Классный час "Учитесь милосердию у мам"
классный час (5 класс) по теме

Проскурякова Зоя Олеговна

Классный час расчитан на учащихся 5-6 классов. Это разговор с детьми о нравственности, о доброте и милосердии на основе сказки Оскара Уайльда "Мальчик-звезда". упоминаются также и русские народные пословицы и поговорки на тему матери, материнской доброты. дети выполняют несложные задания на листочках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klas_chas_uchites_miloserdiyu_u_mam.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Учитесь милосердию

у мам»

Начнём мы классный час с «Угадай мелодию». Угадаете музыку –  определите, о ком мы сегодня будем говорить.

Звучит «Ave, Maria» Ф.Шуберта.

Помните, это молитва. К кому она обращена? – к матери Христа. Речь сегодня пойдёт о материнстве, о мамах и об отношениях мам и детей.

Вам первое задание: на листочках напишите 3-5 слов – ассоциаций со словом «мама». Кто-нибудь хочет поделиться написанным? Хоть это личное, но,  я надеюсь, что вы не писали ничего такого, чего нельзя было бы произнести вслух.

Заслушиваются ответы детей.

Вот видите, какие хорошие, тёплые, нежные слова у всех ассоциируются со словом «мама». Действительно, мама – самый дорогой и близкий для каждого из нас человек. Она и накормит, она и согреет, она и пожалеет, и поймёт и посоветует. И даже если мама сердится, то материнский гнев – что весенний снег.

Это народная мудрость, поговорка. Как вы её понимаете? (Ответы детей). Правильно. Сердце матери отходчиво. И у поговорки есть продолжение: материнский гнев – что весенний снег, и много его выпадет, да скоро растает.

Но бывает, мы иногда обижаем своих мам, заставляем их страдать. Молча мне ответьте, бывают у вас такие ситуации? Напишите на своих листочках: что происходит в вашей душе, когда случается, что вы обидели свою маму. А теперь мысленно попросите у неё прощение за это.

А вот ещё одна русская пословица: родительское сердце в детях, детское сердце – в камне. Что она означает? Ответы детей и запись ответов на доске:

Родительское сердце –

забота, внимание, любовь,

опека, помощь и т.п.

Детское сердце –

жестокость (камень  жёсткий, твёрдый), неблагодарность.

Сейчас мы поговорим с вами о детской жестокости и неблагодарности на примере литературного произведения –

(О. Уайльд «Мальчик – звезда». Название произведения не называется заранее). В этом произведении проблема отношения ребёнка к матери – не самая главная сюжетная линия, но именно поступок ребёнка даёт толчок дальнейшему развитию сюжета.

        Итак, в центре этой сказки – мальчик-найдёныш, которого приютила и вырастила в своём доме семья бедного лесоруба. Мальчика назвали «мальчик-звезда», т.к. нашли его младенцем, завёрнутым в расшитый золотыми звёздами плащ. Кто-нибудь читал эту сказку, знает её содержание?

        Чтение текста (отрывок).

        Вот такой поступок совершил мальчик по отношению к своей родной матери. Мы можем по-разному к нему относиться. На своих листках напишите, осуждаете вы такой поступок, одобряете или вам всё равно.

А теперь (устно) подберите  слова, характеризующие этот поступок. Какой он?  – жестокий, безжалостный, бесчувственный,

высокомерный, подлый, низкий, немилосердный и т.д.

        Скажите, а только ли к матери было у мальчика-звезды такое отношение? (семья лесоруба, другие дети, животные). Значит, жестокость начинается с малого – с презрительного отношения к окружающим (дескать, я лучше всех), с оскорблений в их адрес, с небережного отношения к природе, к животному миру.  Помните об этом и старайтесь вовремя себя останавливать.

        

На месте, где я остановилась читать, не заканчивается произведение. Давайте попробуем додумать, что может произойти дальше? За таким неблаговидным поступком героя что должно последовать по логике? Что он должен получить в ответ на свой низкий поступок? – наказание.

Когда мы получаем наказание за свои скверные поступки, каково у нас на  душе? – страдаем, переживаем, нас мучает совесть. Вот именно когда человек научается страдать, переживать за содеянное, а потом и сострадать и сопереживать чужому горю, как своему, «оживает» его сердце. Из жестокого оно становится милосердным.

Запомните это слово. Что оно означает? – сочувствие, сердоболие (когда сердце болит за кого-то другого), готовность делать добро, милое сердце. А у кого, как вы думаете, самое милосердное сердце? – у мам. Так вот учитесь у своих мам искусству быть милосердными, учитесь терпеть, прощать, сочувствовать, приходить на помощь и берегите своих мам.

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.                         (Р. Гамзатов)

Вы никакого вопроса не хотите мне задать напоследок? (Из какой книги читался отрывок?). обозначить и «прорекламировать» книгу.

Если вам понравился или показался полезным наш разговор, а также понравился прочитанный отрывок, на своих листочках поставьте последнюю метку – своё отношение к разговору: «+» или

« – ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час" Милосердие: нужно ли оно мне?"

классный  час о милосердии для 6 класса...

Классный час. Милосердие спасет мир. 8 класс.

Классный час к 1 сентября.Что такое милосердие? Вводится понятие- милосердие. Примеры милосердия. Учащиеся тоже проявляют милосердие, участвуя в различных акциях....

Классный час « Милосердие . Нужно ли оно в наше время?»

Формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  другом, развитие  эмоционально- ценностной  сферы  обучающихся....

Классный час "Милосердие - немодное слово?!"

Классный час о милосердии для 6-7 классов...

Классный час «Милосердие – зеркало души человека»

Классный час «Милосердие – зеркало души человека»...

Классный час "Милосердие в нашей жизни"

Актуалный и нужный классный час. Раскрывается значение понятия "милосердия", способствует привитию чувства сострадания и милосердия к  людям. дети в ходе классного часа анализируют различные жизн...

Классный час «Милосердие поможет выжить» в 7 классе

Классный час «Милосердие поможет выжить» в 7 классе...