"Профессии,которыевыбираем мы, профессии,которые выбирают нас"
статья по технологии (8 класс)

Статья посвящена профориентационной работе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profi_statya.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессии, которые выбираем мы, профессии, которые выбирают нас»

Я, Кручинина Екатерина Васильевна, учитель технологии ГБОУ Лицей №281 города Санкт-Петербурга. В 1990 году я закончила ЛГПИ им. А. И. Герцена индустриально-педагогический факультет по специальности «Общетехнические дисциплины и труд с дополнительной специальностью «Профориентация»». Я не случайно про это сказала, так как проблема профориентации не нова, безусловно является общественной. Именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Может данная фраза звучит достаточно сухо и банально, но я в своей статье попробую раскрыть её смысл.

Профориентационная работа при сопровождении индивидуального образовательного маршрута учащихся, на данный момент времени занимает одну из ведущих позиций.

Предстоящий выбор профиля в старшей школе побуждает обучающихся включиться в данный вид деятельности на достаточно раннем этапе обучения. Задача образовательного учреждения достаточно ненавязчиво, но в определённой системе вести данную работу, чтобы на «выходе» выпускник был компетентным в данном вопросе, мог осознанно, исходя из своих запросов выстроить путь получения профессии.

Создание условий для профессионального самоопределения школьников обеспечивают такие механизмы как профессиональное просвещение, профессиональная адаптация, профессиональная диагностика и консультирование.

Современность-это электронные ресурсы. Я использую в своей профориентационной работе следующие из них:

1. «Атлас новых профессий», который рассказывает о новых профессиях, навыках 21 века и помогает строить карьерную траекторию. При работе с данным ресурсом, обучающие особо уделяют внимание на знакомство с такой опцией, как «Над профессиональные навыки и умения» - (системное мышление и работа в условиях неопределённости).С этим ресурсом работают учащиеся с 5 по 11 класс

2. «Проектория » -это проект, направленный на раннюю профориентацию. В частности «ШОУ профессий» помогает ребятам узнать, чем занимается специалист в той или иной сфере деятельности, какие знания и навыки нужны, чтобы стать успешным в ней. В Лицее работа по данному проекту ведётся в большей степени с учащимися 5, 6, 7 классов, так как представленные в данном цифровом инструменте материалы доступны и понятны обучающимся возраста 11-13 лет. В формате увлекательного диалога с их сверстниками или ребятами чуть старше идет знакомство с различными профессиями, причём показ тематических выпусков используют и учителя предметники, реально демонстрируя где в жизни используются полученные на уроках знания.

3. «Билет в будущее» - это также проект ранней профессиональной ориентации обучающихся школ, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». В Лицее работу по данному проекту мы ведём в 6-11 классах. Обучающие на уровне 8 класса, пройдя регистрацию на данном ресурсе работают в личном кабинете, проходят различные этапы в своей деятельности на нём. Но самая главная опция, как мне кажется,-это прохождение навигационной диагностики, которая даёт возможность понять себя, получив реальный результат в виде диагностик, рекомендаций, профилей результатов, их описаний….И с этими результатами знакомятся не только обучающиеся, но и их законные представители-родители, которые во многом по другому посмотрят на своего сына или свою дочь, открыв в них, очень часто другого для себя человека с его возможностями и потребностями в будущей профессиональной деятельности.

4. Сайты учебных заведений, как среднего, среднеспециального, так и высшего образования. Данный цифровой инструмент, как правило, становится востребованным начиная с 9 класса, когда перед обучающимися и их родителями встаёт осознанная ими потребность создания образовательного маршрута. Здесь, как мне кажется, самая главная задача показать реальные возможности использования данных ресурсов, умение извлечь из них максимальное количество полезной информации, а самое главное использовать её на практике.

Но ни в коем случае не надо ограничиваться только вышеперечисленными форматами, их достаточно большое количество. Задача образовательного учреждения научить ими пользоваться и вычленять нужное из каждого ресурса.

Цифровые инструменты -это хорошо, но!!! Потребность «Сходить своими ногами», «Увидеть своими глазами», «Услышать своими ушами», а самое главное «Попробовать своими руками» никто не отменял. Поэтому после знакомства с цифровыми инструментами возникает потребность в осознании полученной информации в формате реального времени.

Вы все знаете, что школы, лицеи, гимназии получают достаточно большое количество различных приглашений по профориентации на различные мероприятия от учебных заведений и предприятий. Как выбрать те, которые были бы интересны, а самое главное максимально востребованы с точки зрения коэффициента полезного действия? И в этом учебном году мы решили пойти обратным путём. Запрос обучающихся-вот главный ориентир, исходя из него мы и работаем.

