Классный час «Милосердие поможет выжить» в 7 классе
классный час (7 класс) по теме

Левашко Галина Анатольевна

 

Классный час «Милосердие поможет выжить» в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_blok_miloserdie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Милосердие поможет выжить»

                                                      в 7 классе

Цели: помочь учащимся разобраться в вопросах милосердия, главной ценностью которого является мир, общение, добро, любовь, уважение;

способствовать улучшению микроклимата в классе;  

развивать творческие способности учащихся;

повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

 Задачи: раскрыть сущность понятий «милосердие», «призрения» «благотворительность»;

продолжать формировать коммуникативность, нравственную готовность к эффективному общению.

Форма: познавательно-творческая игра

Оборудование:проектор,раздаточный материал

Оформление: эмблема- рисунок сердца в руках (Приложение 1); высказывания «Из всех преступлений самое тяжелое – бессердечие» (Конфуций), «Обидеть – что ударить, а вот приласкать – надо слово искать», «Язык – самое опасное оружие. Рана от меча легче залечивается, чем от слова»; стихотворение А.Дементьева (Приложение 2)

                                    Жизнь нуждается в милосердии,

                                     Милосердием мы бедны.

                                     Кто-то злобствует, кто-то сердится,

                                     Кто-то снова в тисках беды.

                                     Жизнь нуждается в сострадании

                                     Наши души – как топоры…

                                     Слишком многих мы словом ранили,

                                     Позабыв, что слова остры.  

Приготовить на доске классному руководителю желтую серединку от «Ромашки счастья», на ватмане А3 изображенное дерево жизни; заготовки «Указа о милосердии» ( Приложение 3), на вырезанных в форме сердца открытках пожелания (Приложение 4) по количеству детей, ситуации распечатанные.

на столе у каждого ребенка лепесток для будущей «Ромашки счастья», бумага А4, фломастеры, коллаж-символ слова «милосердие» с синквейном или эссе; сердечки, сделанные детьми.

                                          Ход мероприятия

Сегодня наш классный час пройдет в форме познавательно - творческой игры «Милосердие поможет выжить». мы с вами будем учиться в  разных ситуациях быть добрыми и милосердными.

Психологический настрой: презентация « Интервью с богом» (Приложение 5)

Я думаю, вы зарядились положительными эмоциями. Предлагаю вам открыть свои ладони и сердца для коллективного творчества и общения. Ведь именно этот жест означает доброе отношение к людям.

1. Тренинг «Улыбка». Возьмитесь за руки, образуйте круг, улыбнитесь соседу слева, по-доброму улыбнитесь, так как бы хотели, чтобы улыбнулись вам. Скажите ему что-нибудь хорошее. А теперь соседу справа.

2. Много хороших слов было сказано друг другу. А как одним словом можно назвать готовность помочь кому-то или простить кого-то из сострадания, любви к людям, к окружающим? (милосердие)

Из каких слов произошло это слово? Как Вы это понимаете? (милое сердце)

          3.  Далее необходимо придумать близкие по звучанию, смыслу, ассоциации (например: добро, любовь, доброжелательность, добродетель, благородство, благотворительность и т.д.) .Учитель на доске записывает ассоциации, предложенные детьми.

А всегда ли наша жизнь наполнена этими ценностями?

Что мешает (помогает) нам быть милосердными? (озлобленность людей, эгоизм, исчезновение элементарной культуры поведения).

4. Представить коллажи – символ слова милосердие (А-4, коллаж, символ слова), защитить путем эссе, синквейнов (Приложение 6).

Задание давалось на дом. Ребята выходят к доске, коллаж вешают и защищают свой проект, зачитывая синквейн или эссе, отвечая на вопросы.

5. Чтобы быть милосердным, надо определить, чего в нашем мире должно быть больше – понимания  друг друга или непонимания. Я хочу пожелать вам, чтобы жили в мире понимания и реже оказывались в мире разочарования и горести. Стихотворение А.Дементьева. Да, действительно, «Язык – самое опасное оружие. Рана от меча легче залечивается, чем от слова».

 - но любое ли общение полезно человеку?

 - всегда ли вы в общении милосердны? (ответы)

Для человека полезно то общение, которое несет с собой положительные эмоции, дает человеку чувство защищенности, уверенности в себе. Именно в общении и через общение человек способен излучать душевное тепло, добро, интерес, сочувствие, сострадание.

