Будни великого мужества
классный час (5 класс) на тему

Троицкая Татьяна Викторовна

Классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budni_velikogo_muzhestva.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Будни великого мужества»

Слайд 1.

Дорогие ребята! Сегодня я расскажу вам о том далёком времени, когда наш город назывался Ленинград, а его жители – ленинградцы.  Ленинград пережил тяжелое испытание. Жители города боролись, стояли насмерть, защищали свой город и победили. Подвиг ленинградцев навсегда должен остаться в нашей памяти.

Слайд 2.

Было 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным и теплым.  Но вдруг в мирную тишину ворвался громкий тревожный голос из уличных репродукторов:

- Германские войска напали на нашу страну. ВОЙНА!

Слайд 3.

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

Слайд 4.

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.

Слайд 5.

А женщины рыли окопы вокруг города. Началась эвакуация мирных жителей.

Слайд 6.

В августе 1941 года, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. А 8 сентября город был окончательно окружен.

Немецкое радио кричало на весь мир: «Ленинград в блокаде!»

- Что такое блокада?

Видите коричневую землю? Коричневый цвет обозначает что эту территорию захватили фашисты. Врагам не только удалось подойти близко к Ленинграду, но и окружить его. Когда город окружен врагами, это значит, что он в блокаде.  Из окруженного города нельзя выехать на поезде или на машине. И приехать в окруженный город тоже нельзя. Все пути к нему были захвачены фашистами.

Слайд 7.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Слайд 8.

Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября.

Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

Слайд 9.

Наш город называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать.

Слайд 10.

Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской.

Слайд 11.

А вот Адмиралтейскую иглу нельзя было красить.

Слайд 12.

Решили спрятать ее под большим чехлом. Сначала с помощью аэростата и специального приспособления старший лейтенант Судаков поднялся на самый верх и, раскачиваясь на узенькой дощечке, закрепил канаты и блок. Потом по очереди стали подниматься альпинисты: Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоиз Земба, Михаил Бобров.

Враг не хотел мириться с потерей ориентиров. Однажды фашистский самолет-истребитель вынырнул из облаков и сходу дал очередь по шпилю. Пули прошили позолоту рядом с Ольгой Фирсовой. Не раз отважным альпинистам приходилось подниматься на блокадные вершины, т.к. из-за осколков снарядов, бомб суровой непогоды был нужен постоянный ремонт маскировки.

Слайд 13.

Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Николаю I

Слайд 14.

 и Петру I – основателю нашего города.

Слайд 15.

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Слайд 16.

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

Слайд 17.

Вглядитесь в эту фотографию! Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г  НА ВЕСЬ ДЕНЬ!

Слайд 18.

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса стала проходить по льду. Её назвали -  ДОРОГОЙ ЖИЗНИ!

Слайд 19.

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

Слайд 20.

А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Слайд 21.

Часто лед трескался и машины тонули.

Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.

…И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
- Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Своих дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на рассвете -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…

Слайд 22.

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».

Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

Слайд 23.

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Я в гору саночки толкаю.
Еще немного - и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.

Слайд 24.

Днем и ночью на город налетали вражеские самолеты. Фашисты продолжали бомбить и обстреливать город. Надо было скорее спасать детей.

Слайд 25.

Их увозили далеко от фронта, где не было воздушных тревог и не рвались фашистские снаряды…

Слайд 26 – 27.

Опустели ленинградские заводы. Но солдатам на фронте нужны были патроны, снаряды. Подростки стали  работать на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

Слайд 28.

В эти дни 14-летний мальчик Федор Быков написал отцу на фронт.

Слайд 29.

Пришла весна и жители принялись делать грядки. Огороды разводили во дворах, в уличных скверах и больших парках. Даже на Исаакиевской площади!

Слайд 30.

Здесь девочки высаживают рассаду на набережной у Петропавловской крепости.

Слайд 31.

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно.

Слайд 32.

И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

Слайд 33.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

Слайд 34.

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!

Слайд 35.

Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.

Слайд 36.

Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944.

Слайд 37.

Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям.

Слайд 38.

Прочитать стихотворение О. Берггольц написанное на слайде.

Минута молчания.

Слайд 39.

Медалью «За оборону Ленинграда» были награждены люди, отстоявшие родной город. Многие  -  посмертно.

Слайд 40.

Этот памятник солдатам, матросам, летчикам – всем тем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны".

Технологическая карта урока в 9 классе "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны" на примере а Д.М.Карбышева...

Внеклассное мероприятие "По следам великого мужества"

Мероприятие посвящено военной истории России в ХХ веке....

Внеклассное мероприятие "По следам великого мужества"

Мероприятие посвящено военной истории России в ХХ веке....

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

Урок мужества "Великая битва- великой войны"

Презентация о Сталинградской битве...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...

Классный час , посвящённый Дню воинской славы России «Великого мужества вечный урок»

Цель мероприятия: создание патриотической атмосферы обучающихся школы искусств, изучение славных страниц истории Отечества, воспитание мужества у подрастающего поколения, пропаганда исполнительства на...