Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения
материал на тему

Статья из опыта работы классного руководителя МОУ Сергеихинская СОШ  Секушенко Аллы Евгеньевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Сергеихинская средняя общеобразовательная школа

Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения.

                                                     Автор статьи:

                                                     Секушенко Алла Евгеньевна

                                          2014 г.

« Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения».

                                                   «Коль человек - существо общественное, то

 только в обществе он может развить свою природу.  

Аристотель.

        Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Каждые семь лет классный руководитель  выпускает  один класс и берет новый. Для меня, классного  руководителя, каждый класс особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом. Я считаю, что самое важное в воспитании коллектива это его сплочённость. Поэтому главной задачей для меня всегда стоит сплочение коллектива. А значит воспитание в детях чувства понимания, доброго отношения друг к другу, сопереживания, желания действовать одной командой.

В своей статье я хочу поделиться опытом работы над проблемой формирования сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся  толерантного поведения.

При написании статьи были использованы научные работы и статьи психологов, изучающих проблемы воспитания детей.

        В современном мире, где присутствуют акты терроризма, насилия на национальной, религиозной почве, идейной нетерпимости актуальность данной  проблемы не вызывает сомнений.  Массовое внедрение компьютерных технологий, интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

 Я начала работать по этой проблеме, когда мои ученики пришли в 5 класс, понимая, что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди ребят, сплочение коллектива класса,  является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса.  Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности.  Именно образование выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему миру и, в конечном счёте, индивидуальное и коллективное поведение людей.

        Толерантность нужно систематически воспитывать, тогда она станет элементом культуры жизнедеятельности классного коллектива.

        Очень важно строить воспитательный процесс класса на основе таких принципах как:

- принцип сотрудничества;

- принцип взаимоуважения;

- принцип деятельностного и творческого подхода;

- принцип системности;

- принцип учета возрастных особенностей;

- принцип ориентации на «успех» каждого ученика;

          - принцип открытости.
         В основу своей воспитательной работы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива, в которой формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовно развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям. Реализация данной идеи, как я полагаю, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами.  

Для достижения планируемых результатов необходимо решить следующие частные задачи: 
- создание благоприятных условий и возможностей для формирования и  развития личности каждого ученика; 
- развитие познавательного интереса, расширение кругозора и эрудиции учащихся;
- создание условий для раскрытия творческого потенциала и воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом;
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,
- провести мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.

На протяжении пяти лет (5-9 классы) работы проводились разнообразные мероприятия, включающиеся в себя основные направления развития толерантности:

- усвоение того, что каждый человек – личность;

- знакомство с важностью принципа уважения человеческого достоинства всех людей без исключения;

- понимание учащимися идеи взаимодополняемости, как основной черты существующих различий.

Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью. Использовались и другие формы работы.

5 класс: анкетирование «Наши отношения», тестирование «Настоящий ли ты друг», конкурс «Ветераны живут рядом», психологическая игра «Необитаемый остров», классные часы «Учитесь улыбаться» (к  Дню толерантности», «Я горжусь тобой – мой край родной», «Что такое настоящая дружба», «Ростки дружбы», игровой практикум «Учимся взаимодействию», игра-путешествие «Как встречают новый год в разных странах», Дискуссия «Воспитанный человек – это кто?», единый урок «История войны в судьбе моей страны».

6 класс: тестирование «Вы – сама доброта»,  игра-эксперимент «Учимся управлять», деловая игра «Лаборатория нерешенных проблем»,  час откровенного разговора «Мой сосед по парте»,  психологический практикум «Борьба с конфликтами», классный час «Добродетель требует усилий», занятия «Нам сочувствие дается, как  дается благодать», «Отойди от зла и сотвори добро».

7 класс: тестирование «Исследование личностных особенностей подростков» (тест разработан А.О. Прохоровым и Т.Н. Генитт), анкетирование «Тревожность и депрессия», 6 занятий «Я в мире… мир во мне» - «Качества», «Характер», «Воля», «Добро»,  «Жертвенность. Любовь», «Надежда», урок этики «Как научиться жить в мире людей».

8 класс: классные часы «Настоящий друг»,  «Чти отца своего», «Планета Толерантность»,  игра-путешествие «Поезд мира», занятие «Я в мире…мир во мне» - «Жестокость».

9 класс:  беседа «О товариществе и дружбе», праздник «Всему начало – любовь»,  аукцион «Рекорды моего класса»», психологическая игра «Учимся решать проблемы», психологические занятия «Научись управлять собой», «Искусство жить в ладу с собой и миром»,  классный час «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».  

           Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет определить  уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя,  корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год.  Для проведения исследования были выбраны методики:

- Психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено);

- Определение индекса групповой сплоченности Сишора;

- Тест «Самооценка толерантности личности» (Зиновьев Д.В.)

Оценка результатов проведения развивающих мероприятий показала, что к 9 классу уровни толерантности и социально-психологического климата в классе повысились, что свидетельствует о том, что целенаправленное развитие толерантности является фактором благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.

В заключении хочется сказать, что детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания. Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт. 

Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников,  связанных с календарными датами и такими событиями, как Новый год, 8 марта, День матери. Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий.
         Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения, результаты которого необходимы окружающим.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме.

Литература:

1.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78 c.

2.Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. – 56с.

3.Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.

4.Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.

5.Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000.-65c.

6.Лутошкин, А. Н.Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Формирование и сплочение классного коллектива

Выступление на педагогисеском совете - представление собственного опыта....

Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива

Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»

Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....