Дружеские, доброжелательные отношение в семье, в школьном коллективе – немаловажное условие для плодотворной работы, хорошего самочувствия, удовлетворенности жизнью.

Но через общение можно передать и зло, и ненависть. Можно унизить, оскорбить и даже убить человека. Пример. Личный врач Пушкина доктор Спасский словом убил больного. Доктор возвращался от умирающего после дуэли Пушкина. Больной, к которому он приехал, едва приподнялся на постели. Ему было плохо. Схватив руку доктора, он произнес: «Скажите мне, есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» «Никакой» - ответил Спасский – «Да что ж такое? Все умрем, батюшка! Вот и Пушкин умирает! Слышите ли? Пушкин! Так уж нам с вами можно умереть!» Больной со стоном опустил голову на подушку и умер в один день и почти в один час с Пушкиным.

Помните:        Словом можно убить,

                        Словом можно спасти,

                        Словом можно полки за собой повести.

                        Словом можно продать и предать и купить,

                        Слово можно в разящий свинец перелить.

Доброе слово – что ясный день. Очень плохо, что часто по пустякам люди портят друг другу настроение, ссорятся, обижаются. Делая кому-то неприятность, вы творите двойное зло: наносите боль своему и чужому сердцу. И наоборот, добро, которое вы делаете другому непременно вернется к вам, обязательно согреет ваше сердце.

Ребята, а что происходит когда вы ссоритесь?

Всегда кажется, что если бы не злая воля вашего обидчика по общению, то конфликта бы не было.

А что думает ваш партнер?

«Для хлопка нужны две ладони» (восточная пословица).

В любом конфликте виноваты обе стороны. Прежде чем сетовать на партнера по общению, подумай, что ты сам лично сделал не так.

                                     

6. А с каким цветом у Вас ассоциируется слово «милосердие»? (например: красный – любовь, белый – чистота, добродетель, синий – мечта, зеленый – жизнь, рост, желтый – энергия, жизнь, солнечный свет и т.д.)

Значит, милосердие – это помощь нуждающимся  и одна из её форм – это благотворительность.

7. Как и повсюду, в Древней Руси дело помощи бедным было в руках церкви и особенно монастырей. Именно там возникали бесплатные больницы. И через церковь до конца 17 века осуществлялись благотворительные пожертвования.

Милосердие в 17 веке называли призрением.

Выходить из-под церковного контроля помощь убогим начала с            18 века. Однако план разработанный Петром 1 не был осуществлен из-за смерти царя. Дело это замерло вплоть до Екатерининского царствования.

При Екатерине 2 были учреждены дома, больницы, богадельни. Ею был основан Марьинский монастырь, где впервые начали служить сестры милосердия.

В 1910 году 1 Всероссийский съезд деятелей отметил, что в стране существовало 4762 благотворительных обществ и 6278 благотворительных заведения.

Для купечества благотворительность была богоугодным делом. До наших дней дошли названия заведений построенных на эти средства: Бахрушинская больница в Москве, Третьяковская галерея, Щукинское училище, Московский художественный театр, Щепкинская библиотека. Девизом тех лет были слова «Спешите делать добро», принадлежащие главному врачу московских тюрем Ф.П. Газу (1780-1853). Широко известна его неутомимая деятельность по облегчению условий жизни заключенных. Он написал на французском языке книгу «Обращение к женщинам», изданную посмертно, из которой взято выражение-призыв «Спешите делать добро!».

8. Мы сейчас замечаем, что милосердие ушло на задний  план. А ведь милосердие проявляется в наибольшей степени в любви к ближнему. Это и старики в домах престарелых при живых детях, дети в детских домах и приютах при живых родителях и т.д. А ведь все начинается с любви  к матери, отцу. Любить – значит быть милосердным. Как Вы будите относиться к своим родителям, так в будущем к Вам будут относиться Ваши дети.

Письмо.

«Дорогая, мамочка, родная и любимая. Прости, прости свою бессовестную дочь. Я опять не имею возможности приехать к тебе. Но я звоню, беспокоюсь о твоем здоровье. И вот врач сказал: «У тебя все хорошо! Ты же меня поймешь, жизнь наступает на пятки! Тяжело – вокруг много зла, меньше добра. Вижу тебя во сне, вспоминаю наши трудные и прекрасные деньки. Милая моя, прости! Жизнь меня не радует. А за тебя я спокойна! Государство не бросит. Что тебе еще надо? Тепло, уют, накормлена, напоена. Все хорошо. За меня не беспокойся. Твоя дочь….»

