Главные вкладки

    Тематический классный час "Мир спасет милосердие"
    методическая разработка (5 класс) по теме

        Цели: 1.Формировать у учащихся чувство милосердия.

                  2.Способствовать формированию нравственных устоев.

                  3.Усвоение учащимися одного из основных нравственных       

                    принципов, которыми должны руководствоваться все люди.

                  4.Формирование культуры ведения беседы.

       Форма проведения: беседа с элементами игры и дискуссии

       Оборудование:

       Высказывания о добре и милосердие, написанное на доске.

    • Помнящий  добро никогда не сотворит зла.

    • Помоги, раздели беду — и твоя не так давить будет.

    • Радость у кого-то — порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

    • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

    • Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»

    Разработка тематического классного часа на тему

    «Мир спасет милосердие»

    Подготовил:

     учитель русского языка и литературы,

    классный руководитель 5 «Б»

    Соломенцева О.В.

    2015, май

                           Без сострадания,  милосердия

                                   невозможно жить в мире.

                                                 Зигфрид  Ленц

        Цели: 1.Формировать у учащихся чувство милосердия.

                  2.Способствовать формированию нравственных устоев.

                  3.Усвоение учащимися одного из основных нравственных      

                    принципов, которыми должны руководствоваться все люди.

                  4.Формирование культуры ведения беседы.

       Форма проведения: беседа с элементами игры и дискуссии

       Оборудование:

       Высказывания о добре и милосердие, написанное на доске.

    • Помнящий  добро никогда не сотворит зла.

    • Помоги, раздели беду — и твоя не так давить будет.

    • Радость у кого-то — порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

    • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

    • Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Ход беседы: Вступительное слово ведущего.

    Сказка

    «Караван шел по пустыне. Солнце жгло…. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией – дорога…Ее, собственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марева с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца…. Сонно покачивались всадники, следуя за проводником. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слезами. И певший тотчас же смолк. Тишина….  Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человеческая! На пути встретился каравану умирающий араб; всадник,  завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга…. Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда,  где из под белого шелка остро и жадно следовал за ним взгляд погибавшего в пустыне…. Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.

         -Что с тобой?

         -Пить! – только и мог проговорить  умиравший.

       Старик  посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, оттуда вдруг почудилось ему  что то какое веяние, проникавшее в его душу…. Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал сделать ему глоток… другой.

        Лицо  умирающего оживилось.

        -Ты из рода Оммиадов?

        -Да…- ответил старик.

        -Я угадал по знаку на твоей руке…. Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги….

        -В пустыне перед лицом Аллаха – мы только братья. Пей! ...  Я стар, ты молод. Пей и живи…

        Умирающий жадно припал к мехам… Старик посадил его на своего верблюда…

         -Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.

         -А ты?

         -Мне все равно жить осталось мало.

         -Поедем вместе.

         -Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.

        Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел…. Остановился…

          -У тебя есть родные?

          -Никого!- ответил старик.

          -Прощай!

         Оставшийся долго смотрел ему вслед…. Он обманул своего врага…. Он уже не нужен был им.

          Караван исчез в ослепительной дали…. Солнце жгло…. Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.

           Прошло несколько месяцев.

           Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе собой воды на два дня….  Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился….

             -Что там?- указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда…. Там, среди бесконечных  среди бесконечных песков видна была зелень.        

            Раскинулись высокие гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину  окружающей пустыни…. Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали  утомленных путников.

          У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.

          Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом врага милосердного».

    Вопросы к сказке.

    Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?

    Как вы бы поступили на месте молодого араба?

    Можно ли было найти какой- нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?

    Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис?

    Ведущий (учитель). «Красота светит всем, но не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость

    удивительное, небывало хорошее». Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая передачи «Основной инстинкт»  1-го телевизионного  канала Светлана Сорокина удочерила девочку? А как нам стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

    Сегодня  я приглашаю вас к разговору о милосердии.

    2. Сообщение о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

    - Как вы понимаете значение слова  «милосердие»?

    - Приведите  примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

    Ведущий:   Много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой  души…. Милосердие — готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная  черта россиян.

    Вернемся на столетие назад. Вот некоторые факты.

    Текст на слайде

    В 1890 - 1894 г. в России расходовали на дела милосердные за год:

    -С-Петербург – 1 981 327 рублей;

    - в Москве-        1 813 060 рублей:

    - в Одессе              709 863 рубля:

    — в Риге               504 556 рублей.

    Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля  тоже:

    -  7-9 рублей стоила корова;

    -  3-5 рублей — костюм тройка;

    - 25- 4() рублей в месяц — зарплата квалифицированного рабочего

    В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

    — А сколько их, интересно, сегодня?

    — Кому они помогают?

    Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

    З. Обсуждение фрагмента о помощи и взаимовыручке на войне.

    Ведущий: В тяжелые годы Великой Отечественной войны  особенно в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали,  тащили на себе, подвозили.

    Учащиеся рассуждают.

    4. Чтение и обсуждение статьи, книги на тему равнодушия и жестокости в обществе.

    Ведущий. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

    Но вот беда — все чаще мы видим в современной жизни со всем другое. Около 500 тыс., брошенных детей при живых родителях — результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего. пострадавшего, лежащего на земле.

    Учитель читает статью (Литература, с 122).

    — Почему мог произойти такой случай?

    — Откуда же в людях равнодушие?

    — Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

    — Почему утрачивается чувство милосердия?

    Ученики рассуждают.

    Ведущий: Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому  не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить  детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию,  рассматривались как  подозрительные, преступные.

    Ученики обсуждают гл. Б.Васильева «Завтра была война»

    Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери «врага народа». Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувствие девочке со стороны большинства учителей, директора, одноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.

    5. Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни.

    Ведущий: милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости. Оно  мешало сажать, оговаривать, нарушать  законность, избивать, уничтожать.

     Зародыш жестокости  бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно, разглядеть.

     « Ну, побей, побей бабушку, — говорит с умилением  старая женщина трехлетнему крепышу.  — Ух, какой ты у нас сильный-пресильный, смотри. как бабушке  больно!

    И такими действиями внушается ребенку мысль, что  причинять боль забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.

    Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», « брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

    Нужно ли  милосердие сегодня?

    Ведущий:  Изъять милосердие — значит лишить  человека одного из важнейших проявлений  нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

              Однажды замечательного хирурга, изобретателя новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А.Елизарова  спросили: «Вы так много работаете  для других, а когда же вы  работаете для себя?» Врач-целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей».

              Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в  спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

       -Ребята, вы знаете о землетрясении в Гаити? В чем больше всего нуждались эти люди? Вас затронули кадры хроники? Поделитесь своими впечатлениями.

    6 . Обсуждение вопроса, нужно ли приносить себя в жертву ради других людей.

    Ведущий. Террористические акты, наводнения, землетрясения — это аварийные ситуации.

    — Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

    — Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

    Ученики рассуждают.

    Ведущий:  Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие.  Это пожилые  люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

    В стихотворении  «Памятник» - А.С. Пушкин написал такие слова:

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И  милость к падшим призывал.

    Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

    Этот пушкинский завет пронизывает творчество Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л.Н.Толстого,  и современных  прозаиков. Эти писатели обращались, к  героям униженным и несчастным, падшим, таким как Сонечка Мармеладова, К. Маслова и др.

    - Как , вы  считаете нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

    - Как , вы  считаете нужно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

    — Нужно  ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам,  пьяницам, наркоманам?

    7. Заключительное слово ведущего.

    Ведущий. Делайте  людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми  прийти на помощь  в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

    Милосердие –  это нераздельное слияние чувства и поступка.

    Будем же милосердными!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "О милосердии"

    Разработка классного часа для учащихся 5-6 классов, целью которого является формирование у учащихся духовно-нравственных ценностных ориентации, расширение представления о человеческих отношениях ...

    Классный час "Учитесь милосердию у мам"

    Классный час расчитан на учащихся 5-6 классов. Это разговор с детьми о нравственности, о доброте и милосердии на основе сказки Оскара Уайльда "Мальчик-звезда". упоминаются также и русские народные пос...

    Классный час "Цена милосердия" из проекта "Школа милосердия"

     Воспитание в детях сострадания, умения прийти на помощь, милосердия, уважения к людям и самим себе....

    Классный час "О милосердии..."

    Я предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа " О милосердии..." В данном файле вы найдете сценарий классного часа, с прописанными ролями учеников и учителя,  а также экземпляр журнала...

    Классный час о милосердии

    Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".Зигфрид ЛенцКрасота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыб...

    Классный час "Воспитание милосердия"

    Материалы предназначены для бесед по духовно- нравственному воспитанию...

    Классный час "О милосердии"

    Классный час "О милосердии"...