Классный час "Как же выжить в мире СМИ?"
классный час (11 класс) на тему

Ерохина Валентина Анатольевна

Живя в современном мире ,мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации,даже представить себе не можем  своего существования без них..А так ли безопасно это  увлечение?

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции.

Средства массовой информации не только отражают происходящие в стране процессы, но и оказывают влияние на формирование мировоззрения  молодежи, принимают на себя распространение и создание соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.

      Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процессы "размножения" средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы "размножения" нарастают лавинообразно: широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, в настоящие время на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта.

 

  Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ. С годами увеличивается напор СМИ, которых становится все больше и больше.

Таким образом, естественно, возрастает информационное влияние.

Но какую роль СМИ занимают в жизни современного человека? Какой характер имеет влияние СМИ на образ жизни людей, на их поведенческие стереотипы, привычкии т.д.? И, вообще, существует ли это влияние?

 Проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи –очень актуальна в нашем современном обществе.

Сегодня мы остановимся на влиянии СМИ на поведение молодежи, так как мы считаем, что именно молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тон общественному развитию.

   Молодежь – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт.

  Задумывались ли вы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? Именно этот на этот вопрос мы сегодня и попытаемся ответить.

 Для начала хотелось бы обсудить с вами, ребята, несколько вопросов:

Как относиться к информации, которую предлагают современные СМИ?

Какова мера ответственности за качество предлагаемой информации?

Могут ли СМИ быть абсолютно независимыми?

Возможно ли, на ваш взгляд, объективное освещение событий в СМИ?

Что заставляет обратиться к СМИ?

Потребности у молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации. Это:

  • потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,
  • потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней,
  • потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность.

При реализации потребности в отвлечении молодой человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

  • ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);
  • развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;
  • решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, .
  • повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).

Какое характер влияние оказывают СМИ?

Положительное.

Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только " раздвигаются стены квартир до границ планеты"

В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Негативное влияние.

  1. Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
  2. Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).
  3. Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).
  4. Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае – не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

С точки зрения реализации функций СМИ – развивающей, воспитывающей и развлекательной, – преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп– и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов , реже – с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.

В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, - это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности молодого человека к взаимодействию со средствами массовой информации; включенности средств массовой информации в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи.

Итак, средства массовых коммуникаций несут, возможности как блага подключения к ценностям мира, так и зла - замыкания в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Роль СМИ может быть сведена к простой манипуляцией, если личность не готова к критической оценке информации.

Главная задача СМИ - знакомить людей (объективно) с происходящими в мире и стране событиями

.

 Смотри на все с открытыми глазами, думай, анализируй! Не впадай в сладкий сон, отдавая свой мозг работникам СМИ, которые решат за тебя все вопросы, будут твоими  постоянными советниками по всем случаям жизни и сделают тебя послушной игрушкой  в руках искусных манипуляторов. Помни: «Сон разума рождает чудовищ»!

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

 

СМИ приносят пользу человеку и обществу

СМИ наносят вред человеку и обществу

1.

развлекают

Уводят от необходимости решать реальные проблемы

2.

развивают

Не всегда информация верна

3.

информируют

Отрицательное влияние на психику

4.

воспитывают

Находятся в чьих-то руках

5.

помогают сделать выбор

Не всегда пропагандируют общечеловеческое

6.

образовывают

7.

формируют общественное мнение

Вывод по таблице:- СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека. 



Предварительный просмотр:

1

 

ВОПРОСЫ К УРОКУ

Что заставляет обращаться к СМИ ?

2

Какое влияние оказывают  мультфильмы на воспитание

 Малышей ?

.Каков образ мамы в русских мультфильмах?

1 ролик злобная героиня

2 ролик образ матери

2.45

3 мин

3

Какое влияние оказывают СМИ на развитие личности

-положительное   -отрицательное

4

Влияет ли интернет на ваше мировоззрение

5

Родители и дети в мире СМИ.  Почему дети становятся чужими?

3 ролик отцы и дети

2.50

6

Какие ценности формирует современное телевидение,

 как вы оцениваете его?

Какие передачи нравятся, каких не принимаете?

4 ролик

влияние СМИ на воспитание  личн

2 мин

7

Какова роль технологий в становлении информационного общества?

-музеи, -выставки, -музыка ,-театр,

-библиотеки,-религия….

8

Могут ли повлиять СМИ на отношения в семье?

5 ролик  

  роль телевидения

2.20

9

   ШКАЛА МНЕНИЙ  Какова роль СМИ в жизни человека? Приносят пользу или вред?   ЗАПИСИ  на ДОСКЕ

10

Советы родителям(как уберечь детей от негативного

 влияния СМИ)   РАБОТА ГРУППЫ

6 ролик

50 сек

11

Советы детям(как же выжить в мире СМИ?)