Проанализировать, высказать мнение о том, милосердно или нет данное письмо.

9. Игра «Солнышко любви»

Надо нарисовать солнышко любви и по его лучам пересчитать, кого вы любите.

После того как участники нарисуют солнышко сказать им: - У вас разное количество лучиков это тоже одно из качеств милосердия.

10. Заметим, что жизнь часто представляет человеку шанс совершать доброе дело, быть милосердным. Но мы не всегда используем, потом жалеем. Я предлагаю Вам игру «Шанс и выбор».

(В лукошке лежат карточки с ситуациями, тот, кто берет карточку, должен определить, какое принять ему решение.)

Ситуации:

1. Ты видишь, как каждый день соседка-старушка ждет писем от своих детей, заглядывая в почтовый ящик, и не найдя там ничего тихонько всхлипывает вытирая слезы краешком платка. Но писем ей никто не пишет уже больше года.

        2.К тебе на улице привязался маленький бродячий щенок, но взять ты его себе не можешь.

        3. Совершенно не знакомая девушка сидит на скамейке и плачет.

        4. Ты опаздываешь с ребятами в кино (на встречу), а в это время тебя просит старик донести сумки до дома.

Мы видим, что жизнь все время представляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней.

11. Можно ли возродить милосердие в каждом человеке, как это сделать? Что сделали Вы? Что может сделать каждый из Вас в своей школе,  селе, чтобы люди окружающие Вас были счастливы.

Игра «Ромашка счастья».

(Каждый на своем лепестке должен написать, то доброе дело, которое он сделает в ближайшем будущем). Лепесток прикрепить магнитиком к серединке «Ромашки счастья» на доске.                        СОЦИАЛИЗАЦИЯ

                                                                                           ИТОГ.

И от того, какие нравственные идеалы будем мы нести, будет зависеть, не ожидает ли нас нравственная катастрофа, как уже существующая экологическая.

Во время стихийных бедствий, экологических катастроф всегда на помощь приходят различные страны. Можно ли это назвать милосердием между странами?

Давайте вспомним одну трагедию. Это Беслан. Сколько людей пострадало во время этого теракта?! И сколько людей откликнулись на чужое горе. Независимо от национальности люди проявили милосердие, сострадание к нуждающимся.

Разделить класс на 2 команды (рассчитаться на 1, 2, 3, 4 – чет, нечет, можно использовать цветную бумагу или другие способы).

12. А сейчас я хотела бы предложить Вам (каждой группе) сочинить Указ «О милосердие ко всему живому», который  начинается со слов: «Запрещаем причинить даже маленькие страдания …..»

(Указы зачитываются и вывешиваются на дерево жизни).

Пусть это будет законом, по которому мы постараемся жить.

Наше время обещания подходит к концу. Я хочу вам подарить на память о нашем общении вот такое сердце с пожеланием:

                                 Лучами Земля опоясана,

Цветами Земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша Планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

13. И в самом заключении я хотела бы рассказать Вам одну притчу.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Он грубил окружающим, отказывал в помощи нуждающимся, ранил друзей и родных словом и делом. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина  так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то  нет, а дырки остались, - ответил сын.

Я хочу пожелать Вам, чтобы в Вашей жизни не оставались такие дыры и пожелать Вам всем счастья. У вас на столах лежат сердечки. Подарите свое сердечко кому хотите. Дарятся сердечки. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час" Милосердие: нужно ли оно мне?"

классный  час о милосердии для 6 класса...

Классный час. Милосердие спасет мир. 8 класс.

Классный час к 1 сентября.Что такое милосердие? Вводится понятие- милосердие. Примеры милосердия. Учащиеся тоже проявляют милосердие, участвуя в различных акциях....

Классный час « Милосердие . Нужно ли оно в наше время?»

Формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  другом, развитие  эмоционально- ценностной  сферы  обучающихся....

Классный час "Милосердие - немодное слово?!"

Классный час о милосердии для 6-7 классов...

Классный час «Милосердие – зеркало души человека»

Классный час «Милосердие – зеркало души человека»...

Классный час "Как же выжить в мире СМИ?"

Живя в современном мире ,мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации,даже представить себе не можем  своего существования без них..А так ли безопасно это  увлечение?...

Классный час "Ты же выжил, солдат!"

Классный час посвящен жителям села Никольское Троснянского района Орловской области, ветеранам ВОВ....