный образ» (X).

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека, наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление и конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результатом часто создает обманчивое представление о легкости самого процесса труда.

Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная работа.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

(Результаты анкетирования и диаграмма).

        Учитель. А сейчас, слово предоставляется нашему гостю - главному специалисту центра занятости и трудоустройства населения г. Бугуруслана - Карпеевой Зульфие Караматовне. (Выступление специалиста).

        Учитель. Посмотрите ребята, какой прогноз профессий предлагают вам специалисты на ближайшие пять лет, и убедитесь, актуальную ли на сегодняшний день профессию вы выбираете? Или стоит обдумать еще раз свой выбор.

(слайд 12, 13, 14)

  1. Практический этап. Ролевые игры.

  1. Игра «Биолог».

        Учитель. Каждый из вас сейчас попробует себя в роли будущего профессионала своего любимого дела. Вам будут предложены игровые ситуации, решая, которые вы определите для себя подходите ли вы для своей выбранной будущей профессии или нет.

Для биолога очень важно умение длительное время сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на другие, подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке.

Задание: на рисунке, составленном из линий, вам нужно найти все живые существа. И сделать это нужно как можно быстрее.

(Приложение).

  1. Игра «Архитектор».

        Учитель. Любой архитектор должен хорошо уметь проектировать и конструировать. Поэтому следующее задание будет очень интересным тому, кто собирается стать архитектором.

Задание: Вам нужно сложить дом из любых 2х, 3х, 4х элементов (геометрических фигур). Та команда, которая построит самый лучший, современный и красивый дом, а главное, сделает это быстро и будет являться победителем этой игры.

(Приложение).

  1. Игра «Журналист».

        Учитель. Какими же способностями обладают журналисты? Очень многими. И одна из них: быть наблюдательными, рассказывая о каких-либо жизненных событиях, он должен наиболее подробно описать их.

Задание: Для решения следующей поставленной задачи нам потребуется репродукция картины в жанре бытовой живописи. Вам нужно прочитать название и имя автора, детально изучить ее и ответить на вопросы:

  • Какое время года изображено?
  • Какое время суток?
  • Какой пейзаж изображен?
  • Есть ли на картине люди? Сколько их? Кто они? Как одеты? Что делают?
  • Как называется картина? Автор?

(Приложение).

  1. Игра «Следователь».

        Учитель. Как вы знаете для следователя очень важно иметь хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать.

Задание: В доме произошла кража. Вам необходимо составить опись украденного.

(Приложение).

  1. Игра «Повар».

Учитель. Самая вкусная профессия, наверняка, профессия повара! Он всегда сможет приготовить из самых простых ингредиентов кулинарный шедевр! Вот и вам сейчас предстоит придумать рецепты одного из следующих необычных блюд:

  • Салат «Нежность»
  • Суп «Умник»
  • Каша «Богатырь»
  • Напиток «Счастье»
  • Печенье «Улыбка»
  • Торт «Справедливость»

  1. Игра «Водитель».

        Учитель. Полицейский – самый главный человек по защите граждан. Кто как ни он, всегда поможет прояснить ситуацию, найти преступника и отрегулировать движение на дороге?

Задание: При выполнении вам предстоит быть предельно внимательным! Рассмотрите рисунок и найдите нарушение правил.

(Приложение).

Заключительная часть.

Ведущий. Итак, каким быть – выбирать вам самим. Новое время заставляет мыслить по-новому. Современному человеку надо много знать, уметь и понимать, чтобы жизнь после школы была полезной и для себя и для общества, чтобы никогда не пришлось стыдиться того, как ты прожил свою молодость зря. Ваше будущее зависит только от вас.

(слайд 15, 16)

Учитель. Спасибо за внимание!

Тарханова Юлия Александровна, учитель иностранного языка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                        Конференция

«Профессии которые выбираем мы, профессии которые выбирают нас».

  1. Выбор профессии - один из главных жизненных выборов. Согласен ты с этим?
  2. Ты уже сделал свой выбор? Чем ты руководствуешься, выбирая профессию?
  3. Все профессии важны, все профессии нужны. Так ли это?
  4. Согласен ли ты с тем, что есть профессии престижные и непрестижные?
  5. Нужно ли готовить себя к выбору профессии?
  6. Есть ли причины, которые могут привести к неправильному выбору профессии?
  7. Нужно ли советоваться с родителями при выборе профессии?
  8. Родители предлагают тебе свой выбор, а у тебя иное мнение. Как ты поступишь?

Тарханова Юлия Александровна, учитель иностранного языка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)

Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...

Профессия, которую выбираю - Я

Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение профессиональных намерений  учащихся 8-9 классов...

"Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы"

Открытое внеклассное занятие по профориентации в 11 классе коррекционной школы -интерната VIII вида для детей-сирот...

"Профессии,которыевыбираем мы, профессии,которые выбирают нас"

Статья посвящена профориентационной работе...