РАБОТА группы

7 ролик

50 сек

Анкета «Зависимость» условия на доске

Подвержены ли вы влиянию? ФИЗКУЛЬТ пауза-Аркадий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК ЖЕ ВЫЖИТЬ В МИРЕ СМИ?

Слайд 2

Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад. Исократ

Слайд 3

Немного истории : РАЗВИТИЕ средств коммуникации Тысяча лет назад Устная речь, музыка, живопись, письменность XV век Печатная книга XVII век Газеты и журналы XIX век Фотография, радио, телефон, кино, грамзапись . XX – XI вв. Телевидение, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия, космическая связь На первое место вышли электронные средства массовой коммуникации.

Слайд 4

Потребность в постоянной информационной связи необходима для реализации следующих целей: Ориентировки в современной ситуации и социальной среде, социализации в обществе (усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу); Р азвития общего кругозора , систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом; Р ешения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, П овышения профессионального уровня (за счет периодических изданий и других средств массовой коммуникации ). Что заставляет Н АС обратиться к СМИ? Потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации; Потребность в развлечениях ; Потребность в отдыхе (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

Слайд 5

2. Какое влияние СМИ оказывают на малышей ? 1. Каков , по вашему мнению, характер влияния СМИ?

Слайд 6

Специалисты подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по 4 часа в день . За все школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяч часов , а на уроках около 11 тысяч часов , то есть значительно меньше времени, чем перед экранами телевизоров. За это время они видят примерно 13 тысяч случаев насильственной смерти .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как мультфильмы формируют «ценности» В нушают , что насилие –приемлемый (нормальный) путь решения конфликтов; В ызывают равнодушие к человеческим страданиям; В ызывают страх стать жертвой насилия; Служат причиной применения насилия в реальной жизни.

Слайд 2

Телевидение сильно воздействует на поведение молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде .

Слайд 3

Основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, гороскоп , тесты, анекдоты . Пресса: молодёжь с каждым годом всё негативнее относится к печатным изданиям.

Слайд 4

Как Вы считаете, какое влияние оказывают СМИ на развитие личности, положительное или отрицательное? Аргументируйте свой ответ.

Слайд 5

Позитивное влияние: ► СМИ держат молодежь в курсе всех событий, таким образом утоляя «информационный голод»; ► СМИ повышают общую, в том числе и политическую культуру населения; ► Служат для взаимного информирования властей и населения; ► снимают социальную напряженность; ►самореализация личности.

Слайд 6

Негативное влияние: ► Телевизионное ► И сточники пошлой информации; ► Р азвивается зависимость, наносящая существенный ущерб физическому здоровью ; ► В недряется мода на определенный ценности и модели поведения ; ► Ф ормируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).

Слайд 7

Какова роль информационно-коммуникационных технологий в становлении информационного общества?

Слайд 8

Как изменяется культура в связи с развитием социальных коммуникационных платформ?

Слайд 9

1) 10 % - Не влияет 2) 30% - Сомневаются 3) 60% - Влияет Влияет ли Интернет на Ваше мировоззрение?

Слайд 10

Сайты с готовыми докладами: 17% Игровые сайты: 15% Виртуальные энциклопедии и книги: 11% Сайты, содержащие музыку и фильмы: 10% Чаты и форумы: 9% Сайты СМИ: 9% Сайты виртуальных знакомств: 7% Поисковые системы: 6% Виртуальные музеи: 2% На какие сайты Вы чаще всего заходите?

Слайд 11

Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения. Петр Капица 1. Согласны ли Вы с такой трактовкой средств информации? В чем их опасность? 2. Могут ли повлиять СМИ на отношения в семье ? 3 . Что бы Вы посоветовали родителям, чтобы избегать ссор и конфликтов с детьми? 4. Какие советы Вы дадите детям для того, чтобы в семье поддерживались близкие, тёплые отношения?

Слайд 12

СМИ несут в себе возможности как блага , так и зла . Их влияние абсолютно противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может . Единственный в ыход из сложившейся ситуации – это критическое осмысление информации . Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Твое место в мире профессии"

Цель: формирование навыков в выборе профессии....

Классный час "Толерантность - путь к миру!"

Классный час может быть проведен для учащихся 9-11 классов. Содержит толкование термина "толерантность", "толерантная личность", задания практического характера для групповой, фронтальной и индивидуал...

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Классный час знакомит учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....

Классный час "Как жить в мире с родителями?"

Классный час-  разговор с семиклассниками о вожможных конфликтах с родителями и способах их избежать. Презентация поможет сделать общение более разнообразным и интересным...

Классный час "Как жить в мире с родителями?"

Классный час для 7 класса с использованием интерактивной доски....

Классный час "Как жить в мире с людьми и с самим с собой"

Методическая разработка классного часа "Как жить в мире с людьми и с самим с собой"...

Классный час: "Толерантность - путь к миру!!!".

Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим прав...