Что же наиболее интересно нашим обучающимся и какие форматы они выбирают?

1. «Профессии, которые выбираем мы, профессии, которые выбирают нас».

В декабре проходит данное профориентационное мероприятие. Родители наших учеников и выпускники Лицея, приходят чтобы рассказать о своей работе, её плюсах, минусах, серых буднях и тех моментах, ради которых человек выбирает эту сферу деятельности. В этом учебном году лицеисты познакомились с такими профессиями, как океанолог, ледовый эксперт, генный инженер, врач, ветеринар и фармацевт. С ребятами поделились с особенностями работы в больших госкорпорациях, а также широким спектром возможностей в сфере IT-профессий. Важно отметить, что учащиеся не только слушали рассказы взрослых, но и могли сами попробовать себя в роли специалистов. Например, совместно с профессионалами они разбирали рентгеновские снимки, различали бактерии.

2. «День студента». Данное мероприятие проходит в несколько этапов.

Обучающие 10 – 11 классов посетили «Санкт-Петербургский Горный Университет» и «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет».

Сотрудники ВУЗов провели ознакомительные экскурсии по учебным корпусам. Ребята увидели лекционные аудитории и учебные лаборатории. Но самое главное они имели возможность почувствовать себя в роли студентов, прослушав лекции по профильным направлениям обучения данных ВУЗов и пройдя мастер –классы, выполнив лабораторные практикумы, что произвело на них действительно «сильное впечатление». И как продолжение данного мероприятия-это посещение профильных предприятий. В данном случаи –это современное фармацевтическое и биотехнологическое производство –BIOCAD. Из отзыва ученицы 10 б класса: «Меня очень впечатлили масштабы компании и степень автоматизации….Нам продемонстрировали процесс культивирования клеток и микробиологического синтеза. Мы с интересом наблюдали за работой инженеров, лаборантов и других специалистов»

3. «Метрологический кластер». Участником «Метрологического кластера» Лицей стал менее года назад. Его деятельность регулируется Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии им. Д.И.Менделеева. В основе его деятельности-взаимный интерес его членов друг к другу, Школа-ВУЗ(колледж)-Предприятие-Школа. Обучающие с 1 по 11 класс могут принять по своему выбору участие в различных мероприятиях, заявленных участниками этого сообщества: это и творческие конкурсы, которые действительно подчёркивают, что «физики-лирики», и «Метрологическая сказка» для начальной школы, и «МетроХакатон», который был организован и проведен учителями и воспитательной службой нашего Лицея, где участники создавали видеоролики о метрологических измерениях.

4. «Проектная деятельность». По моему мнению-это самый трудный формат, но, наверное, самый необходимый для учащихся 8-11 классов. Если с 1 по 7 классы он носит развивающую направленность, то в 8-11 классах перед обучающимися стоит задача создания полноценного продукта, структурированного по определённым правилам.

Как итог данной работы-участие в школьной научно-практической конференции «Горизонты науки». Участие в различных профильных (и не только) конференциях и конкурсах закладывает основу умения работать как самостоятельно, так и в команде. И как результат: наши учащиеся стали победителями проекта «Твой бюджет в школах-2022» - «Спорт-залог успеха»

5. Интеграция экскурсионной деятельности и профориентационной работы позволяет учащимся получить доступ к различным общеизвестным форматам. В частности, при поездке в Москву (по желанию школьников), они посетили инновационный центр Сколково.

6. «Коды Курчатова». Это индивидуальный формат работы. Лицей предоставил возможность самым заинтересованным ученикам посетить различные образовательные учреждения, где они имели возможность общаться с единомышленниками из других школ, знакомиться с современным лабораторным оборудованием, слушать лекции и пробовать свои силы на практике. Возможно, кто-то из ребят за период данной смены увидел свой будущий путь в науке.

С уважением к коллегам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для 11 класса "Профессии, которые мы выбираем"

Цели: познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий; формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии....

Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)

Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...

Профессии которые мы выбираем

Проект по профориентации школьников . Разработан для учащихся 9-х классов....

Профессия, которую выбираю - Я

Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение профессиональных намерений  учащихся 8-9 классов...

Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".

Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии.  В презентации рассказывается о проф...

"Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы"

Открытое внеклассное занятие по профориентации в 11 классе коррекционной школы -интерната VIII вида для детей-сирот...

Внеклассное мероприятие «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»

Сценарий внеклассного мероприятия «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы» предусматривает реализацию нескольких воспитательных задач: социализацию личности старшеклассников и...